на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Конституционный строй

Указами Президента РФ 1991 г. проведена либерализация цен и введена свобода торговли. Ограничения касаются лишь определенных мест и товаров. Качество товаров регулируется законодательством о правах потребителей, существуют общества потребителей. Есть ограничения и в связи с местами торговли.

«Важнейшей стороной любой экономической системы является роль труда в обществе. Вне трудовой деятельности (в любых ее формах) невозможно создание богатств общества. Конституция России устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд (ст. 37). Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».1

Трудности экономического развития России связаны со структурой се валового внутреннего продукта (ВВП). В 2000 г. 40% ВВП получено за счет экспорта, в том числе 35% — за счет экспорта сырья (в развитых странах доля экспорта составляет приблизительно 10% ВВП). Развитие российской экономики затруднено ее криминализацией. По данным МВД России организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85% банков.1

В целом, как отметил Президент РФ В.В. Путин в своем послании парламенту, Россия продолжает жить «в условиях прогрессирующего экономического отставания» от передовых стран.

1.3 Конституционно-правовые характеристики России как суверенного государства

В Конституции РФ устанавливается, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4), тем самым Россия провозглашается суверенным государством. Категория «суверенитет» впервые была использована при характеристике государства Ж. Боденом в работе «Шесть книг о республике" (1594 г.) как «постоянная и абсолютная власть государства". В настоящее время государственный суверенитет понимается как состояние полновластия государства на своей территории и его независимости от других государств. Государство как публично-правовая организация общества создает органы государственной власти, которые и обеспечивают его суверенитет Государственный суверенитет является неотъемлемым, качественным признаком государства и условно имеет две формы (стороны): внутреннюю и внешнюю.

«Государственная власть является единственной легальной (законной), принимаемые ею решения обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями, организациями, а также самими органами государственной власти; единство государственной власти выражается в наличии системы органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных и иных), совокупная компетенция которых охватывает все полномочия, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций государства»1.

Независимость государства (внешняя сторона) — это самостоятельность во взаимоотношениях с иностранными государствами, недопустимость их вмешательства во внутренние дела, обеспечение неприкосновенности своей территории.

Следует также различать, с одной стороны, суверенные государства и, с другой, — территории, которые признаны международным сообществом суверенными государствами (юридический суверенитет), но в действительности таковыми не являются в связи с тем, что государственная власть в них ограничена властью другого либо других государств. Таким образом, по мнению Енгибиряна Р.В. «государственный суверенитет как политико-правовое явление и характеризующая его категория конституционного права имеет достаточно определенные характеристики: полновластие государства как верховенство и независимость»1.

Россия имеет сложную периодизацию истории государственного суверенитета, поскольку не всегда являлась суверенным государством. Выделяют следующие периоды:

— Российское имперское государство (до февраля 1917 г.)

— Россия являлась суверенным государством, при этом император считался носителем суверенитета и источником верховной власти;

— Российское Советское государство (октябрь 1917 г. — декабрь 1922 г.)

— Россия, изменив название (РСФСР) и форму государства (советская республика, советская национальная федерация, диктатура пролетариата), сохраняет государственный суверенитет;

— Россия как субъект федерации СССР (декабрь 1922г. — июнь 1990 г.) утрачивает государственный суверенитет, подписав в 1922г. Союзный договор об образовании СССР как федерации советских республик РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Грузия, Армения, Азербайджан). В конституциях СССР провозглашался юридический суверенитет союзных республик; республика признавалась суверенным государством, имеющим право свободного выхода из СССР;

— Россия как субъект федерации в период распада СССР (июнь 1990 г. — декабрь 1991 г.) предпринимает попытку восстановить государственный суверенитет. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР провозглашает государственный суверенитет РСФСР в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Декларация провозгласила народ России единственным источником власти и носителем суверенитета, государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории, стремление создать демократическое правовое государство в составе обновленного СССР. Российская Федерация — суверенное государство (декабрь 1991 г. - по настоящее время). В связи с прекращением существования СССР как государства (декабрь 1991 г.) 15 бывших союзных республик, в том числе и РСФСР (с 25 декабря 1991 г. — Российская Федерация), являются суверенными государствами.

Современное понимание государственного суверенитета России обосновано и сформулировано Конституционным Судом РФ и постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"»1: суверенитет Российской Федерации, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на всей его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак России как государства.

Российская Федерация как суверенное государство имеет следующие конституционно-правовые характеристики:

1. Провозглашение Россией государственного суверенитета. «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ).

2. Признание государственного суверенитета Российской Федерации производным от суверенитета российского народа. Конституция Российской

Федерации в ст. 3 устанавливает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ».

3. Признание ограниченности государственной власти Конституцией РФ, принятой многонациональным народом России всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В Конституции РФ определяется что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15).

