в) СИВ, возглавляемая
президентом республики, который является в ней должностным лицом (Саха-Якутия,
Чувашия), в этой системе Президент: назначает председателя правительства, его
заместителей, министров финансов, внешних связей и некоторых других ДЛ (Саха);
возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их
взаимодействие с органами высшей государственной власти; руководит
правительством, организует его работу;
г) СИВ, особенность которой -
наделение президента республики, который является главой государства,
полномочиями главы исполнительной власти (Тува, Северная Осетия-Алания);
д) СИВ, при которой главой
исполнительной власти и высшим должностным лицом республики становится
избираемый всем населением председатель правительства (Карелия);
е) коллегиальная система
формирования и организации ИВ (Удмуртия, Дагестан); в Удмуртии ИВ формируется
непосредственно представительными органами; в Дагестане ИВ возглавляет
коллегиальный орган (государственный Совет), который обеспечивает
взаимодействие ОГВ, а по составу отражает национальный состав нации: по
принципу равного представительства народов, населяющих республику - не больше
одного представителя каждой национальности (всего 14);
з) СИВ, когда президент
республики является главой республики, ее высшим должностным лицом (Кабардино-Балкария,
Калмыкия), в данном случае наблюдается жесткая вертикаль власти, вплоть до
предприятий.
2. Виды административных
взысканий
АВ по КобАП характеризуются
как мера ответственности за АПН. КобАП предусматривает: предупреждение; штраф; возмездное
изъятие предмета, являвшегося орудием совершенного правонарушения или
непосредственно объектом АП; конфискация такого предмета; лишение специального
права, предоставленного гражданину; исправительные работы; административный
арест. Кроме того, законодательством РФ могут быть установлены иные взыскания
(ТК - отзыв лицензии или квалификационного аттестата; взыскание стоимости
товаров и транспортных средств). АВ делятся на: основные и
дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация могут быть основными и
дополнительными, все остальные - только основными.
Предупреждение - относится к числу санкций морального характера,
выносится в письменной форме и носит предупредительный характер.
Штраф (основная мера АВ) - денежное взыскание налагаемое за
АП в случаях и пределах установленных законодательством. Штрафы
устанавливаются: в размерах соотношения с МРОТ (удваивается при повторном
совершении); в зависимости от цены предмета, ставшим объектом правонарушения; в
процентом отношении. Максимальный размер - 100 МРОТ, для организаций - 25 000
МРОТ.
Возмездное изъятие - состоит в принудительном изъятии только того
предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом
правонарушения, который реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику
за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Применяется в 3 случаях:
нарушение правил хранения и перевозки оружия и боеприпасов (ст.173); уклонение
от реализации оружия и боеприпасов (применяется в качестве дополнительного, но
обязательного (ст.175)); нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов
на воздушном транспорте (дополнительное, (ст.106)).
Конфискация - принудительное безвозмездное обращение предмета,
находящегося в личном пользовании, являющегося орудием или объектом правонарушения,
в собственность государства. Конфискация в АП специальная и используется как
основной вид по ст.176, обязательный дополнительный вид по ст.107 и ст.137, как
дополнительный вид - по усмотрению ДЛ.
Лишение специального права - применяется на срок не менее 15 дней и не более 3
лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. В
КобАП предусмотрено 2 вида лишения прав: право управления транспортным
средством и охота, со следующими ограничениями наложения: а) лишение права
управления транспортом не может применяться к лицам, пользующимися ими по
инвалидности (исключение: алкогольного опьянения, невыполнение указа работника
ГИБДД, оставления места происшествия); б) лишение охоты (исключение -
профессиональным охотникам).
Исправительные работы - применяются к лицу совершившему ПН, на срок не менее
15 дней и не более 2 месяцев с отбыванием их по месту работы и с удержанием 20%
зарплаты в государство.
Административный арест – до 15 суток, применятся в ограниченном числе случаев
(исключения – беременные женщины, женщины имеющие детей до 12 лет, к лицам до
18, инвалидам 1 и 2 группы). ИР и АА применяются за правонарушения, близкие по
своим составам к УП, либо за повторные АПН, часто используются в качестве
альтернативных АВ по ст.163 ч.3, ст.158, ст.165.
Выдворение за пределы РФ иностранных граждан и апатридов регламентируются
особыми нормами.
Дополнительные взыскания (ТК):
Отзыв лицензии и квалификационного аттестата, которые выдаются на
определенный срок с целью предоставить право заниматься определенной
деятельностью, их отзыв рассматривается как разновидность лишения специального
права (различия: ФЛ и ЮЛ, навсегда). Взыскание стоимости товара и
транспортных средств – это принудительное изъятие денежной суммы,
составляющей свободную цену таких товаров и транспортных средств на день
обнаружения нарушения (есть случаи взыскания 300 % от стоимости товаров и
средств – объектов нарушения правил оборудованных тайниками).
Билет 17
1. Система органов
исполнительной власти края, области в составе РФ
В положении «О главе
администрации края, области, города федерального значения, автономной области,
автономного округа» от 03.10.94 г. было установлено, что главы администраций
назначается президентом по представлению главы правительства. В ст.77 КРФ
определено, что субъекты самостоятельно устраивают свои органы ИВ, а в Уставах
субъектов устанавливается, что губернаторы избираются всенародно. Президент РФ
стал издавать указы о разрешении проведения выборов.
СОИВ возглавляется краевой
(областной) администрацией. Краевая (областная) администрация – это родовое
понятие (можно назвать правительством). Глава администрации не обязательно
является главой субъекта (Курганская область). Администрация края (области)
состоит из главы администрации, его замов и подчиненных структур, все строится
в соответствии с принципом единоначалия. Глава администрации издает
постановления, распоряжения.
