·
организация
утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
·
содержание
мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
·
организация
транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной
собственности или ведении органов местного самоуправления;
·
обеспечение
противопожарной безопасности;
·
охрана
окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
·
реализация
целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
·
обслуживание
и погашение муниципального долга;
·
целевое
дотирование и погашение муниципального долга;
·
целевое
дотирование населения;
·
содержание
муниципальных архивов;
·
проведение
муниципальных выборов и местных референдумов.
Таблица 2. Расходы
местных бюджетов.
Наименование
показателя |
Млрд. руб |
1.
Государственное управление |
A1 |
2.
Правоохранительная деятельность |
B1 |
3.
Промышленность, энергетика и строительство |
C1 |
4. Сельское
хозяйство и рыболовство |
D1 |
5. Транспорт,
дорожное хозяйство, связь и информатика |
E1 |
6.
Жилищно-коммунальное хозяйство |
F1 |
7. Образование |
G1 |
8. Культура и
искусство |
H1 |
9.
Здравоохранение и физическая культура |
I1 |
10. Социальная
политика |
J1 |
11. Прочие
расходы |
K1 |
12. Расходы
целевых бюджетных фондов |
L1 |
Итого расходов |
M1 |
3.
Роль местных
бюджетов в развитии экономики и культуры региона
Главным направлением
использования средств местных бюджетов, как уже было рассмотрено в расходной части
местных бюджетов, являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.
Это расходы на:
ü социально-культурные
мероприятия, составляющие более половины всех расходов,
ü жилищно-коммунальное
хозяйство – примерно треть всех расходов.
Следует отметить, что в
расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на:
ü жилищно-коммунальное
хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%,
ü на образование – 67%,
ü на здравоохранение и
физическую культуру – 55%,
ü социальную политику –
49%,
ü культуру и искусство –
45%.
Роль местных бюджетов в
финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в обще-бюджетных
расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных
бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта,
дорожного хозяйства, связи – 40%.
Структура расходов
отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства,
непосредственного географического расположения и подведомственности его
территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам
власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства,
и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих
бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и
сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в
этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование
социально-культурных мероприятий.
Одним из главных
направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование
развития местной производственной базы как основы для получения в будущем
собственных доходов.
Местным органам
подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую
очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах
местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные
мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех
расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80%.
В расходах местных
бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут
затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети
медицинских учреждений и расширение научных и проектных работ, финансируемых из
этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития
административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления
местным хозяйством и т.д.
Развитие урбанизации (где
урбанизация – это процесс сосредоточения промышленности, культуры и населения в
крупных городах) проявляется в ускоренных темпах роста, расходов местных
бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к
увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального
строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и
уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к
удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов.
Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя
выше, - также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует
игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности
жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших
масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т.д.
Одной из актуальных
проблем является улучшение благоустройства городов и сел. Этому должно
способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели
бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в
городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками
объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные
средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать
подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими
специализированными организациями по благоустройству, организациями
жилищно-коммунального хозяйства. Конкурсность и состязательность между ними не
только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по
городскому благоустройству, а также сократят нерациональное использование
бюджетных средств.
Бюджет играет важную
экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе.
Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных,
приоритетных отраслей народного, хозяйства, государство влияет на
перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы
более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью
(например, из промышленности в сельское хозяйство).
Финансирование за счет
бюджетного фонда содержания учреждений и организаций социальной сферы,
обеспечивается воспроизводство рабочей силы.
Рекомендации для муниципальных
образований, направленные на улучшение финансовой стабильности в условиях
системного финансово-экономического кризиса.
Бюджет играет важную
экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе.
Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных,
приоритетных отраслей народного, хозяйства, государство влияет на
перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы
более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью
(например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет
бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы,
государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет
перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными
территориями (субъектами РФ).
Стабильное финансовое
положение регионов, своевременная реализация ими антикризисных мер является
основным условием эффективной организации межбюджетных отношений в субъектах
Российской Федерации, обеспечения исполнения расходных обязательств
муниципальных образований.
Только в 2007 г. по данным Минфина
России расходные обязательства муниципальных образований выросли на 422,4 млрд.
руб. или на 27,9% по сравнению с 2006 г. В связи с этим необходимо
стимулировать муниципальные образования к наращиванию собственного налогового
потенциала, что обеспечит их скорейший выход из финансового кризиса.
В связи с этим очень важна подготовка
и использование рекомендаций при формировании и внесении изменений в
региональные и местные бюджеты в период 2009-2011 годов. Указанные
рекомендации могут состоять в следующем. 1. Смягчение влияния
финансово-экономического кризиса при формировании регионального и местного
бюджетов 1.1. Рекомендации по формированию доходов бюджетов:
·
уточнение
прогноза доходов на основе оценки конкурентоспособности налогоплательщиков;
·
направление
дополнительных доходов бюджетов не на увеличение расходных обязательств, а на
формирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращения
доходных источников;
·
анализ налоговых
доходов бюджета и рекомендации по повышению их собираемости;
·
анализ
неналоговых доходов бюджета и рекомендации по совершенствованию управления
имуществом ( активами) ;
·
прогноз объема
трансфертов всех видов из вышестоящего бюджета.
Рекомендации по оптимизации расходов
бюджетов:
·
анализ
эффективности расходов на предоставление бюджетных услуг;
·
анализ эффективности
социальных выплат и льгот;
·
разработка
критериев отбора инвестиционных проектов и других капитальных вложений для их
досрочного прекращения (приостановления);
·
ограничение
принятия новых расходных обязательств, не увеличение финансирования действующих
расходных обязательств;
·
повышение оплаты
труда работникам бюджетных учреждений, не превышающее запланированное в 2009
году повышение оплаты труда работникам федеральных бюджетных учреждений, с
соблюдением норм трудового законодательства, разработка мер по оптимизации
расходов на оплату труда работникам бюджетных учреждений;
·
разработка
системы раннего предупреждения появления непредвиденных расходов (в том числе
на основе контроля за финансовым состоянием предприятий и организаций,
находящихся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|