Предупредительная
деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать
всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к
совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они
находятся.
В
процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел
должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих
преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих
целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными,
общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной
деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие
мероприятия. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму
личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду.
Основными элементами системы предупредительного воздействия являются:
-тщательное
изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления;
-
определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно
было бы добиться поставленных целей;
-
выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта
индивидуального профилактического воздействия.
Целью
индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними,
являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его
криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи
установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его
формирования и изменения.
Для
этого необходимо:
1.
выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых
свидетельствуют о возможности совершения преступлений;
2.
изучать личности этих подростков;
определять
и устранять источники отрицательного влияния на них;
3.
исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не
допустить реализации преступных намерений;
осуществлять
контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;
4.
периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие
коррективы в работу.
Сотрудники
органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных
к совершению преступлений из числа:
1.
подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные
напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);
2.
несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;
3.
вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;
4.
осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а
также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора:
5.
освобожденных из воспитательных колоний.
Полное
решение этой задачи возможно только при высоком уровне взаимодействия между
всеми органами внутренних дел как по вертикали, так и по горизонтали, а также
со всеми субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних"
(приложение № 16)
3.2
Предотвращение преступности социальными службами
"Вопросы
могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике
личности несовершеннолетнего преступника. Наиболее оптимальный и экономичный
путь решения данного вопроса - создание психолого-педагогических центров. Таким
образом, обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности
несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции
получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической
работы.
Основными
организационно-тактическими формами применения методов и приемов
индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые
сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия
трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера"
(приложение № 17)
"Эффективность
профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того
обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними
в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой,
высокого профессионализма, глубоких социально-психологических,
психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей,
настойчивости. "Успешность этой работы будет достигнута тогда, если
практические работники свои усилия будут направлять не на подавление н
разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы".
Как и любой вид деятельности, предупреждение преступности несовершеннолетних
требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему
пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы,
учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на
каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой
преступности несовершеннолетних. В литературе в числе таких методов выделяются:
изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы"18
"В
процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать
воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное
поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной
профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению
преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также
владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и
психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов
внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.
Прямое
отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеет также
своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие
преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер
пресечения.
Среди
субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают
воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения
преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания
несовершеннолетних. Это - довольно сложный и противоречивый процесс. В связи с
этим Б.С. Утевский писал: "Колония, тюрьма - самое неблагоприятное место
для воспитательной работы... Принуждение - не самый лучший метод воспитания...
Для того чтобы перековать преступников, требуются призвание, любовь к этому
трудному делу, энтузиазм, душевная теплота, вера в человека, умение терпеливо,
шаг за шагом, кусочек за кусочком, отвоевать уголки в душе заключенного,
закреплять их и идти дальше, пока перед воспитателем не встанет новый человек".
Однако необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях
изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы
и методы."
Заключение
В
заключение хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при
значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и
целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно
совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать
должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое
снабжение.
Задача
состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних,
недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других
подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.
В
решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и
индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел в целях
устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних.
Эффективность
такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные
меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом,
уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.
Список
литературы
1.Алексеев А.И., Журавлев М.П.
"К вопросу о совершенствовании законодательства о борьбе с рецидивом
преступлений// Журнал российского права.-2007.,-№6.-120с.
2.Аликперов Х.С. "Задачи
института компромисса в борьбе с преступностью"//
Уг.право,-2002.-№4.-100с.
3.Башкатов И.Л. "Психология
групп несовершеннолетних правонарушителей". М.,2006.-340с.
4.Головченко А.В. "Регулирование
вопросов предупреждения правонарушений несовершеннолетних и молодежи"//
Правовая защита. Екатеринбург,2004.-250с.
5.Головченко А.В. "Регулирование
вопросов предупреждения правонарушений несовершеннолетних"// Правовая
защита. Екатеринбург,2003.-180с.
6.Гурьева В.А. "Юношеские
психопатии и алкоголизм", М.,2007.-305с.
7.Долгова А.И. "Общие тенденции
преступности и ее различия в регионах России"// Преступность в России и
борьба с ней.-М.,2007.-150с.
8.Дягель П.С.,Дубовик О.Л.,Антонян
Ю.М. "Механизм преступного поведения". М.,2007.-248с.
9.Кон И.С. "Психология ранней
юности".,М.,2004.-220с.
10.Кочин А.А., Харламов В.С.