4. Установление полновластия Российского государства на своей территории (внутренняя сторона государственного суверенитета), которое реализуется в следующих положениях Конституции РФ:

а) определение пространственного предела государственного суверенитета России. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ), которая включает территорию субъектов РФ, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ), а также недра. Ни одно иностранное государство без разрешения Российской Федерации не имеет права производить на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне разведку, разработку естественных ресурсов, находящихся в воде, на дне и в его недрах. Территория России отделена от территорий сопредельных государств Государственной границей, определяющей пространственный предел действия государственного суверенитета. Режим Государственной границы, включающий правила пропуска, перевозки людей и грузов, разрешения инцидентов с иностранными государствами, установлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»1.

б) установление верховенства Конституции РФ, актов государства в правовом регулировании общественных отношений. Конституция РФ имеет верховенство (ч. 2 ст. 4), высшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации. Законы, иные правовые акты издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и не должны ей противоречить (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 90, ст. 115).

в) учреждение единой системы органов государственной власти, обеспечивающих исполнение на всей территории России Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов и иных правовых актов государства. Государственную власть в России осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ (ч. 1, 2 ст. 11), образующие единую по целям, задачам, методам, принципам организации систему органов.

г) обеспечение территориальной целостности России (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ)1. Входящие в состав России государственные образования — субъекты РФ, имеющие сухопутные территории, а равно иные территориальные образования не имеют права свободного выхода из состава Российской Федерации и образования суверенного государства либо присоединения к иностранному суверенному государству, поскольку это не предусмотрено Конституцией РФ.

Независимость (самостоятельность) Российского государства в отношениях с зарубежными государствами (внешняя сторона государственного суверенитета) реализуется по следующим направлениям:

а) самостоятельное определение и проведение внешней политики Российского государства;

б) добровольность заключения международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Международные межгосударственные договоры от имени

России заключает и подписывает Президент Российской Федерации (ст. 86), ратифицирует (одобряет в форме федерального закона) федеральный парламент (ст. 106);

в) признание действия норм международного права на своей территории при условии их соответствия Конституции РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы;

г) обеспечение неприкосновенности своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).

5. Установление внешних атрибутов суверенного государства: герба, флага, гимна, столицы, аккредитации дипломатических представительств иностранных государств. В соответствии с ч. 1 ст. 60 Конституции РФ Государственные герб, флаг, гимн России, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральными конституционными законами (приняты в 2000 г.).


2. Формирование Российского конституционализма

2.1 Категория «конституционализм» в сравнительном изучении: терминологическая проблема российского конституционализма

Современное конституционное развитие России в контексте политических преобразований стран Восточной Европы ставит проблему переосмысления роли конституционных норм и институтов и формирования новой правовой системы.

При раскрытии понятия российского конституционализма необходимо обратиться к историческому контексту его возникновения и развития в России показать, как отражалось в нем взаимодействие национальных особенностей и универсальных принципов. Динамика понятия является составной частью более общих проблем конституционного развития России, поэтому в нем аккумулируются или находят отражение элементы роста конституционных институтов и принципов.

«Термин «конституционализм» происходит от термина «конституция», однако не равнозначен ему и имеет множество интерпретационных значений в современных юридической, политической и исторической науках»1.

Несмотря на различные подходы к проблеме возникновения конституционализма, преобладающим следует признать взгляд, что сам термин «конституционализм» появился впервые в американской политико-правовой мысли в конце XVIII –XIX века.

Как явление мировой политико-правовой культуры конституционализм сформировался при переходе от традиционного к индустриальному обществу. Однако, пройдя стадии спада и возрождения в новейшее время, конституционализм по-прежнему является важнейшим фактором развития демократических государств в конце XX века. Политико-правовая система конституционализма, являясь важной институциональной и процедурной гарантией становления, развития и функционирования институтов гражданского общества, выступает как условие построения правового государства в России.

В современной политико-правовой литературе используются различные подходы к определению конституционализма. Первый подход, выраженный в ряде юридических исследованиях, определяет конституционализм как государственное правление, ограниченное конституцией; второй видит в конституционализме учение о конституции, как основном законе государства и общества и их взаимоотношениях; третий подход, используемый в политологии, утверждает, что конституционализм – это политическая система, основанная на конституционных методах правления.

В ряде исторических и сравнительно- правовых исследованиях конституционализм выступает в качестве преобладающей революционной модели преобразования общества. В рамках такой модели выделяются « конституционные революции», которые рассматриваются как средство преобразования общества и подчинения власти конституционным принципам правления.

В политической философии конституционализм изучается как совокупность базовых для государства и общества политических и правовых идей и принципов нового времени, осмысляется взаимосвязь конституционализма с современным пониманием демократии.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.