Положения Конституции РФ
о муниципальной собственности получили развитие в Федеральном законе “Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ“, где, в частности,
установлен перечень объектов данного вида собственности. Однако анализ этого
обширного перечня показывает, что к доходным объектам муниципальной
собственности могут быть, безусловно отнесены только муниципальные банки и
другие финансово-кредитные организации (созданные далеко не во всех регионах
страны) и при благоприятных условиях - муниципальные земли и другие природные
ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности[10],
муниципальные предприятия и нежилой фонд. Все остальные объекты муниципальной
собственности: муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения
образования, здравоохранения, культуры и спорта скорее следует отнести к
затратным, нежели к доходным объектам.
Одним из направлений деятельности
органов местного самоуправления специально выделенным Конституцией, является
охрана общественного порядка, также требующая немалых затрат.
Естественно, что для
содержания муниципального имущества и решения иных вопросов местного значения
требуются значительные средства, источником которых, по мысли авторов
Конституции РФ, должен стать муниципальный бюджет.
В свою очередь, основным
источником этого бюджета должны быть местные налоги и сборы. В соответствии с
проектом Налогового кодекса Российской Федерации в число местных налогов
включаются: налог на землю, имущество физических лиц, налог на рекламу, местные
регистрационные и лицензионные сборы, сбор за использование местной символики,
налог на содержание муниципального жилищного фонда и других объектов
инфраструктуры города (района), курортный и гостиничный сборы[11].
Если исключить курортный и гостиничный сборы, которыми могут получить далеко не
все муниципальные образования, то основным источником поступлений в местный
бюджет, по мысли авторов проекта, должны стать средства самого населения.
Конечно, рост его доходов в будущем, возможно, и составит основу местного
бюджета, пока же подавляющему большинству муниципальных образований остается
рассчитывать в основном на дотации из вышестоящего, то есть государственного
бюджета, что прямо предусмотрено Федеральным законом “Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ”.
Однако при таком подходе,
во-первых, нарушается принцип противопоставления государства и местного
самоуправления, закрепленный Конституцией РФ; во-вторых, население лишено
возможности самостоятельно решать вопросы местного значения, владеть,
пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, в-третьих,
фактически осуществляется возврат к прежней системе характерной для Советов, от
которой так стремились уйти авторы действующей Конституции Российской Федерации[12].
Завершая анализ норм
Конституции, посвященных местному самоуправлению, следует несколько слов
сказать о территориальных основах местного самоуправления. Выше уже говорилось
о “потерянном“ районном звене. Теперь необходимо сказать о процедуре изменения
границ территорий муниципальных образований.
Последовательно развивая
норму о самостоятельном решении населением вопросов местного значения,
Конституция РФ предусматривает, что изменение границ территорий, в которых
осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения
соответствующих территорий. Однако процедура учета этого мнения, к сожалению,
остается за рамками конституционного регулирования. С одной стороны, это дает
возможность населению самому определить порядок решения этого вопроса, с
другой, - приводит к нарушению принципа равноправия в реализации
конституционного права граждан на участие в местном самоуправлении. Так,
например, уставом города Магадана предусматривается изменение границ города с
согласия органов городского самоуправления и с учетом мнения населения,
выраженного путем городского референдума. Остается неясно, как в итоге будет
решен вопрос, если органы городского самоуправления и населения придут к
различным решениям[13].
А вот в г. Москве утверждение границ микрорайонов, в пределах которых создаются
и осуществляют свою деятельность органы территориального общественного
самоуправления, относится к компетенции вышестоящего органа муниципальной
власти - районного Собрания. И могут ли повлиять на это решение сами жители
микрорайона, остается не ясным[14].
Таким образом,
Конституция РФ закладывает правовые основы новой модели местного самоуправления
в России, однако некоторые ее положения отличаются внутренней противоречивостью
и непоследовательностью.
Глава 2.
Нормативно-правовые основы местного самоуправления
2.1 Местное
самоуправление осуществляется также в соответствии с федеральными законами
Важнейшим источником
муниципального права, правовой основой для развития законодательства субъектов
Российской Федерации о местном самоуправлении является уже упоминавшийся Закон
“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”,
принятый Государственной Думой 12 августа1995 г. Данный закон определяет: общие
принципы организации местного самоуправления в РФ; организационно-правовые
формы осуществления местного самоуправления; правовые, экономические и
финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его
осуществления; основные полномочия органов местного самоуправления в решении
вопросов местного значения.
Во многом положения
Закона обращены в будущее, поскольку в соответствии с ними только начинает формироваться
система законодательства РФ и ее субъектов по вопросам местного самоуправления,
осуществляется поиск наиболее эффективных форм и методов реализации местного
самоуправления. Для решения указанных задач и правовой регламентации наиболее
принципиальных, важных вопросов организации местного самоуправления на
переходный период в Законе “Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ” предусмотрена глава “Заключительные и переходные
положения”. В ней предусматривается возможность временного правового
регулирования отдельных вопросов местного самоуправления уставами муниципальных
образований - до принятия законов субъектов РФ; главе муниципального
образования предоставляется право назначения местного референдума, в случае
если в муниципальном образовании не сформирован представительный орган местного
самоуправления, Правительству РФ предлагается не позднее четырнадцати месяцев
со дня вступления в силу настоящего Федерального закона разработать и
представить на рассмотрение Государственной Думы проекты соответствующих
федеральных законов, а выборы представительного органа местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления провести не позднее шестнадцати
месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона[15].
