Секретарь
Совета Безопасности обладает широкими полномочиями. Он назначается на должность
и освобождается от должности Президентом РФ. В настоящее время Секретарём СБ
является Н.П. Патрушев, в прошлом длительное время возглавлявший ФСБ России.
Совет
Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями своей деятельности
образует межведомственные комиссии, которые являются рабочими органами Совета
Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться
по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной
основе. Указом Президента РФ от 1.09.2000г. № 1603 «Вопросы межведомственных
комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» были образованы такие
комиссии, а также утверждены положения о них и их состав:
1) по
проблемам Содружества Независимых Государств;
2) по
общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;
3) по
конституционной безопасности;
4) по
безопасности в сфере экономики;
5) по
оборонно-промышленной безопасности;
6) по военной
безопасности;
7) по
международной безопасности;
8) по
экологической безопасности;
9) по
мобилизационной подготовке и мобилизации;
10) по
пограничной политике;
11) по
информационной безопасности;
12) по охране
здоровья населения.
Организационно-техническое
и информационно-аналитическое обеспечение деятельности СБ РФ осуществляет его
Аппарат, который действует на основании Положения, утверждённого Указом
Президента РФ от 28 марта 1998 г. № 294. Согласно Указу Президента РФ от 25
марта 2004 г. № 400 Аппарат СБ РФ является самостоятельным подразделением
Администрации Президента РФ (на правах управления). В целях
научно-методологического обеспечения деятельности СБ РФ при нём образован
научный совет, действующий на основании Положения, утверждённого Указом
Президента РФ от 19 февраля 2005г. №182. Совет Безопасности наделён обширными
контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств
и ведомств. В компетенцию Совета Безопасности входит не только разработка основ
государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление.
2.2 Федеральная служба безопасности
Российской Федерации
В системе
специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере
безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба
безопасности Российской Федерации. ФСБ РФ возглавляет директор, назначаемый на
должность и освобождаемый от неё Президентом России. Правовую основу
деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ и Федеральный закон
от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в
Российской Федерации».
К органам
федеральной службы безопасности относятся:
федеральный орган
исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
управления
(отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
управления
(отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах
управления (органы безопасности в
войсках);
управления
(отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
по пограничной службе (пограничные органы);
другие
управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения
безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность
органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
авиационные
подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения,
предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские,
экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные
подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности
федеральной службы безопасности.
Территориальные
органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие
органы безопасности являются территориальными органами федерального органа
исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его
прямом подчинении. Федеральный орган исполнительной власти в области
обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы
безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своём составе
подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности
органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие
функции.
Деятельность
органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным
направлениям:
контрразведывательная
деятельность;
борьба с
преступностью и террористической деятельностью;
разведывательная
деятельность;
пограничная
деятельность;
обеспечение
информационной безопасности.
Перед
федеральной службой безопасности поставлены основные задачи:
информировать
Президента, Председателя Правительства и по их поручениям федеральные органы
государственной власти, а также органы государственной власти субъектов
Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
выявлять,
предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб
и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на
нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
осуществлять
внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных
видов специальной связи с территории Российской Федерации;
выявлять,
предупреждать и пресекать акты терроризма;
разрабатывать
и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и
наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных
формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений,
ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской
Федерации;
обеспечивать
безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских
формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба;
обеспечивать безопасность
объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи,
жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических
объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных
научных разработок;
обеспечивать
безопасность федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
участвовать в
разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную
тайну;
осуществлять меры
по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.[9]
Одними из
весьма значимых составляющих системы органов безопасности являются управления
(отделы) Федеральной службы безопасности в Вооружённых Силах РФ, других
войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках), в
недавнем прошлом именовавшиеся органами военной контрразведки. Они действуют на
основании Положения, утверждённого Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №
318. Органы безопасности в войсках входят в единую систему органов Федеральной
службы безопасности РФ. Они находятся в прямом подчинении ФСБ России. Задачами
органов безопасности в войсках, в частности, являются: выявление,
предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных
служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной
на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, её Вооружённых Сил,
других войск, воинских формирований, и органов; добывание разведывательной
информации об угрозах безопасности Российской Федерации, её Вооружённых Сил,
других войск, воинских формирований и органов; выявление, предупреждение и
пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против
Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
предотвращение в пределах своей компетенции несанкционированных действий с
оружием массового поражения; обеспечение в пределах своих полномочий защиты
сведений, составляющих государственную тайну, в Вооружённых Силах РФ, других
войсках, воинских формированиях и органах; выявление, предупреждение во
взаимодействии с другими государственными органами преступности и коррупции в
Вооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; участие в
обеспечении безопасности Президента РФ и других должностных лиц и
государственных органов; участие в оперативном (контрразведывательном)
обеспечении защиты Государственной границы РФ.
