на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Процесс исполнения расходов федерального бюджета

 Распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи и иные полномочия [2].

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств. Получатели бюджетных средств составляют и исполняют бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер бюджетных ассигнований, составляет и представляет бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и иные полномочия.

Таким образом, мы рассмотрели особенности исполнения бюджета по расходам. Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с применением лицевых счетов бюджетных средств, открываемым Федеральным казначейством для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе финансирования расходов федерального бюджета. Также были рассмотрены участники исполнения расходов федерального бюджета и их основные полномочия. луг, которые соответствуют перечисленным выше.

•  использования бюджетных средств для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, увязывающие полученный результат деятельности в части предоставления бюджетных услуг и

•  объем затраченных на эти цели средств. Показатели будут использоваться не только при формировании рейтинга регионов, характеризующего качество финансового менеджмента, но и смогут служить инструментом оценки деятельности главных распорядителей бюджетных средств в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Рейтинг качества управления региональными финансами подлежит обязательному опубликованию.

•  В качестве еще одной меры обеспечения проведения органами власти субъектов РФ ответственной финансовой политики предполагается снижение критерия для введения временной финансовой администрации в субъектах Федерации с 30% до 10% объема просроченной задолженности к объему собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

•  Необходимо формирование системы стимулирования органов местного самоуправления к внедрению передовых процессов в области социально-экономического развития и управления общественными финансами. Для муниципальных образований в субъектах РФ должны быть установлены стимулы к повышению эффективности использования бюджета органов местного самоуправления в увеличении ходов местных бюджетов.

•  В этих целях Минфин России продолжит проведение федеральных конкурсов в сфере реформирования муниципальных финансов в рамках конкурсов реформирования региональных финансов и разработает рекомендации по проведению аналогичной работы в субъектах РФ.

•  Качество финансового менеджмента в муниципальных образованиях будет учитываться Минфином России при формировании рейтинга субъектов РФ, характеризующего качество финансового менеджмента в субъектах Федерации.

В последние годы Правительство РФ предприняло ряд важных шагов по реорганизации бюджетного процесса в рамках обширной реформы всего государственного управления. Улучшилось налоговое планирование, достигнута стабильность государственной финансовой системы. Началась работа по соотнесению планируемых расходов с приоритетными направлениями государственной политики, нацеленная на перенос акцента с контроля над затратами на достижение поставленных экономических и социальных целей [21, с. 12].

Одним из направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат [17, с. 69]. Задаче диверсификации экономики посвящен новый трехлетний бюджет РФ, который можно назвать бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетом диверсификации экономики. В Бюджетном послании Президента России Федеральному Собранию, в котором подводится итог предыдущих лет и задается курс на ближайшие три года и более долгосрочный период, отмечен ряд важнейших задач. Это превращение федерального бюджета в важнейший и эффективный инструмент макроэкономического регулирования. Снижение инфляции до 3-4% и удержание более стабильного курса рубля – важнейшие фундаментальные показатели российской экономики [13, с. 4].

Формирование бюджетного законодательства РФ как специфической отрасли права началось в 90-е г.г. прошлого века. Продолжается оно и сейчас – на нынешнем этапе бюджетной реформы, отличающейся тем, что объектом реформирования выступают одновременно и бюджетная система РФ, и бюджетный сектор экономики, преобразования в котором должны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмах функционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательство призвано регламентировать не только процессы формирования и порядок распределения бюджетных средств в рамках бюджетной системы страны, но и механизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектора экономики, причем вне зависимости от того, к какой конкретной отрасли экономики относится бюджетополучатель и в какой конкретной организационно-правовой форме он функционирует [16, с. 3].

Важными направлениями совершенствования бюджетного законодательства является разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих порядок оценки эффективности бюджетных расходов и процедуры контроля за эффективностью затрат. Создание нормативно-правовой базы, позволяющей оценивать и контролировать эффективность государственных расходов, имеет огромное значение. Оно определяется тем, что:

-  во-первых, бюджетный сектор занимает высокий удельный вес в составе российской экономики, причем бюджетные расходы постоянно увеличиваются;

-  во-вторых, в настоящее время ведется активный поиск наиболее результативных методов реформирования государственных расходов в целях нахождения наиболее эффективных форм финансирования бюджетных затрат [16, с. 9].

Необходимо отметить, что одной из задач правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшего объема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов, консолидируемых в бюджете. Это предполагает выполнение, по крайней мере, трех основных условий:

-  формирование перечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью их полезности (востребованности обществом);

-  предотвращение расходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета;

-  наличие эффективной системы общественного контроля и воздействия на субъекты, принимающие решения в рамках бюджетного процесса [20, с. 16].

•  показатели оценки эффективности

 

3. Совершенствование исполнения федерального бюджета по расходам

В последние годы Правительство РФ предприняло ряд важных шагов по реорганизации бюджетного процесса в рамках обширной реформы всего государственного управления. Улучшилось налоговое планирование, достигнута стабильность государственной финансовой системы. Началась работа по соотнесению планируемых расходов с приоритетными направлениями государственной политики, нацеленная на перенос акцента с контроля над затратами на достижение поставленных экономических и социальных целей [21, с. 12].

