на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Осмотр и освидетельствование в уголовном процессе

- при установлении преступника, в случаях если последний оказывает сопротивление или пытается скрыться, применяет служебную собаку на задержание;

по окончании работы служебной собаки составляет акт о ее применении. В случаях, когда применение служебной собаки позволило выявить преступление либо обнаружить вещественные доказательства, составляется справка (п. 176 Инструкции) [13].

С учетом данных, полученных в ходе осмотра места происшествия, следователь оперативно выдвигает версии о происшедшем событии, лицах, совершивших преступление, поручает проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержанию преступников, планирует производство неотложных следственных действий.

Промедление с осмотром места происшествия может привести к изменению обстановки, невосполнимой утрате следов и иных вещественных доказательств, что значительно затруднит дальнейшее расследование. Упущения и ошибки, допущенные при организации и проведении осмотра места происшествия (также как и других первоначальных оперативно-розыскных и следственных действий), как правило, в дальнейшей работе восполнить или исправить очень трудно или невозможно.

Однако не следует отказываться от осмотра места происшествия, когда от момента события до осмотра прошло много времени и обстановка места события (преступления) изменена. Даже при таком запоздавшем осмотре могут быть обнаружены весьма важные для расследования вещественные доказательства.

Осмотр жилища или иного законного владения проводится:

1. С согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц.

Согласно п. 28 постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 г. № 15 "О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества" "под жилищем следует понимать помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т. п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо для удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т. п.). В понятие "жилище" не могут включаться помещения, не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения)" [14].

Под законными владениями граждан понимаются иные, обособленные от жилых построек строения (гаражи, погреба, амбары и другие хозяйственные постройки), а также любые иные объекты правомерного владения.

По закону требуется получить согласие всех совершеннолетних лиц на проведение осмотра (об этом делается отметка во вводной части протокола осмотра).

2. Без согласия собственника. В таких случаях следователем, органом дознания выносится постановление о проведении осмотра, которое должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. В данном случае постановление предъявляется до начала осмотра.

Согласно ч. 51 ст. 38 УПК министр внутренних дел Республики Беларусь, председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь - директор Департамента финансовых расследований или лица, исполняющие их обязанности, в пределах своей компетенции при производстве предварительного расследования возглавляемым ими органом уголовного преследования по уголовным делам выносят мотивированное постановление о производстве осмотра жилища или иного законного владения [2]. Такое постановление указанных лиц не требует санкционирования прокурором. Копия постановления в течение 24 часов направляется генеральному прокурору Республики Беларусь или лицу, исполняющему его обязанности.

Закон предусматривает возможность проведения осмотра жилища против воли собственника (совершеннолетних лиц) и без санкции прокурора - по постановлению следователя, органа дознания. "Орган дознания" в данном случае означает, что постановление дознавателя должно быть утверждено начальником органа дознания. В. Логвин, В. Матвейчев пишут по этому поводу следующее: "Очевидно, что, выезжая, например, ночью на место совершения преступления, такой возможности дознаватель не имеет, а промедление с производством осмотра в некоторых случаях может повлечь невосполнимые потери доказательственной информации" [20, с. 69]. Данные авторы закономерно предлагают проводить этот вид осмотра по постановлению дознавателя. В свою очередь заметим, что эта проблема возникает и при проведении выемки, обыска (ст. 210 УПК). Не вдаваясь в данном случае в подробную аргументацию, согласимся с мнением, которое высказывает П.В. Мытник: все дознаватели (т. е. лица, назначенные на должность дознавателя и в силу этого на профессиональной основе осуществляющие досудебное производство) всех органов дознания должны быть наделены такими же правами, что и следователи. Если же они не достаточно подготовлены, то они не должны назначаться на такую должность. Утверждение решений начальником органа дознания следует оставить лишь для тех случаев, когда в силу возникшей необходимости обязанности дознавателя осуществляет другой сотрудник органа дознания [21, с. 34].

Проведение осмотра жилища против воли собственника (совершеннолетних лиц) и без санкции прокурора - по постановлению следователя, органа дознания возможно в следующих случаях:

- жилище или иное законное владение являются местом происшествия;

- жилище или законное владение являются местом хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, а также веществ и предметов, за хранение которых предусмотрена уголовная ответственность.

Интересен тот факт, что в уголовно-процессуальном законодательстве США нет такого действия, как осмотр (такие действия охватываются понятием "обыск"). В УПК РФ (ст. 177) ничего не говорится о возможности изъятия в ходе осмотра предметов и документов, изъятых из оборота [3].

Осмотра жилища против воли собственника (совершеннолетних лиц) и без санкции прокурора - по постановлению следователя, органа дознания проводится в том случае, если он не терпит отлагательства. По общему правилу под "случаями, не терпящими отлагательства" понимаются ситуации, когда откладывание осмотра места происшествия ведет к утрате доказательств. Например, следы преступления разрушатся сами по себе, будут смыты, стерты в силу непреодолимых сил.

О проведенном осмотре следователь сообщает прокурору в течение 24 часов.

Закон категоричен в вопросе участия понятых при проведении осмотра жилища и иного законного владения: их участие обязательно. Кроме этого при осмотре жилища и иного законного владения обязательно присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица, а в случае невозможности его присутствия приглашается представитель жилищно-эксплутационной организации или местного исполнительного и распорядительного органа и лишь при невозможности обеспечить присутствие указанных лиц при проведении осмотра жилища или иного законного владения, которые являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, допускается проведение осмотра без участия указанных лиц (ч. 8 ст. 204 УПК).

