Наиболее влиятельно народный форум - Адыгэ Хасэ возник в январе
1989 года одним из первых в республике и
превратился в наиболее влиятельную организацию.
В уставных и программных положениях республиканской
общественно-политической организации Адыгэ Хасэ констатируется, что она основана на принципах
"возрождения социально-экономического,
политического и этнокультурного потенциала адыгов,
всех лучших нравственно -этнических норм
универсального адыгского адата и института
"адыгэ хабзэ".
Примечательно, что согласно своему Уставу она
объединяет граждан "без различия расы, национальности, пола и религиозных убеждений" и ставит своей целью способствовать
самоопределению адыгского этноса
через обретение политического, экономического суверенитета в составе
России, возрождению и развитию его истории, культуры, традиции и обычаев,
содействовать демократическим процессам.
Организация имеет структурные подразделения в плодах, районах, аулах. Хотя фиксированного членства в
организации нет, в составе организации числится примерно 10 % населения.
Большое внимание уделяется в настоящее время и со стороны федеральных органов государственной власти проблеме казачества.
На фоне этого в период активизации казачьего движения на Кубани в январе 1991
года создан Союз казаков города Майкопа, принят
Устав организации, избрано ее правление. Оно
развивается как сугубо русское. Это объясняется тем, что казаки в свое время сильно
пострадали. И поэтому эмоциональность их массовых
выступлений вполне понятно. В этих выступлениях нередко сквозит неприкрытая неприязнь и агрессивность по отношений к любому
неславянскому, особенно мусульманскому, горскому населению.
Стремление формировать этнополитические
образования и развивать национальную культуру, традиции,
обычаи явилось побудительным мотивом, который
питает идеями национальные движения и тем самым определяет современную этнополитическую ситуацию В 1991 -1993 годах в
Адыгее возникли национально-культурные общества армян
"Дружба", татар -"Дуслык",
немцев -"Видергебурт" (Возрождение), греков -"Арго ".
Кроме названных организаций и обществ в республике существуют и другие. В
частности, благотворительный фонд
"Историческая родина", осуществляющий связи с адыгской
диаспорой; Ны хасэ -
Совет матерей, Союз женщин Адыгеи, Союзов молодёжи Адыгеи и другие.
В 1995 г возникло общественное движение
"Единство", пытающиеся объединить различные движения и организации стать стабилизирующим
фактором.
На ряду с национально-культурными организациями,
нашли свою нишу в реформировании общества общественные движения
и партии Республики Процесс формирования
многопартийности в Республике не закончен, и
продолжается как и в других субъектах федерации. Наиболее массовой является Адыгейская
республиканская организация КПРФ, общественно-политическое
движение "Наш дом - Россия",
"Яблоко", право самоуправления трудящихся,
"трудовая Адыгея", "Честь и родина", (преобразованная в марте 1997 года в Российскую
народную республиканскую партию), "Конгресс русских общин" и другие ". Деятельность партий и движений
оказывает влияние на массовое сознания населения, формирует определенное общественное мнение. Наиболее активно это проявилась в период обсуждения проекта
Конституция Республики Адыгея, выборных компаний. Вместе с тем, сегодня еще рано утверждать, что в Адыгее имеются влиятельные политические партии или
движения, способные привлечь на свою сторону значительные массы.
Путь к суверенному
государству для каждого народа был не простым. Эта
проблема возникла в первые же годы перестроечного
процесса. Обстановка потребовала диалектического подхода к вопросам возрождения наций и развития национальных отношений. В основе такого подхода
брались ключевые принципы безусловное соблюдение прав гражданина любой
национальности на все территории страны, реальное наполнение суверенитета
республик и новый уровень самостоятельности всех видов национальной автономии,
сохранение целостности страны как федерации
свободных и равноправных республик.
Тот факт, что одни
народы образовали союзные республики, другие -
автономные республики, третьи - автономные области
и округа, и многие вообще не имели своих национально-государственных или
национально-территориальных образований, порождала
многочисленные проявления их фактического неравноправия, вызывало не довольствие. На первом съезде народных депутатов
России вносились различные варианты и предложения, направленные на снятия
напряженности между Федерациями и автономиями.
В особой заботе нуждались народы, которые не имели
своей национальной государственности и в силу разных причин не проживали
компактно Национально-культурная автономия не решает всех проблем. Требуется
восстановить утраченную и создать заново национально-территориальную автономию
Советских немцев, крымских татар, турок-месхетинцев, корейцев, греков, курдов и других.
Нужно давать твёрдый отпор шовинистическим
настроениям в отношении национальных меньшинств, в
полной мере оценить опасность поднимающего голову
пантюркизма.
В повышении своего статуса крайне нуждались
автономные области Применительно к Северному Кавказу - это Адыгейская и Карчаево-Черкесская автономные области. На них
следовало распространить основные положения, касающиеся автономных республик.
Потому что между ними существовали, причем не всегда
обоснованные, существенные различия. Об это говорит простое сравнение. Так,
Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Абхазская
автономные республики по своему экономическому потенциалу особо не отличались от адыгейской
и Карачаево-Черкесской областей. Некоторые из них и по территории, и по
численности населения даже уступали Адыгеи и
Карачаево-Черкессии. Зато в каждой автономной
республике свой университет, несколько ВУЗов,
множество техникумов, культурно-просветительных учреждений
Административно-управленческий аппарат автономной республики больше здесь и
Совет Министров и Министерства, Верховный Совет другие атрибуты власти, через
которые местное население получает дополнительные
возможности реализации
общенародной собственности. Есть и другие аспекты. Граждане республики могут стать заслуженными артистами,
художниками, экономистами, носить различные почётные звания и так далее
и всего этого нет не только в автономных областях, но и в краях, и административных областях. И речь идет о том, что сложившаяся структура национально-государственного устройства в условиях выравнивания уровня социально-экономического развития бывших отсталых окраин и индустриальных центров
вошла в противоречие с принципами построения
Федерации. Было бы целесообразным принять специальный
загон о правах национальных групп (национальных меньшинства) конкретизирующий и развивающий
конституционные положения о национальном равноправии, закрепляющий их
политико-правовой статус.
Надо иметь в виду, что
в такой огромной многонациональной стране, как Россия с ее разнообразием условий и
уровней социально-экономического, политического, культурного развития, их исторических традиций, можно
использовать дифференцированный подход,
разнообразные гибкие формы связей центра с
республиками- с одними федеративные, а с другими – конфедеративные. При анализе
причин усиления националистических, сепаратистских тенденций важно
учитывать не только социально-экономические фактом, но и феномены массового сознания социальной
психологии, их специфику у различных общественных групп. В месте с тем важно
обеспечить автономиям в составе суверенных республик действительно равные возможности для развитая экономики, культуры, языка и т.д.
Процесс национального возрождения потребовал повышения ответственности государственных и общественных организаций за преодоление
трудностей в национальном строительстве. Тем более, что в
этом деле были допущены крупные недостатки и
просчеты. Это и неумение вовремя заметить и предотвратить осложнение
межнациональной cитуации, и пассивность, бездействие или запаздывание
с приищем эффективных мер, тогда, когда
межнациональные конфликты
уже выплеснулись наружу; и примиренчество, а то и фактическое
попустительство по отношению
к явным националистическим, экстремистским элементам, злоупотребляющим
демократией и гласности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|