Доставление в медицинский
вытрезвитель лиц, находящихся в состоянии опьянения, производится, как правило,
экипажами М/В в составе милиционера-водителя и двух милиционеров на специально
оборудованных автомобилях с надписью "Спецмедслужба".
Запрещается использовать
экипажи М/В не по прямому назначению, в т.ч. для разбора семейных конфликтов и
доставления пьяных граждан непосредственно из квартир.
Для удаления пьяных с улиц и др. общественных мест и
доставления их в М/В могут привлекаться наряды других служб и подразделений
милиции, задействованные в охране общественного порядка, внештатные сотрудники
милиции и в порядке взаимодействия – члены ДНД.
Экипаж М/В, ППСМ, ОВО и
т.д. при доставлении лица, находящегося в состоянии опьянения, принимает
необходимые меры, исключающие причинение вреда его здоровью, обеспечивающие
сохранность имеющихся при нем вещей, документов и ценностей (деньги, часы,
ювелирные изделия и т.д.).
Перед посадкой пьяного в
салон автомобиля экипаж должен убедиться в отсутствии у доставляемого
предметов, которые могут быть использованы для нападения на экипаж или
причинения себе и другим гражданам телесных повреждений. При обнаружении
оружия, наркотиков и др. предметов, указывающих на возможную причастность
задерживаемого к совершению преступления, такое лицо доставляется в дежурную
часть ОВД и т.д.
Запрещается помещать в
медицинский вытрезвитель лиц:
а) находящихся в легкой степени
опьянения;
б) душевно больных;
в) в состоянии острого отравления или
алкогольного психоза;
г) с травмами черепа и иными
телесными повреждениями, нуждающихся в специальной хирургической помощи;
д) с симптомами острых и подострых
заболеваний внутренних органов;
е) с признаками инфекционных
заболеваний;
ж) военнослужащих и призванных на
сборы военнообязанных (передаются представителям военной комендатуры);
з) беременных женщин;
и) инвалидов с явными признаками
инвалидности;
к) рядовой и начальствующий состав
ОВД;
л) депутатов всех уровней;
м) работников прокуратуры, народных
судей;
н) героев Советского Союза, России,
Соц. Труда, лиц, награжденных орденом Славы 3-х степеней;
о) иностранных граждан, пользующихся
дипломатическим иммунитетом;
п) несовершеннолетних (передаются
родителям или лицам, их заменяющих).
Лиц, перечисленных в
пунктах "б", "в", "г", "д",
"е", "з", "и" немедленно направлять в
соответствующие лечебные учреждения, в остальных случаях старший экипажа
докладывает об этом дежурному по ОВД и действует в соответствии с его
указаниями[10].
При обнаружении на улицах
и в др. общественных местах пьяных лиц, находящихся в тяжелой степени
опьянения, бессознательном и другом беспомощном состоянии, с симптомами острого
отравления, наркотического опьянения, психоза, с травмами черепа и иными
опасными телесными повреждениями, а также с др. явно выраженным тяжелым
состоянием здоровья нарядом немедленно вызывается на место бригада "скорой
помощи".
Во время доставления
пьяных в М/В один из членов экипажа обязан находиться в салоне автомобиля и
постоянно вести наблюдение за их поведением и состоянием. При появлении у
кого-либо из доставляемых признаков резкого ухудшения состояния здоровья к
месту нахождения автомобиля вызывается бригада "скорой помощи" либо
больной передается в ближайшее лечебное учреждение органов здравоохранения.
Лица, доставленные в М/В
в легкой степени опьянения, по заключению фельдшера немедленно освобождаются
или в случае совершения ими правонарушения – подлежат направлению в ОВД для
принятия соответствующих мер административного воздействия.
Все лица, доставленные в
М/В и их вещи подвергаются тщательному досмотру в присутствии понятых.
В случае доставления
другими нарядами милиции на вытрезвление граждан, у которых проведен досмотр
ценностей и вещей, принимаются дежурным-инспектором только при наличии
протокола досмотра (протокол о правонарушении).
Лица, доставленные на
вытрезвление в присутствии понятых подвергаются обязательному медицинскому
осмотру фельдшером и дежурным, при этом обращается внимание на состояние кожных
покровов (наличие кровоподтеков, ссадин, ран и др. повреждений). Особенно
тщательно осматриваются кожные покровы головы для выявления возможной
черепно-мозговой травмы. Обязательно измеряется артериальное давление,
определяется частота пульса.
