В структуре экспорта
лидирующее место занимает экспорт древесины и изделий из нее – 82,8%, далее
идет экспорт металлов – 11,38%. Основой импорта являются продовольственные
товары и сельскохозяйственное сырье – 35,1%, строительные материалы – 23,4% и
машиностроительная продукция.
Правоохранительная
деятельность – одна из основных направлений деятельности Читинской таможни.
Приоритетными направлениями деятельности правоохранительных подразделений
таможни явились борьба с нарушениями таможенного законодательства в сфере
экспорта леса и лесоматериалов, контрабандой товаров народного потребления,
наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, эксплуатации и
оформлении автомобилей иностранного происхождения.
Основными, перспективными
линиями для оперативных подразделений в 2009 году стали: экспорт лесоматериалов,
импорт плодоовощной продукции, строительных материалов. А также импорт товаров
народного потребления, выявление иностранного автотранспорта, не прошедшего
таможенного оформления, товаров с признаками контрафактности, нарушений и
преступлений валютного законодательства при осуществлении экспортно-импортных
операций. Отделом административных расследований заведено 564 дела по
административным правонарушениям. Это административные правонарушения в области
таможенного дела: нарушения таможенных правил, связанных с незаконным
перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской
Федерации, недекларированием, либо недостоверным декларированием товаров и
транспортных средств. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,5%
увеличилось количество дел по административным правонарушениям по
контрабанднообразующим статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сотрудники
правоохранительного блока Читинской таможни совместно с подразделениями других
правоохранительных органов приняли участие в 40 совместных спецоперациях,
проводимых в зоне ответственности Читинской таможни ("Лес", "Канал",
"Мак", "Наследие", "Плазма", "Анаконда",
"Добрая воля 2009").
Уже более года в
структуре Читинской таможни создан и работает кинологический отдел. За
прошедший период 2009 года специалисты-кинологи со служебными собаками приняли
участие в таможенном контроле более 93 раз. Досмотрено более 2910 единиц багажа
у пассажиров международного авиарейса "Хайлар – Чита - Хайлар" в
международном аэропорту "Чита". В ходе таможенного контроля было
зафиксировано 6 фактов задержания наркотических и сильнодействующих средств.
Совместно с
правоохранительными органами по Забайкальскому краю было проведено 15
совместных мероприятий, результатом которых стало неоднократное задержание
наркотических веществ.
Особое внимание в 2010
году было уделено сокращению сроков таможенного оформления, охрану объектов
интеллектуальной собственности, взимания таможенных платежей, борьбу с
контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела. Читинская таможня
за 2010 год перечислили в федеральный бюджет 1 миллиард 880 миллионов 768 тысяч
рублей. Всего за 2010 год Читинской таможней и ее постами было оформлено 9639 таможенных
деклараций (ТД). Из них в режиме экспорта было оформлено 4146 ТД, в режиме
импорта 5493 ТД. Наибольшее количество ТД оформлено на Читинском таможенном
посту - 8127. Таможенных деклараций в электронной форме, поданных с
использованием выделенного канала связи и с использованием сети "Интернет"
было оформлено - 2231.
В 2010 году в регионе
ответственности Читинской таможни внешнеэкономической деятельностью занималось
376 участника внешнеэкономической деятельности.
Основу экспорта в 2010
году составила древесина и изделия из нее - 60,9%, на втором месте минеральные
продукты - 21,9%, третье место принадлежит металлам и изделиям из них - 13,4%.
В импорте лидирующее положение занимают строительные материалы - 33,2%,
продовольственные товары и сырье для их производства на втором месте - 29,3%,
третье место принадлежит импорту машиностроительной продукции - 16,4%.
Основными, перспективными
направлениями работы для сотрудников правоохранительного блока в 2010 году
были: экспорт лесоматериалов, экспорт лома и изделий из черных металлов, импорт
строительных материалов, продуктов питания, товаров народного потребления.
Отделом административных
расследований было заведено 466 дел об административных правонарушениях.
Предметам административных правонарушений по возбужденным делам являлись:
лесоматериалы, продукты питания (в основном плодоовощная продукция),
строительные материалы, товары народного потребления. С назначением наказания рассмотрено
446 дел об административных правонарушениях, наложено штрафных санкций на сумму
1 млрд. 146 млн. рублей.
Сотрудники правоохранительного
блока таможни приняли непосредственное участие в 15 спецоперациях, проводимых в регионе ответственности Читинской таможни совместно с правоохранительными
структурами города ("Лес", "Мак", "Металл", "Стройград",
"Энергия"). Кинологическим отделом проведено 23 оперативно-розыскных
мероприятий. В некоторых случаях инициаторами выступали сотрудники УФСКН по
Забайкальскому краю. Мероприятия были нацелены на поиск и обнаружение
наркотических средств в помещениях (воинские части, склады временного хранения
товаров, общежития, международные почтовые отправления, посты ДПС).
Специалисты-кинологи со служебными собаками привлекались к таможенному контролю
95 раз, досмотрено 4951 единицы багажа.
Досмотрено 47297 единицы
грузов, находящихся на складах временного хранения и в зонах таможенного
контроля. В ходе таможенного контроля 6 раз служебными собаками были обнаружены
сильнодействующие вещества, запрещенные к ввозу на территорию РФ.
Должностные лица
кинологического отдела регулярно проходят стажировки в кинологическом учебном
центре ФТС.
