1. Отсутствует единая целостная
система государственной службы. Функционирование государственной службы
осуществляется в качестве службы в отдельном государственном органе как на
федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. То, что работодателем для
государственного служащего является не государство в целом в лице отдельного
государственного органа, а сам государственный орган, приводит к местническому
расколу государственной службы и потенциальному исполнению локальных (принятых
отдельными органами власти или же на уровне субъекта РФ) нормативных правовых
актов в ущерб федеральным.
2. Отсутствует система
законодательного регулирования (рамочное регулирование) для различных видов
государственной службы, а также для субъектов РФ. Законодательство о
государственной службе РФ не упорядочено, нет объемлющего Закона (Кодекса) о
государственной службе.
3. Неэффективна государственная
кадровая политика в гocyдарственной службе, что выражается в:
— высокой текучести кадров, в
частности вследствие частных изменений структуры органов исполнительной власти,
сокращений и изменений перечня министерств, госкомитетов и других органов;
— отсутствии механизма перевода
государственного служащего из одного вида службы в другой с сохранением его
статуса (особенно из военной в гражданскую государственную службу);
— недостаточном уровне
профессионализма государственных служащих и несовершенной системе их
профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров;
— несоответствии
материального обеспечения законодательным ограничениям и ответственности,
возлагаемой на них. В особенности оплата (денежное содержание) государственных
служащих не связана с эффективностью их работы и не стимулирует увеличивать эту
эффективность;
— неэффективности действующих
антикоррупционных мер и их слабой разработанности;
— неполноте статуса государственных
служащих отдельных видов государственной службы;
— отсутствии унификации основных
гарантий государственных служащих различных видов и уровней государственной службы
и в ряде случаев их декларативным характером;
— разрозненности
элементов системы управления государственной службы РФ вследствие отсутствия
федеральных органов (федерального органа), обладающих функциями управления
государственной службой РФ. Нет «кадровой вертикали», что приводит к отсутствию
селекции кадрового резерва и работы с кадровым резервом;
— неупорядоченности внутренней
организации государственной службы и регламентации деятельности государственно-
го служащего. Без регламентов деятельности государственные служащие получают
свободу действия по собственному усмотрению, что увеличивает возможности
коррупции;
— декларативном характере взаимосвязи
с муниципальной службой. В действительности, единство требований к
государственной и муниципальной службе пока остается на уровне не реализованных
пожеланий.
В целом состояние государственной
службы в настоящее время характеризуется ее низкой эффективностью в сравнении с
те- ми затратами, которые общество и государство несут при обеспечении
государственной службы; недостаточной гибкостью и приспособленностью к решению
задач гражданского общества и формирования рыночной экономики;
невосприимчивостью к новым методам и формам организации, планирования,
ресурсного обеспечения и стимулирования деятельности государственных служащих.
ГЛАВА 2 Анализ федеральной программы
реформирования государственной службы
Россия находится у порога очередной
и, может быть, самой трудной реформы — реформы государственной службы. Остро
встал вопрос о ее модернизации. Современное состояние общества, а вернее, его
деградация, перемещение и вытеснение страны на периферию мирового сообщества
говорят о неэффективности существующей модели государственной службы РФ. Если и
дальше эта тенденция будет развиваться, то России грозит опасность распада,
либо зависимости от других, более динамичных и развитых государств. Дальше
мириться с нарастающей деградацией государственного аппарата России нельзя.
2.1 Содержание реформирования
государственной службы
В настоящее время в РФ сложилась ситуация,
при которой реформирование государственной службы является приоритетным
направлением реформ. Основное направление реформирования — кардинальное
повышение эффективности и качества государственной службы в интересах развития
гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому
прогрессу (становлению рыночной экономики), повышение качества оказываемых
государством услуг, рациональное использование государственных ресурсов и
улучшение положения государственных служащих, конкурентоспособность профессии
государственного служащего на федеральном и региональных рынках труда.
Реформирование государственной службы в РФ должно обеспечить создание целостной
системы государственной службы, с учетом исторических, культурных, национальных
и иных особенностей РФ, а также тенденций мирового развития.
Реформирование системы
государственной службы РФ в соответствии с замыслом создаваемой ныне Концепции
предполагает:
— определение и уточнение
функционирования государственной службы. Предстоит изменение работодателя для
государственных служащих и утверждение новых типовых контрактов, в которых
работодателем выступает государство в лице отдельного государственного органа.
