tпог i=tвыг Gф /Gб,
Время погрузки в минутах на тонну
составляет:
t'пог = tвыг/Gб
2. Транспортный агрегат,
обслуживающий один комбайн, вмещает несколько бункеров зерна. В этом случае он
вынужден ожидать, когда заполнятся все бункера, которые он вмещает, кроме
первого:
tпог = i t выг +(i-1) Gб, /ωu; t`пог = tвыг / Gб + i-1/ i /ωu мин/т
3. Емкость бункеров нескольких
обслуживаемых комбайнов меньше емкости транспортного средства. При этом
продолжительность ожидания погрузки равна времени заполнения одного бункера,
умноженному на разницу между количеством бункеров, которое вмещает транспортное
средство (i), и количеством обслуживаемых комбайнов (т):
tпог = i t выг +(i-m) Gб, /ωu; t`пог = tвыг / Gб + i-m / i /ωu
В таблице 1 приведены нормативы
времени погрузки и механизированной разгрузки (мин/т) для тракторных
транспортных агрегатов, обслуживающих силосные, свекловичные, кукурузоуборочные
и зерновые комбайны. Время механизированной разгрузки принято для свеклы и
зерна 1,5-2,5 мин/т, а для силосной массы и листостебельной массы - 5-6 мин/т.
Нормативы составлены в зависимости от производительности комбайнов (т/час), а
для перевозки зерна от комбайнов для следующих четырех вариантов организации
перевозок (группа условий):
1) обслуживание двух и более комбайнов тракторами МТ3-2,
Т-28 с прицепами грузоподъемностью 2,53 т (два бункера зерна) и трех и
более комбайнов тракторами МТ3-50, МТ3-5ЛС, Т-40 с прицепами 3,5-4 т
(три бункера зерна) при механизированной разгрузке;
Время погрузки и разгрузки
тракторного транспорта, обслуживающего свекловичные, силосные,
кукурузоуборочные и зерновые комбайны (способ разгрузки - механизированный)
2) то же, при производительности комбайна до 3 т/час и
ручной разгрузке, а также при обслуживании одного комбайна тракторами МТ3-2 или
Т-28 с прицепами грузоподъемностью 2,5-3 т (два бункера зерна) или двух
комбайнов - тракторами МТ3-50 или Т-40 с прицепами грузоподъемностью 3,5-4 т
(три бункера зерна) при производительности комбайнов более 3 т/час и
механизированной разгрузке;
3) обслуживание одного комбайна трактором МТ3-2 или Т-28
с прицепами, вмещающими по два бункера зерна, при производительности комбайна
до 3 т/час и механизированной разгрузке или двух комбайнов тракторами МT3-50, Т-40
с прицепами, вмещающими по три бункера зерна при производительности комбайна до
3 т/час и ручной разгрузке;
4) обслуживание одного комбайна тракторами
МТ3-2, Т-28 с прицепами, вмещающими по два бункера зерна, при
производительности комбайна до 3 т/час и ручной разгрузке.
По нормативам времени пробега на
тонна-километр и времени погрузки и разгрузки на тонну перевезенного груза
согласно приведенным выше расчетным зависимостям (с учетом
подготовительно-заключительного времени) можно определить сменные нормы
выработки в тоннах или тонна-километрах для различных расстояний перевозки.
Для определения времени погрузки и
разгрузки на тонну перевезенного груза по данным фотохронометражных наблюдений
необходимо общее время погрузки и разгрузки с учетом времени на взвешивание,
оформление документов, приемку и сдачу груза, увязывания груза и очистку кузова
разделить на количество перевезенных тонн груза. При использовании материалов
хронометража необходимо после анализа и улучшения хронорядов сумму среднего времени
погрузки и разгрузки разделить на среднее количество перевезенных тонн груза за
одну ездку.
Время ручной погрузки и разгрузки
определяется в человеко-минутах на тонну. Для этого время погрузки или
разгрузки по данным наблюдений умножают на число грузчиков и делят на
фактическую грузоподъемность. При определении нормы времени погрузки-разгрузки
транспортного агрегата при ручной погрузке или разгрузке следует время погрузки
в человеко-минутах разделить на рекомендуемое число грузчиков.
При обработке и анализе материалов
наблюдений не следует ограничиваться средними значениями рабочей скорости и
затрат времени, а подвергать их критической проверке и улучшению. Для получения
достоверных данных по времени ручной погрузки и разгрузки необходимо нормативно-исследовательским
организациям проводить до 20 наблюдений, так как большое разнообразие условий
выполнения ручных погрузочно-разгрузочных работ (расстояние переноски грузов,
квалификация грузчиков и т. п.) дает большие колебания затрат времени по
отдельным наблюдениям. В таких случаях значения сменной нормы выработки
определяют по времени пробега и времени погрузки и разгрузки, полученным по
данным наблюдений.
