Назначение
выборов осуществляет уполномоченный на то орган или должностное лицо: выборы
Президента РФ назначает Совет Федерации; Государственной Думы - Президент РФ;
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ
назначается постановлением законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта РФ; согласно ч. 2 ст. 23 Закона о местном
самоуправлении муниципальные выборы назначаются представительным органом
муниципального образования в сроки, предусмотренные его уставом.
Референдумы
по способам реализации их решений делятся на императивные и факультативные, однако в России законодательно
закреплены исключительно императивные референдумы.
Конституционное Собрание может вынести разработанный им проект новой Конституции на
всенародное голосование (ч. З ст. 135 Конституции РФ).
Право на референдум относится к основным
политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ. Особенностью
права участвовать в референдуме является то,
что инициировать конкретный
референдум и обеспечить принятие
решения о его назначении граждане могут только
совместно, на коллективной основе участников инициируемого референдума, а число
таких участников определяется в зависимости от уровня референдума (федеральный,
субфедеральный, местный).
Право граждан РФ на референдум состоит из следующих
групп прав: 1) право граждан на выдвижение инициативы проведения референдума и
его реализации; 2) права, связанные с участием в референдуме; 3) права
связанные с реализацией принятого на референдуме решения. По верному замечанию
Ю.А. Дмитриева и В.В. Комаровой, «то обстоятельство, что эти этапы не
закреплены действующим законодательством, не означает их отсутствия в
содержании данного правового института».[20]
Согласно ФКЗ о референдуме, инициативная группа по
проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых
более чем в половине субъектов РФ, в каждую из которых должно входить не менее
100 участников референдума, место жительства которых находится на территории
того субъекта РФ, где она образована. Инициатива проведения федерального
референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на
участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в
совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50
тыс. из них (ч. 1 ст. 14 ФКЗ о референдуме).
Согласно ст. 6 ФКЗ о референдуме, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к
ведению Федерации, а также к совместному ведению РФ и её субъектов. Определен
перечень вопросов, которые не могут выноситься
на референдум; вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить
Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и
свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и
свобод.
Референдумы субъектов РФ и местные
референдумы в субъектах РФ проводятся
в соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими отражение
в ст. 2 ФКЗ о референдуме, других федеральных законах, а также в соответствии
нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Не может быть демократического
государства без права граждан на службу в аппарате управления, составляющего
одну из основ конституционного строя РФ и осуществления принадлежащей народу
власти.
Равенство
доступа к государственной
службе - равенство конституционное, а не фактическое или формально юридическое.
Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта о
гражданских и политических правах (п. «с» ст. 25).
Система
государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную
гражданскую службу (ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27
июля 2004 г.); военную службу - особый вид федеральной государственной службы,
определённый в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; правоохранительную службу.
Нанимателем
федерального государственного служащего является Российская Федерация,
государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект
РФ.
По отношению к гражданам, претендующим на занятие
определенной должности, законодатель вправе устанавливать особые требования, в
том числе к их личным и деловым качествам, которые обеспечили бы их способность
исполнять возложенные обязанности[21].
Роль и возможности граждан (заседателей)
ограничиваются участием
в отправлении правосудия совместно
с судьей. Такое участие является также одной из форм общественного контроля за
отправлением правосудия, призванной способствовать повышению доверия к судебной
власти. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской
Федерации» от 31 декабря 1996 г., участие граждан в отправлении правосудия
является их гражданским долгом.
В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется
с участием присяжных заседателей. В
настоящее время основные
формы реализации гражданами права
на участие в отправлении правосудия определены нормами институтов присяжных и
арбитражных заседателей.
Требования к лицам, имеющим право участия в
рассмотрении дел в качестве присяжных заседателей установлены п. 2 ст. 3 ФЗ «О
присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (далее – ФЗ о
присяжных заседателях) от 20 августа 2004 г, согласно которым присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к
моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными
или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом
или психоневрологическом
диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических
и затяжных психических расстройств.
Статус кандидата в присяжные заседатели гражданин
приобретает с момента включения его в соответствующие списки, которые каждые
четыре года составляются высшим исполнительным органом государственной власти
субъекта РФ при участии исполнительно-распорядительных органов муниципальных
образований. Положения п. 3 ст. 3 ФЗ
о присяжных заседателях,
устанавливающие, что к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела
в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или
обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется
судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие
полноценному участию в рассмотрении этого дела судом.
Возможности участия граждан в отправлении правосудия
в статусе арбитражных заседателей ограничены по сфере действия практикой
рассмотрения арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции
подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (п. 1 ст.1 ФЗ
«Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г.). Арбитражные заседатели, привлекаемые к
рассмотрению дел по ходатайству стороны, принимают участие в рассмотрении дела
и принятии решения наравне с профессиональными судьями; при осуществлении
правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, независимы и
подчиняются только Конституции РФ и закону (ч. 2, 4 ст. 1 ФЗ об арбитражных
заседателях).
