Контрольно-счетные органы (Счетная палата Российской Федерации,
контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и
внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных
фондов. [1]
Можно выделить несколько стадий
бюджетного процесса, которые представлены на рисунке 2 [6].
Рисунок 2 – Стадии бюджетного
процесса.
Составление проекта бюджета — один из
наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие
вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на
предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия
дефицита бюджета. Подготовка проекта бюджета в большинстве стран осуществляется
аналогичным образом. [8]
Работа по составлению проекта
государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года, например
(в ФРГ — за 6 месяцев, Японии — за 7, Франции — за 14, США — за 18, Италии — за
11 месяцев) [8]. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти,
как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным
органом — Административно-бюджетным управлением при президенте.
Вначале в течение первых трех месяцев
составляется прогноз социально-экономического развития, сводный баланс
финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются
контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период. [8]
Работа по составлению проекта бюджета
продолжается подготовкой министерством финансов (или специальным органом в США)
директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением
представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им
сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные
проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после
согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета. [8]
Полномочия министра финансов в
отношении сметных предложений министерств (ведомств) варьируются. В некоторых
странах 6н имеет право лишь принять их к сведению и включить в целом без
изменений в проект бюджета, вносить же изменения может кабинет министров. В
других государствах (Великобритания, Канада) министр финансов наделен
полномочиями по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести
какие-либо изменения в их сметные предложения. [8]
При составлении проекта бюджета
ставятся задачи: активного его воздействия на повышение эффективности
экономики; обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с
экономическими, политическими и социальными программами правительства;
установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств.[8]
После одобрения проекта бюджета
высшим исполнительным органом проект бюджета поступает в законодательный орган,
который рассматривает и утверждает его. Бюджет после утверждения
законодательным органом поступает на подпись главы государства и становится
законом. [8]
В других странах при возникновении
разногласий по бюджету между законодательным органом и правительством может
быть поставлен вопрос о доверии правительству и предоставлении ему
"чрезвычайных полномочий" по финансовым вопросам, дающих право
утвердить бюджет без парламента. В противном случае правительство, бюджет
которого парламент отклонил, уходит в отставку. Глава правительства формирует
новый кабинет министров, который составляет новый бюджет. Наконец, возможны
роспуск законодательного органа и новые выборы. Тогда бюджет вторично
рассматривается новым составом законодательного органа (данный вариант зависит
от прочности положения правительства в стране). [8]
Если законодательный орган не
успевает принять бюджет до нового года, правительство получает право
производить расходы на установленный срок (в днях, неделях, месяцах) на уровне
прошлого бюджета.[8]
Составление и исполнение бюджета —
две стороны общего бюджетного процесса. Задачи, присущие составлению бюджета,
получают дальнейшее развитие в период его исполнения. Они предусматривают:
усиление работы по наиболее полному выявлению и использованию резервов для
повышения темпов экономического роста, увеличения национального дохода и
неденежных накоплений государства; мобилизацию денежных средств для обеспечения
мероприятий по социально-экономическому развитию регионов; проведение
эффективного контроля за правильным расходованием государственных средств. [8]
Данная стадия бюджетного процесса
охватывает получение утвержденных доходов (главным образом — налогов) и
осуществление бюджетных расходов, т.е. платежей в соответствии с выделенными
ассигнованиями. Организация исполнения доходной части бюджета и контроль за его
осуществлением возлагается на министерство финансов. Этот этап продолжается в
течение года, который называется финансовым или бюджетным годом. [8]
Важным элементом третьей стадии
является кассовое исполнение бюджета — организация сбора бюджетных средств на
территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности.
Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская,
банковская и смешанная. При казначейской системе кассовое исполнение бюджета
возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при
банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и
банки. [8]
В основе кассового исполнения бюджета
лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории
страны доходы поступают на единый счет министерства финансов в центральном
банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными
расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства. Единство кассы
дает возможность сосредоточить средства каждого бюджета в одном центре, создавая,
таким образом необходимые условия для планомерного распоряжения ими
соответствующим органом государственного управления, исходя из общих задач и с
учетом его финансовых возможностей. Концентрация бюджетных ресурсов в банке
способствует также укреплению денежного обращения, поскольку исключает
возможность распыления денежных средств по многочисленным каналам и облегчает
маневрирование этими средствами. [8]
Из всего вышесказанного можно сделать
вывод о том, что весь
бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления,
рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия
составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически
сменяют друг друга. [8]
Составлению проекта бюджета
предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ.
Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего
субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании
бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных
ассигнований.[8]
Исполнение бюджета совпадает с
бюджетным годом и длится 1 год. Исполнение возложено на соответствующие органы
исполнительной власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и
своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и финансировании
соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по
бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом.
