на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ и в субъектах РФ

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

·  направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

·  обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады

Законодательство РФ предусматривает юридическую ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного. В марте 1997 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении дополнений и изменений в кодекс РСФСР об административных правонарушениях" на основании этого закона в КоАП РСФСР введена ст. 165.12- Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В соответствии с ней вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в иной форме влечет наложение штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда.


§3. Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, который осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

Законодательно закреплен статус Уполномоченного и его рабочего аппарата как государственного органа с правом юридического лица, имеющего расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Структура рабочего аппарата, а также положение о нем утверждается лично Уполномоченным, который осуществляет непосредственное руководство его деятельностью.

Уполномоченный устанавливает также численность и штатное расписание своего рабочего аппарата исходя из сметы расходов. Осуществляя управленческие функции внутри своего аппарата, Уполномоченный имеет права издавать распоряжения.

Уполномоченный и его рабочий аппарат находятся на бюджетном финансировании. Выделяемые для этих целей средства предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете. Смету расходов самостоятельно разрабатывает и исполняет Уполномоченный. Законодательством РФ устанавливается порядок финансовой отчетности Уполномоченного.

Имущество, которое необходимо Уполномоченному и его рабочему аппарату для реализации, закрепленных функций, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью.

Уполномоченный для осуществления своей компетенции должен быть обеспечен необходимыми документами, информационными и справочными материалами, принятыми или официально распространяемые всеми государственными органами, общественными объединениями и др.

Материальные гарантии независимости Уполномоченного предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами РФ идентичны тем, которые распространяются на должностных лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации. Эти гарантии связаны с оплатой труда, медицинским обслуживанием, социальным обеспечением и др.

Статус сотрудников рабочего аппарата Уполномоченного, а именно: его права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством РФ о труде.

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.


Глава 3. Институт уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации

§1. Развитие законодательства об Уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации

Возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ следует из п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а также из п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ – в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся установление общих принципов организации системы органов государственной власти, издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними нормативных правовых актов субъектов Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Идея учреждения института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ впервые получила юридическое выражение в п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", который устанавливает, что конституцией (уставом) и законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.

Впервые должность Уполномоченного в субъекте РФ возникла в 1996 г., за два года до избрания в 1998 г. федерального Уполномоченного, после учреждения региональными законами данных должностей в Республике Башкортостан и Свердловской области, так как это соответствовало их конституционным полномочиям.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации – настоятельная необходимость современного развития государственных институтов субъектов РФ, как института, осуществляющего контроль за государством в лице органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц .

В настоящее время региональные Уполномоченные по правам человека работают в 60 субъектах РФ. В том числе:

·  в Москве и Санкт-Петербурге;

·  в республиках: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртия, Чечня;

·  в Алтайском, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Пермском, Приморском, Ставропольском, Хабаровском краях;

·  в Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Ульяновской, Челябинской областях;

·  в Ненецком автономном округе.

В зависимости от срока, цели, места и пределов конституционного (уставного) регулирования, а также последующего развития норм конституций (уставов) субъектов РФ об Уполномоченном по правам человека в текущих законах предлагается следующая классификация.

Первую группу составляют регионы, в конституциях (уставах) которых Уполномоченному по правам человека посвящена отдельная статья, как правило, имеющая специальное название "Уполномоченный по правам человека…", либо совокупность статей без конкретного названия (Республика Тыва, Приморский край, Кемеровская, Смоленская, Самарская, Саратовская, Липецкая, Тульская, Орловская, Тамбовская, Курганская, Тверская области, г. Санкт-Петербург).

Ко второй группе относятся субъекты РФ, в основных законах которых норма об учреждении должности Уполномоченного по правам человека закреплена в главе или статье, посвященной правам и свободам человека и гражданина (Амурская, Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Калужская, Пермская, Свердловская, Тамбовская области, Ставропольский край).

К третьей группе относятся регионы, в конституциях (уставах) которых Уполномоченный по правам человека упоминается исключительно в контексте закрепления полномочий представительного органа субъекта (Республика Татарстан, Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Саха-Якутия, Алтайский, Хабаровский края, Калининградская, Тюменская, Ульяновская области). В данной группе субъектов РФ использовалась федеральная модель учреждения института внесудебной защиты прав человека.

К четвертой группе относятся субъекты РФ, в основных законах которых об институте Уполномоченного по правам человека упоминается каким-либо иным образом, например, путем перечисления субъектов, имеющих право законодательной инициативы (Республика Карелия и Республика Марий Эл, Московская и Самарская области).

Кроме того, несмотря на закрепление института Уполномоченного по правам человека в большинстве конституций (уставов) субъектов РФ и существование специальных законов об Уполномоченном в субъекте РФ, данный институт не всегда учреждается в соответствующих субъектах РФ.

§2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации

Как показала практика принятия законов субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ назначаются на должность представительными органами либо органами исполнительной власти субъекта РФ, а не Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. В этой связи у уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во взаимоотношениях с Уполномоченным по правам человека в РФ нет субординационных отношений. Последний лишь координирует деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, обеспечивая деловое взаимовыгодное сотрудничество.

Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта РФ.

Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ защищает права лица, обратившегося с жалобой о нарушении его прав и свобод, независимо от места его проживания и (или) нахождения. При этом подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии к рассмотрению аналогичной жалобы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ назначаются на должность, как правило, сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги (Свердловская область , Московская область) или с момента избрания на должность (Санкт- Петербург ).

