-
Сфера
административного контроля охватывает все части общественной жизни.
-
Исполнительная
власть несет на себе бремя управленческих «тягот», обусловленных необходимостью
повседневного регулирования.[7]
-
Обладает
наиболее полной информацией о процессах, происходящих во всех сферах
жизнедеятельности общества.[8]
-
Только
исполнительная власть вправе в рамках Конституции РФ и федеральных
конституционных законов применять вооруженные силы.[9]
-
Нестабильность
российского законодательства.
-
Несбалансированное
соотношении законодательной и исполнительной ветвей власти. В главах 4, 5 и 6
Конституции устанавливает такой механизм сдержек и противовесов в отношениях
законодательной и исполнительной властей, который работает в пользу последней.
-
Не
смотря на то, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, он
фактически руководит Правительством. Президент и Правительство выступают
«тандемом» на политической арене страны.
-
Своеобразная
политическая ситуация в стране. Парламентское большинство в Государственной
Думе и представительных органах субъектов РФ принадлежит пропрезидентской
партии «Единая Россия». Это исключает возможность конфликтов между
Правительством и Парламентом и снижает инициативность Парламента.
Выражается
доминирование исполнительной власти в том, что:
-
основной
груз предложений об издании законов исходит от Правительства РФ и оно нередко
«продавливает» законы;
-
на
политической арене Правительство вкупе с Президентом РФ проявляют себя более
активно;
-
Для
решения Президента об отставке Правительства позиция Думы по этому вопросу не
имеет значения; он может отправить в отставку Правительство, приемлемое для
Думы, и сохранить Правительство, которому Дума отказала в доверии (ч.4 ст.117
Конституции РФ) или повторно в течение трех месяцев выразила недоверие (ч.3
ст.117 Конституции РФ).
Однако
доминирование исполнительной власти ещё не означает сосредоточие всей полноты
власти в одних руках. Все власти занимают свои ниши, а возможности воздействия
друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше
других в качестве верховной власти.[10] Изучение теории
и практики реализации принципа разделения властей в Российской Федерации и
зарубежных странах, показывает, что практически во всех странах есть «умеренно»
доминирующая ветвь власти.[11]
В
определениях исполнительной власти зачастую ограничиваются указанием на ее
вторичный характер, направленный на обеспечение исполнения законов.
Исполнительная власть никогда не являлась пассивным исполнителем закона. В
различные периоды социально-политических конфликтов и преобразований в
российской истории и современности, а также зарубежных государств,
исполнительная власть всегда приобретала особое значение. Обладая такими
качествами, как мобильность и оперативность, присущими только ей ресурсами и
методами она вполне объективно способна предпринять необходимые меры по
сохранению и восстановлению государственной целостности, единого правового
пространства, развитию экономики, защите прав и интересов граждан. В кризисной
ситуации во всех сферах человеческой деятельности исполнительная власть
способна незамедлительно разрешить любой вопрос и проблему.
Исполнительная
власть в системе разделения властей обладает стабилизирующим началом для
государственной власти в целом.
Глава 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации
4.1
Судебная система Российской Федерации
Судебная
власть в Российской Федерации осуществляется только судом в лице судей и
привлекаемых в установленном законом порядке присяжных, народных и арбитражных
заседателей[12].
Судебная власть самостоятельна и
осуществляется независимо от любых других органов власти. Не допускается
принятие законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих
самостоятельность судов и независимость судей. Суд – это важнейший инструмент в
системе защиты прав, свобод и законных интересов человека. Эффективность и
исправность этого инструмента – гарантия существования и условие развития
гражданского общества.
Главная
задача судебной власти в системе разделения властей заключается в том, чтобы
осуществлять правосудие. Только суд в
компетенции осуществлять правосудие, под которым предлагается
понимать «вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и
разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или
предполагаемым нарушением норм права»[13]. Суды осуществляют правосудие посредством
конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Все вступившие в законную силу
постановления судов Российской Федерации обязательны для исполнения на всей
территории Российской Федерации всеми
без исключения представительными, исполнительными и судебными органами
государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их
объединениями.
Характеризуя
сущность судебной власти, Закон о судебной системе указывает на такие ее
свойства, как исключительность и полнота, что, в частности, означает
недопустимость принятия на себя какими бы то ни было государственными органами
и лицами полномочий по осуществлению правосудия. Закон также запрещает
вмешиваться в деятельность судебных органов при осуществлении ими своих полномочий.
Присвоение властных полномочий суда и вмешательство в законную деятельность
суда, в какой бы то ни было форме недопустимо и уголовно наказуемо.
Конституционный
Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, обладают правом
законодательной инициативы по вопросам своего ведения.