Исполнение бюджета завершается 31 декабря. [8]
Рассмотрение и утверждение отчета об
исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Отчет об
исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со
структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении
федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. [8]
После окончания финансового года начинается последний
этап бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета
министерством финансов и утверждение его парламентом. На этом заканчивается
общий цикл бюджетного процесса. [8]
Таким образом, бюджетный процесс представляет собой
особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур
составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а
также контроль за их исполнением. Он регламентируется нормами права,
предписывающими правила и порядок их осуществления, прописанные в бюджетном
кодексе, законе о бюджетном процессе.
2. Бюджетный процесс в Липецкой области
Областной бюджет - форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
области. [2] Бюджетная система области - совокупность областного бюджета,
местных бюджетов и бюджета областного фонда обязательного медицинского
страхования. [2]
Бюджетный процесс области - регламентируемая законодательством
Российской Федерации и настоящим Законом деятельность органов государственной
власти области и иных участников бюджетного процесса по составлению и
рассмотрению проектов областного бюджета и бюджета областного фонда
обязательного медицинского страхования, утверждению и исполнению областного
бюджета и бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования,
контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению,
внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. [2]
В структуру бюджетной системы области входят:
областной бюджет и бюджет областного фонда
обязательного медицинского страхования;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских
округов; бюджеты городских и сельских поселений. [2]
К стадиям бюджетного процесса в Липецкой области
относятся: составление проектов бюджетов;
рассмотрение, утверждение бюджетов;
исполнение бюджетов;
составление, внешняя проверка, рассмотрение и
утверждение бюджетной отчетности;
государственный финансовый контроль. [2]
Рисунок 3– Структура бюджетной системы области
К стадиям бюджетного процесса в
Липецкой области относятся: составление проектов бюджетов; рассмотрение,
утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление, внешняя проверка,
рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности; государственный финансовый
контроль. [2]
Рисунок 4 – Стадии бюджетного
процесса Липецкой области
В систему органов, обладающих
бюджетными полномочиями по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета,
исполнению бюджета, осуществлению контроля за его исполнением и утверждению отчета
об исполнении бюджета, рисунок 5. [2]
Рисунок 5 – Участники бюджетного
процесса
Полномочия участников бюджетного процесса
заключаются в следующем:
– Областной Совет депутатов: устанавливает порядок
рассмотрения проектов областного бюджета и бюджета областного фонда
обязательного медицинского страхования; определяет порядок представления,
рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении областного бюджета;
рассматривает проекты законов об областном бюджете и о бюджете областного фонда
обязательного медицинского страхования, об исполнении областного бюджета и
бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования, других
законов, регулирующих бюджетные правоотношения на территории области; вводит
региональные налоги и сборы, устанавливает налоговые ставки по ним и
предоставляет налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской
Федерации; устанавливает нормативы отчислений доходов в местные бюджеты от
федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих
зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и
законодательством о налогах и сборах в областной бюджет; формирует и определяет
правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением областного
бюджета; осуществляет государственный финансовый контроль. [2]
– Глава администрации области: представляет в
областной Совет депутатов проекты законов об областном бюджете, о бюджете
областного фонда обязательного медицинского страхования, о внесении изменений в
указанные выше законы, об исполнении областного бюджета, бюджета областного
фонда обязательного медицинского страхования, проекты других законов,
регулирующих бюджетные правоотношения на территории области; назначает
представителей от администрации области в согласительную комиссию для
рассмотрения разногласий по проекту областного бюджета; определяет
представителя в областном Совете депутатов по проектам законов, указанных в
абзаце втором настоящей статьи; осуществляет иные полномочия, предусмотренные
Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Липецкой области и настоящим
Законом. [2]
– Администрация области: организует работу
исполнительных органов государственной власти области и определяет порядок их
взаимодействия в процессе составления и исполнения областного бюджета;
разрабатывает для представления главой администрации области в областной Совет
депутатов проект областного бюджета на очередной финансовый год и плановый
период, а также проект программы социально-экономического развития области;
устанавливает порядок разработки прогноза социально-экономического развития
области; одобряет прогноз социально-экономического развития области;
обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении
областного бюджета и отчет о выполнении программы социально-экономического
развития области для представления их главой администрации области на утверждение
областного Совета депутатов; утверждает долгосрочные областные целевые
программы; принимает решения о расходовании средств резервного фонда
администрации области, образуемого в составе областного бюджета; определяет
политику заимствований области на очередной финансовый год и плановый период;
осуществляет иные бюджетные полномочия в порядке, предусмотренном действующим
законодательством. [2]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|