Распорядитель
бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет
бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным
распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет
соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю
бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению
бюджетной росписи и иные полномочия [2].
Участниками бюджетного
процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные
унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств. Получатели
бюджетных средств составляют и исполняют бюджетную смету; принимает и (или)
исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или)
бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность,
целевой характер бюджетных ассигнований, составляет и представляет бюджетную
отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных
средств и иные полномочия.
Таким образом, мы
рассмотрели особенности исполнения бюджета по расходам. Исполнение федерального
бюджета по расходам осуществляется с применением лицевых счетов бюджетных
средств, открываемым Федеральным казначейством для каждого главного
распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На
лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми
располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе
финансирования расходов федерального бюджета. Также были рассмотрены участники
исполнения расходов федерального бюджета и их основные полномочия. луг, которые соответствуют перечисленным выше.
•
использования
бюджетных средств для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований,
увязывающие полученный результат деятельности в части предоставления бюджетных
услуг и
•
объем затраченных
на эти цели средств. Показатели будут использоваться не только при формировании
рейтинга регионов, характеризующего качество финансового менеджмента, но и
смогут служить инструментом оценки деятельности главных распорядителей бюджетных
средств в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Рейтинг качества
управления региональными финансами подлежит обязательному опубликованию.
•
В качестве еще
одной меры обеспечения проведения органами власти субъектов РФ ответственной
финансовой политики предполагается снижение критерия для введения временной
финансовой администрации в субъектах Федерации с 30% до 10% объема просроченной
задолженности к объему собственных доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации.
•
Необходимо формирование
системы стимулирования органов местного самоуправления к внедрению передовых
процессов в области социально-экономического развития и управления
общественными финансами. Для муниципальных образований в субъектах РФ должны
быть установлены стимулы к повышению эффективности использования бюджета
органов местного самоуправления в увеличении ходов местных бюджетов.
•
В этих целях
Минфин России продолжит проведение федеральных конкурсов в сфере реформирования
муниципальных финансов в рамках конкурсов реформирования региональных финансов
и разработает рекомендации по проведению аналогичной работы в субъектах РФ.
•
Качество
финансового менеджмента в муниципальных образованиях будет учитываться Минфином
России при формировании рейтинга субъектов РФ, характеризующего качество
финансового менеджмента в субъектах Федерации.
В
последние годы Правительство РФ предприняло ряд важных шагов по реорганизации
бюджетного процесса в рамках обширной реформы всего государственного
управления. Улучшилось налоговое планирование, достигнута стабильность
государственной финансовой системы. Началась работа по соотнесению планируемых
расходов с приоритетными направлениями государственной политики, нацеленная на
перенос акцента с контроля над затратами на достижение поставленных экономических
и социальных целей [21, с. 12].
Одним из
направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного
процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования
бюджетирования, ориентированного на результат [17, с. 69]. Задаче
диверсификации экономики посвящен новый трехлетний бюджет РФ, который можно
назвать бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетом
диверсификации экономики. В Бюджетном послании Президента России Федеральному
Собранию, в котором подводится итог предыдущих лет и задается курс на ближайшие
три года и более долгосрочный период, отмечен ряд важнейших задач. Это
превращение федерального бюджета в важнейший и эффективный инструмент
макроэкономического регулирования. Снижение инфляции до 3-4% и удержание более
стабильного курса рубля – важнейшие фундаментальные показатели российской
экономики [13, с. 4].
Формирование
бюджетного законодательства РФ как специфической отрасли права началось в 90-е
г.г. прошлого века. Продолжается оно и сейчас – на нынешнем этапе бюджетной
реформы, отличающейся тем, что объектом реформирования выступают одновременно и
бюджетная система РФ, и бюджетный сектор экономики, преобразования в котором
должны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмах
функционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательство
призвано регламентировать не только процессы формирования и порядок
распределения бюджетных средств в рамках бюджетной системы страны, но и
механизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектора
экономики, причем вне зависимости от того, к какой конкретной отрасли экономики
относится бюджетополучатель и в какой конкретной организационно-правовой форме
он функционирует [16, с. 3].
