на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Социальное обеспечение и социальная защита в России

Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета. Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например. Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Еще одной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. В настоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для ее создания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 20.11.99 № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг - уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов.[12]

В соответствии с законом от 24.10.97 № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в ее субъектах определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

За счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам).

Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; социальные пособия; субсидии; компенсационные выплаты малообеспеченным пенсионерам; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, и другие виды компенсационных выплат; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам; бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви); дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий; дотации на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах; оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Большие сложности для разграничения форм социального обеспечения вызывает возможность получения одноименных видов выплат за счет различных источников. Например, на финансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, а для неработающих средства местных бюджетов. Следовательно, в зависимости от источника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видов социального страхования, и в качестве видов социальной помощи.

В последнее время начинают развиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам.


Глава 3. Исследование социальной политики государства

Для того чтобы выявить, довольны ли люди социальной политикой государства, мы провели мини – исследование (Приложение), которое заключалось в анкетировании 30 граждан г. Мурманска. Первая группа – 20 человек мужского и женского пола, состоящих в браке, средний возраст опрошенных 35 лет. Вторая группа - 10 представителей пенсионного возраста.

Первая группа опрошенных – в целом довольна социальной политикой государства, но надо заметить, что ни один из 20 опрошенных не является работником бюджетной организации. Кроме того, всего у 5 опрошенных оказалось двое детей, у оставшихся 15, либо нет детей, либо ребенок один. Разумеется, уровень затрат в таких семьях гораздо ниже.

Почему же данная группа оказалась довольна социальной политикой? Ну, во – первых, пока их беспокоит низкая зарплата, все мы прекрасно знаем, какова работа у наших бюджетников. У первой же группы средний уровень заработной платы = 12 тысячам рублей в месяц. Второй супруг получает не меньше первого, в 85 % случаев даже больше, таким образом, в месяц семья имеет порядка 30 тысяч рублей. Во-вторых, люди с подобным уровнем заработной платы могут позволить себе платное медицинское обслуживание. И это подтвердило наше анкетирование. Всего 7% опрошенных из первой группы пользуются бесплатной медицинской помощью. При разговоре с остальными участниками анкетирования, выяснилось, что они не пользуются системой бесплатного здравоохранения, так как не доверяют бесплатной медицине. Вопрос: почему? К сожалению, у нас сложился стереотип о бесплатной медицине и, увы, он часто подтверждается на практике.

Ни один из 20 опрошенных в первой группе не получает никаких социальных пособий, субсидий и т.д. У нас назрел логичный вопрос: «Как же вы можете быть довольны социальной политикой государства, если не имеете о ней никакого представления?» «А потому и довольны», - получили мы в ответ. Действительно, быть может, быть довольными государством и его деятельностью можно лишь тогда, когда не ощущаешь его бездействия?

Во второй группе мы получили, разумеется, абсолютно противоположное мнение о социальной политике государства, особенно о социальной защите и социальном обеспечении.

Пенсии ничтожные, квартплаты запредельные, льготы смешные, продукты стоят запредельно дорого… это далеко неполный список того, на что жалуются пожилые люди. Что же получается? Государство бездействует и пожилые люди обречены на нищенское существование?

Неужели государство действительно бездействует?

Согласно Российской газете (28.03.2008) страховая часть пенсий увеличится на 7.5 процентов. Вроде бы стоит радоваться… но у пенсионеров сразу возникает резонный вопрос: на сколько же тогда подражает квартплата, лекарства и продукты? Выходит, любое повышение материального обеспечения сулит повышения уровня прожиточного минимума?

А что еще делается для стариков? Программа, «бесплатные лекарства» с треском провалилась зимой 2006 – 2007 года. Правительство обещало нормализовать ситуацию к первому января 2008, но мы все так же видим грустные глаза пенсионеров, которые не могут купить себе нужные лекарства, потому что цены на них баснословные, а по программе такие лекарства не предоставляются.

Разве мы можем представить себе нашего пенсионера, начинающего активно путешествовать после выхода на пенсию? А почему на Западе люди с началом пенсии только начинают жить? Да потому что пенсии их составляют порядка 6- 7 тысяч у.е…

Хотелось бы верить, что кто-нибудь услышит и наших стариков, и преподавателей, и врачей, и милиционеров, и всех тех, кто работает на государство за гроши. Услышит и сделает так, чтобы они в своей стране существовали достойно.


Заключение

Итак, в работе мы пришли к следующим выводам:

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.

В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования.

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие формы социального обеспечения: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.


Список литературы

1. Асжина М.А. , Чибриков Г.Г. Основы экономической теории - М.: «Норма», 1996г

2. Добреньков, В.И. Социология : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. − М.: ИНФРА-М, 2005. − 624 с.

3. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный мир», 2001. – 293с.

4. Общая социология: учебное пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. − М.: ИНФРА-М, 2005. − 654 с.

5. Социология / под ред. В. Н. Лавриненко. − 3-е изд., перераб.и доп. − М. : ЮНИТИ, 2005. − 448 с.

6. Филатова, О.Г. Общая социология: учебное пособие / О.Г. Филатова. − М.: Гардарика, 2005. − 464 с.

7. Яковлев, А.М. Социальная структура общества / А.М. Яковлев. − М.: Экзамен, 2003. − 384 с.

8. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. М.: «Академия», 2007. – 176 с.

Размещено на аllbest.ru


[1] Филатова, О. Г. Общая социология: учебное пособие / О. Г. Филатова. − М.: Гардарика, 2005. – С. 176

[2] Филатова, О. Г. Общая социология: учебное пособие / О. Г. Филатова. − М.: Гардарика, 2005. – С.179

[3] Филатова, О. Г. Общая социология: учебное пособие / О. Г. Филатова. − М.: Гардарика, 2005. – С.190

[4] www.gu.nnov.ru – информационный портал государственных и муниципальных  услуг

[5] www.gu.nnov.ru – информационный портал государственных и муниципальных  услуг

[6] Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. М.: «Академия», 2007. – С.32

[7] www.rg.ru – официальный сайт Российской газеты

[8] Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный мир», 2001. – С.15

[9] Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный мир», 2001. – С.20

[10] Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный мир», 2001. – С.25

[11] Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный мир», 2001. – С.35

[12] Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный мир», 2001. – С. 40 - 41


Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.