Нормативный
договор – это соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое для
достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для
договаривающихся сторон.
Правила поведения (нормы), закреплённые
в нормативном договоре, являются обязательными только для субъектов его
заключивших. При этом, во-первых, круг договаривающихся субъектов носит вполне
определённый, но не персонифицированный характер, а во-вторых, конкретизированы
субъективные права и юридические обязанности, которые реализуются субъектами в
рамках урегулированного договором правоотношения.[8] Основными
характеристиками нормативного договора являются: нормативность
содержания; добровольность заключения, согласие сторон по всем существенным
аспектам соглашения; равенство сторон; общность интересов; эквивалентность
взаимной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
В отечественной и
зарубежной практике нормативные договоры имеют место, например, во
взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями, всегда
между государствами, образующими конфедерацию.
Действующая Конституция
Российской Федерации устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться,
кроме того, взаимоотношения внутри субъектов Федерации. Так, согласно статье 66
(ч.4) федеральным законом и договором могут регулироваться взаимоотношения
входящих в состав края или области автономных округов.[9] Такие
договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа,
с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края или
области – с другой стороны.
Важным видом договора
является международный договор. Он представляет собой соглашение между
различными субъектами международного права, и в первую очередь между
государствами, призванное регулировать возникающие между ними отношения путем установления,
прекращения или изменения их взаимных прав и обязанностей. Существуют различные
виды международных договоров: двусторонние и многосторонние; политические,
экономические и договоры, заключаемые по специальным вопросам. Каждый из них
содержит общие правила поведения и выступает как результат согласования воль
субъектов – участников того или иного договора. В ряде государств, включая
Россию, международные договоры, в которых участвуют эти государства,
рассматриваются как основная часть национальной правовой системы.
Ярко выраженным
примером нормативного договора может служить коллективный договор, регулирующий
на предприятиях и в учреждениях между работодателем (администрацией) и
работниками трудовые, социально-экономические и иные взаимоотношения.
Содержание
коллективного договора составляют взаимные обязательства сторон по вопросам
труда, заработной платы, отпусков, медицинского обслуживания и социального
обеспечения в случае утраты трудоспособности, сокращения рабочих мест, по
вопросам обучения новым специальностям и повышения квалификации. Все положения
договора имеют обязательный характер для предприятий и учреждений, на которые
они распространяются. В них содержатся общеобязательные правила поведения,
имеющие, однако, строго ограниченный, локальный характер. [10]
Нормативно-правовой
акт – это официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке
установленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщённого
характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которых
распространяется на неперсонифицированный круг субъектов.[11]
Все
нормативные акты связаны между собой, располагаются в определённой системе,
подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой,
под которой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное
местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическая
сила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа,
но и от его компетенции, которой он наделяется государством по закону.[12]
Нормативные правовые
акты являются наиболее распространенной формой права во всем мире. Их большой
удельный вес по сравнению с другими формами права связан, прежде всего, с
повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.[13]
В большей степени они характерны для стран романо-германской правовой
семьи (Германия, Испания, Италия, Франция и других в частности России). Но,
следует отметить, рост роли нормативных правовых актов в англо-саксонской
системе, который особенно очевиден в Великобритании после Второй мировой войны,
когда происходит интенсивное развитие законодательства, появление законов,
модифицирующих старое право.[14]
Широкому использованию
нормативных правовых актов способствуют такие их качества, как способность
централизованно регулировать различные общественные отношения, быстро
реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и
доступность изложения. Документально–письменная форма нормативных правовых
актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием
население.
Нормативные правовые
акты принимаются в рамках специальной процедуры, для большинства из них в
законодательном порядке установлено наименование.
Следует также помнить,
что есть и ненормативные правовые акты, которые принимаются теми же субъектами
права. Они в отличие от нормативных актов не являются источниками права. Акты
ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу, издаются
на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм (акт о регистрации
брака, договор купли–продажи, постановление о наложении штрафа). Среди
ненормативных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты.
Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют
однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для
исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на
должность и т.д.).[15]
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ
АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В
системе источников российского права нормативно-правовой акт занимает
приоритетное значение.
Нормативно-правовой
акт имеет ряд присущих только ему признаков:
- принимается от имени
государства и в порядке предусмотренной законом процедуры;
- является результатом
правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и
органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т.д.),
которым право на нормотворчество делегировано государством);
- содержит в себе
правила поведения обобщенного характера (нормы права),
регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении
неперсонифицированного круга субъектов;
- реализуется в особом
процессуальном порядке;
- имеет определенную
документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);
- направлен на
регулирование типичных общественных отношений;
- обеспечивается
системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным
принуждением).
В
Российской Федерации существует довольно сложная система нормативно-правовых
актов. Прежде всего, это акты представительных органов власти федерального
уровня и субъектов Федерации, выступающие результатом правотворческой
деятельности государственных органов, в которых устанавливаются, изменяются или
отменяются нормы права.
Системе законодательства любого
государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативно правовой акт,
обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке,
устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее
важные общественные отношения.
Закон
имеет ряд преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами.
Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства,
поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить
закону; во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те
отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это,
как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения
собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без
последующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми
ресурсами для исполнения.
Например,
в статье 104 Конституции России установлено, что законопроекты финансового
характера — о введении новых или отмене старых налогов, освобождении от их уплаты,
о выпуске государственных займов и др. — могут быть внесены в законодательный
орган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. В
отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеет
эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор
прокуратуры за соблюдением законности, уполномоченный по правам человека
призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на
территории Российской Федерации; в-шестых, к подготовке закона и его
прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования,
чем к другим актам.
Закон
имеет ряд признаков:
-
принимается законодательными органами государства либо всенародным голосованием
граждан (на референдуме);
-
принимается в порядке особой процедуры;
-
Содержит наиболее значимые нормы права;
-
обладает приоритетом по отношению к другим правовым актам.
Изменить
или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причём в строго
оговорённом порядке. Так акт референдума может быть изменён или отменён только
в результате референдума, изменения вносятся так же в порядке, определённом
референдумом. (С юридической точки зрения приостановить или скорректировать
закон могут только президентские указы, но только в условиях чрезвычайного
положения и в строго определённом порядке, с последующим утверждением высшим
законодательным органом.)[16]
Законы
в свою очередь образуют иерархическую систему (в порядке убывания юридической
силы):
-
основной закон (конституцию);
-
федеральные конституционные законы;
-
федеральные законы;
-
законы субъектов федерации.
Конституция Российской Федерации
представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства.
Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в других
нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должны
соответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть)
признается недействующим.[17]
Конституционные
федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии
нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие
черты:
они
являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют
избегать частых поправок в текст Конституции;
-
обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие
законы;
-
регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые
общественные отношения;
-
имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;
-
имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных
принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции
Российской Федерации;
-
принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции
и особом порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинство
голосов в палатах Федерального Собрания).[18]
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции
Российской Федерации и федеральным конституционным законам. Принимаются по
вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, и отличаются
особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета
Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.
Федеральные
законы принимаются
в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на
рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если
за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо
если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль
Президента Российской Федерации в этом случае заключается в подписании закона в
течение четырнадцати дней и обнародовании.
Законы субъектов Федерации - издаются их
представительными органами, и действие их распространяется только на
соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной
службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Подзаконные
нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов,
которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают
меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе
законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных
отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными
интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные,
принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных
индивидуальных, интересов.
Страницы: 1, 2, 3
|