4. Расчет норм выработки
Нормы расхода топлива на тракторно-транспортных работах
устанавливаются на тонна-километр транспортной работы (q т-км) и
тонну перевезенного груза (qт) и определяются из
следующих зависимостей:
Q , Q [~г
qт-км = Qnp+ t`пр + Q ост t` пг / i ср кг/т-км,
qт = Qnp+ t`пр i ср + Q ост t` пг кг/т ,
где Qnp- средний часовой
расход топлива за время пробега с грузом и без груза (кг/час);
Qост- часовой расход
топлива на остановках с работающим двигателем.
При установлении норм расхода топлива
на километр пробега дополнительный расход его на остановках под погрузкой и
разгрузкой учитывается нормами на тонну перевезенного груза в зависимости от
класса груза и способа погрузки-разгрузки.
Расход топлива на пробег состоит из
расхода при движении с грузом и без груза. Расход топлива на километр пробега
(qкм) равен часовому расходу топлива (Q), деленному на
соответствующую скорость движения:
qкм = Q / υ кг/км.
При движении с грузом:
qкм = Qгр / υ гр ,
а без груза (порожняком):
qкм.п = Qп / υ п ,- кг /км.
Часовой расход топлива при движении с
грузом и без груза зависит от мощности, развиваемой двигателем, и может
определяться опытным или расчетным путем. Расчетные значения Qrp и Qn
устанавливают согласно тяговой характеристике трактора по тяговому
сопротивлению прицепов с грузом и без груза в зависимости от их полного веса и
сопротивления дороги.
Значение норм расхода топлива на
тонна-километр транспортной работы или тонну перевезенного груза приводится в
типовых нормах, разработанных УНИИМЭСХ и ЦРСХНИС РСФСР.
5. Особенности нормирования труда на
погрузочно- разгрузочных работах
Сменная выработка
погрузчика определяется по формуле:
Нсм= wТо= w Тсм Ков (1,1)
Где w – чистая часовая производительность;
Ков-
коэффицент основного времени;
Тсм – время
смены (час).
Чистая часовая
производительность зависит от типа погрузчика и определяется количеством груза,
перемещенного в единицу времени. Она измеряется в весовых (тонна, центнер) или
объемных единицах, а также в штуках (штучные грузы).
Погрузчики, применяемые в
сельском хозяйстве, по характеру работы деляться на погрузчики периодического и
непрерывного действия.
Погрузчики периодического
действия характеризуются цикличностью работы. Длительность цикла работы
погрузчика называется полное время, в течение которого производится перемещение
определенного количества груза, равное грузоподъемности погрузчика. Сюда
относится краны (подъемные стрелы), ковшовые, грейферные и вилочные порузчики.
Грузоподъемность крана
определяется его конструктивными параметрами (длина вылета стрелы, прочность
тросов и т. п.), а грузоподъемность ковшовых, грейферных и вилочных погрузчиков
(G) – емкостью рабочих органов (V) (ковш, лопата, грейфер, вилы),
замеренной в м3, и объемным весом погружемого материала (λ),
измеренного в кг/ м3 :
G= V λ. (1,2)
В случаях применения
сменных рабочих органов грузоподъемности ковшовых погрузчиков устанавливается
для каждого вида груза.
Длительность цикла
погрузчиков периодического действия состоит из следующих элементов затрат
времени:
tз - время захвата груза или заполнение
ковша;
tпо - время подъема и отпускания груза;
tдв – время передвижения к месту
погрузки и обратно;
tпов – время поворота рабочего органа
(для поворотных кранов и погрузчиков);
tрз – время разгрузки.
Длительность цикла
составляет сумму затрат времини на каждый элемент цикла в том случае, когда эти
элеметы выполняются последовательно:
tц = tз + tпо + tдв + tпов + tрз. (1,3)
Если же отдельные
элементы цикла совмещаются полностью или частично (перекрываются),
продолжительностью цикла определяется по времени окончания последнего элемента
(по графику совмещения элементов).
Для штучных грузов:
W= 60/ tц шт /час, (1,4)
Для грузов измеряемых в
весовых единицах:
W= tц 60/ tц
т/час, (1,5)
Для грузов, измериемых в
объемных единицах:
W=φV60/ tц
м3/
час, (1,6)
Где tц - длительность цикла (мин.);
Gф –грузопордъемность ковша (т) ;
V- объем ковша(м3 ,
расчетный) ;
φ- коэффициент
заполнения ковша.