Планируется создание системы должностных регламентов, исключающих произвол в служебной
деятельности государственных служащих. Будут изменены категории государственной
службы и выделены в явном виде категории руководителей и их советников
(«политический уровень») с ограничением по количеству таких лиц в
государственных органах, а также категории профессиональных государственных
служащих, подбираемых и продвигающихся по службе на основании их
профессиональных заслуг и достоинств. Будет произведено новое разделение
государственных служащих по группам и по классным чинам, что позволит унифицированно
соотносить служащих разных видов службы и наладить систему карьерного роста;
— создание системы органов по
управлению государственной службой РФ («кадровой вертикали»). Эти органы
призваны проводить независимую от отдельных органов власти (ведомств)
аттестацию; осуществлять работу с кадровым резервом; формировать и вести реестр
должностей; производить досудебное рассмотрение споров, связанных с
прохождением государственной службы; проводить конкурсы на замещение вакантных
должностей; создавать комиссии по этике государственной службы (в том числе по
борьбе с коррупцией) и руководить работой таких комиссий; издавать нормативные
правовые акты в пределах своей компетенции;
— создание единой системы нормативных
правовых актов, регулирующих государственную службу РФ, а также отмена тех
положений, которые противоречат целям и задачам реформ. В частности,
предполагается принятие федерального закона «О федеральной государственной
службе» (название условно), Кодекса государственной службы, разработка Этического
кодекса государственной службы;
— принятие неотложных
финансово-экономических мер и совершенствование материально-технического
обеспечения государственной службы. Среди этих мер предполагается максимально
возможный перевод косвенных мер материального вознаграждения (всевозможные
льготы) в прямые; признано необходимым развивать социальное и медицинское
страхование вместо системы специализированных медицинских учреждений и т.д.;
стимулирование по результатам работы должно быть значительно усилено в
сравнении с регулярной заработной платой; для ключевых категорий служащих будет
проведено увеличение (значительное) оплаты их труда с целью восстановления
конкурентоспособности профессии государственного служащего на федеральном и
региональных (местных) рынках труда; бессрочные (постоянные) контракты
постепенно для большинства категорий государственных служащих будут переведены
в срочные (ограниченные по времени) контракты; будет развиваться «электронное
правительство» — введен электронный документооборот, включая электронную
(цифровую) подпись; будут пересматриваться нормы распределения (обеспечения)
служебных принадлежностей, включая нормы размещения (по площади);
— изменение образовательной системы
первичной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных
служащих. Будет введен открытый конкурсный порядок выбора образовательных
учреждений, ведущих все образовательные программы. При профессиональной
подготовке и повышении квалификации государственных служащих, замещающих
должности руководителей и их заместителей, будет использоваться потенциал
профильных академий, а также университетов и академических институтов. Будет
предусмотрен «боковой вход» на ведущие позиции государственной службы категорий
«советники» и «профессионалы» для ученых и специалистов в области
государственного управления по областям специализаций государственных органов.
Планируется прекращение финансирования системы второго высшего образования и
направление средств на интенсивные краткосрочные программы повышения квалификации.
Предполагается запрет на занятие должностей начиная со старших для лиц, не
обладающих профессиональным высшим образованием в областях управленческой
специализации данного государственного органа.
Картину возможных
преобразований необходимо дополнить планом мероприятий. Конечно, этот план
должен быть уточнен и постоянно корректируется. Однако в целом возможен
следующий сценарий:
Предполагается проведение ряда
мероприятий по нормативному правовому обеспечению (принятие рамочного
федерального закона и по возможности Кодекса государственной службы как
всеобъемлющего закона), финансово-экономических мероприятий (изменение зарплаты
в соотнесении с мерами материального стимулирования, введение новой системы
контрактов), функциональных мероприятий (новые категории и группы должностей),
организационных мероприятий (создание системы органов по управлению
государственной службой РФ с целью возложения на них ответственности за
дальнейшее реформирование).
В среднесрочной перспективе
апробируются, осваиваются и окончательно оформляются механизмы функционирования
государственной службы.
В долгосрочной перспективе
развиваются механизмы функционирования государственной службы, стабилизируется
и оптимизируется состав государственных служащих.
2.2
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными
методами
В
Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы
как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от
действовавшей ранее административной системы управления.
В 1992 -
2002 годах осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере
государственной службы. Приняты Федеральный закон "Об основах
государственной службы Российской Федерации", законодательные и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отдельные виды
федеральной государственной службы, а также государственную службу субъектов
Российской Федерации.
Общая
численность государственных служащих и иных работников федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией
Российской Федерации (далее именуются - государственные органы), а также
муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления на
начало 2002 года составила 1053,1 тыс. человек, в том числе установленная
численность государственных служащих и иных работников федеральных органов
исполнительной власти - 315,1 тыс. человек. За период с 1992 года по 2002 год
численность государственных служащих и иных работников в этих органах
увеличилась в 1,8 раза, в основном на региональном уровне. Этот рост обусловлен
формированием в соответствии с Конституцией Российской Федерации
государственных органов, обеспечивающих развитие рыночной экономики, в том
числе налоговых, финансовых, по вопросам занятости населения, миграции и
других, а также органов местного самоуправления.
В общей
численности государственных служащих и иных работников государственных органов,
а также муниципальных служащих и иных работников органов местного
самоуправления государственные служащие и иные работники органов исполнительной
власти, а также муниципальные служащие и иные работники местного самоуправления
(925,1 тыс. человек) составляли 89 процентов, из них в федеральных органах
исполнительной власти было занято 30 процентов, в том числе в территориальных
органах федеральных органов исполнительной власти - 28 процентов.
Установленная
численность федеральных государственных служащих центральных аппаратов
федеральных органов исполнительной власти составляла 24,9 тыс. человек, а их
территориальных органов - 290,2 тыс. человек.
В
государственных органах субъектов Российской Федерации замещали государственные
должности 153,3 тыс. человек, муниципальные должности в органах местного
самоуправления - 283,7 тыс. человек.
С 1998
года отмечается снижение численности государственных служащих федеральных
органов исполнительной власти. В 2001 году численность государственных служащих
федеральных органов исполнительной власти уменьшилась по сравнению с 1995 годом
на 4,9 процента. При этом наблюдается рост численности государственных служащих
государственных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих
органов местного самоуправления.
В 1999
году на 1000 человек населения России приходилось 2,8 государственного
служащего федеральных органов исполнительной власти, в Великобритании - 5,2,
США - 3,9 государственного служащего, а на 1000 человек занятого населения
соответственно - 6,4, 11,3 и 7,9 государственного служащего.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|