на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Политические права и свободы человека в Конституции РФ

Назначение выборов осуществляет уполномоченный на то орган или должностное лицо: выборы Президента РФ назначает Совет Федерации; Государственной Думы - Президент РФ; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ назначается постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; согласно ч. 2 ст. 23 Закона о местном самоуправлении муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные его уставом.

Референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и факультативные, однако в России законодательно закреплены исключительно императивные референдумы. Конституционное Собрание может вынести разработанный им проект новой Конституции на всенародное голосование (ч. З ст. 135 Конституции РФ).

Право на референдум относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ. Особенностью права участвовать в референдуме является то, что инициировать конкретный референдум и обеспечить принятие решения о его назначении граждане могут только совместно, на коллективной основе участников инициируемого референдума, а число таких участников определяется в зависимости от уровня референдума (федеральный, субфедеральный, местный).

Право граждан РФ на референдум состоит из следующих групп прав: 1) право граждан на выдвижение инициативы проведения референдума и его реализации; 2) права, связанные с участием в референдуме; 3) права связанные с реализацией принятого на референдуме решения. По верному замечанию Ю.А. Дмитриева и В.В. Комаровой, «то обстоятельство, что эти этапы не закреплены действующим законодательством, не означает их отсутствия в содержании данного правового института».[20]

Согласно ФКЗ о референдуме, инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ, в каждую из которых должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта РФ, где она образована. Инициатива проведения федерального референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них (ч. 1 ст. 14 ФКЗ о референдуме).

Согласно ст. 6 ФКЗ о референдуме, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Федерации, а также к совместному ведению РФ и её субъектов. Определен перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум; вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Референдумы субъектов РФ и местные референдумы в субъектах РФ проводятся в соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими отражение в ст. 2 ФКЗ о референдуме, других федеральных законах, а также в соответствии нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

- Право равного доступа к государственной службе

Не может быть демократического государства без права граждан на службу в аппарате управления, составляющего одну из основ конституционного строя РФ и осуществления принадлежащей народу власти.

Равенство доступа к государственной службе - равенство конституционное, а не фактическое или формально юридическое. Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (п. «с» ст. 25).

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу (ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г.); военную службу - особый вид федеральной государственной службы, определённый в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; правоохранительную службу.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.

По отношению к гражданам, претендующим на занятие определенной должности, законодатель вправе устанавливать особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, которые обеспечили бы их способность исполнять возложенные обязанности[21].

- Право участвовать в отправлении правосудия

Роль и возможности граждан (заседателей) ограничиваются участием в отправлении правосудия совместно с судьей. Такое участие является также одной из форм общественного контроля за отправлением правосудия, призванной способствовать повышению доверия к судебной власти. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., участие граждан в отправлении правосудия является их гражданским долгом.

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В настоящее время основные формы реализации гражданами права на участие в отправлении правосудия определены нормами институтов присяжных и арбитражных заседателей.

Требования к лицам, имеющим право участия в рассмотрении дел в качестве присяжных заседателей установлены п. 2 ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (далее – ФЗ о присяжных заседателях) от 20 августа 2004 г, согласно которым присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Статус кандидата в присяжные заседатели гражданин приобретает с момента включения его в соответствующие списки, которые каждые четыре года составляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при участии исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. Положения п. 3 ст. 3 ФЗ о присяжных заседателях, устанавливающие, что к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении этого дела судом.

Возможности участия граждан в отправлении правосудия в статусе арбитражных заседателей ограничены по сфере действия практикой рассмотрения арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (п. 1 ст.1 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г.). Арбитражные заседатели, привлекаемые к рассмотрению дел по ходатайству стороны, принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями; при осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ч. 2, 4 ст. 1 ФЗ об арбитражных заседателях).

Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений из числа граждан, достигших 25 лет, с безупречной репутацией, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет. Целью введения института арбитражных заседателей являлось желание без привлечения дополнительного количества судей использовать преимущества коллегиального рассмотрения дел, компенсировать отсутствие у судей специальных познаний в отдельных сферах финансово-хозяйственной и иной деятельности, что способствовало бы повышению качества правосудия по экономическим спорам, росту доверия к арбитражному суду и повышению его авторитета.

- Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Данное право весьма значимо, в силу того, что оно является одной из возможностей обратной связи, т.е. возможности граждан воздействовать на органы власти, что необходимо для достижения баланса во взаимоотношениях личности и государства. Это право является наиболее часто реализуемым в системе политических прав граждан. Граждане обращаются в органы публичной власти не только в связи с участием в политической жизни общества, но и за необходимостью получения определенного набора публичных услуг.[22]

В соответствии с Федеральным законом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 г. (далее - ФЗ о рассмотрении жалоб) субъектами права на обращения являются: граждане РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ; государственные органы и органы местного самоуправления; должностные лица. ФЗ о рассмотрении жалоб не конкретизирует правовой статус лица, выступающего субъектом обращения в органы власти. Ст. 6 ФЗ о рассмотрении жалоб содержит гарантии безопасности гражданина, направившего обращение в орган власти. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы - руководителями исправительных учреждений.

Согласно ст. 4 ФЗ о рассмотрении жалоб, возможны следующие виды обращений: предложение; заявление; жалоба.

В соответствии со ст. 10 ФЗ о рассмотрении жалоб каждый государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривая поступившее обращение, должен принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане имеют «право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это право имеют как граждане, лично и коллективно, так и общественные организации, союзы и т.д. в целях защиты своих прав и интересов. Положения этих статей Конституции еще не конкретизированы ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве субъектов федерации. А на мой взгляд, весьма немаловажно законодательно продолжить и развить данное положение Конституции.

Ещё одним из необходимых условий развития демократического гражданского общества является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения, так как именно данный институт - одна из существенных форм непосредственного выражения народом своей власти, и развитии этого института в законодательстве позволит гражданам РФ более полно реализовать свои политические права и свободы.

политический право свобода гражданин


Заключение

В процессе написания данной работы мне довелось изучить ряд вопросов, касающихся прав и свобод человека в целом, и политических – в частности. Ряд авторов обозначает проблемную сторону вопроса закрепления и реализации политических прав весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической точки зрения. Тем самым затрагивается вопрос истинности утверждения о построении в России правового государства. И это объяснимо, так как процесс демократизации в нашей стране находится в стадии формирования, и все демократические институты, в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировались и не укоренились в сознании людей. А в силу этого мы зачастую наблюдаем пренебрежение со стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими – что является проявлением правового нигилизма у наших людей.

Но меня, как и многих людей, имеющих какое-либо отношение к деятельности, связанной с законом и юриспруденцией, не оставляет надежда повышения правовой культуры нашего общества и здесь огромную роль должно играть изучение права, его институтов, в том числе – прав и свобод человека и гражданина. Изучение этого правового института позволяет развить правовую грамотность, разумно и в полной мере пользоваться своими правами и свободами, и, следовательно, помогает ускорению становления демократизма в стране, формированию правового государства и гражданского общества внутри страны. Очень важно, что бы все граждане знали основные положения Конституции, которые касаются прав и свобод человека и гражданина, но зачастую мы стакиваемся с не знанием в этой области у многих юристов. Основы правового воспитания и правовой культуры должны закладываться каждому гражданину на общеобразовательном уровне, особенный упор должен делаться на изучение Конституции и ее основных положений. Ведь знание своих конституционных прав не только поможет ими пользоваться, но и заложит в сознании людей чувство ответственности и долга перед государством в участии в политической жизни страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.