Анализ таблицы 1
показывает, что основополагающие законодательные и нормативно - правовые
документы, обеспечивающие государственные гарантии доступности образования
крайне противоречивы.
Чем можно объяснить такое
противоречие основных документов в вопросах государственных гарантий
доступности различных уровней образования? На наш взгляд, проекты этих
основополагающих нормативно - правовых документов готовили разные группы
экспертов, которые не старались обеспечить преемственность и последовательность
в вопросах обеспечения государственных гарантий доступности образования, а
скорее всего, исходили из реальных возможностей государства на момент
разработки каждого документа.
В то же время Президент
России Д.А. Медведев, выступая на IХ съезде Российского союза ректоров 20 марта 2009 года, касаясь вопросов
развития законодательства в образовании отметил, что образовательный цикл по
своей природе носит длительный характер и в конечном счете необходимо
сформировать современную нормативную базу, которая не должна подвергаться
конъюнктурным изменениям[22].
На основании проведенных
исследований с учетом сложившихся реалий можно сделать вывод, что в России на
сегодняшний день государством гарантирована и обеспечена общедоступность
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и
начального профессионального образования, но не обеспечена, хотя и
продекларирована общедоступность дошкольного образования и отсутствуют
государственные гарантии высшего и послевузовского профессионального
образования.
1.5 Система социального
обслуживания и предоставления социальных услуг
Система социального обслуживание населения
определяется не просто совокупностью учреждений с динамикой их развития на
определенных территориях РФ, но и совокупностью составляющих, а именно:
межведомственная взаимосвязь, определенный порядок взаимодействия органов
социального обслуживания, обоснованные действия всех учреждений в пользу
поддержки различных слоев населения; определенный способ устройства
региональной упорядоченной множества учреждений, связанных общими функциями,
целями, задачами; форма организационной деятельности учреждений социального
обслуживания, сопоставление усилий, направленных на становление социальных
служб и полученных результатов социального обслуживания, проявляющихся в
основном в степени эффективности социальных услуг и удовлетворенности клиентов
социальных служб.
Федеральные законы «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации» внесли новое представление о сущности
социального обслуживания населения.
В статье 1 федерального закона «Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяется, что
социальное обслуживание выражает собой деятельность социальных служб по
социальной поддержке, оказанию социально-медицинских, социально правовых,
социально-бытовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, в
проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном
житейском положении. Статьи Закона, раскрывающие основное содержания видов
социального обслуживания, а именно: социального обслуживания в стационарных
условиях, материальной помощи, социального обслуживания на дому, предоставления
временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального
обслуживания, консультативной помощи, социального патронажа граждан и семей –
наиболее важны для общества.
Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов» значительно расширяет и уточняет представление о
социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества.
Его цель – регулирование отношений в сфере
социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что является
одним из основных направлений усилий по социальной защите населения.
«Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению
потребностей указанных граждан в социальных услугах» – так определяется предмет
в этом законе.
Социальное обслуживание охватывает всю совокупность
социальных услуг, предоставляемых инвалидам и гражданам пожилого возраста в
учреждениях социального обслуживания (вне зависимости от форм собственности) на
дому.
Основные принципы социального обслуживания:
совокупность, конфиденциальность, гуманность, адресность, добровольность,
приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым
людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; соблюдение прав
человека и гражданина.
Закон предоставляет возможность получения социальных
услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей. Эти услуги
включаются в территориальный и федеральный перечень социальных услуг,
обеспеченных государством.
Термин «социальное обслуживание» описывает некоторый
идеальный объект. Исходя из системных его свойств, социальное обслуживание –
это множество подсистем и элементов. С другой точки зрения, социальное
обслуживание является видом социальной деятельности, реализующейся по средствам
сети социальных служб, взаимодействующих друг с другом для достижения
переходных и конечных целей предоставления социальных услуг клиентам.
1.6
Меры социальной поддержки
Меры социальной поддержки в
Российской Федерации — мероприятия, проводимые органами социальной защиты в
рамках социальной политики в России, направленные на предоставление отдельным
категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами
Российской Федерации.
В зависимости от категории граждан
различают следующие виды мер социальной поддержки[23]:
-детям (различные пособия семьям с
детьми; услуги, предоставляемые семьям и детям);
-многодетным семьям (выдача удостоверений
многодетной семьи, различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ и
др.);
-ветеранам и инвалидам боевых
действий (различные денежные выплата, комплексы услуг);
-малоимущим семьям;
-гражданам за особые заслуги перед
Отечеством;
-гражданам, имеющим право на льготы
(учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений и др.);
-молодым семьям (программы
улучшения жилищных условий и др.);
-прочие меры социальной поддержки.
2. Негосударственные
организационно-правовые формы социальной защиты населения в РФ
С развитием в России, в последние
десятилетия, рыночных отношений значительное место в секторе социальной защиты
и обеспечения населения заняли негосударственные формы социальной защиты
населения.