Важными
направлениями совершенствования бюджетного законодательства является разработка
и принятие нормативных актов, регламентирующих порядок оценки эффективности
бюджетных расходов и процедуры контроля за эффективностью затрат. Создание
нормативно-правовой базы, позволяющей оценивать и контролировать эффективность
государственных расходов, имеет огромное значение. Оно определяется тем, что:
-
во-первых,
бюджетный сектор занимает высокий удельный вес в составе российской экономики,
причем бюджетные расходы постоянно увеличиваются;
-
во-вторых, в
настоящее время ведется активный поиск наиболее результативных методов
реформирования государственных расходов в целях нахождения наиболее эффективных
форм финансирования бюджетных затрат [16, с. 9].
Необходимо
отметить, что одной из задач правового и методологического обеспечения
бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и
расходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшего
объема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов,
консолидируемых в бюджете. Это предполагает выполнение, по крайней мере, трех
основных условий:
-
формирование
перечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью их
полезности (востребованности обществом);
-
предотвращение
расходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий,
финансируемых из бюджета;
-
наличие
эффективной системы общественного контроля и воздействия на субъекты,
принимающие решения в рамках бюджетного процесса [20, с. 16].
•
показатели оценки
эффективности
3.
Совершенствование исполнения федерального бюджета по расходам
В
последние годы Правительство РФ предприняло ряд важных шагов по реорганизации
бюджетного процесса в рамках обширной реформы всего государственного
управления. Улучшилось налоговое планирование, достигнута стабильность
государственной финансовой системы. Началась работа по соотнесению планируемых
расходов с приоритетными направлениями государственной политики, нацеленная на
перенос акцента с контроля над затратами на достижение поставленных
экономических и социальных целей [21, с. 12].
Одним из
направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного
процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования
бюджетирования, ориентированного на результат [17, с. 69]. Задаче
диверсификации экономики посвящен новый трехлетний бюджет РФ, который можно
назвать бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетом
диверсификации экономики. В Бюджетном послании Президента России Федеральному
Собранию, в котором подводится итог предыдущих лет и задается курс на ближайшие
три года и более долгосрочный период, отмечен ряд важнейших задач. Это
превращение федерального бюджета в важнейший и эффективный инструмент
макроэкономического регулирования. Снижение инфляции до 3-4% и удержание более
стабильного курса рубля – важнейшие фундаментальные показатели российской
экономики [13, с. 4].
Формирование
бюджетного законодательства РФ как специфической отрасли права началось в 90-е
г.г. прошлого века. Продолжается оно и сейчас – на нынешнем этапе бюджетной
реформы, отличающейся тем, что объектом реформирования выступают одновременно и
бюджетная система РФ, и бюджетный сектор экономики, преобразования в котором
должны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмах
функционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательство
призвано регламентировать не только процессы формирования и порядок
распределения бюджетных средств в рамках бюджетной системы страны, но и
механизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектора
экономики, причем вне зависимости от того, к какой конкретной отрасли экономики
относится бюджетополучатель и в какой конкретной организационно-правовой форме
он функционирует [16, с. 3].
Важными
направлениями совершенствования бюджетного законодательства является разработка
и принятие нормативных актов, регламентирующих порядок оценки эффективности
бюджетных расходов и процедуры контроля за эффективностью затрат. Создание
нормативно-правовой базы, позволяющей оценивать и контролировать эффективность
государственных расходов, имеет огромное значение. Оно определяется тем, что:
-
во-первых,
бюджетный сектор занимает высокий удельный вес в составе российской экономики,
причем бюджетные расходы постоянно увеличиваются;
-
во-вторых, в
настоящее время ведется активный поиск наиболее результативных методов
реформирования государственных расходов в целях нахождения наиболее эффективных
форм финансирования бюджетных затрат [16, с. 9].
Необходимо
отметить, что одной из задач правового и методологического обеспечения
бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и
расходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшего
объема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов,
консолидируемых в бюджете. Это предполагает выполнение, по крайней мере, трех
основных условий:
-
формирование
перечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью их
полезности (востребованности обществом);
-
предотвращение
расходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий,
финансируемых из бюджета;
-
наличие
эффективной системы общественного контроля и воздействия на субъекты, принимающие
решения в рамках бюджетного процесса [20, с. 16].
Совершенствование
порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета – это одно из
основных направлений деятельности Федерального казначейства, в рамках которого
в последние годы происходят заметные изменения, связанные с разработкой и
внедрением в существующую практику работы элементов управления ликвидностью
единого счета федерального бюджета.