Если известны объем ковша
(V) коэффициент заполнения ковша (φ), объемный вес погружаемого
ковшаможно определить по формуле:
Gф =φλV. (1,7)
Чистая часовая
производительность порузчиков непрерывногодействия опркделяется в зависимости
от способа перемещения груза по следущим формулам:
1.
Для сыпучих
грузов, перемещаемых непрерывным потоком:
W=3600 Fνλ т/ час, (1,8)
Где F – площадь поперечного сечения потока
перемещаемогоматериала (м2);
ν- скорость
пермещения (м/ сек);
λ- насыпной вес
груза (т/ м3).
2.
Для сыпучих
грузов, перемещаемых отлельными порциями:
W=3600/ tи Vλ т/ час,
(1,9)
Где tи –интервл поступления порций груза на
транспортер (сек);
V- объем порции груза (м3);
G=νλ – вес порции груза (кг).
Если известно расстояния
на транспортере между порциями груза α (в метрах), то :
W=3,6/α Gν т/ час, (1,10)
Где ν –скорсть
транспортера (м / сек).
3.
Для штучных
грузов, перемещаемых ленточным транспортером:
W=3600ν/α
шт/ час, (1,11)
Где ν – расстояние
между грузами на транспортере (м).
4.
Для скребковых
транспортеров:
W=3600
BhνVλ т/ час, (1,12)
Где B – ширина скребка (м)
h – высота скребка (м);
ν – скорость
движения транспотера (м/ сек);
Значения чистой часовой
производительнсти порузчика машин можно определить из технических (паспортных )
характеристик. Однако часто данные характеристок отражают только одно какое –
то условия эксплуатации, а потому уточнение этих данных в различных условиях
эксплуатации погрузчиков производиться по набдюдений.
Коэффициент основного
времени рассчитывается по формуле:
Ков = То/
Тсм = То/ То+ Тпз+ Тобс +
Торг . (1,13)
Где То – время
чистой работы в течении смены;
Тпз –
подготовительно – заключительные время (затраты времени на ежесменный
технический уход, подготовку машины к работе и заключительную работу);
Тобс – затраты
времени на обслуживание погрузчика в процессе работы, включпя устранения мелких
неисправностей, вызванных низкой эксплутационной надежностью его;
Торг – простои
вследствие недогрузки или неравномерности загрузки погрузчика.
Значения Тпз и
Тобс определяет по данным хронометражных наблюдений. При
этомвеличина Тпз устанавливает на смену и практически не зависит от
ее длительности. Коэффициент, учитывающий постои из-за недогрузки,
рассчитывается по формуле:
τорг = Торг
/ То = 1- Кз / Кз , (1,14)
где Кз – коэффициент
загрузки погрузчика.
Коэффиицент загрузки
погрузчика равен отношению возможной производительности погрузчика к количеству
груза, которое было погружено. Чтобы погрузчик был полностью загружен,
количество груза, которое поступит за определенное время на погрузку Qт ,- не меньше производительности
погрузчика, то есть Q>= wп <= Qт .
Нарушение этого условия
приводит к недогрузке и снижению коэффициента использования времени порузчика.
Количество транспортных
средств, приведенных к одной грузоподъемности, которое должен обслуживать
погрузчик, рассчитывается по формуле:
n т‘ = Тдв + Трз / Тп +1
=(2l/νср + Трз) w/ G +1, (1,15)
где Тдв –
время движений за один рейс;
l – расстояние перевозки;
νср – средняя скорость движения
транспортных средств;
Трз – время
разгрузки за один рейс;
Тп -
продолжительность погрузки одной транспортной единицы;
G – грузоподъемность транспортных
средств.
Фактическое количество
необходимых транспортных средств с учетом коэффициента неравномерности работы,
равного 1, 2 – 1,3 составляет:
nт =(1,2-1,3) n т‘ (1,16)
Степень загрузки
погрузчика определяется отношением количесива фактически обслуживаемых
погрузчиком транспортных средств к количеству транспотных средств, необходимых
для полной загрузки:
Кз = nф / nт. (1,17)
Количество необходимых
для бесперебойной работы погручика транспортных средств также можно
рассчитатать приближенно по формуле:
n т‘= tпр
l + tпг / tп (1,18)
где tпр – норматив времени пробега (мин/
т-км);
l – расстояние перевозки (км);
tпг – время погрузки и разгрузки на тонну
груза (мин);
tп – время погрузки тонны груза (мин).
Страницы: 1, 2, 3
|