Таким образом, при всем
своеобразии профилактического, адаптационного, реабилитационного и
терапевтического воздействия на социальные объекты в этих процессах есть много
общего. Они нередко взаимовлияют друг на друга. Уже отмечалось, что некоторые
терапевтические методы активно используются в адаптации, реабилитации и даже в
профилактике. Адаптация может служить одним из средств реабилитации. С другой
стороны, реабилитационные методы используются в ходе адаптации. И все это
направлено на достижение общей цели - оказание социальной помощи путем восстановления,
сохранения или улучшения способности к социальному функционированию и
обеспечению социального оздоровления семей социального риска, в том числе и
многодетных.
2.2.6 Социальное консультирование
Одной из успешно
применяемых технологий работы социального работника с многодетной семьей
является социальное консультирование. Социальное консультирование - это
квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью
их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки
социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить
следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое,
социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно
выделять и социономическое направление консультирования.
Основной целью
социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении
его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.
Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о
себе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности.
Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за
происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в
активизации резервов внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных
или конфликтных ситуаций[30].
При проведении социономического
консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд
исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных
принципов социально-психологического консультирования:
- доброжелательное и
безоценочное отношение к клиентам;
- ориентация на нормы и
ценности клиента;
- запрет давать советы
клиенту;
- анонимность
консультирования;
- включенность клиента в
процесс консультирования;
- разграничение личных и
профессиональных отношений.
Социально-психологическое
консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов
работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование,
внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий,
минитренинг, консультационный инструктаж и др.[31]
Важнейшим направлением
социономического консультирования является семейное консультирование. Оно
охватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения между супругами, между
ними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей стране
создаются и начинают функционировать психолого-педагогические консультационные
центры. Значительное количество лиц, обращающихся в них за помощью, - это
родители, которых беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты во
взаимоотношениях с ними. Как показывает практика, совершенно бессмысленно
консультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Ведь их проблемы
просто невозможно решать без анализа общего контекста семейных отношений, учета
специфики общения детей с родителями.
Опыт работы
психолого-педагогических консультационных центров свидетельствует, что школьная
успеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более чем
половине всех обращений. Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут
быть разными в зависимости от индивидуально-личностных особенностей клиентов.
Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантом
практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. Как справедливо
заключают некоторые ученые (Т.Н. Овчинникова), к таким правилам можно отнести[32]:
- обязательное наполнение
родительской жалобы-запроса конкретным содержанием путем получения от родителей
подробного описания поведенческой ситуации, явившейся основой запроса;
- использование принципов
"стереоскопичности" взгляда на ситуацию, т.е. фиксации этого взгляда
как субъективно, с позиций, связанных с ситуацией членов семьи, так и
объективно, с позиции консультанта;
- совместное с родителями
выдвижение консультантом гипотезы об истории развития
"отрицательного" качества у ребенка и возможных путях его
преодоления.
Важнейшим направлением в
работе с многодетными семьями является также социально-правовое
консультирование - в рамках поддержки создания малого бизнеса, - содействующее
переходу к полной или частичной самообеспеченности данной категории семей.
Отсутствие рыночного
менталитета и информации о механизмах деятельности этой социально-экономической
системы требует создания специальных структур, оказывающих
консультативно-методическую, информационную, организационную помощь семьям,
изъявившим желание организовать малое производство. В настоящее время усилия
государственных и негосударственных органов в этой сфере разрозненны и
непоследовательны. Так, переученные в службах занятости и приобретшие
современную специальность индивиды не могут применить её в силу ряда
объективных причин, прежде всего, материально-экономического характера.
Кредитование инициативных малых фирм затруднено отсутствием гарантий и высоким
банковским процентом. Недостаток информации и рекламы приводит к тому, что
производятся продукты, имеющие небольшой спрос, а то, что могло бы
удовлетворить вполне платёжеспособный спрос, не находит потребителя.
Татьяна Шеляг, исследуя
социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи, отмечает:
"Представляется весьма полезным введение в органах муниципального
самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о
ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на
наблюдения территориального работника социальных служб, судить о
целесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной
помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере,
отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны к
предпринимательской деятельности"[33].
Исходя из вышесказанного,
можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий
социальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального
обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий.
2.2.7 Социальный патронаж
Одной из технологий
социальной работы с многодетной семьей, направленной на поддержку данной
категории семей, является социальный патронаж.
Патронаж - это
индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент)
получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной
мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.
В настоящее время
различают два направления социального патронажа семьи.
Первое направление
основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы
в отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды
патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический,
социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче
пособий, продуктов, одежде и т. д.
Второе направление
основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по
возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки,
мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные
женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия),
по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.
д.
Рассматривая первое
направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в
отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей
(инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.
Социально-психологический
патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и
социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а
также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической
социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.
Специалисты,
осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование, находят
вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций,
выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают
снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен
квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений[34].
Социальный патронаж
способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и
психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень
тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на
оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации,
сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.
Социально-педагогический
патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей
различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на
собственные педагогические возможности, а также на ресурсы
социально-педагогического пространства.
Социальный патронаж семьи
включает следующие направления: информационно-аналитическое, связанное с
идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной; прямое
вмешательство в ситуацию; заключение социальной службой договора о
сотрудничестве и его планирование; непосредственная поддержка клиента патроната
(патронат); контроль, оценка и завершение работы с клиентом.
На всех этапах работы с
многодетной семьей социальный работник фиксирует на специальных учетных
карточках основное содержание работы данной семьей.
В патронировании семьи используются
самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и
психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги
(например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция
деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.);
педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам
ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.[35]
Таким образом, патронаж в
системе патроната и социальной работы означает:
- на уровне клиента - его
начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной
ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшего
окружения;
- на уровне содержания
патронажной работы - выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания
социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в
работу с периодически возникающими у людей проблемами;
- на уровне методов
патронажа - использование не только традиционных путей оказания помощи, по и
специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной,
многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей
формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые
чаще всего используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;
- на уровне организации -
это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с
клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета
интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости,
отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
- на уровне границ
социальной работы - максимальное расширение ее пространства, означающее
необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания
социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств,
организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);
- на уровне
продолжительности работы - пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и
выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход).
Таковы основные
характеристики технологий работы социальной работы с многодетной семьей. Умелое
применение действенных социальных технологий, включая технологий социальной
работы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечить
прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма
общественного функционирования.
Таким образом,
проведенный нами теоретический анализ показал, что семья на современном этапе
развития находится в состоянии кризиса, порожденного социально-экономическими,
общественными условиями, сменой ценностных ориентаций и приоритетов в отношении
семьи как социального института. Для преодоления негативных тенденций, в данной
области требуется усиление мер политики социальной поддержки и защиты семьи.
Многодетные семьи являются объектом особого внимания социальных служб ввиду
своей социальной незащищенности и повышенной социальной уязвимости.
Государственная политика социальной защиты уязвимых слоев и групп населения в
первую очередь должна быть ориентирована на превентивные и профилактические
меры, которые бы способствовали предупреждению трудностей в этой области.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|