В 2004
г. Правительством РФ утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса
РФ, направленная на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию
управления бюджетными средствами бюджетов бюджетной системы РФ. В рамках
реализации задач концепции по обеспечению безусловного исполнения денежных
обязательств следует совершенствовать процессы и процедуры управления денежными
средствами и перейти к управлению ликвидностью единого счета федерального
бюджета.
В
настоящее время складываются благоприятные условия для совершенствования
казначейских технологий, направленных на повышение эффективности управления
государственными финансовыми ресурсами. В результате проводимой бюджетной
политики активно развивается бюджетное законодательство, и бюджет государства в
последние несколько лет исполняется с профицитом, что обеспечивает необходимое
для исполнения бюджета наличие средств на едином счете федерального бюджета.
Однако
изменения, происходящие в бюджетном процессе, такие как принятие федерального
бюджета на трехлетний период, сбалансированность доходов и расходов бюджета,
полное покрытие профицита исполнения бюджета к 2010 г., значительно повышает
актуальность проблемы обеспечения безусловного исполнения денежных обязательств
федерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним.
В этой
связи перед Федеральным казначейством стоит задача в течение сравнительно
небольшого временного периода создать механизм, реализующий безусловное
исполнение денежных обязательств федерального бюджета и обеспечение координации
управления операциями в рамках исполнения федерального бюджета с управлением
ликвидностью единого счета федерального бюджета [18, с. 27].
Если
раньше нужно было навести элементарный порядок в бюджетном хозяйстве, то в
настоящее время необходимо новое качество управления общественными финансами.
Надо работать над определением цели и оценкой результатов расходования
бюджетных средств, создавать системы мониторинга, внутреннего аудита, научиться
сравнивать финансовое положение с положением публично-правовых образований и
учреждений аналогичных структур, существующих в коммерческом секторе. Это –
совсем другой подход. Все больше следует анализировать положительный опыт
управления финансами, выработанный коммерческим сектором, и применять этот
передовой опыт в сфере публичных финансов [15, с. 5]
Минфин
России со своей стороны будет проводить мониторинг финансового менеджмента
главных распорядителей бюджетных средств. Уже издан приказ об этом и в первом
квартале 2008 года такой мониторинг был проведён. По этой оценке, в том числе,
были приняты решения о наделении или ненаделении дополнительными правами
главного распорядителя, по качеству финансового менеджмента было вынесено
суждение о работе соответствующих финансовых подразделений министерств и
ведомств [15, с. 7].
В
результате проводимой бюджетной политики активно развивается бюджетное
законодательство, и бюджет государства в последние несколько лет исполняется с
профицитом, что обеспечивает необходимое для исполнения бюджета наличие средств
на едином счете федерального бюджета.
Однако
изменения, происходящие в бюджетном процессе, такие как принятие федерального
бюджета на трехлетний период, сбалансированность доходов и расходов бюджета,
полное покрытие профицита исполнения бюджета к 2010 г., значительно повышает
актуальность проблемы обеспечения безусловного исполнения денежных обязательств
федерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним.
В этой
связи перед Федеральным казначейством стоит задача в течение сравнительно
небольшого временного периода создать механизм, реализующий безусловное исполнение
денежных обязательств федерального бюджета и обеспечение координации управления
операциями в рамках исполнения федерального бюджета с управлением ликвидностью
единого счета федерального бюджета [18, с. 27].
Если
раньше нужно было навести элементарный порядок в бюджетном хозяйстве, то в
настоящее время необходимо новое качество управления общественными финансами.
Надо работать над определением цели и оценкой результатов расходования
бюджетных средств, создавать системы мониторинга, внутреннего аудита, научиться
сравнивать финансовое положение с положением публично-правовых образований и
учреждений аналогичных структур, существующих в коммерческом секторе. Это –
совсем другой подход. Все больше следует анализировать положительный опыт
управления финансами, выработанный коммерческим сектором, и применять этот
передовой опыт в сфере публичных финансов [15, с. 5]
Заключение
Создание
правовой базы для оценки и контроля эффективности бюджетных расходов относится
к числу наиболее трудных и сложных задач в области нормотворческой
деятельности, поскольку разработчикам нормативно-правовых актов приходится идти
почти по целине. Дело в том, что сама работа по повышению эффективности
государственных расходов развернулась в России в начале нового тысячелетия. В
2002 г. были приняты важные решения о реструктуризации бюджетного сектора
экономики и переходе на новые методы финансового планирования, ориентированного
на результат, а также о среднесрочном планировании. В 2004 г. было принято постановление
Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»,
которым была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в
2004-2006 гг. Эта концепция направлена на повышение эффективности бюджетных
расходов, которая должна определяться посредством достижения конкретных
результатов [16, с. 9].
