Указами Президента РФ
1991 г. проведена либерализация цен и введена свобода торговли. Ограничения
касаются лишь определенных мест и товаров. Качество товаров регулируется
законодательством о правах потребителей, существуют общества потребителей. Есть
ограничения и в связи с местами торговли.
«Важнейшей стороной
любой экономической системы является роль труда в обществе. Вне трудовой
деятельности (в любых ее формах) невозможно создание богатств общества.
Конституция России устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд
(ст. 37). Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду,
выбирать род деятельности и профессию».1
Трудности
экономического развития России связаны со структурой се валового внутреннего
продукта (ВВП). В 2000 г. 40% ВВП получено за счет экспорта, в том числе 35% —
за счет экспорта сырья (в развитых странах доля экспорта составляет
приблизительно 10% ВВП). Развитие российской экономики затруднено ее
криминализацией. По данным МВД России организованная преступность контролирует
почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50
до 85% банков.1
В целом, как отметил
Президент РФ В.В. Путин в своем послании парламенту, Россия продолжает жить «в
условиях прогрессирующего экономического отставания» от передовых стран.
1.3
Конституционно-правовые характеристики России как суверенного государства
В Конституции РФ
устанавливается, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю
ее территорию» (ч. 1 ст. 4), тем самым Россия провозглашается суверенным
государством. Категория «суверенитет» впервые была использована при характеристике
государства Ж. Боденом в работе «Шесть книг о республике" (1594 г.) как
«постоянная и абсолютная власть государства". В настоящее время государственный
суверенитет понимается как состояние полновластия государства на своей
территории и его независимости от других государств. Государство как
публично-правовая организация общества создает органы государственной власти,
которые и обеспечивают его суверенитет Государственный суверенитет является неотъемлемым,
качественным признаком государства и условно имеет две формы (стороны):
внутреннюю и внешнюю.
«Государственная власть
является единственной легальной (законной), принимаемые ею решения обязательны
для исполнения всеми гражданами, учреждениями, организациями, а также самими
органами государственной власти; единство государственной власти выражается в
наличии системы органов государственной власти (законодательных,
исполнительных, судебных и иных), совокупная компетенция которых охватывает все
полномочия, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций
государства»1.
Независимость
государства (внешняя сторона) — это самостоятельность во
взаимоотношениях с иностранными государствами, недопустимость их вмешательства
во внутренние дела, обеспечение неприкосновенности своей территории.
Следует также
различать, с одной стороны, суверенные государства и, с другой, — территории,
которые признаны международным сообществом суверенными государствами
(юридический суверенитет), но в действительности таковыми не являются в связи с
тем, что государственная власть в них ограничена властью другого либо других государств.
Таким образом, по мнению Енгибиряна Р.В. «государственный суверенитет как
политико-правовое явление и характеризующая его категория конституционного
права имеет достаточно определенные характеристики: полновластие государства
как верховенство и независимость»1.
Россия имеет сложную
периодизацию истории государственного суверенитета, поскольку не всегда
являлась суверенным государством. Выделяют следующие периоды:
— Российское имперское
государство (до февраля 1917 г.)
— Россия являлась
суверенным государством, при этом император считался носителем суверенитета и
источником верховной власти;
— Российское Советское
государство (октябрь 1917 г. — декабрь 1922 г.)
— Россия, изменив
название (РСФСР) и форму государства (советская республика, советская
национальная федерация, диктатура пролетариата), сохраняет государственный
суверенитет;
— Россия как субъект
федерации СССР (декабрь 1922г. — июнь 1990 г.) утрачивает государственный
суверенитет, подписав в 1922г. Союзный договор об образовании СССР как
федерации советских республик РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской
Федерации (Грузия, Армения, Азербайджан). В конституциях СССР провозглашался
юридический суверенитет союзных республик; республика признавалась суверенным
государством, имеющим право свободного выхода из СССР;
— Россия как субъект
федерации в период распада СССР (июнь 1990 г. — декабрь 1991 г.) предпринимает
попытку восстановить государственный суверенитет. 12 июня 1990 г. I Съезд народных
депутатов РСФСР провозглашает государственный суверенитет РСФСР в Декларации о
государственном суверенитете РСФСР. Декларация провозгласила народ России
единственным источником власти и носителем суверенитета, государственный
суверенитет РСФСР на всей ее территории, стремление создать демократическое
правовое государство в составе обновленного СССР. Российская Федерация —
суверенное государство (декабрь 1991 г. - по настоящее время). В связи с
прекращением существования СССР как государства (декабрь 1991 г.) 15 бывших
союзных республик, в том числе и РСФСР (с 25 декабря 1991 г. — Российская
Федерация), являются суверенными государствами.
Современное понимание
государственного суверенитета России обосновано и сформулировано
Конституционным Судом РФ и постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня
2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики
Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"»1: суверенитет Российской
Федерации, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность
государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти
государства на всей его территории и независимость в международном общении,
представляет собой необходимый качественный признак России как государства.
Российская Федерация
как суверенное государство имеет следующие конституционно-правовые
характеристики:
1. Провозглашение
Россией государственного суверенитета. «Суверенитет Российской Федерации
распространяется на всю ее территорию» (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ).
2. Признание
государственного суверенитета Российской Федерации производным от суверенитета
российского народа. Конституция Российской
Федерации в ст. 3
устанавливает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в
РФ является ее многонациональный народ».