Одним из направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат [17, с. 69]. Задаче диверсификации экономики посвящен новый трехлетний бюджет РФ, который можно назвать бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетом диверсификации экономики. В Бюджетном послании Президента России Федеральному Собранию, в котором подводится итог предыдущих лет и задается курс на ближайшие три года и более долгосрочный период, отмечен ряд важнейших задач. Это превращение федерального бюджета в важнейший и эффективный инструмент макроэкономического регулирования. Снижение инфляции до 3-4% и удержание более стабильного курса рубля – важнейшие фундаментальные показатели российской экономики [13, с. 4].

Формирование бюджетного законодательства РФ как специфической отрасли права началось в 90-е г.г. прошлого века. Продолжается оно и сейчас – на нынешнем этапе бюджетной реформы, отличающейся тем, что объектом реформирования выступают одновременно и бюджетная система РФ, и бюджетный сектор экономики, преобразования в котором должны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмах функционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательство призвано регламентировать не только процессы формирования и порядок распределения бюджетных средств в рамках бюджетной системы страны, но и механизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектора экономики, причем вне зависимости от того, к какой конкретной отрасли экономики относится бюджетополучатель и в какой конкретной организационно-правовой форме он функционирует [16, с. 3].

Важными направлениями совершенствования бюджетного законодательства является разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих порядок оценки эффективности бюджетных расходов и процедуры контроля за эффективностью затрат. Создание нормативно-правовой базы, позволяющей оценивать и контролировать эффективность государственных расходов, имеет огромное значение. Оно определяется тем, что:

-  во-первых, бюджетный сектор занимает высокий удельный вес в составе российской экономики, причем бюджетные расходы постоянно увеличиваются;

-  во-вторых, в настоящее время ведется активный поиск наиболее результативных методов реформирования государственных расходов в целях нахождения наиболее эффективных форм финансирования бюджетных затрат [16, с. 9].

Необходимо отметить, что одной из задач правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшего объема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов, консолидируемых в бюджете. Это предполагает выполнение, по крайней мере, трех основных условий:

-  формирование перечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью их полезности (востребованности обществом);

-  предотвращение расходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета;

-  наличие эффективной системы общественного контроля и воздействия на субъекты, принимающие решения в рамках бюджетного процесса [20, с. 16].

Совершенствование порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета – это одно из основных направлений деятельности Федерального казначейства, в рамках которого в последние годы происходят заметные изменения, связанные с разработкой и внедрением в существующую практику работы элементов управления ликвидностью единого счета федерального бюджета.

В 2004 г. Правительством РФ утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса РФ, направленная на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами бюджетов бюджетной системы РФ. В рамках реализации задач концепции по обеспечению безусловного исполнения денежных обязательств следует совершенствовать процессы и процедуры управления денежными средствами и перейти к управлению ликвидностью единого счета федерального бюджета.

В настоящее время складываются благоприятные условия для совершенствования казначейских технологий, направленных на повышение эффективности управления государственными финансовыми ресурсами. В результате проводимой бюджетной политики активно развивается бюджетное законодательство, и бюджет государства в последние несколько лет исполняется с профицитом, что обеспечивает необходимое для исполнения бюджета наличие средств на едином счете федерального бюджета.

Однако изменения, происходящие в бюджетном процессе, такие как принятие федерального бюджета на трехлетний период, сбалансированность доходов и расходов бюджета, полное покрытие профицита исполнения бюджета к 2010 г., значительно повышает актуальность проблемы обеспечения безусловного исполнения денежных обязательств федерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним.

В этой связи перед Федеральным казначейством стоит задача в течение сравнительно небольшого временного периода создать механизм, реализующий безусловное исполнение денежных обязательств федерального бюджета и обеспечение координации управления операциями в рамках исполнения федерального бюджета с управлением ликвидностью единого счета федерального бюджета [18, с. 27].

Если раньше нужно было навести элементарный порядок в бюджетном хозяйстве, то в настоящее время необходимо новое качество управления общественными финансами. Надо работать над определением цели и оценкой результатов расходования бюджетных средств, создавать системы мониторинга, внутреннего аудита, научиться сравнивать финансовое положение с положением публично-правовых образований и учреждений аналогичных структур, существующих в коммерческом секторе. Это – совсем другой подход. Все больше следует анализировать положительный опыт управления финансами, выработанный коммерческим сектором, и применять этот передовой опыт в сфере публичных финансов [15, с. 5]

Минфин России со своей стороны будет проводить мониторинг финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Уже издан приказ об этом и в первом квартале 2008 года такой мониторинг был проведён. По этой оценке, в том числе, были приняты решения о наделении или ненаделении дополнительными правами главного распорядителя, по качеству финансового менеджмента было вынесено суждение о работе соответствующих финансовых подразделений министерств и ведомств [15, с. 7].

В результате проводимой бюджетной политики активно развивается бюджетное законодательство, и бюджет государства в последние несколько лет исполняется с профицитом, что обеспечивает необходимое для исполнения бюджета наличие средств на едином счете федерального бюджета.