К лицам, у которых
выявлены повреждения или заболевания, угрожающие их жизни, а также лицам,
находящимся в тяжелой степени опьянения в обязательном порядке вызывается
бригада "Скорой помощи". Решение об этом принимает фельдшер и
инспектор-дежурный. До прибытия скорой медицинской помощи фельдшер оказывает
доврачебную помощь. Вызовы бригад скорой медицинской помощи и помощь, оказанная
ими в условиях М/В, фиксируются в медицинском журнале.
На основании заключения
фельдшера инспектор-дежурный принимает решение о помещении лица на
вытрезвление.
Результаты медицинского
осмотра и досмотра вещей доставленного на вытрезвление фиксируются в протоколе,
который составляется в трех экземплярах, подписывается дежурным фельдшером и
понятыми.
За поведением лиц,
помещенных в М/В, устанавливается постоянное наблюдение милиционерами и
фельдшером. В случае ухудшения состояния здоровья кого-либо из находящихся на
вытрезвлении, немедленно вызывается бригада "скорой помощи".
После устранения
алкогольной интоксикации и ее последствий (полного вытрезвления помещенного в
М/В) фельдшер обязан вторично произвести медосмотр и дать заключение о
возможности выписки из М/В гражданина. При этом, срок пребывания лица на
вытрезвлении в любом случае должен быть не менее 3-х часов, но не более 24.
Выписка из М/В
осуществляется инспектором-дежурным на основании письменного заключения
фельдшера. В период с 01 часа до 05 часов выписка производится только в
исключительных случаях (командировка, передача родственникам и т.п.) с
соответствующей записью в протоколе. В остальных случаях она должна
производиться с учетом резерва времени, необходимого гражданину для
своевременного прибытия на работу.
Пр выписке из М/В
дежурный-инспектор обязан ознакомить гражданина с протоколом, разъяснить ему
порядок оплаты за содержание в этом учреждении и возвратить под расписку вещи,
документы, деньги, ценности за исключением оружия, наркотических веществ и др.
предметов, которые изъяты в установленном законом порядке. Копия протокола
выдается гр-ну на руки. Дежурный-инспектор также информирует гр-на о том, в
какой горрайорган внутренних дел будет направлен протокол о допущенном им
правонарушении для принятия мер административного воздействия. При наличии у
выписанного из М/В жалоб и заявлений дежурный предоставляет ему книгу жалоб и
предложений.
При обнаружении на улицах
и в других общественных местах пьяных лиц, находящихся в бессознательном
состоянии, с симптомами острого отравления, наркотического опьянения, с
травмами черепа и иными телесными повреждениями, а также с другим явно
выраженным тяжелым состоянием здоровья на место немедленно вызывается
"скорая помощь". Доставление таких лиц в медицинский вытрезвитель
категорически запрещено.
Так, 25 мая в медицинский
вытрезвитель Ленинского РОВД поступило сообщение о том, что по улице Казакова,
6 у первого подъезда лежит пьяная женщина. Прибыв на место, сотрудники
медвытрезвителя определили, что она находилась в бессознательном состоянии.
Милиционерами была вызвана "скорая помощь". Когда на место прибыла
бригада "скорой помощи", сотрудники милиции передали женщину медикам,
о чем доложили дежурному, и уехали[11].
Однако имеют место факты
необоснованного помещения в вытрезвители граждан. Так в октябре 2000 года в
Кировском районе г. Самары был задержан гражданин Зиновьев И.М.“за попытку
распить бутылку пива на улице”. Как показывает элементарный анализ сведений,
поступающих от опрошенных лиц и публикаций СМИ, подобные факты стали в Самаре
“повседневной нормой”.
2.2. Задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и
попрошайничеством.
Ежегодно органами внутренних дел города Москвы по
подозрению в занятии бродяжничеством и попрошайничеством задерживается около 60
тыс. человек. Учитывая тот факт, что попрошайничеством занимаются не только
лица без определенного места жительства, но и граждане, имеющие место
жительства, прибывшие их других регионов, а также учитывая повторность
задержания, по оценкам ГУВД г.Москвы и Комитета социальной защиты населения, к
лицам "бомж", постоянно находящимся в городе Москве, можно отнести более
30 тыс. граждан.
