Важнейший
поворот в развитии отечественной школы, иногда инициировал волюнтаристские
стремления решить проблемы модернизации путем разрушения предметной структуры
содержания образования, полного отказа от классно-урочной
системы организации занятий и т.д. Одна из причин этого связана с тем, что в
РАО в эти годы не были проведены исследования, направленные на анализ того, что
в содержании школьного образования и в учебном процессе
советского периода имеет непреходящую ценность и заслуживает дальнейшего
развития, а что несовместимо с нынешним пониманием целей и назначения российской
школы.
Неудовлетворенность
значительной части общества качеством общего образования,
понимание того, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере
стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных
устремлений выпускников, выразились, в конечном счете, в стремлении общества и
государства сформировать новую, опережающую модель развития российской школы.
Контуры этой модели были даны в ряде документов последних лет, в частности в
Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО),
"Концепции модернизации российского образования",
"Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской
Федерации" и ряде других. РАО приняла участие в разработке многих
направлений, намеченных в этих документах, например, перехода старшей ступени
школы на профильное обучение, единого государственного экзамена.
Что
показал опыт работы по совершенствованию школьного образования в
начале нынешнего века? Прежде всего то, что решать задачи развития школы
необходимо комплексно и системно. Говорить о новых принципах оценивания,
создавать новую систему итоговой аттестации без учета профильного обучения в
старших классах невозможно. Разрабатывать требования к реализации сетевого
взаимодействия образовательных учреждений без создания соответствующей
нормативной базы - бессмысленно.
Все
это создает необходимость интегрировать важнейшие направления совершенствования
общего среднего образования в одном комплексном научном проекте,
осуществляемом в рамках ФЦПРО. Он посвящен стандартам школьного образования второго поколения. Именно в нем старались воплотить в
жизнь все наработки последних лет в области теории содержания образования,
педагогической психологии, системы оценивания учебных достижений, методик
отдельных учебных предметов, использования информационных и коммуникационных
технологий в образовании, управления образованием
и многих других направлений фундаментальных и прикладных исследований РАО.
Проект выполняется в русле стратегии решения задач социально-экономического
развития России до 2020 г., приоритетного национального проекта "Образование", с учетом накопленного опыта инновационного
развития школы, результатов ранее выполненных проектов ФЦПРО, апробации новых
идей.
Когда
образовательный стандарт рассматривался, как документ,
определяющий содержание образования, то в его разработке в
основном принимали участие методисты-предметники. Теперь, когда назначение стандарта во многом изменилось, когда он будет нормировать
практически все важнейшие стороны работы школы, во многом определять весь уклад
школьной жизни, необходимо изменить и состав тех, кто его создает. Это и
методисты, и дидакты, и психологи, и физиологи, и гигиенисты, и экономисты, и
юристы, и люди ряда других профессий. Сегодня в составе коллектива
разработчиков стандарта, помимо членов и сотрудников большинства
институтов РАО, ученые РАН, РАМН, МГУ и других вузов, региональных институтов
развития образования, академий повышения квалификации и т.д. Всего
более 400 человек.
Сегодня
образовательный стандарт должен не служить средством фиксации
состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его
развития, а ориентировать на достижение нового качества, адекватного
современным запросам личности, общества и государства.
Существуют
разные подходы к проблеме качества. Отметим, что качество образовательных
результатов и качество образовательного процесса, связаны между собой, но
нетождественны. Качество образовательного процесса (уровень его организации,
адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.)
еще не гарантирует качества образования в целом, так как его
цели и планируемые результаты могут не соответствовать новым потребностям
личности и общества. Реформы школьного образования,
развернувшиеся с начала 80-х гг. прошлого века в большинстве развитых стран
мира, были вызваны не только угрозой потери качества образовательного процесса,
но, главным образом, тем, что традиционные цели школьного образования
все в меньшей степени соответствовали новым ожиданиям личности и общества.
Для
оценки качества образования необходимо, прежде всего, выявить и
согласовать требования личности, семьи, общества и государства к
образовательным результатам. Отметим, что эти требования в современной истории
России целенаправленно никогда не изучались. Эта работа была по существу
впервые выполнена Институтом социологии РАН в связи с разработкой школьных
образовательных стандартов. Опора на результаты этого
исследования - первое отличие стандартов второго поколения от их
предшественников.
Выявленные
требования позволили более четко и системно обосновать планируемые результаты
общего среднего образования, определить их сущность и
составляющие. Это стало методологической основой разработки стандартов,
смысловым ориентиром обновления и совершенствования содержания школьного образования, критерием оценки учебных достижений учащихся.
Гарантировать
достижение уровня образования, задаваемого стандартом,
необходимо, чтобы в его структуре появился еще один компонент -
"Требования к условиям осуществления образовательного процесса", то
есть к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению школы,
квалификации педагогических кадров, уровню финансирования и т.д.
Ответственность за выполнение этих требований должно взять на себя государство.
Разработка
ни одного другого компонента стандарта не вызвала таких
трудностей, как создание нормативной базы для определения финансовых и
материально-технических условий осуществления образовательного процесса. Это
оказалось наименее обеспеченной в кадровом отношении стороной деятельности РАО.
Еще
одно отличие новых стандартов также в известной мере связано с
их структурой. Точнее говоря, с формой представления. У образовательных стандартов много разных "потребителей". Уровень
представления образовательных результатов должен быть дифференцирован, исходя
из потребностей и подготовленности различных категорий потребителей стандартов.