Однако изменения, происходящие в бюджетном процессе, такие как принятие федерального бюджета на трехлетний период, сбалансированность доходов и расходов бюджета, полное покрытие профицита исполнения бюджета к 2010 г., значительно повышает актуальность проблемы обеспечения безусловного исполнения денежных обязательств федерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним.

В этой связи перед Федеральным казначейством стоит задача в течение сравнительно небольшого временного периода создать механизм, реализующий безусловное исполнение денежных обязательств федерального бюджета и обеспечение координации управления операциями в рамках исполнения федерального бюджета с управлением ликвидностью единого счета федерального бюджета [18, с. 27].

Если раньше нужно было навести элементарный порядок в бюджетном хозяйстве, то в настоящее время необходимо новое качество управления общественными финансами. Надо работать над определением цели и оценкой результатов расходования бюджетных средств, создавать системы мониторинга, внутреннего аудита, научиться сравнивать финансовое положение с положением публично-правовых образований и учреждений аналогичных структур, существующих в коммерческом секторе. Это – совсем другой подход. Все больше следует анализировать положительный опыт управления финансами, выработанный коммерческим сектором, и применять этот передовой опыт в сфере публичных финансов [15, с. 5]


Заключение

Создание правовой базы для оценки и контроля эффективности бюджетных расходов относится к числу наиболее трудных и сложных задач в области нормотворческой деятельности, поскольку разработчикам нормативно-правовых актов приходится идти почти по целине. Дело в том, что сама работа по повышению эффективности государственных расходов развернулась в России в начале нового тысячелетия. В 2002 г. были приняты важные решения о реструктуризации бюджетного сектора экономики и переходе на новые методы финансового планирования, ориентированного на результат, а также о среднесрочном планировании. В 2004 г. было принято постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», которым была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. Эта концепция направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, которая должна определяться посредством достижения конкретных результатов [16, с. 9].

В условиях перехода к рынку, Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

-  сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

-  определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот; создать полноценный информационно - аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета;

-  повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета.

24 марта 2009 г. в Москве прошло собрание Сообщества финансистов России (СФР), на котором были обсуждены актуальные проблемы бюджетного процесса в РФ. Наибольшее внимание членами СФР было уделено проекту федерального закона «О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ». В связи с возможными техническими трудностями реализации ряда новаций новой редакции БК РФ решено считать 2009 год переходным. До конца текущего года технические, организационные и прочие проблемы должны быть разрешены, чтобы к началу следующего года новации могли быть реализованы в полной мере [24, с. 14].


Список использованной литературы

1.  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года // Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями

2.  Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. Закон Российской Федерации от 17.07.1998г № 145-ФЗ // Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями

3.  Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета). Приложение к Приказу Минфина РФ от 22 ноября 2007г. N114н

4.  О Правительстве РФ: Фед. конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ

5.  О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ президента РФ от 9марта2004г., № 314

6.  О Счетной палате Российской Федерации: Федер. Закон Российской Федерации от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ // Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями

7.  О Федеральном казначействе Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 // Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями

8.   О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 г. № 503 // Текст опубликован в правовой системе «Консультант» с изменениями и дополнениями

9.  О Центральном банке РФ: Федер. Закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ

10.  Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие. – Москва, 2006

11.  Завьялов Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы / Финансы. – 2008. – № 6

12.  Крылов Г.З. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного кодекса / Финансы. – 2007. - № 7

13.  Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики / Финансы. – 2007. - № 4

14.  Мехтиярова Е.В. Об отдельных вопросах исполнения федерального бюджета в 2008 году / Мехтиярова Е.В. / Советник бухгалтера: - №2 2007 год

15.  Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетной реформы / Финансы и бюджет: проблемы и решения. – 2008. - №2

16.  Родионова В.М. Совершенствование бюджетного законодательства – необходимое условие осуществления преобразований в бюджетной сфере России / Финансы и кредит. – 2006. - № 2

17.  Сабитова Н.М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ / Финансы и кредит. – 2006. - № 6

18.  Садыгов Ф.К. Совершенствование порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета / Финансы и кредит. – 2008. - № 35

19.  Терентьева Н.А. Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при исполнении бюджетов / Терентьева Н.А. /Бино: бюджетные учреждения: - № 10 2007 год

20.  Чичелев М.Е. О дальнейшем совершенствовании бюджетного процесса / Финансы. – 2008. - № 2

21.  Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в Российской Федерации: достигнутые успехи и полученный опыт / Финансы и кредит. – 2008. - № 13

22.  Тюнина С.В., Шамьюнов М.М. Профессиональный взгляд на новый бюджетный кодекс / Финансы. – 2009. - № 8

23.   Реформирование бюджетного процесса, статья / Финансы. – 2007. - №1

24.  Совершенствовать все звенья бюджетной системы, статья / Финансы. – 2009. - № 4

25.  Ампилов А.Е. О дальнейшем совершенствовании бюджетного процесса / Финансы. – 2008. - № 2

26.  Тюрихина А.В. Об отдельных вопросах исполнения федерального бюджета в 2009 году / Мехтиярова Е.В. / Советник бухгалтера: - №2 2008 год


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.