Обобщенная динамика ВВП РФ за прошедшие 20 лет в разрезе
президентского руководства государством различными его представителями четким
образом отражена на рис. 1.1.2:
Рис. 1.1.1. Динамика отношения среднесписочной
численности работников реального сектора экономики к совокупному объему занятых
в экономике РФ 1992–2001 гг.
– общему падению ВВП до 1999 г. соответствует подобное
снижение доли реального сектора экономики в его образовании с 49, 2% в 1992 г.
до 42, 3 в 1998 г.;
– неравномерное распределение создаваемого совокупного
конечного продукта среди отраслей данного сектора, отраженном в значительном
перевесе доли промышленного производства, особенно в топливной промышленности –
нефтяная и газовая отрасли;
– сельское и лесное хозяйство выражают собой самые
депрессивные отрасли из представленных.
Рис. 1.1.2. Динамика ВВП РФ за 1992–2010 гг. в
млрд. долл.
В части формирования совокупных доходов от экспорта доля
продукции отраслей реального сектора экономики только наращивалась с течением
времени, достигнув в 1997 г., предшествовавшего кризису, показателя в 47, 2%
по сравнению с 45% в 1994 г., из которых основной удельный вес приходится
на сырьевые товары – нефть сырую и газ. Данные товары составили по состоянию на
1997 г. 17 и 18, 9%% соответственно.
Рис. 1.1.3. Динамика общей структуры экспорта РФ за 1994–2001 гг.
в млн. долл.
Национальное богатство, являясь основой экономического
потенциала государства, выступает качественным индикатором при определении
возможного направления движения всей национальной экономики. Статистические
данные по отмеченному показателю дает возможность заключать о фундаментальной
роли предприятий реального сектора при образовании основного структурного
элемента НБ – основных фондов. Среди главной особенности этого аспекта стоит
опять отметить крупное сосредоточение производственных нефинансовых активов в
промышленных отраслях – 33, 8% от общей структуры в предкризисном 1997 г.,
но при этом здесь наблюдается наибольший износ основных средств среди прочих
представленных, равный 50,5%.
Таким образом, все приведенные ранее сведения дают
возможность подтверждения тезиса о системообразующей роли реального сектора
экономики, а также предоставляют исчерпывающую информацию о её состоянии
накануне и после кризиса 1998 г.
1.2 Общая хронология
событий, предшествующих кризису 1998 г.
Дефолт 1998 г. и последующий за ним кризис явились
следствием череды разнообразных событий, заключающих в себе общие тенденции
тогдашнего времени. Разбор этих тенденций, как сугубо экономических, так и
социально-политических, и отражение сути происходивших не задолго до этого
представляет собой главную составляющую данной части работы.
Отправной точкой движения обновляющейся России можно считать
постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. №1558-I «О
Концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР», которое
определило в качестве важнейшего и обязательного приоритета дальнейшего
развития государства преобразование плановой экономики со 100% долей
вмешательства государства в многоукладную рыночную экономику. Выход данного
постановления был основан на докладе председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова.
Стоит признать, что это решение носило радикальный характер по сравнению с
идеологической и экономической доктринами советского государства.
Следующий 1991 г. стал не менее прогрессивным по
сравнению с предыдущим, вместившим в себя большее количество событий. В
качестве основного непременно следует указать 26 декабря 1991 г., когда
СССР официально прекратил свое существование, но ему предшествовали чуть менее
значительные, такие как январская денежная реформа; Закон РСФСР «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 №948–1;
закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»
от 03.07.1991 №1531-I; постановление правительства РСФСР №55 «О мерах по
либерализации цен» от 19.12.1991 №55. Все указанные законодательные акты
сводились к единственной цели – скорейшей реорганизации
административно-командной системы хозяйствования с её директивностью и
плановостью управления экономическими процессами, считавшихся реформаторами
того времени неэффективными и губительными для экономики страны.
1992 г. прошел под знаком гиперинфляции вследствие
либерализации ценовой политики, направленной главным образом на преодоление
товарного дефицита и переход на рыночные рельсы. Такой высокий уровень
инфляции, составивший 2508, 8%, стал полной неожиданностью для руководства
страны, рассчитывавшего на плавное и постепенное изменение рынка, а также на
его способность к саморегуляции. Последствием этого стало резкое обесценение
заработной платы, доходов и сбережений населения, а также усилившаяся
безработица и учащение случаев невыплаты заработков. Тенденция отмечена на
графике рис. 1.2.1.
Рис. 1.2.1. Изменение реальной заработной платы в 1991–2008 гг.
