на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Личные права и свободы

Выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего для лечения, оздоровления или консультации по этим вопросам может быть осуществлен с письменного согласия одного из законных представителей или в его сопровождении.

Подлинность подписи законных представителей на документе о согласии на выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего должна быть удостоверена органом (лицом), имеющим право совершения нотариальных действий, или уполномоченным должностным лицом соответствующей паспортно-визовой службы, или руководителем (его заместителем) государственной жилищно-эксплуатационной организации по месту жительства законных представителей.

Для выезда из Республики Беларусь на постоянное жительство за границей граждан Республики Беларусь в возрасте от 14 до 18 лет дополнительно требуется их согласие, выраженное в письменной форме и удостоверенное в нотариальном порядке.

Следует также иметь в виду, что при возникновении в какой-либо стране чрезвычайной ситуации, создающей невозможность безопасных условий проживания граждан Республики Беларусь, законом предусмотрено, что Совет Министров Республики Беларусь может принимать решения об ограничении выезда в данную страну. Эти решения и сведения об их отмене подлежат опубликованию. Указанные ограничения действуют до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду.

Гарантиями реализации гражданами права на выезд за границу является закрепление в законе сроков рассмотрения заявлений граждан, а также установление порядка обжалования временного ограничения права на выезд за границу.

Правила оформления документов на выезд за границу гражданам Республики Беларусь утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 ноября 1995 г. N 631.

Ограничение свободы передвижения может быть обусловлено целями, указанными в ст. 23 Конституции, например предотвращением беспорядков, эпидемии, защитой подростков от безнадзорности или предотвращением уголовно-наказуемых деяний.

Свобода передвижения правомерно ограничивается, когда назначено в соответствии с законом уголовное наказание, связанное с лишением свободы или определением других мер наказания (мер ответственности), препятствующих свободе передвижения, а также несением воинской службы. В этих случаях мы имеем дело как с санкциями за совершенное преступление, так и необходимостью выполнения конституционной обязанности по несению воинской службы.

Каждый человек имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору; иметь религию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с убеждениями.

Согласно ст. 16 Конституции религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Свобода мысли, совести и религии является важнейшим, фундаментальным правом человека. Его содержание раскрывается в ряде международных документов. Так, согласно ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

Свобода совести и религии исключает какие-либо ограничения, которые могут налагаться на человека в связи с его отношением к религии. Относительно же "внешних" проявлений этой свободы, то здесь допустимо законодательное регулирование.

Помимо Конституции отношения в области свободы вероисповеданий регулируются Законом "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" в редакции от 31 октября 2001 г. Согласно этому Закону граждане Республики Беларусь равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии. В нем закреплено, что указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается, за исключением случаев, когда гражданин сам того желает.

В статье 33 Конституции закрепляется как свобода слова, так и свобода печати, которая в свою очередь является средством выражения свободы слова.

Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц, поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают ее ограничение.

Согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации, участие в собраниях и других общественных мероприятиях, направление обращений в государственные и общественные органы, должностным лицам, участие в обсуждении законопроектов и других вопросов государственной и общественной жизни, участие в предвыборной агитации и т.д.

Согласно Закону "О печати и других средствах массовой информации" гражданам гарантируется свобода печати и других средств массовой информации.

Граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения.

Государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры и определяет меры, направленные на обеспечение экономической поддержки средств массовой информации (ст. 3 указанного Закона).

Цензура средств массовой информации - это значит требование от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требование снять с печати (эфира) тот либо другой материал или сообщение - не допускается. Не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации (ст. 4 Закона).

Законом о печати и других средствах массовой информации определено, что учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, группа граждан, политическая партия и иное общественное объединение, предприятие, учреждение, организация, государственный орган.

Не может выступать в качестве учредителя:

*  гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста либо отбывающий наказание по приговору суда или признанный судом недееспособным;

*  политическая партия, общественное объединение, деятельность которых запрещена по закону;

*  гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Республике Беларусь;

*  физическое или юридическое лицо, ранее выступавшее в качестве учредителя средства массовой информации, деятельность которого запрещена, - в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности средства массовой информации.

Основными актами, регулирующими отношения собственности, являются Конституция и Гражданский кодекс.

Собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц.

Количество или стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

В ст. 44 Конституции закреплено, что неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.

3.Судебные гарантии обеспечения личных прав и свобод

Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиально иной роли человека. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации признаются высшей ценностью и целью общества и государства.