В ст. 4 Закона “Об общих
принципах...” определяется круг общественных отношений в области местного
самоуправления, которые регулируются нормативно-правовыми актами Российского
государства. Регулированию только федеральными законами подлежат вопросы
определения общих принципов организации местного самоуправления; передачи
объектов федеральной собственности в муниципальную собственность; наделения
органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и
передачи им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления
таких полномочий.
Указанный закон обязывает
высшие органы государственной власти у РФ устанавливать и гарантировать
государственные минимальные социальные стандарты в области местного
самоуправления. Такие стандарты должны разрабатываться в сферах: воспитания,
образования, здравоохранения, обеспечения жильем малоимущих, социального
обеспечения по старости и нетрудоспособности, получения гражданами
квалифицированной юридической помощи, предоставление коммунальных услуг,
культурно-просветительных и иных услуг в области духовной культуры, обеспечение
экологической чистоты среды обитания.
В соответствии с
Конституцией РФ социальная политика государства в указанных сферах
осуществляется по следующим направлениям: создание всем гражданам равных
условий для получения материальных и духовных благ, развитие творческого,
научного потенциала и т.д; установление в указанных сферах определенных
социальных минимумов (прожиточный минимум, минимальная заработная плата,
минимальный размер жилья, минимальная продолжительность отдыха) и т.д.; особая
социальная защита и обеспечение тех групп населения, которые не могут в силу
физических или иных недостатков в полном объеме создавать для себя все
необходимые условия для достойной жизни.
Местное самоуправление
осуществляется также в соответствии с другими федеральными законами.
Важную роль в становлении
полноценной системы местного самоуправления в нашей стране призван сыграть
Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и
быть избранными в органы местного самоуправления”[16]
(подписан Президентом РФ 26 ноября1996 г.).
Закон устанавливает (ст.
1) правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных права граждан
Российской Федерации и быть избранными в органы местного самоуправления в
случаях если:
- законодательный
(представительный) орган субъекта Российской Федерации не принял закон,
устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
- не принят устав
муниципального образования (представительным органом местного самоуправления
или на местном референдуме);
- в муниципальном
образовании отсутствует выборный представительный орган местного
самоуправления;
- полномочия органов
местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными
органами государственной власти;
- законом субъекта
Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения,
преобразования и упразднения муниципальных образований;
- истекли установленные
сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления.
Закон определяет (ст.2
п.1) территорию местного самоуправления в субъектах РФ, которые не приняли
правовые нормы, регулирующие порядок образования, объединения, преобразования и
упразднения муниципальных образований. Муниципальными образованиями в них
являются (в соответствии с существующим административно-территориальным
делением субъектов РФ) районы, города, районы в городах, имеющих районное
деление, поселки, сельские округа (сельсоветы), иные территориальные или населенные
пункты, в которых на день вступления в силу Федерального закона “Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ” местное самоуправление
осуществлялось в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
РФ.
Закон (ст.3) устанавливает
сроки и порядок проведения выборов. Если выборы депутатов представительных
органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного
самоуправления не назначены до 28 ноября 1995 г. (ст.3 п.2) либо назначены на срок, не соответствующий сроку, указанному в пункте 1 ст. 58 Федерального закона
“Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ “ (до 28 февраля 1996 г.) дату выборов определяет суд по заявлению прокурора или жалобе гражданина, проживающего на
территории муниципального образования, или жалобам общественных объединений (в
том числе их региональных и местных отделений) Верховные суды республик,
краевые суды, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд
автономной области и суды автономных округов рассматривают в первой инстанции
дела об обеспечении конституционных права граждан РФ избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления. Участие прокурора в деле обязательно. Дата
проведения выборов назначается судом в течение десяти дней со дня получения
заявления прокурора или жалобы. В решении суда указывается администрация, на
которую возлагается его подготовка. Отказ в проведении референдума может быть
обжалован в судебном порядке.
Общественные отношения в
области местного самоуправления регулируются также указами Президента РФ,
постановлениями Правительства РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ.
В качестве примера такого
рода нормативно-правовых актов можно привести:
- Указ Президента РФ от 3
июня1996 г.. №802 “О поэтапном формировании муниципальных органов охраны
общественного порядка”;
- Постановление
Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 755 “О некоторых мерах по организации
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного
самоуправления”;
- Постановление
Конституционного Суда РФ от 30 мая 1996 г. № 13-П по делу о проверке конституционности пункта 1 ст. 58 и пункта 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа1985
г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации” (с изменениями от 22 апреля 1996 г.).
Федеральными нормативными
правовыми актами подлежат регулированию вопросы, связанные с обеспечением прав
населения на осуществление местного самоуправления. Среди них: компенсация
местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате
решений, принятых федеральными органами государственной власти; государственная
защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; обеспечение
федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления
установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; определение
порядка судебной защиты прав местного самоуправления; установление
ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления за нарушение законов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|