3. Признание
ограниченности государственной власти Конституцией РФ, принятой
многонациональным народом России всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В
Конституции РФ определяется что органы государственной власти, местного
самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст.
15).
4. Установление
полновластия Российского государства на своей территории (внутренняя сторона
государственного суверенитета), которое реализуется в следующих положениях
Конституции РФ:
а) определение
пространственного предела государственного суверенитета России. Суверенитет РФ
распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ), которая
включает территорию субъектов РФ, внутренние воды, территориальное море,
воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ), а также недра. Ни
одно иностранное государство без разрешения Российской Федерации не имеет права
производить на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне
разведку, разработку естественных ресурсов, находящихся в воде, на дне и в его
недрах. Территория России отделена от территорий сопредельных государств
Государственной границей, определяющей пространственный предел действия
государственного суверенитета. Режим Государственной границы, включающий
правила пропуска, перевозки людей и грузов, разрешения инцидентов с
иностранными государствами, установлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О
Государственной границе Российской Федерации»1.
б) установление
верховенства Конституции РФ, актов государства в правовом регулировании
общественных отношений. Конституция РФ имеет верховенство (ч. 2 ст. 4), высшую
юридическую силу на всей территории Российской Федерации. Законы, иные правовые
акты издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и не должны ей
противоречить (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 90, ст. 115).
в) учреждение единой
системы органов государственной власти, обеспечивающих исполнение на всей
территории России Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов и иных
правовых актов государства. Государственную власть в России осуществляют
федеральные органы государственной власти и органы государственной власти
субъектов РФ (ч. 1, 2 ст. 11), образующие единую по целям, задачам, методам,
принципам организации систему органов.
г) обеспечение
территориальной целостности России (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ)1. Входящие в
состав России государственные образования — субъекты РФ, имеющие сухопутные
территории, а равно иные территориальные образования не имеют права свободного
выхода из состава Российской Федерации и образования суверенного государства либо
присоединения к иностранному суверенному государству, поскольку это не
предусмотрено Конституцией РФ.
Независимость
(самостоятельность) Российского государства в отношениях с зарубежными
государствами (внешняя сторона государственного суверенитета) реализуется по
следующим направлениям:
а) самостоятельное
определение и проведение внешней политики Российского государства;
б) добровольность
заключения международных договоров Российской Федерации с иностранными
государствами и международными организациями. Международные межгосударственные
договоры от имени
России заключает и
подписывает Президент Российской Федерации (ст. 86), ратифицирует (одобряет в
форме федерального закона) федеральный парламент (ст. 106);
в) признание действия
норм международного права на своей территории при условии их соответствия Конституции
РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
частью ее правовой системы;
г) обеспечение
неприкосновенности своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).
5. Установление внешних
атрибутов суверенного государства: герба, флага, гимна, столицы, аккредитации
дипломатических представительств иностранных государств. В соответствии с ч. 1
ст. 60 Конституции РФ Государственные герб, флаг, гимн России, их описание и
порядок официального использования устанавливаются Федеральными
конституционными законами (приняты в 2000 г.).
2.
Формирование Российского конституционализма
2.1
Категория «конституционализм» в сравнительном изучении: терминологическая
проблема российского конституционализма
Современное
конституционное развитие России в контексте политических преобразований стран
Восточной Европы ставит проблему переосмысления роли конституционных норм и
институтов и формирования новой правовой системы.
При
раскрытии понятия российского конституционализма необходимо обратиться к
историческому контексту его возникновения и развития в России показать, как
отражалось в нем взаимодействие национальных особенностей и универсальных
принципов. Динамика понятия является составной частью более общих проблем
конституционного развития России, поэтому в нем аккумулируются или находят
отражение элементы роста конституционных институтов и принципов.
«Термин
«конституционализм» происходит от термина «конституция», однако не равнозначен ему
и имеет множество интерпретационных значений в современных юридической,
политической и исторической науках»1.
Несмотря
на различные подходы к проблеме возникновения конституционализма, преобладающим
следует признать взгляд, что сам термин «конституционализм» появился впервые в
американской политико-правовой мысли в конце XVIII –XIX века.
Как
явление мировой политико-правовой культуры конституционализм сформировался при
переходе от традиционного к индустриальному обществу. Однако, пройдя стадии спада
и возрождения в новейшее время, конституционализм по-прежнему является
важнейшим фактором развития демократических государств в конце XX века.
Политико-правовая система конституционализма, являясь важной институциональной
и процедурной гарантией становления, развития и функционирования институтов
гражданского общества, выступает как условие построения правового государства в
России.
В
современной политико-правовой литературе используются различные подходы к
определению конституционализма. Первый подход, выраженный в ряде юридических
исследованиях, определяет конституционализм как государственное правление,
ограниченное конституцией; второй видит в конституционализме учение о
конституции, как основном законе государства и общества и их взаимоотношениях;
третий подход, используемый в политологии, утверждает, что конституционализм –
это политическая система, основанная на конституционных методах правления.
В
ряде исторических и сравнительно- правовых исследованиях конституционализм
выступает в качестве преобладающей революционной модели преобразования
общества. В рамках такой модели выделяются « конституционные революции»,
которые рассматриваются как средство преобразования общества и подчинения
власти конституционным принципам правления.
В
политической философии конституционализм изучается как совокупность базовых для
государства и общества политических и правовых идей и принципов нового времени,
осмысляется взаимосвязь конституционализма с современным пониманием демократии.
Страницы: 1, 2, 3
|