Судебная
система Российской Федерации состоит из федеральных судов, а также из
конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской
Федерации. Российский законодатель отказался от традиционного для нашей страны
и для многих других стран начала концентрации судебной власти. В Российской
Федерации отсутствует как монолитная иерархически выстроенная система всех
судов, так и одна (единая для всех судов) высшая судебная инстанция, в
компетенции которой находился бы пересмотр судебных актов всех нижестоящих
судов.
-
К
федеральным судам относятся:
ü
Конституционный
Суд РФ;
ü Верховный
Суд РФ, суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые
и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и
автономных округов), районные суды, военные и специализированные суды – система федеральных судов общей юрисдикции;
ü Высший
Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные
апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации – система федеральных арбитражных судов.
-
К
судам субъектов Российской Федерации относятся:
ü
конституционные
(уставные) суды субъектов Российской Федерации;
ü
мировые
судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов
Российской Федерации.
Конституционный
Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ могут быть упразднены
только путем внесения поправок в Конституцию РФ; федеральные суды создаются и
упраздняются только федеральным законом, конституционные (уставные) суды и
должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской
Федерации. При этом никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его
ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Судьями
являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ, Законом о судебной
системе, Законом РФ от 26 июня 1993 г. «О статусе судей Российской Федерации»,
иным федеральным законодательством полномочиями осуществлять правосудие и
исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи Российской
Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только
полномочиями и компетенцией. Предельный возраст пребывания в должности судьи
федерального суда (за исключением Конституционного Суда РФ) – 65 лет.
Гарантиями
независимости и беспристрастности суда является несменяемость и
неприкосновенность судей. Это означает, что:
-
полномочия
судей могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по
основаниям, установленным федеральным законом;
-
судья
имеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста;
-
недопустимо
привлечение судьи к ответственности за мнения, высказывания при рассмотрении
дела и принятое судом решение, если только не будет установлена виновность судьи
в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудного решения;
-
к
уголовной, административной и дисциплинарной ответственности судьи привлекаются
в особом порядке, который определяется специальным федеральным законом;
-
устанавливаются
особенности правового регулирования задержания и личного досмотра судьи,
заключения его под стражу, осуществление в отношении судьи
оперативно-следственных мероприятий и следственных действий;
-
гарантируется
не только личная неприкосновенность судьи, но и неприкосновенность используемых
судьей жилых и служебных помещений, транспортных средств, документов, и иного
имущества, тайна переписки и иной корреспонденции;
Конституция
РФ, Закон о судебной системе, иное федеральное законодательство, а также ст. 6
Европейской конвенции о защите прав и основных свобод гражданина определяют систему общих принципов процесса, относящихся
ко всем видам судопроизводства. Отраслевое законодательство (ГПК РФ, АПК РФ и
УПК РФ) раскрывает содержание этих принципов судопроизводства в конституционных
судах, судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
К
числу конституционных принципов судопроизводства относятся: принцип
осуществления правосудия только судом; принцип законности; принцип
независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному
закону; принцип неограниченности, неотчуждаемости и определенности права на
судебную защиту; принцип равенства всех перед законом и судом; принцип
гласности (публичности) судебного разбирательства; принцип языка
судопроизводства; принципы состязательности и равноправия сторон; принцип
недопустимости использовать при осуществлении правосудия доказательства,
полученные с нарушением федерального закона; принцип обязательности судебных
постановлений и законных распоряжений, требований и поручений судов.
Судьи
федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом
РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего
Арбитражного Суда РФ.
Председатели
и заместители председателей всех судов, кроме председателей и их заместителей
Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов
Российской Федерации, назначаются на должность сроком на шесть лет. Одно и то
же лицо может быть назначено на должность председателя или заместителя
председателя одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
4.2 Конституционный
Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды
субъектов Российской Федерации
Конституционный Суд РФ
является судебным органом конституционного контроля. Полномочия, порядок
образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются
Конституцией РФ, Законом о судебной системе и Федеральным конституционным
законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Сущностные отличия
Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией –
обеспечением конституционного контроля, то есть проверкой федеральных законов,
других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ
как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных
правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при этом он не
устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к
компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их
правоустанавливающих решений по конкретным делам. «Конституционный Суд
Российской Федерации решает исключительно вопросы права»[14].
Официальное
истолкование Конституции и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, с
учетом его реализации, – это исключительная прерогатива Конституционного Суда
РФ.
Конституционный Суд РФ,
по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших
конституционных органов, что отличает его от других судов. Конституционный Суд
РФ вправе определять, какие законы действуют, а какие – нет, наделен правом
прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативным
законодателем».
В целях защиты основ
конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,
обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории
Российской Федерации Конституционный Суд РФ:
1)
Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
-
федеральных
законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства РФ;
-
конституций
республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти Российской Федерации и совместному ведению федеральных
органов государственной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|