Списки арбитражных заседателей формируются
арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленных
палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и
профессиональных объединений из числа граждан, достигших 25 лет, с безупречной
репутацией, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере
экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской
деятельности не менее 5 лет. Целью введения
института арбитражных заседателей являлось желание без привлечения
дополнительного количества судей использовать преимущества коллегиального
рассмотрения дел, компенсировать отсутствие у судей специальных познаний в
отдельных сферах финансово-хозяйственной и иной деятельности, что
способствовало бы повышению качества правосудия по экономическим спорам, росту
доверия к арбитражному суду и повышению его авторитета.
Данное право весьма значимо, в силу того, что оно является одной из
возможностей обратной связи, т.е. возможности граждан воздействовать на органы
власти, что необходимо для достижения баланса во взаимоотношениях личности и
государства. Это право является наиболее часто реализуемым в системе политических
прав граждан. Граждане обращаются в органы публичной власти не только в связи с
участием в политической жизни общества, но и за необходимостью получения
определенного набора публичных услуг.[22]
В соответствии с Федеральным законом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан РФ» от 02 мая 2006 г. (далее - ФЗ о рассмотрении жалоб) субъектами
права на обращения являются: граждане РФ; иностранные граждане и лица без
гражданства, законно находящиеся на территории РФ; государственные органы и
органы местного самоуправления; должностные лица. ФЗ о рассмотрении жалоб не
конкретизирует правовой статус лица, выступающего субъектом обращения в органы
власти. Ст. 6 ФЗ о рассмотрении жалоб содержит гарантии безопасности
гражданина, направившего обращение в орган власти. При рассмотрении обращения
не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также
сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Полномочия представителя,
выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью
руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения,
скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы - руководителями
исправительных учреждений.
Согласно ст. 4 ФЗ о рассмотрении жалоб, возможны
следующие виды обращений: предложение; заявление; жалоба.
В соответствии со ст. 10 ФЗ
о рассмотрении жалоб каждый государственный орган, орган
местного самоуправления, рассматривая поступившее обращение, должен принимать
меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и
законных интересов гражданина.
Согласно
ст. 33 Конституции РФ граждане имеют «право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные обращения в государственные органы и органы местного
самоуправления». Это право имеют как граждане, лично и коллективно, так и
общественные организации, союзы и т.д. в целях защиты своих прав и интересов.
Положения этих статей Конституции еще не конкретизированы ни в федеральном
законодательстве, ни в законодательстве субъектов федерации. А на мой взгляд,
весьма немаловажно законодательно продолжить и развить данное положение
Конституции.
Ещё одним из необходимых условий развития
демократического гражданского общества является всестороннее развитие
гражданской законодательной инициативы населения, так как именно данный
институт - одна из существенных форм непосредственного
выражения народом своей власти, и развитии этого института в законодательстве позволит
гражданам РФ более полно реализовать свои политические права и свободы.
политический право свобода гражданин
Заключение
В процессе написания данной работы мне довелось изучить ряд вопросов,
касающихся прав и свобод человека в целом, и политических – в частности. Ряд
авторов обозначает проблемную сторону вопроса закрепления и реализации политических
прав весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической точки
зрения. Тем самым затрагивается вопрос истинности утверждения о построении в
России правового государства. И это объяснимо, так как процесс демократизации в
нашей стране находится в стадии формирования, и все демократические институты,
в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировались
и не укоренились в сознании людей. А в силу этого мы зачастую наблюдаем пренебрежение
со стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими – что
является проявлением правового нигилизма у наших людей.
Но
меня, как и многих людей, имеющих какое-либо отношение к деятельности,
связанной с законом и юриспруденцией, не оставляет надежда повышения правовой
культуры нашего общества и здесь огромную роль должно играть изучение права,
его институтов, в том числе – прав и свобод человека и гражданина. Изучение
этого правового института позволяет развить правовую грамотность, разумно и в
полной мере пользоваться своими правами и свободами, и, следовательно, помогает
ускорению становления демократизма в стране, формированию правового государства
и гражданского общества внутри страны. Очень важно, что бы все граждане знали
основные положения Конституции, которые касаются прав и свобод человека и
гражданина, но зачастую мы стакиваемся с не знанием в этой области у многих
юристов. Основы правового воспитания и правовой культуры должны закладываться
каждому гражданину на общеобразовательном уровне, особенный упор должен
делаться на изучение Конституции и ее основных положений. Ведь знание своих
конституционных прав не только поможет ими пользоваться, но и заложит в
сознании людей чувство ответственности и долга перед государством в участии в
политической жизни страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|