К негосударственным
организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся:
-добровольное социальное
страхование;
- благотворительность;
- частные системы здравоохранения.
2.1 Добровольное социальное
страхование
На смену единой системе
государственного социального страхования сегодня приходит новая, с
разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского,
пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и
добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.
Цель социального страхования —
профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и
компенсация при наступлении страховых случаев.
Государство перестает быть
единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно
остается одним из участников системы социального страхования.
Его основными функциями становятся:
- формирование экономических и
правовых предпосылок, условий для становления и развития социального
страхования, включая содействие развитию инфраструктуры; создание
законодательной базы социального страхования, определение обязательных его
видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
- гарантирование социальной защиты
в области социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнем
обеспечения социальной защищенности трудящихся;
- посредничество в области трудовых
отношений с целью согласования интересов субъектов этих отношений;
- оказание необходимой целевой
помощи наиболее социально-уязвимым категориям населения в рамках социальной
помощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования,
предполагающих долю ответственности государства.
Добровольное социальное
страхование, как дополнительное социальное страхование, призвано обеспечить
более полную и своевременную защиту от социальных страховых рисков. Этот вид
страхования имеет договорную основу и регулируется преимущественно нормами
гражданского права.
Договор страхования может
заключаться работодателем либо самим гражданином, заинтересованным в
дополнительной страховой защите. Добровольное социальное страхование, кроме
того, может обеспечивать защиту от социальных страховых рисов тех граждан,
которые не подлежат отдельным видам социального страхования в обязательном
порядке.С точки зрения социальной защиты работников в процессе труда наибольшее
значение имеет не индивидуальное добровольное страхование, а коллективное
(корпоративное) страхование.
Например, развитие корпоративного
страхования от несчастных случаев и болезней позволяет обеспечить более высокий
уровень социальной защищенности работника по следующим причинам:
обеспечение защиты граждан и членов
их семей по рискам, не охваченным обязательным страхованием, а также
осуществление дополнительного страхового покрытия по рискам, подлежащим
обязательному социальному страхованию;
при обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
предусмотрен ограниченный период ответственности страховщика (исполнение
застрахованным трудовых обязанностей). Договор добровольного коллективного
страхования может распространяться не только на время исполнения застрахованным
трудовых обязанностей, время в пути к месту работы и обратно, но и на свободное
время, где бы в этом момент он не находился;
расходы на добровольное
корпоративное страхования от несчастных случаев и болезней в размере 15 тыс.
рублей в год на одного работника можно отнести на счет затрат на оплату труда,
то есть включить в себестоимость (глава 25 Налогового кодекса РФ)[24].
При этом страховой тариф при корпоративном страховании значительно ниже, чем
при индивидуальном.
В целом система корпоративного
страхования дает возможность работодателю современными методами решить ряд
важных для предприятия задач:
повысить заинтересованность
работников в росте результатов своего труда и успешном развитии предприятия в
целом;
закрепить на предприятии наиболее
ценные кадры;
привлечь на работу
квалифицированных сотрудников;
оптимизировать затраты на
социальную защиту работников;
создать систему материального
поощрения сотрудников.
Корпоративным страхованием должны
быть охвачены все работники предприятия, заключившие трудовые или
гражданско-правовые договора с работодателем. Размер взносов, условия
назначения и величина страховых выплат должны определяться в договоре найма, а
в более широком рассмотрении — в коллективном договоре работодателя и
работников.
Введение корпоративного страхования
на предприятии направлено на создание дополнительных социальных гарантий для
работников и членов их семей, поэтому положение о корпоративном страховании
может быть включено в социальный кодекс предприятия, что широко практикуется в
развитых странах.
2.2 Благотворительность
Благотворительность — оказание
безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.
Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор
формы, времени и места, а также содержания помощи.
Благотворительная деятельность в
России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона
благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции
(ст. 39) и Гражданского кодекса.
Формы выражения благотворительной
деятельности
-передача имущества, в том числе
денег[25];
-бескорыстное выполнение работ,
оказание услуг (деятельность про боно);
-иная поддержка.
Под иной поддержкой в данном
контексте понимается:
1)гуманитарная помощь: предоставление
продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи.
2)социальная помощь: добровольная работа
с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.
3)бесплатные услуги юриста: оказание
услуг в профессиональной деятельности благотворительным, общественным и иным
некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную
помощь оплатить . Как правило, подобные услуги оказываются юристами в виде
бесплатной юридической помощи. Эта деятельность не включает в себя иную
благотворительную деятельность, не связанную с непосредственным применением
навыков юриста, в частности финансирование различных программ и проектов, организация
и проведение мероприятий, передача в дар вещей или денежных средств и т. п.
Благотворительной организацией
является неправительственная (негосударственная и немуниципальная)
некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей
путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом
или отдельных категорий лиц.
Благотворительные организации
создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и
в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных
организаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|