Анализ количественного и
качественного состава задерживаемых лиц "бомж" показал, что:
- 10,9 % являются бывшими жителями
Москвы;
- 3,3 % - бывшие жители Московской
области;
- 45,2 % прибыли из других регионов
России;
- 36,4 % прибыли из стран СНГ и
Балтии, из них основная доля приходится на: Украину - 30,7 %, Таджикистан -
21%, Молдову - 11,1 %, Азербайджан - 9,2 %.
По итогам установления
личности более 49% являются гражданами, имеющими судимость, 30% из них на
момент помещения в приемники-распределители были освобождены из мест лишения
свободы в течение года[12].
Из приведенных данных
видно, что среди находящихся в городе лиц "бомж" бывшие жители Москвы
и Московской области составляют только 14%. Эта тенденция остается неизменной в
течение ряда последних лет.
Опрос работниками
окружных управлений социальной защиты населения бывших жителей Москвы,
находящихся в приемниках-распределителях, показал, что подавляющее большинство
(96%) лиц "бомж" являются гражданами трудоспособного возраста (от 18
до 60 лет) и лишь незначительная часть из них (4%) относится к лицам
пенсионного возраста или инвалидам 1-й и 2-й группы.
Существуют следующие
основные причины возникновения бродяжничества: семейные, жилищные, моральные
проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, лиц
"бомж" можно условно классифицировать на 3 основные группы:
1 группа – лица, вставшие на путь
бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (невозможность
проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие), - как правило,
нетрудоспособного возраста;
2 группа – лица, утратившие жилье в
связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обмене или
купле-продаже жилья, утратившие документы и не имеющие сил и средств выйти из
создавшейся жизненной ситуации;
3 группа – лица, как правило,
трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные
алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам[13].
К представителям каждой
из названных групп целесообразно применять различные подходы.
Решение социальных
проблем первой группы лиц возможно путём определения их в дома ночного
пребывания, социальные гостиницы и Центр социальной адаптации
"Филимонки" с дальнейшим оформлением в специальные отделения
домов-интернатов.
Вторую группу лиц можно
разделить на две подгруппы:
- лица, утратившие жильё в связи с
пребыванием в местах лишения свободы;
- лица, утратившие жильё в связи с
обманом при обмене или купле-продаже жилья.
Для лиц, утративших жильё
в связи с пребыванием в местах лишения свободы, в настоящее время определён
порядок постановки на учёт для получения жилья и предоставления жилой площади.
Остаётся нерешённой
проблема реализации прав граждан на жильё, утративших жилплощадь в связи с
обманом при обмене или купле-продаже, ведущих социально-нормальный образ жизни,
но не имеющих возможности выйти из сложившейся жизненной ситуации. Решение
проблем данной категории граждан возможно путем создания социального жилого
дома гостиничного типа с предоставлением жилья на основании договоров
безвозмездного пользования.
Эффективная работа с
представителями 3-й группы будет возможна только с принятием на федеральном
уровне соответствующих законодательных актов.
В отдельную группу лиц
"бомж" следует отнести несовершеннолетних безнадзорных, склонных к
бродяжничеству и попрошайничеству, совершивших побеги из дома или
воспитательного учреждения, не имеющих постоянного места жительства. К этим
детям и подросткам должны применяться специфические методы воздействия,
отличающиеся от работы с взрослыми "бомжами".
В городскую систему
профилактики бродяжничества и попрошайничества входят:
· Городская межведомственная
комиссия по проблемам профилактики бродяжничества, а также Оперативная группа
Межведомственной комиссии, осуществляющие координацию деятельности органов и
учреждений системы профилактики бродяжничества и попрошайничества;
· ГУВД г.Москвы (специальные
поисковые группы и приемники-распределители). В их функции входят:
- задержание лиц "бомж",
бродяг, попрошаек;
- содействие в восстановлении
документов, удостоверяющих личность;
- санобработка и первичная
медицинская помощь;
- возврат к прежнему месту
жительства лиц "бомж" из числа иногородних;
· Комитет социальной защиты
населения (дома ночного пребывания, социальные гостиницы, Центр социальной
адаптации, специальные отделения домов-интернатов, районные управления
социальной защиты населения, бюро медико-социальной экспертизы) осуществляет
экстренную социальную поддержку и содействие в социальной адаптации лиц
"бомж" из числа бывших жителей Москвы к нормальной жизни, выплату
пенсий и установление группы инвалидности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|