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека производится высшим законодательным органом субъекта РФ, что подчеркивает высокий статус должности Уполномоченного, независимость его от органов исполнительной власти субъекта РФ. Высокий правовой статус Уполномоченного по правам человека подчеркивается и закрепленной в законах субъектов РФ торжественной процедурой назначения на должность Уполномоченного и принесения им присяги при вступлении в эту должность.

В разных субъектах РФ к лицу, претендующему на занятие должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, предъявляются различные требования. Так, в Московской области на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста, обладающий опытом защиты прав и свобод человека и гражданина, имеющий высшее юридическое образование либо высшее образование и стаж государственной службы на высших или главных государственных должностях государственной службы не менее четырех лет. В Свердловской области на должность Уполномоченного по правам человека может быть избран гражданин РФ, обладающий также избирательным правом, имеющий высокие моральные качества, пользующийся доверием общественности и обладающий необходимыми познаниями в области прав человека и правозащитной деятельности.

Компетенция уполномоченных по правам человека в субъектах РФ во многом схожа. Как правило, они осуществляют прием граждан, рассматривают их заявления и обращения по поводу нарушений прав человека и жалобы на действия (бездействие) или решения государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, ведут производство по делам о нарушениях прав человека, начатым по жалобам или по собственной инициативе, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, вносят в органы государственной власти субъекта РФ предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, принимают участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека, и осуществляют другие полномочия, предусмотренные соответствующим законом субъекта РФ.

По результатам производства по делу, связанному с нарушениями прав человека, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ вправе: принять и направить органу или должностному лицу, в действиях которого он усматривает нарушения прав человека, свое решение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем; внести в компетентные органы представление о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека; обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов и должностных лиц; предпринять иные действия в пределах своей компетенции, направленные на устранение нарушений законности.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент нет единства в конституционном (уставном) регулировании статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и представляется необходимым принятие Федерального закона "Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ", определяющий унифицированный подход к закреплению правового статуса, компетенции, гарантий деятельности Уполномоченного по правам человека в конституциях (уставах) субъектов РФ.

Это "будет способствовать совершенствованию деятельности государства по защите прав и свобод человека и гражданина. А пока, к сожалению, практика свидетельствует о том, что процесс становления и развития института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ целиком зависит от воли и понимания сути института главами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ…".


Заключение

законодательный уполномоченный институт право

Конституционное введение института Уполномоченного по правам человека в России явилось важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина.

На сегодняшний день можно констатировать, что институт Уполномоченного по правам человека пока находится в начальной стадии своего становления. Наряду с положительными результатами появились и первые проблемы, и недостатки в организации и деятельности этого института. В числе первых в позитив институту можно отнести все возрастающее число обращений граждан, более активное участие Уполномоченного в проведении проверок по жалобам, увеличение числа ходатайств в государственные органы за возбуждением административных и дисциплинарных производств в отношении чиновников. В то же время, пока явно незначительна роль докладов Уполномоченного о своей деятельности, в которых отсутствуют конкретные виновные должностные лица, слабо используется такое право Уполномоченного, как обращение в органы прокуратуры с требованием о проверке вступивших в законную силу приговоров и решений суда. Да и отношение к этому институту в российском обществе неоднозначное: часто высказывается мнение о непригодности этого института в российских условиях, о его фиктивно-формальном характере в силу отсутствия необходимых полномочий (в частности, права налагать административные взыскания и возбуждать уголовное преследование).

В дальнейшем законодательство о нем, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.

А такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения прав человека со стороны государственных структур и их служащих происходят повсеместно. Существующие же механизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны.


Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1.  Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1994.

2.  Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

3.  Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

4.  Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 1997 г. № 227-77 "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге".

5.  Закон Московской области от 12 января 2001 г. № 4/2001-О3 "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".

6.  Закон Свердловской области от 14 июня 1996 г. № 22-03 "Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области".

7.  Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587 //Собрание законодательства Российской Федерации 08.08.1994. № 15 Статья 1713. (утратил силу).

Литературные источники:

1.  Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт.- М.: БЕК, 1996.- 408 с.

2.  Бойцова В.В. Нужен ли нам уполномоченный по правам человека? // Советская юстиция. - М.: Юрид. лит., 1998. № 20.- 11 с.

3.  Вагизов Р.Г. Институт Уполномоченного по правам человека: история, теория, практика: учеб. пособие. – Казань: Изд-во. Казан. ун-та, 2005.-372 с.

4.  Валеев Р.М., Вагизов Р.Г. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учеб. пособие для вузов. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина,2007.-674 с.

5.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ТК Велби, Изд-во. Проспект, 2008.-608 с.

6.  Комментарий к ФКЗ Об Уполномоченном по правам человека в РФ / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М. Юрист, 1999. -265 с.

7.  Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. // Московский журнал международного права, №1/2000/37, январь-март.

8.  Ливеровский A.A. , Романков Л.П. , Худяков А.А. , Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека // Ученые записки, выпуск 2. -СПб: Норма, 2007. -223 с.

9.  Майоров А.Г. Формирование правового института омбудсмена (Уполномоченного по правам человека) в России и за рубежом: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 2002.-130 с.

10.  Маркелова Е.Г. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: законодательные регулирования и тенденции развития. - Саратов: Агентство "Диалог", 2004. -76 с.

11.  Матвеев С.Н. Правовые проблемы становления и развития институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – Казань, 2004.- 134с.

12.  Червонюк В.И. Конституционное право России.-М.: Термика, Инфра-М, 2004. -432 с.


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.