на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Теория прав человека

Второе поколение прав человека правоведы связывают с расширением прав личности, возникших под воздействием социалистических идей и движений (право на труд, право на отдых, право на образование, право на социальное обеспечение, право на медицинское обслуживание, право на защиту материнства и детства и др.).

Третье поколение прав видится в юридическом закреплении тех прав, которые выражаются в праве народов на мир, независимость, самоопределение, достойную жизнь и др., которые связывают с послевоенным движением за мир и национально-освободительным движением бывших колоний, что нашло свое отражение в национальном законодательстве, а особенно в международно-правовых актах. Третье поколение прав человека сопряжено не только юридическим их закреплением на международном уровне, но и с созданием механизма их реализации. В области прав человека общепризнанным мировым сообществом принципом является приоритет международного права по отношению к внутригосударственному [27, с. 403].

Концепция прав человека исходит из того, что, с одной стороны, права человека представляют собой объективные принципы, на которых базируется правовая система и государственное устройство в целом. Они определяют в позитивном смысле главные направления деятельности государства и его органов и ограничивают влияние государства на социальные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности. Это означает, что каждая личность - субъект комплекса принадлежащих ей прав и сама решает, как ими пользоваться. При этом каждый вправе требовать от государства защиты своих прав.

Принципы обеспечения прав человека как морально-правовая основа их реализации сводятся к следующему:

·  Принцип универсальности, неделимости, взаимосвязи и взаимозависимости всех прав человека;

Принцип универсальности прав требует относиться к правам человека глобально, с одинаковым подходом и вниманием, не допуская различного понимания и трактовки прав человека и свобод в разных государствах по причине национальной и религиозной специфики. "Ни один человек не может быть лишен ни одного основного права (на жизнь, здоровье, уважение, недопущение пыток и т.п.) – и в обычной обстановке, и в условиях вооруженного конфликта, и при объявлении чрезвычайного положения.

Принцип неделимости взаимосвязи и взаимозависимости прав предполагает поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод без их дробления, разделения на первоочередные и второстепенные. "Неделимость прав означает то, что попрание свобод в одном месте возмущает совесть всех людей планеты; проблема прав человека становится предметом все более пристального внимания и реагирования на самых различных уровнях; постоянно сужается область, где государство может действовать в отношении граждан произвольно" [23, с. 21].

·  Принцип неразрывной связи прав человека и демократии, как формы организации власти, наиболее отвечающей интересам человека;

Принцип неразрывной связи прав человека и демократии подразумевает отношения взаимозависимости и взаимоукрепления. Только в условиях широкой демократии могут реализовываться права и свободы граждан. В то же время утверждение в обществе прав и свобод человека укрепляет демократию, увеличивает число ее сторонников.

·  Принцип полного равноправия женщин в политической, гражданской, экономической и общественной жизни;

Принцип полного равноправия женщин предполагает необходимость покончить с неравноправием, продолжающимся тысячелетиями, положением женщин в обществе, покончить с насилием по признаку пола, всеми формами сексуальной эксплуатации и торговли женщинами.

·  Принцип особой защиты прав детей;

Принцип особой защиты прав детей стал в последние десятилетия общепризнанным, чему способствовала принятие Конвенции о правах ребенка 1989 г. Ребенок нуждается в особом внимании и защите в силу его физической и умственной незрелости не только со стороны родителей, но и со стороны государства. Сейчас часто повторяют выражение, ставшее уже расхожим: степень развития общества определяется его отношением к детям.

·  Принцип недискриминации и равного осуществления всех прав человека и основных свобод инвалидов.

Принцип недискриминации и равного осуществления всех прав и свобод в отношении инвалидов приобрел особую актуальность в последнее время. Инвалиды, а, правильнее говорить, люди с ограниченными физическими возможностями, составляют по данным Всемирной организации здравоохранения 10% населения. Главная проблема этих людей: включение в активную трудовую, общественную, культурную жизнь общества, что должно быть обеспечено законодательными мерами.

Признание всеобщности и универсальности прав и свобод нашло свое выражение в документах Международной конференции по правам человека (1993 год), которые однозначно определили, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны, и взаимозависимы [24, с. 13].

На наш взгляд правомерным является также выделение следующих принципов, касающихся прав человека:

·  Принцип гуманизма.

Сущность гуманизма заключается в заботе о человеке, признании его как личности, его права на свободу, счастье, неприкосновенность, проявление своих способностей. Основной формой проявления гуманизма является обеспечение прав человека.

·  Принцип свободы.