Ранее (в советский период) государство всегда доминировало в отношениях «человек – государство». Оно выступало в роли покровителя, жесткого диктатора, вершителя судеб людей. Если ознакомиться даже с официальными документами, принятыми в 30-е годы ХХ столетия, то можно заметить откровенно пренебрежительное отношение к своим же гражданам. Еще недавно (70-е – 80-е годы ХХ столетия) были случаи борьбы с инакомыслящими с использованием возможностей психиатрических учреждений. В порядке вещей было лишение гражданства.

Совершенствование государства, его структур, усиление социальной ориентации – одно из основных условий обеспечения достоинства человека, его уверенности в предсказуемости действий властей. Защита прав и свобод человека остается сегодня одной из наиболее уязвимых проблем. Жизнеспособность и нравственность общества зависят прежде всего от социального самочувствия его граждан, от степени защищенности их прав и свобод.

Конституция Республики Беларусь провозгласила в качестве высшей ценности – человека, его права и свободы, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина назвала обязанностью государства. Просто утрачена вера в государственную справедливость и закон. Такое положение нетерпимо. Поэтому нужно добиться перелома в этом деле, привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в пренебрежительном отношениям к правам человека, преодолевать правовой нигилизм, повышать уважение к праву, закону.

Необходимость социальной деятельности государства зафиксирована не только в Конституции страны, но и в важнейших международно-правовых документах (статья 25 Всеобщей декларации прав человека; статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Конституционно-правовые параметры обеспечения правозащитной функции судебной власти обусловлены тем, что сама судебная власть является подфункцией более общего понятия - правоохранительная функция судебной власти. Под правозащитной функцией понимается воздействие суда на общественные отношения, имеющее своей целью принудительное осуществление нарушенных или оспариваемых прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии призваны осуществлять специальное (повышенное) обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами, целенаправленно создающими требуемые условия (среду) существования и функционирования обеспечиваемого объекта.

Конституционные основы правосудия имеют непосредственное отношение к проблеме его эффективности. Это связано с тем, что в конституционных целях судопроизводства находят отражение основные, объективно существующие потребности и интересы общества в равной для всех, оптимальной процедуре рассмотрения и разрешения судебных дел. От степени практической реализации этих целей зависит уровень эффективности судебной деятельности по осуществлению правосудия. В Республике Беларусь равным образом защищаются все формы собственности, а заинтересованные лица, независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами, обладают равными процессуальными возможностями для отстаивания своих субъективных прав и законных интересов.

Общая обязанность судов по защите прав и свобод человека и гражданина, выступающая как основная конституционная цель правосудия, объединяет все звенья судебной власти по их общественному предназначению в системе институтов государственной власти.

Право на судебную защиту. Белорусская Конституция содержит ряд положений правоохранительного свойства, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления, причем в разных формулировках. Статья 21 Конституции гласит: "Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, в законах и предусмотренные международными обязательствами государства". Таким образом, государство возлагает на себя обязанности судебного вмешательства по требованию любого гражданина и разрешения спора по существу согласно действующему законодательству.

Судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес человека уже нарушен, т.е. гарантия реализуется не как предотвращение правонарушений в будущем (что является неким правовым идеалом), а как наказание за уже совершенное правонарушение. Иными словами, гарантия предстает некой "подстраховкой": если право будет нарушено (безусловно, при судебной доказанности такого нарушения), государство гарантирует пострадавшему гражданину восстановление нарушенного права.

Провозглашенное ст. 60 Основного закона страны право на судебную защиту представляет собой сложное, многофункциональное и многовариантное явление, что обусловливает наличие различных взглядов на понятие судебной защиты. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.

Уровень судебной защиты прав граждан рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества. В ряде случаев судебная защита - единственное средство правовой защиты человека (например, реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим). Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Ведь основной чертой судебной защиты является ее неограниченность, или всеобщность.

Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам Беларуси, но и иностранцам, и не имеющим гражданства лицам (апатридам). Указание Конституцией на защиту прав человека и гражданина отражает стремление восстановить те общечеловеческие ценности, которые не зависят от принадлежности к государству, но являются естественными, принадлежащими человеку от рождения. Государственная защита этих прав и свобод состоит в невмешательстве государства в их свободную реализацию и ограждении от иного постороннего вмешательства.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы - и те, которые принадлежат ему в силу прямого указания Конституции и иных законов, и те, которые не имеют нормативного закрепления, но не противоречат закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации. Отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалование в суд любых действий и решений, в том числе органов расследования и прокуроров.

В полном соответствии с Пактом о гражданских и политических правах, обязывающим государство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией Республики Беларусь целей.