Осмотр трупа человека проводится, как правило, с участием врача - специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия - иного врача.

Специалистами в области судебной медицины являются эксперты Государственной службы медицинских судебных экспертиз. Согласно п. 2.1 указа президента Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 808 "О Государственной службе медицинских судебных экспертиз" служба медицинских судебных экспертиз является государственным учреждением, которое подчиняется непосредственно генеральному прокурору Республики Беларусь и реализует функцию государственного регулирования в сфере организации, производства, научно-методического и кадрового обеспечения всех видов медицинских судебных экспертиз в Республике Беларусь [6].

По сложившейся следственной практике факт обнаружения трупа человека рассматривается как происшествие, поэтому место обнаружения трупа всегда считается местом происшествия независимо от того, где наступила смерть данного человека.

Согласно Правилам работы государственного медицинского судебного эксперта при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия) в Республике Беларусь, утвержденным 1 июля 1999 г. № 38-с, при осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия) государственный медицинский судебный эксперт выступает в качестве врача-специалиста в области судебной медицины, в связи с чем основной ролью его при этом следственном действии является оказание помощи следователю по вопросам, относящимся к компетенции государственного медицинского судебного эксперта [15].

Прибыв на место обнаружения трупа, государственный медицинский судебный эксперт или иной врач прежде всего должен установить, имеются ли у "трупа" достоверные признаки смерти, и в случае их отсутствия поставить об этом в известность следователя, который обязан вызвать скорую медицинскую помощь, а государственный медицинский судебный эксперт должен лично принять необходимые меры по реанимации (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца и др.), используя для этого имеющиеся у него приспособления и медикаменты. При отсутствии положительного эффекта от принятых реанимационных мероприятий в протоколе осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия) надлежит указать, какие реанимационные меры были приняты, время их начала и окончания, а также основания для их прекращения.

При осмотре трупа на месте его обнаружения государственный медицинский судебный эксперт обязан установить и сообщить следователю для внесения в протокол наружного осмотра трупа на месте его обнаружения (происшествия) следующие сведения:

- положение трупа, его позу, расположение конечностей, предметы, находящиеся на трупе или под ним, состояние поверхности ложа трупа;

- состояние и положение одежды и обуви на трупе (ее целость, загрязнения, наложения, помарки, состояние застежек и петель, наличие следов, похожих на кровь, или же выделений);

- не снимая одежду (только расстегивая и приподнимая ее), определить пол, примерный возраст, телосложение, цвет кожных покровов, видимых слизистых оболочек, состояние зрачков, роговиц, состояние естественных отверстий, при наличии в естественных отверстиях инородных тел и выделений указать их характер, цвет и особенности;

- особые приметы (рубцы, татуировки, родимые пятна, физические недостатки и пр.);

- характер ранних трупных изменений с указанием времени их исследования: расположение и характер трупных пятен (цвет, изменения цвета при дозированном давлении и время (в секундах), необходимое для восстановления первоначальной окраски); реакция поперечнополосатых мышц на механическое и электрическое воздействие; характер зрачковых реакций на электрическое и химическое раздражение; степень охлаждения закрытых и открытых частей тела на ощупь; температура тела (электротермометром и обычным медицинским термометром с указанием участка тела и времени измерения температуры), а также указать температуру окружающей среды;

- при наличии поздних трупных изменений (гниение, мумификация, жировоск, торфяное дубление и пр.) указать степень их выраженности и локализацию;

- имеется ли на трупе, в том числе изо рта, какой-либо запах (алкоголя, эфира и пр.). Запах изо рта лучше ощущается при надавливании на грудную клетку;

- наличие на трупе и одежде насекомых и их личинок (место наибольшего скопления и их характер). При необходимости для установления наступления смерти насекомые и их личинки подлежат изъятию и передаче следователю для направления их на энтомологическое исследование;

- состояние кистей рук, содержимое ладоней (зажатое в кулак и между пальцами), содержимое в подногтевых пространствах;

- состояние кожных покровов под молочными железами у женщин;

- наличие повреждений на трупе, их локализация, характер, размеры, форма, особенности краев, характер наложений, включения, потеки, похожие на кровь (п. 1.5-2.11 Правил) [15].

Наиболее типичные недостатки при проведении следователями осмотров мест происшествий и трупов:

- не осуществляется привязка к местности мест происшествий и обнаруженных трупов, необоснованно сужаются границы осмотра, планы и схемы к протоколам ненадлежащего качества;

- не в полной мере используется криминалистическая техника (детальная и цветная фотография);

- включение в один протокол нескольких видов осмотров, произведенных в разное время и в различных местах (места происшествия, трупа в морге, одежды с трупа);

- проведение осмотров мест происшествий без участия необходимых специалистов;

- изъятие в ходе осмотров предметов без отражения их индивидуальных особенностей и точного места изъятия и т. д.

Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию (ч. 2 ст. 205 УПК). Согласно постановлению Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь "О постановке на централизованный учет Министерства внутренних дел Республики Беларусь сведений об отдельных категориях захороненных лиц" специализированная организация, которая осуществляет погребение, на основании документов о погребении и записи акта о смерти обязана составлять акт о захоронении неопознанных трупов и умерших (погибших). Один экземпляр акта о захоронении в трехдневный срок направляется в информационно-аналитическое управление органов внутренних дел (подп. 1.1 и 1.2 Постановления) [9].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.