"Комплекс причин и условий социальной дезадаптации несовершеннолетних"//
Юридическая мысль,2005.- №2.
11.Криминология: Учебник для вузов//
Под общей редакцией А.И. Долговой.- М.,Право,2002.-848с.
12.Криминология: Учебник//Под
редакцией проф. В.Д. Малкова.-М.:"Юстицинформ",2004.-410с.
13.Почеховская О.А. "К вопросу о
причинах и условиях преступности несовершеннолетних"// Состояние,
тенденции и перспективы развития уголовно-исполнительной системы.
Липецк,2005.-70с.
14.Рыжаков С.С. "Причины и
условия преступности несовершеннолетних как объект профилактического воздействия",
Санкт-Петербург,2008.-240с.
15.Смирнов Г.Г. "Причинный
комплекс преступности как объект криминологического предупреждения"//
Правоведение.-2005.№2.-150с.
16.Сухов А.Н "Социальная
психология преступности"// Учебное пособие. Московский психолого-социальный
институт.2007.-568с.
17.Федеральная служба Государственной
статистики(Росстат).Официальный сайт: http://www/gks/ru/
18.Эминов В.Е.,Антонян Ю.М.
"Личность преступника.Социальное и психологическое исследование".
Инфра-М,2010.-368с.
Приложение
№1 ( с. 3) Долгова А.И. "Общие тенденции
преступности и ее различия в регионах России"// Преступность в России и
борьба с ней.-М.,2007.-150с. ( с. 52)
№2 (с. 3)Почеховская О.А. "К вопросу о
причинах и условиях преступности несовершеннолетних"// Состояние, тенденции
и перспективы развития уголовно-исполнительной системы. Липецк,2005.-70с. (с.
15-16)
№3 ( с.4)Криминология: Учебник для вузов//
Под общей редакцией А.И. Долговой.- М.,Право,2002.-848с. (с. 54-55)
№4 ( с.4-6)Дягель П.С.,Дубовик О.Л.,Антонян Ю.М.
"Механизм преступного поведения". М.,2007.-248с. ( с. 115-118, с.138)
№5 ( с.6-8)Гурьева В.А. "Юношеские
психопатии и алкоголизм", М.,2007.-305с. (с. 110, 117, 156)
№6 (с. 8-9)Башкатов И.Л. "Психология групп
несовершеннолетних правонарушителей". М.,2006.-340с. (с. 20, 22, 65)
№7 (с. 9)Криминология: Учебник//Под редакцией
проф. В.Д. Малкова.-М.:"Юстицинформ",2004.-410с (с. 214)
№8 (с. 9-10)Кочин А.А., Харламов В.С.
"Комплекс причин и условий социальной дезадаптации
несовершеннолетних"// Юридическая мысль,2005.- №2. (с. 10, 12)
№9 (с. 10-11)Головченко А.В. "Регулирование
вопросов предупреждения правонарушений несовершеннолетних"// Правовая
защита. Екатеринбург,2003.-180с. (с. 78, 81)
№10 (с. 11)Кон И.С. "Психология ранней
юности".,М.,2004.-220с. (с. 105-107)
№11 (с. 11-12; с.13-14)Федеральная служба Государственной
статистики(Росстат).Официальный сайт: http://www/gks/ru/
№12 (с. 13)Сухов А.Н "Социальная психология
преступности"// Учебное пособие. Московский психолого-социальный
институт.2007.-568с. (с. 318, 324)
№13 (с. 14)Головченко А.В. "Регулирование
вопросов предупреждения правонарушений несовершеннолетних и молодежи"//
Правовая защита. Екатеринбург,2004.-250с. (с. 78)
№14 (с. 14-15)Эминов В.Е.,Антонян Ю.М.
"Личность преступника.Социальное и психологическое исследование".
Инфра-М,2010.-368с. (с. 300-302)
№15 (с. 15-16)Рыжаков С.С. "Причины и условия
преступности несовершеннолетних как объект профилактического воздействия",
Санкт-Петербург,2008.-240с. (с. 140, 144)
№16 (с. 17-19)Смирнов Г.Г. "Причинный комплекс
преступности как объект криминологического предупреждения"//
Правоведение.-2005.№2.-150с. (с. 40, 42, с. 56-67)
№17 (с. 20, 21)Алексеев А.И., Журавлев М.П. "К
вопросу о совершенствовании законодательства о борьбе с рецидивом
преступлений// Журнал российского права.-2007.,-№6.-120с. (с. 15, 18, 22)
№18 (с. 20)Аликперов Х.С. "Задачи института
компромисса в борьбе с преступностью"// Уг.право,-2002.-№4.-100с. (с. 7,
9)
|