В четвертой статье Декларации прав человека и гражданина 1789 года свобода определяется "как возможность делать все, что не приносит вреда другому". Существует три способа оппосредования свободы через права человека. В одном случае человек ограждается от каких бы то ни было произвольных вмешательств в его личную жизнь, в том числе и со стороны общества и представляющей его политической власти. Права на неприкосновенность личности, защиту чести и репутации, неприкосновенность жилища и др. служат материалом, из которого "строится" своего рода юридическая крепость, обеспечивающая свободу человека как личную безопасность. В другом случае определяются рамки активности человека в той или иной сфере жизнедеятельности и такие, например права, как право на свободу творчества. Социально-экономические права обеспечивают свободу от унижающего человеческое достоинство существования, безработицы, экологического неблагополучия, других негативных явлений [24, с. 12].

·  Принцип равенства и равноправия. Также провозглашен Декларацией прав человека и гражданина 1789 года. Его первая статья гласит: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах". Все современные конституции западных стран, а также практика судебных органов исходят из принципа равенства как основополагающего в системе прав человека и гражданина. Равноправие означает равные возможности гарантированного уровня социальной защищенности для всех членов общества [24, с. 12].

Появление же самого термина "права человека" связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 года и явился введением к Конституции американской колонии Виржиния, где были впервые провозглашены права человека. В наше время распространенным является следующее определение: "Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов". Имеет право на жизнь и такое определение: "Права человека – это комплекс социальных, культурных, политических и экономических свойств, без которых мы не можем существовать как человеческие существа" [24, с. 8].

В доктрине конституционного права и решениях конституционных судов ряда стран права и свободы человека рассматриваются, прежде всего, как служащие защите человека от государственной власти. Их основное свойство заключается в том, что они обеспечивают каждому возможность действовать в определенных пределах и пользоваться сферой частной жизни, в которую не может вмешиваться государство. Отсюда свободы человека не устанавливаются государством, а являются по отношению к нему первичными. Конституционное регулирование прав человека формируется в каждой стране под влиянием таких факторов, как исторические и государственные традиции, уровень экономического развития, принятая и приемлемая для общества концепция прав личности, уровень общественного сознания в политической и правовой областях. Все это приводит к различиям между отдельными странами как в содержании перечня прав личности, так и в методах их регулирования и подборе механизмов их защиты. Представления о правах человека (как обыденные, так и теоретические научные) формировались и развивались постепенно в ходе исторического развития человеческого общества, его экономической, политической и правовой систем, а также представлений о праве и правах, которые прошли путь "от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных", при этом на каждой ступени в историческом развитии вырабатывалась своя концепция [25, с. 107].

Права человека – это не юридическая и не философская дисциплина, а интегрированная социально-гуманитарная. Она изучает совокупность свойственных личности от рождения возможностей проявлять лучшие природные качества, действовать по своему усмотрению, добиваться во взаимоотношениях с государством и окружающими людьми признания своего достоинства во имя торжества идеалов свободы, равенства, гуманизма [23, с. 8].

Права человека – это складывающиеся в обществе уважительные отношения людей друг к другу, дополняемые уважением к человеку со стороны государства, что создает условия для наиболее благоприятного существования личности и ее общественной самореализации [20, с. 1].

Таким образом, в литературе существует множество определений прав человека, и каждое из них будет чем-то отличаться от всех остальных. В этих определениях права человека понимаются и как условия жизнедеятельности, и как особый тип отношений, и как свойства бытия личности, и как система разного рода принципов и норм и т.д. Однако в большинстве определений присутствует одна, главная, идея, цель – свобода, нормальные условия жизни и возможности человека [21, с. 13].


Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Впервые права человека и права гражданина были четко разделены в Народном соглашении от 28 ноября 1647 года (Великобритания). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парламента – это право гражданина. А религия, которую человек выбирает только в соответствии со своей совестью, - это право человека. Четко закрепила 2 вида прав (права человека и права гражданина) французская Декларация 1789 года [24, с. 17].

Во Всеобщей декларации прав человека в преамбуле и ст. 2 говорится о правах и свободах. Главный документ Европы по правам человека имеет название Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод.

В ст. 2 Конституции Республике Беларусь и ряде других статей также говорится о правах и свободах человека.

Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституций. Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае, внутри государства разграничение прав на "два сорта" лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.

В литературе высказано мнение, согласно которому права человека носят двойственный характер, они соединяют в себе как субъективные права личности, так и международные морально-правовые стандарты. Права человека, содержащиеся в международных документах, но не вошедшие в национальную систему права, не являются субъективными правами граждан конкретного государства. Вместе с тем субъективные права, не носящие всеобщего характера (например, права должностных лиц), не выступают как права человека.

В юридической науке, как известно, все права граждан именуются на сугубо профессиональном языке субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право — это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. В основе субъективного права лежит категория юридически обеспеченной возможности, которая предполагает:

·  возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

·  возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

·  возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

·  возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование. При этом субъективно-притязательный характер имеют не только гражданские, имущественные, социально-экономические права, но и политические и личные свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, мнений, убеждений, совести и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.