Также рассматриваемый период характеризовался кризисом
неплатежей, что вело к повсеместному бартерному способу взаиморасчетов с
контрагентами. Нависла реальная угроза приостановки жизнеобеспечивающих
производств. Основными мерами в данном случае явились действия ЦБ РФ,
осуществившего смягчение денежной политики на основе кредитной эмиссии в объеме
1 трлн. рублей. Итогом стало кратковременная стабилизация ситуации.
В течение следующих докризисных лет происходило постоянное
нарастание негативных явлений, оказавших интегральный эффект на события 17
августа 1998 г. Среди таких можно отметить банковский кризис октября 1993 г.;
обвальное падение курса рубля по отношению к долл. США, произошедшее 11 октября
1994 г. Однако в том же году был сделан некоторый шаг на пути адекватного
сдерживания гиперинфляции – принятие решения о временном замораживании цен
отраслями естественных монополий. К 1995 г. был принят Федеральный закон «Об
акционерных обществах» (Об АО) от 26.12.1995 №208-ФЗ, который закреплял за
предприятиями – акционерными обществами право самостоятельного вступления на
рынок ценных бумаг в качестве обособленных эмитентов. Следующий год был
ознаменован отказом от функционирования отраслевых внебюджетных фондов на
основании закона о федеральном бюджете.
Предкризисный 1997 г. явил в себе концентрацию событий,
как внутри страны, так и за её пределами, в конечном итоге повлиявших на обвал
российской экономики в августе 1998 г. К подобным событиям можно отнести
следующие:
– в июне была открыта Московская фондовая биржа;
– к июлю капитализация российского фондового рынка
составила 13% от ВВП;
– августовский финансовый кризис стран Юго-Восточной
Азии, падение национальных валют в течение недели на 10–25%;
– в сентябре подписан меморандум о присоединении России
к Парижскому клубу кредиторов;
– понижение кредитного рейтинга РФ рейтинговым
агентством S&P в декабре.
Таким образом, с момента проведения самых первых заявлений о
переходе к рыночным принципам и до начала 1998 г. наша страна была
подвержена постоянным дестабилизирующим тенденциям, недвусмысленно говорящих о
надвигающейся угрозе.
2. Причины экономического
кризиса 17 августа 1998 г.
2.1 Анализ денежно-кредитной политики российского
правительства накануне дефолта 1998 г.
Произведем анализ конкретных направлений развития
денежно-кредитной политики, в результате чего обозначим основные причины отказа
от обязательств по внутреннему долгу в августе 1998 г.
Рассмотрим применение долговых инструментов внутреннего
заимствования, переход к которым был осуществлен в результате отказа от
денежной эмиссии, провоцировавшей наряду с либерализацией цен, высокий уровень
инфляции в 1991–1995 гг. Динамика роста цен показана на следующей таблице:
Таблица 2.1.1. Индекс потребительских цен на товары, работы и
услуги населению в %
Год |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Инфляция
к декабрю предыдущего года |
160,4 |
2508,8 |
839,9 |
215,1 |
131,3 |
21,8 |
11,0 |
84,4 |
36,5 |
20,2 |
В то же время, произошло изменение сопоставимости уровня цен
с 7, 3% в 1992 г. до 42–43% в 1996 г., что на практике вылилось в
действительное подорожание уровня жизни населения.
Далее рассмотрим долговую политику, проводимую Правительством
РФ на протяжении 1991–1998 гг., которая складывалась из внутреннего и
внешнего долга, выраженного в национальной и иностранной валютах
соответственно. Здесь стоит отметить важнейшую особенность – это постоянный
рост объема государственного долга на протяжении рассматриваемого периода, что
объяснялось стремлением органов денежно-кредитного регулирования снизить
инфляцию, подогреваемой денежной эмиссией. Внешний государственный долг
увеличился по сравнению с 1991 г. по состоянию на 1.01.1998 г. в 1,3
раза, то есть с 95 млрд. долл. до 123, 5 млрд. долл. и составил 146, 4%
от ВВП 1998 г. Другими словами, российская экономика испытывала на себе
колоссальную долговую нагрузку, справиться с которой было уже невозможно.
Подобная ситуация обстояла и с внутренним государственным долгом, основную
структуру которого составляли ГКО. Выпуск данных инструментов впервые был
осуществлен 1.01.1994 г. и составил 200 млн. рублей при совокупном объеме
всего внутреннего долга 15, 64 млрд. рублей. Однако в дальнейшем объем
размещаемых ГКО стал многократно увеличиваться с каждым годом и достиг в 1998 г.
своего максимального значения в 272, 61 млрд. рублей. Динамику совокупного
внутреннего долга можно наблюдать на следующем графике:
Рис. 2.1.1. Динамика выпуска ГКО в 1994–2001 гг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|