Несмотря на увеличение
грузопотока из года в год, на Читинской таможне наблюдается уменьшение
количества возбуждаемых дел об административных правонарушениях. А это говорит
о наработанной практике выбора предполагаемых направлений правонарушения, а
именно: лесоматериалы, лом черного металла, продукты питания, строительные
материалы, товары народного потребления. Но не стоит забывать о снижении
количества участников внешнеэкономической деятельности. Также отметим постоянное
увеличение таможенных деклараций поданных в электронной форме.
1.3 Организация работы
таможенных органов по выявлению и пресечению административных правонарушений в
рамках правоохранительной деятельности
Правовое воздействие
каждой отрасли права во многом определяется её принципами - основополагающими
началами, главными идеями, которые являются основой, фундаментом нормативно –
правовых предписаний. Можно выделить следующие основополагающие принципы
таможенного права.
1.
Законность, этот
принцип означает, что все участники таможенных правоотношений должны
действовать в соответствии с законом. Никакие цели, никакая необходимость не
могут оправдывать нарушение закона.
2.
Демократизм, этот
принцип имеет многообразные формы. Во-первых, он предполагает, что таможенное
право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны.
Принципы законности и
демократизма присущи любой отрасли современного Российского права. Помимо них
правовое регулирование в таможенной сфере определяется комплексом специфических
принципов.
КоАП РФ — это
кодифицированный нормативный акт, имеющий статус закона, регулирующий
общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а
также устанавливающий общие начала, перечень всех административных
правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы,
рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и
порядок исполнения решений по административным делам.
В ст. 3.2 КоАП РФ
определены виды административных наказаний, применяемых в Российской Федерации:
1) предупреждение;
2) административный
штраф;
3) возмездное изъятие
орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия
совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального
права, предоставленного физическому лицу;
6) административный
арест;
7) административное
выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без
гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное
приостановление деятельности.
Из указанных выше видов
административных наказаний к юридическим лицам могут применяться только такие,
как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия
совершения или предмета административного правонарушения и административное
приостановление деятельности.
Кроме того, КоАП РФ делит
виды наказаний на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). При этом
предупреждение, административный штраф, лишение специального права,
предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и
административное приостановление деятельности могут устанавливаться и
применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное
изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения,
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а
также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в
качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
За одно административное
правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное
административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи
КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной
ответственности.
КоАП РФ является
основополагающим документом, законодательно уполномочивающим таможенные органы
возбуждать, расследовать и рассматривать дела об административных
правонарушениях, в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
Так, в ч. 12 ст. 28.3
КоАП РФ ("Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об
административных правонарушениях") говорится, что протоколы об
административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.15, ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.14, 11.15, 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч. 2 ст.
16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.19, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ (т.е. об административных правонарушениях, отнесенных к
компетенции таможенных органов), составляются должностными лицами таможенных
органов.
Немедленно после
выявления факта совершения административного правонарушения должно быть принято
решение о возбуждении дела об административном правонарушении, которое
оформляется в виде определения.
Причем в соответствии со
ст. 23.8 таможенным органам предоставлено право не только возбуждать, но и в
случаях, если после выявления административного правонарушения в области
таможенного дела осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия,
требующие значительных временных затрат, проводить расследование по отнесенным
к их компетенции делам об административных правонарушениях, а также
рассматривать соответствующие дела (т.е. выносить решения по завершении
расследования соответствующих дел).
Это право таможенных
органов распространяется на дела об административных правонарушениях,
предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2 — 16.23 КоАП РФ. Причем рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов при
этом вправе только:
1) руководитель федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его
заместители;
2) начальники
региональных таможенных управлений, их заместители;
3) начальники таможен, их
заместители;
4) начальники таможенных
постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
За малозначительные
административные правонарушения в области таможенного дела в соответствии со
ст. 16.6, 16.10. 16.15 и 16.23 КоАП РФ в качестве наказания наряду с возможностью
наложения административного штрафа предусматривается возможность вынесения
административного предупреждения (предупреждение как мера административного
наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица
и выносимая в письменной форме, предусмотрена ст. 3.4. КоАП РФ). Это касается
случаев:
- нарушения режима зоны
таможенного контроля;
- несоблюдения порядка
процедуры таможенного транзита;
- непредставления в
таможенный орган отчетности;
- несообщения либо
нарушения срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в
заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области
таможенного дела.
Кроме рассмотренных нами
выше прав, таможенным органам предоставлено также право доставления и административного
задержания.
Так, в ст. 27.2 КоАП РФ
сказано, что должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений
таможенных правил, в случаях, если составление протокола о таком нарушении
является обязательным и отсутствует возможность его составления на месте
выявления, может осуществляться принудительное препровождение физического лица
в служебное помещение таможенного органа в целях составления протокола об
административном правонарушении (доставление).
Административное
задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), то есть кратковременное ограничение свободы
физического лица, может быть применено должностными лицами таможенных органов в
исключительных случаях, при выявлении нарушений таможенных правил. При этом
срок административного задержания определен ст. 27.5. КоАП РФ и не должен
превышать для лица, в отношении которого ведется производство по делу о
нарушении таможенных правил, более 48 часов. Срок административного задержания
лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения,
со времени его вытрезвления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|