«После
распада СССР Россия граничит на суше и на море с 18 государствами. Из более чем
60 тыс. км российской границы около 14 тыс. приходится на новые рубежи, которые
не оборудованы и во многих случаях не оформлены в международно-правовом
отношении. Поэтому значимым направлением для обеспечения безопасности страны
является надёжная охрана Государственной границы. Эта охрана строится на
прочной правовой основе, которую составляет Закон РФ от 1.04.1993г. № 4370-I «О Государственной
границе Российской Федерации ».[10] Режим Государственной
границы РФ является одним из видов административно-правовых режимов.
После издания
Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 функции упразднённой Федеральной
пограничной службы РФ были переданы ФСБ России. В результате проведённой
реорганизации пограничные органы вошли в структуру ФСБ России. Они обеспечивают
реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере
охраны Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа
и исключительной экономической зоны.
Защиту и
охрану Государственной границы РФ, а также предупреждение и пресечение
преступлений и административных правонарушений в данной сфере осуществляют
войска ФПС ФСБ РФ. Их численность составляет около 220 тысяч военнослужащих.
Должностные
лица пограничных органов наделены обширными полномочиями. В их число входят:
государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы,
пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных
правонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы,
пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;
пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов,
товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то
государственными органами; осуществление государственного контроля в сфере
охраны морских биологических ресурсов.
Сотрудники Федеральной
пограничной службы ФСБ России при исполнении своих полномочий имеют право
применять оружие, специальные средства, физическую силу, а также служебных
собак. Постановлением Правительства РФ от 8.01.1998г. № 202 утверждён порядок
применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ.
Об
эффективности деятельности ФСБ РФ свидетельствуют результаты:
контрразведывательная
деятельность
В 2008 году
ФСБ РФ пресекла деятельность 48 кадровых сотрудников иностранных спецслужб и 101
агента спецслужб зарубежных государств, в числе которых 76 иностранцев и 25 граждан
РФ. С поличным были взяты шесть кадровых иностранных разведчиков и три агента.
Выдворены из России девять иностранных граждан, причастных к деятельности
спецслужб. В сфере защиты гостайны проведено около шести тысяч проверок
обеспечения режима секретности и соблюдения лицензионных условий, возбуждены 27
уголовных дел и более 700 дел об административных правонарушениях. Выявлена и
нейтрализована агентурная сеть спецслужб Грузии на территории России, а один из
её организаторов замначальника управления службы внешней разведки Грузии Херкеладзе
был арестован.
борьба с
терроризмом
ФСБ
предотвратила на Северном Кавказе 97 преступлений террористической направленности,
из которых более 50 планировалось в местах массового пребывания людей.
Пресечена преступная деятельность свыше 680 бандитов и их пособников. За
преступления, связанные с террористической и экстремистской деятельностью,
осуждено около 900 человек. В ходе контртеррористической операции оказали
вооружённое сопротивление и были уничтожены 200 активных членов и главарей
бандгрупп. Пограничники не пропустили на законных основаниях свыше 100 тысяч
лиц.
информационная
безопасность
Сотрудники
ФСБ России, обеспечивающие информационную безопасность, отразили более миллиона
атак хакеров, в том числе 280 тысяч из них были направлены на сайт Президента.
В сфере обеспечения информационной безопасности во взаимодействии с
правоохранительными органами возбуждено более 230 уголовных дел, осуждено более
20 человек.
борьба с
коррупцией
Сотрудники
ФСБ России предотвратили в 2008 году ущерб государству на сумму более 55 млрд
рублей и обеспечили дополнительное поступление в казну свыше 2 млрд рублей. По
материалам органов безопасности, за преступления коррупционной направленности
возбуждено 1300 уголовных дел, осуждено свыше 500 человек, изъято стратегически
важных сырьевых и иных товаров, в отношении которых установлены специальные
правила перемещения через таможенную границу, на сумму более 1 млрд рублей, а
также валютных и других ценностей порядка 400 млн рублей. Пресечена преступная
деятельность ряда высокопоставленных сотрудников федеральных органов
государственной власти. За вымогательство и злоупотребление должностными
полномочиями осуждены вице-губернатор Приморского края, главы городских
администраций Томска, Архангельска, Тольятти. Среди осужденных также член
Совета Федерации и помощник депутата Госдумы.[11]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|