В противном случае новое поколение стандартов ждет участь их
предшественников. Ведь одна из главных причин того, что предыдущие версии стандартов так и не были утверждены, как раз и заключалась в том,
что развернутые и детализированные образовательные результаты были предметом
рассмотрения не только профессиональной среды, но и общества в целом. Достичь
здесь единогласия очень трудно.
Результаты
образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе "Требования
к освоению основных общеобразовательных программ", который ориентирован в
основном на широкую общественность, родителей, законодателей, они
представляются в общем виде, как определенная конкретизация целей образования.
В примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены
для учителей, разработчиков ЕГЭ, авторов учебников, результаты должны быть
более детализированы.
Важнейшей
составной частью государственных стандартов общего образования
являются требования к результатам освоения основных общеобразовательных
программ. Они представляют собой описание планируемых целей образования,
которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные
общеобразовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и
организационно-правовой формы.
1.2 Идеологический фундамент Российской школы
В
этой связи одна из главных задач - осмысление нового идеологического заказа
общества, в котором образованию отводится роль основного инструмента,
формирующего индивидуальные и коллективные ценностные установки,
обеспечивающего социальное, духовное, нравственное, физическое развитие
человека.
Решение
этой проблемы невозможно без принципиально нового по духу и букве стандарта
общего образования. Впервые в отечественной практике образовательный стандарт
направлен на выполнение не узкоотраслевой, а общественно-стратегической задачи:
выявить, агрегировать и зафиксировать в виде конвенциональной нормы все
практически значимые современные требования к результатам образования со
стороны личности, семьи, общества и государства. Это позволяет придать ему
статус общенационального приоритета.
Под
объектом модернизации в новом стандарте понимается не только сфера образования
(как отрасль одного из секторов экономики), не только образовательная среда
(как комплекс образовательных ресурсов и технологий), а образовательное
пространство как совокупность институтов социализации (образование, семья,
конфессия, средства массовой информации), определяющих процесс
духовно-нравственного становления молодых поколений россиян и динамичное
развитие всего российского общества.
Такой
подход объективно требует реализации двух основных условий.
1.
Необходима фиксация задачи развития образования как важнейшего
системообразующего ресурса социально-экономического роста в ранге приоритетной
задачи государственной политики.
2.
Масштабность новой миссии стандарта требует, чтобы он, исходя из примата
идеалов и ценностей российского гражданского общества, формировался не как
система задаваемых "сверху" директив, но как социальная
конвенциональная норма, реализующая общественный договор между семьей,
обществом и государством, в котором фиксируются не только интересы и требования
к системе образования, но и мера ответственности каждой из договаривающихся
сторон.
Новый
стандарт выступает как инструмент реализации государственной политики в
образовании в широком смысле слова. Он призван обеспечить в рамках
воспитательно-образовательного процесса достижение баланса интересов личности,
общества и государства, рост социального доверия, общественного согласия и
гражданской консолидации.
В
намечаемых реформах центральным становится вопрос об их идеологической базе,
концептуальной направленности.
Признавая
приоритетность таких функций стандарта, как формулирование идеологии и
стратегии развития образования, его новых целей, понимаем важность определения
в свете ключевых для страны задач новых подходов к формированию обновленного
содержания общего образования.
Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяет
в качестве важнейшей стратегической задачи переход российской экономики к
инновационному социально ориентированному типу развития, основанному на превращении
творческого потенциала людей в ведущий фактор национальной
конкурентоспособности и быстрого экономического роста.
Возрождение
на новой содержательной основе этих принципов, некогда краеугольных для
отечественного образования, - ключевое отличие нового образовательного
стандарта от предшествующих разработок, базировавшихся на непродуктивной в
современных условиях идеологии минимизационного конструирования
образовательного пространства. Только фундаментальность образования может
обеспечить развитие инновационных технологий, определяющих
конкурентоспособность страны. Наряду с фундаментальным знанием багаж выпускника
современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий,
обеспечивающих его функциональную грамотность. В совокупности знаниевая и
функциональная составляющие образовательного процесса зафиксированы в особого
рода нормативно-содержательном документе - Фундаментальном ядре содержания
общего образования. В реализации новых идеологических задач образования
доминирующая нагрузка ложится на несколько предметов, которые условно можно
назвать "идеологическим ядром": историю, географию, русский язык,
литературу, иностранный язык.
Главная
задача школьного исторического образования - формирование у учащихся
исторического мышления как основы становления идентичности гражданина России,
ценностно ориентированной личности. При этом особое внимание уделяется истории
Отечества, раскрывающей место и роль нашего государства во
всемирно-историческом процессе, способствующей воспитанию учащихся в духе
уважения к истории своей страны как единого и неделимого многонационального
государства, построенного на основах равенства всех живущих в нем народов.
Главная
задача обществознания - подготовить школьника к жизни в обществе. Оно должно
способствовать социализации подростка, его приобщению к ценностям демократии,
правового государства, гражданского общества, освоению им разных социальных
ролей, активному вовлечению в общественную жизнь и реализацию социальных
проектов. Поэтому в широком понимании обшествознание включает в себя не только
школьные основные и факультативные курсы, но и систему внеклассной и клубной
работы, связанной с получением представлений о нормах и правилах, общественных
отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития,
направленности изменений, о своем месте и месте своей страны в окружающем мире
и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|