Курсовая работа: Процессуальное положение следователя
Алтайская академия экономики и права
Кафедра Уголовного
права и процесса
Курсовая работа
по дисциплине: Уголовное
процессуальное право
Тема работы:
Процессуальное положение следователя
Выполнил
студент группы 177-Ю
юридического факультета
ПРИХОДЬКО Артем
Николаевич
Телефон 8-
962-813-13-13
8-923-651-41-58
Научный руководитель
Старший преподаватель
ЛУЦКАЯ Наталья Юрьевна
Барнаул 2010
Введение
Происходящие
в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению
количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным
способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее
постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение
организованности – требуют кардинальных изменений в работе правоохранительных
органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с
преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно
будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные
в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет
доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость
судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и
независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов
уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно
следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления,
доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности,
определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального
ущерба и т.д..
Выше перечисленные задачи решаются в
ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь
является органом государства, осуществляющим государственно-правовую функцию расследования
преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной
функции.
Раскрытие и расследование
преступлений, изобличение виновных, восстановление доброго имени человека,
составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости
и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела.
Отдельные стороны
проблемы процессуального статуса следователя неоднократно рассматривались в
правовой науке. В работе, в частности, используются работы таких ученых в сфере
уголовно-процессуального и других отраслей права, как , и ряда других авторов,
комментарии уголовно-процессуального законодательства, учебники
уголовно-процессуального права.
Целью представленной работы выступает комплексный анализ
проблем процессуального статуса следователя, проведенный по следующим
направления:
-
всесторонний
анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников
процессуального статуса следователя;
-
рассмотрение
проблем применения правовых норм, регулирующих процессуальный статус
следователя.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие
задачи:
-
выявить тенденции
развития норм, регулирующих процессуальный статус следователя;
-
рассмотрение
проблем процессуального статуса следователя, таких как процессуальная
самостоятельность следователя.
Объектом научного анализа настоящей работы являются проблемы
процессуального статуса следователя как теоретическая
категория и как правовое явление социальной действительности.
Методологической основой исследования является диалектический
метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также
специальные методы познания.
Работа состоит из следующих основных частей: введения, главы
1 «Следователь, как участник уголовного процесса», в кторой будут рассмотрены
вопросы о процессуальном положении и полномочиях следователя. Главы II, в которой будут раскрыты основные
аспекты взаимодействия следователя с иными участниками уголовного процесса,
заключения и списка использованных источников.
В Работе использованы работы таких ученых – процессуалистов,
как И.В.Александров, Е.Д. Болташев, В.П. Божьев, Т.В. Моисеевой, А.М. Ларина,
Н.Ф.Фатальниковой, А.В. Гриненко и др.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное
законодательство, затрагивающее вопросы регулирования правового статуса
следователя в уголовном процессе. Судебная практика представлена решениями
федеральных судов.
Глава
1. Следователь как участник уголовного процесса
Следователь
– должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование
уголовных дел в форме предварительного следствия. Этот участник уголовного
судопроизводства отнесен к числу участников со стороны обвинения. Но это не
означает, что он во что бы то ни стало должен изобличать лиц, привлекаемых к
уголовной ответственности. Закон требует от него, чтобы он, осуществляя
доказывание, устанавливал также обстоятельства, смягчающие ответственность
обвиняемого, исключающие преступность и наказуемость его деяния, а также
влекущие за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, т.е.
способствовал всестороннему, полному и объективному разрешению уголовного дела.
В
наши дни следователями могут быть должностные лица, состоящие на
государственной службе в Следственном комитете при Прокуратуре РФ, органах Министерства
внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К их ведению
отнесено расследование большинства уголовных дел о преступлениях, отличающихся,
как правило, повышенной сложностью и опасностью. При определенных в УПК РФ
условиях они вправе осуществлять предварительное расследование и в форме
дознания (п.7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Все
следователи пользуются при расследовании преступлений равными процессуальными
правами и несут одинаковые процессуальные обязанности независимо от их
ведомственной принадлежности. Уже давно у нас в стране обсуждается вопрос о
создании единого следственного аппарата, который объединил бы «под одной
крышей» всех следователей независимо от их ведомственной принадлежности,
однако, первые шаги к этому уже сделаны - Федеральным
законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О
прокуратуре РФ»[1] в
рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту
4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления
Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений
Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним
специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных
управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам,
городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том
числе военных следственных отделов Следственного комитета.
Для
решения задач, которые должны решаться в ходе предварительного расследования
дел, следователям предоставлены сравнительно широкие процессуальные полномочия :
–
возбуждать уголовные дела;
–
принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по
подследственности;
–
самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве
следственных и иных процессуальных действий (кроме случаев, когда необходимо
получение судебного решения
–
давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о
производстве отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий,
об исполнении постановлений и производстве иных процессуальных действий;
–
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.[2]
При
производстве предварительного следствия следователь процессуально
самостоятелен. Это проявляется не только в том, что он может сам направлять ход
расследования, но и в том, что ему дано право при определенных в законе обстоятельствах
не подчиняться указаниям прокурора. Он вправе сделать это, если не согласен с
указанием или решением прокурора: а) о привлечении лица в качестве обвиняемого;
б) о квалификации преступления; в) об объеме обвинения; г) о передаче
уголовного дела другому следователю.