Конституция, объявив Беларусь демократическим правовым государством (ст. 1), провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст.2), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать их права и свободы. Реализация этих положений обеспечивается гарантированностью государственной, в том числе и судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами, обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.61). Это свидетельствует о том, что Беларусь не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства, что позволяет характеризовать его как демократическое и правовое, поскольку общепризнанно: права и свободы индивида - обязательный признак правового государства.

Таким образом, судебная власть восстанавливает нарушенное право, обеспечивает возмещение причиненного вреда, ограждает права и свободы от их необоснованного ограничения или нарушения.


Заключение

Исходя из рассмотренного мной материала, я сделал вывод, что личные права и свободы являются основой правового статуса личности, тем мощным фундаментом, который необходим для постройки изощренной конструкции прав гражданина. В Республике Беларусь этот фундамент закрепляется конституционно, с подкреплением различными кодексами и законами. Очень важно то, что гарантии личных прав и свобод в нашей стране соответствуют международным. Именно этот признак характеризует Беларусь как правовое демократическое государство.


Литература

1.Конституция Республики Беларусь (с изм. от 24.11.1996 и 17.10.2004)

2.Авдеенкова, М.П. Право на физическую свободу / М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев // Государство и право. 2005. № 3. С. 13-22.

3.Габоев, А.Б. Защита прав и свобод человека – важнейший составной элемент при осуществлении национальной политики / А.Б. Габоев // Там же. 2005. № 1. С. 28-33.

4.Дмитриев, Ю.А. Защита конституционных прав граждан и уоловной и конституционной юстиции / Ю.А. Дмитриев // Там же. 1999. № 6. С. 38-43.

5.Квашис, В.Е. Смертная казнь и общественное мнение / В.Е. Квашис // Там же. 1997. № 4. С. 50-56.

6.Кравчук, Н.В. Защита прав ребенка в судебном порядке / Н.В. Кравчук // Там же. 2004. № 6. С. 66-73.

7.Крусс, В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы / В.И. Крусс // Там же. 2000. № 10. С. 43-50.

8.Крусс, В.И. К теории пользования конституционными правами / В.И. Крусс // Там же. 2004. № 6. С. 14-23.

9.Ловинюков, М.Н. Свобода совести / М.Н. Ловинюков // Государство и право. 1995. № 1. С. 24-36.

10.Лукашева, Е.А. Совершенствование деятельности государства – необходимое условие обеспечения прав человека / Лукашева Е.А. // Там же. 2005. № 5. С. 61-65.

11.Малеина, М.И. Право на имя / М.И. Малеина // Там же. 1998. № 5. С. 99-103.

12.Малеина, М.И. Содержание и осуществление личных неимущественных прав граждан: проблемы теории и законодательства / М.И. Малеина // Там же. 2000. № 2. С. 16-21.

13.Мепаришвили, Г.Д. Неприкосновенность жилища: уголовно-процессуальные аспекты / Г.Д. Мепаришвили // Там же. 1995. № 5. С. 100-106.

14.Михлин, А.С. Преступления против жизни / А.С. Михлин // А.С. Михлин, С.В. Бородин // Там же. 2004. № 2. С. 126-127.

15.Морозова, Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений / Л.А. Морозова // Там же. 1995. № 3. С. 86-95.

16.Петрухин, И.Л. Частная жизнь (правовые аспекты) / И.Л. Петрухин // Там же. 1999. № 1. С. 64-73.

17.Полеина, С.В. Права человека и их защита / С.В. Полеина // Там же. 1996. № 10. С. 99-105.

18.Полеина, С.В. Реализация конституционного принципа равноправия полов / С.В. Полеина // Там же. 1998. № 6. С. 25-37.

19.Савицкий, В. О неприкосновенности жилища / В. Савицкий // Юстыцыя Беларусі. 2001. № 1. С. 52.

20.Уваров, А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина / А.А. Уваров // Государство и право. 2005. № 7. С. 82-84.

21.Чухвиев, Д.В. Свобода личности и юридическая ответственность / Д.В. Чухвиев // Там же. 2005. № 3. С. 103-108.

22.Курак, А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): учебное пособие / А.И. Курак. – Мн. 2006. С. 88.

23.Василевич, Г.А. Научно-практические комментарии к Конституции Республики Беларусь / Г.А. Василевич - Консультант плюс. На состояние от 05.04.2006.

[1] Крусс, В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы / В.И. Крусс // Государство и право. 2000. № 10. С. 43-50.


Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.