ОИВ краев и областей
образуют 3 группы: а) органы,
составляющие аппарат главы администрации края (области); б) управления,
комитеты, отделы и другие службы краевой (областной) администрации, которые
находятся в двойной подчиненности с преобладанием подчинения главе
администрации; в) территориальные органы федеральных министерств и ведомств,
входящие в систему областных (краевых) ОИВ, которые имеют вертикальную
подчиненность.
Аппарат главы администрации края, области состоит из: замов (в т.ч. первого);
управлений делами (отделы, секретариаты, секторы). В структуру аппарата входит
ряд отраслевых отделов: промышленности, транспорта, связи, энергетики,
строительства, промышленных и строительных материалов, торговли и услуг, науки
и учебных заведений. Они работают под руководством замов главы администрации,
их взаимодействие организует управляющий делами, который в том числе руководит
ЗАГС, пресс-центром и т.д.
Функции аппарата главы
администрации:
организационно-методическое руководство; анализ деятельности администрации (ее
отделов); помощь в организации работы администраций городов, районов;
обеспечение взаимодействия администрации края (области) со СМИ,
общественно-политическими движениями; информирует население о работе
администрации, состоянии дел края; контроль за исполнением постановлений главы
администрации; подготовка к изданию постановлений и распоряжений главы администрации;
работа с письмами, обращениями граждан.
Управления, комитеты,
отделы администрации осуществляют
непосредственное управление подответственными отраслями, по горизонтали
подчиняются главе администрации и организационно входят в систему. Имеют подчиненные
и неподчиненные органы в районах. Некоторые управления, комитеты и отделы могут
иметь межотраслевую компетенцию.
Органы, которые формально
входят в систему, но их статус
определяется на федеральном уровне - управления внутренних дел, управления федеральной
налоговой службы, комитеты по управлению имуществом – их функции и структура
определяется подчиненность.
2. Способы замещения
государственных должностей.
Государственная служба
проходит на государственных должностях. Государственная должность - должность в
федеральных органах государственной власти, органах государственной власти
субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии
с КРФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению
полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за
исполнение этих обязанностей (ст.1 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от
31.07.95 г. № 119-ФЗ). Гражданин поступает на государственную службу на
неопределенный срок, либо на условиях трудового договора на срок не более пяти
лет.
В РФ существует 4 основных
способа замещения должностей:
Назначение — понимается: юридический акт компетентного
государственного органа или должностного лица, определяющий момент
возникновения или официального возложения функций, прав и обязанностей,
определяемых должностью. Это основной способ замещения большинства ГД.
Выборы — предполагают согласие лица на избрание, обязательную
процедуру выдвижения кандидата и саму процедуру избрания. Сложный, дорогой
способ.
Конкурс — один из способов замещения должности по выбору,
проводится среди лиц, подавших заявления об участии в конкурсе, обычно так
замещаются научные и творческие должности. Конкурс объявляется на вакантную
должность, а должности замещаются на определенный срок (до 5 лет). Обязательно
объявление в печати, причем в этом объявлении содержатся основные требования к
должности. Могут участвовать несколько кандидатов. Конкурс проводится
конкурсной комиссией. Комиссия принимает решение, которым рекомендует лицо на должность,
либо признает избранным, но назначение на должность производится приказом
руководителя.
Контракт — предполагает срочное замещение службы, заключается
договор на определенный срок, применяется в МВД и иных «милитаризованных»
службах. Заключению контракта может предшествовать конкурс. Контракт
подписывается, но также необходим приказ на замещение должностей. Права и
обязанности, ответственность наступает с момента подписания приказа.
Билет 18
1. Административно-правовой
статус общественных объединений
Правовая база: КРФ, ГК РФ, ФЗ
«Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. № 82-ФЗ и ФЗ «О профсоюзах, их
правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 г. № 10-ФЗ.
Ст. 30 КРФ: «Каждый имеет
право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты
своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или
пребыванию в нем». Конституционные положения конкретизируется в законодательстве,
которое регламентирует содержание права на объединение, его основные
государственные гарантии, статус ОО, порядок их создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование,
созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов,
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. ОО
создаются в нескольких формах: общественная организация; общественное
движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной
самодеятельности.
КРФ запрещает создание и деятельность ОО, цели или действия, которых
направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и
нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных
формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В случае нарушения КРФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства,
совершения действий, противоречащих уставным целям и не устранения этих
нарушений после представления прокурора или после двух письменных
предупреждений органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО приостанавливается
судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период,
то ОО может быть приостановлено или ликвидировано. Статус ОО - вмешательство
органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ОО, равно
как и вмешательство ОО в деятельность ОГВ и ОМСУ не допускается.
Государство: обеспечивает соблюдение прав и законных интересов
общественных объединений; оказывает поддержку их деятельности; законодательно
регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ (целевое
финансирование отдельных общественно-полезных программ, заключение любых видов
договоров).
Государственная регистрация
общероссийского и международного
объединений производится Минюстом РФ, а межрегиональных, региональных и местных
ОО производится соответствующими органами юстиции. Для регистрации подается ряд
документов: заявление в регистрирующий орган; Устав; выписка из протокола
съезда; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора;
документ о предоставлении юридического адреса; для отдельных видов ОО
существуют дополнения. Документы подаются на регистрацию в течение 3 месяцев со
дня проведения учредительного съезда. Изменения и дополнения к уставу подлежат
регистрации в том же порядке, что и само ОО. Орган, регистрирующий ОО в
месячный срок обязан рассмотреть заявление ОО и принять одно из следующих
решений: зарегистрировать ОО и выдать свидетельство о государственной
регистрации; отказать в государственной регистрации (выдается письменный
мотивированный отказ). Отказ может быть обжалован в судебном порядке,
зарегистрированные ОО включают их в реестр юридических лиц
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|