Для
решения возложенных на него задач (раскрыть преступление, изобличить виновного,
не допустить привлечения в качестве обвиняемого невиновного и др.) следователь
наделен значительными властными полномочиями:
–
по собиранию доказательств (вызов и допрос свидетелей, потерпевших и других
лиц, назначение экспертизы, производство обысков, выемок, осмотров, совершение
других предусмотренных законом действий);
–
по принятию решений, например, о привлечении в качестве обвиняемого, о
признании потерпевшим, об окончании предварительного следствия (как правило,
следователь составляет обвинительное заключение или прекращает уголовное дело).
Процессуальная
самостоятельность следователя – положение уголовно-процессуального
законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает все
решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за
исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного разрешения)
и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя с 2007 года
обладает руководитель следственного органа путем дачи ему письменных указаний о
производстве следствия. В то же время следователю предоставлено право
отстаивать свое мнение об основных решениях, принимаемых по делу, и при этом
высказывать свои возражения.[3]
Следователь
осуществляет государственно-правовую функцию расследования преступлений. Для ее
понимания, осуществления и совершенствования важно исследование сущности
принципа процессуальной самостоятельности следователя как субъекта
расследования. Следователь является основным субъектом расследования потому,
что он самостоятельно производит основное количество следственных и иных
процессуальных действий.[4]
Уголовно-процессуальное
законодательство устанавливает необходимые гарантии законности и обоснованности
принимаемых следователем процессуальных решений. К таким гарантиям относятся
закрепленные в действующих нормах принципы уголовного процесса: законности,
всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела,
презумпция невиновности, обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на
защиту, язык, на котором ведется предварительное расследование и другие.
В юридической
литературе высказаны суждения об отнесении к основополагающим руководящим
началам, имеющий нормативно-правовой характер в уголовном судопроизводстве
принцип процессуальной самостоятельности следователя. Тем самым подчеркивается
определенная значимость данного принципа для дальнейшего укрепления законности
и улучшения всей следственной работы.
Принципы
уголовного процесса – это вытекающие из природы Российского государства,
теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые
положения, которые выражают демократическую и гуманистическую сущность
уголовного процесса, определяют построение всех его процессуальных форм, стадий
и институтов и направляют уголовно-процессуальную деятельность на достижение
задач и целей, поставленных государством перед уголовным судопроизводством в
целом и стадии предварительного расследования в частности.[5]
Все они
составляют единую систему, ибо в своем осуществлении взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Эта взаимосвязь проявляется в любом действии, при вынесении
любого процессуального решения следователя. Каждый принцип есть вместе с тем
условие обеспечения эффективности других принципов и всего процесса в целом.
Принцип
процессуальной самостоятельности следователя представляет реальную гарантию
законности и обоснованности процессуальных решений следователя, поскольку дает
ему возможность в пределах установленной законодательством компетенции вполне
самостоятельно формулировать выводы и суждения на основе проверенных
достоверных доказательств. Презюмируется при этом, что никто лучше следователя,
в чьем производстве находится дело и кто лично непосредственно вникает в
сущность исследуемых обстоятельств, не может оценить доказательства в их
совокупности и принять наиболее оптимальные и верные и рациональные решения по
каждому возникающему правовому вопросу.[6]
Это – одна из
важнейших сторон рассматриваемой проблемы.
Необходимо,
далее, учитывать, что положение о процессуальной самостоятельности следователя
относится к принципам так же, как применительно к судебной деятельности к ним
относится независимость судей, присяжных заседателей и подчинение их только
закону; оба они выражают одинаковую сущность процессуальной деятельности ее
участников – государственных органов.
Недостаточно
четкой представляется в связи с этим трактовка процессуальной самостоятельности
следователя не как принципа уголовного процесса, а лишь как условия
осуществления независимости судей и их подчинения только Конституции и
федеральному закону или как положения, ограждающего внутреннее убеждение
следователя.[7] Несомненна, конечно, связь между
указанными принципами, так же как их самостоятельное значение; термины
«независимость» и «самостоятельность» могут в данном случае рассматриваться как
синонимы при определении сущности процессуальной деятельности следователей и
судей. Конечно, процессуальная самостоятельность и независимость следователя и
независимость судей – понятия отнюдь не тождественные.[8] Если следственная деятельность
осуществляется под постоянным контролем руководителя следственного органа и
надзором прокурора, которые вправе давать следователю обязательные письменные
указания по расследуемому им делу, то судьям такого рода указания по
расследуемому им делу никто давать не может. Сущность процессуальной
деятельности, в основе которой лежат принципы процессуальной самостоятельности
участников процесса –государственных органов неизменна, но условия их
осуществления различны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|