В условиях перехода к
рынку, Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции
совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции
закладываются три основных блока задач:
-
сформировать
четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной
детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского
метода исполнения бюджета;
-
определить
наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения
нетрадиционных финансовых источников в оборот; создать полноценный
информационно - аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы
иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и
расходов бюджета;
-
повысить
оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные
финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в
существующих инфляционных условиях.
Первая
группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших
направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является
внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета.
24 марта 2009 г. в Москве
прошло собрание Сообщества финансистов России (СФР), на котором были обсуждены
актуальные проблемы бюджетного процесса в РФ. Наибольшее внимание членами СФР было
уделено проекту федерального закона «О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ
в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу
отдельных законодательных актов РФ». В связи с возможными техническими
трудностями реализации ряда новаций новой редакции БК РФ решено считать 2009
год переходным. До конца текущего года технические, организационные и прочие
проблемы должны быть разрешены, чтобы к началу следующего года новации могли
быть реализованы в полной мере [24, с. 14].
Список использованной литературы
1.
Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 года // Текст опубликован в правовой системе
«Консультант» с изменениями и дополнениями
2.
Бюджетный кодекс
Российской Федерации: Федер. Закон Российской Федерации от 17.07.1998г № 145-ФЗ
// Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и
дополнениями
3. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи
федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств
федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования
дефицита федерального бюджета). Приложение к Приказу Минфина РФ от 22 ноября
2007г. N114н
4.
О Правительстве РФ: Фед.
конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ
5.
О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти: Указ президента РФ от 9марта2004г.,
№ 314
6.
О Счетной палате
Российской Федерации: Федер. Закон Российской Федерации от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ
// Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и
дополнениями
7.
О Федеральном
казначействе Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 // Текст
опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями
8.
О Федеральной
службе финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства Российской
Федерации от 15.08.2006 г. № 503 // Текст опубликован в правовой системе
«Консультант» с изменениями и дополнениями
9.
О Центральном банке
РФ: Федер. Закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ
10. Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач
С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное
пособие. – Москва, 2006
11. Завьялов Д.Ю. Тенденции трансформации
бюджетной системы / Финансы. – 2008. – № 6
12. Крылов Г.З. Некоторые вопросы
совершенствования бюджетного кодекса / Финансы. – 2007. - № 7
13. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет –
бюджет диверсификации экономики / Финансы. – 2007. - № 4
14. Мехтиярова Е.В. Об отдельных вопросах
исполнения федерального бюджета в 2008 году / Мехтиярова Е.В. / Советник
бухгалтера: - №2 2007 год
15. Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетной
реформы / Финансы и бюджет: проблемы и решения. – 2008. - №2
16. Родионова В.М. Совершенствование
бюджетного законодательства – необходимое условие осуществления преобразований
в бюджетной сфере России / Финансы и кредит. – 2006. - № 2
17. Сабитова Н.М. К вопросу о
реформировании бюджетного процесса в РФ / Финансы и кредит. – 2006. - № 6
18. Садыгов Ф.К. Совершенствование
порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета / Финансы и
кредит. – 2008. - № 35
19. Терентьева Н.А. Взаимодействие
территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при
исполнении бюджетов / Терентьева Н.А. /Бино: бюджетные учреждения: - № 10 2007
год
20. Чичелев М.Е. О дальнейшем
совершенствовании бюджетного процесса / Финансы. – 2008. - № 2
21. Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная
реформа в Российской Федерации: достигнутые успехи и полученный опыт / Финансы
и кредит. – 2008. - № 13
22. Тюнина С.В., Шамьюнов М.М.
Профессиональный взгляд на новый бюджетный кодекс / Финансы. – 2009. - № 8
23. Реформирование бюджетного процесса,
статья / Финансы. – 2007. - №1
24. Совершенствовать все звенья бюджетной
системы, статья / Финансы. – 2009. - № 4
25. Ампилов А.Е. О дальнейшем
совершенствовании бюджетного процесса / Финансы. – 2008. - № 2
26. Тюрихина А.В. Об отдельных вопросах
исполнения федерального бюджета в 2009 году / Мехтиярова Е.В. / Советник
бухгалтера: - №2 2008 год
|