Реферат: Атлантида в разные времена
Атлантида Платона и Атлантида современности
1.
Платон.
Платон
???????? родился 27 мая 427 года до н. э. Его отец,
Аристон, вел род от царя Погра, а мать, Перектиона, - от Солона. При рождении
его назвали Аристоклом. Платоном его назвал учитель гимнастики,
что значит “широкоплечий”. Его учителями были лучшие учителя Эллады. Он увлекался
многоборьем и получил приз на Эстмийских играх. Сначала Платон
писал стихи и эпиграммы, но после встречи с Сократом в 407 году сжигает все
свои стихи и становится верным учеником Сократа. После смерти
переезжает в Мегеры. Платон как честный гражданин Афин участвовал в
военных действиях и отличался смелостью и решительностью. Потом он
отправляется в путешествия, в которых проводит 12 лет. За это время
Платон посещает Италию, Египет, город Кирену и другие. С 389 по 387
годы - на Сицилии, в Сиракузах. Там он беседовал с местным правителем
Дионисием.
Платон
не льстил ему, как тот привык, а говорил о всех его недостатках. После ссоры был
отдан спартанскому послу и тот продал его в рабство за 30 мин на острове Эгея. В то время
Платон был уже широко известен и был куплен купцом Аникеридом и отпущен на волю. По возвращении
в Афины покупает участок рядом с рощей, посаженной в честь аттического героя
Академа. Здесь он
основывает школу-Академию, названную так из-за места расположения. Школа
просуществовала более 900 лет. Из нее вышло много знаменитых учеников,
такие как Аристотель.
Второй
раз Платон находится в Сиракузах с 357 года. Родственник
Дионисия обвиняет Платона в заговоре и тот поспешно уезжает. Была еще и
третья поездка на Сицилию, где он опять был взят под стражу, но вызволен
математиком Архипом.
Умер
Платон в возрасте 80 лет (7 ноября 347 года) на свадебном пиру.
За
свою жизнь Платон написал 34 произведения, которые почти полностью сохранились
и дошли до наших дней. 23 из них бес?порно принадлежат
Платону, авторство же остальных у историков философии вызывает дискусии. В данной работе
будут рассмотрены два из них: “Тимей” и “Критий”.
2.
Атлантида Платона.
2.1. Природа мира
атлантов.
За
удивительно короткий период-всего за 2-3 тысячи лет - и в то самое время, о
котором пишет Платон, на нашей планете произошли удивительные изменения. Достаточно
сказать, что в Европе в среднем температура января повысилась на 30 градусов.
До
этого ледник занимал огромные пространства. Он буквально
высасывал влагу из атмосферы, и уровень океана был намного ниже, чем сейчас. География суши
так же была совсем иной, чем в наши дни.
Не
было проливов, разделяющих Францию, Ирландию и Англию, Данию и Швецию, не было
ни Азовского, ни Балтийского, ни Северного, ни Черного морей. Вместо Черного
моря было пресноводное озеро, остальные упомянутые моря были сушей, частично
или полностью покрытой льдом. Корсика и Сардиния были одним островом,
многие острова Эгейского моря также сливались тогда воедино; Балеарские
острова и Азорские острова занимали гораздо большую площадь, и многих проливов
между ними не было. Даже без указаний на катастрофу, поглотившую
Атлантиду, или на всемирный потоп ясно, что площадь суши в Атлантике тогда была
такой значительной, что и без Платона, и без катастрофических возможных
изменений можно считать эту сушу своего рода Атлантидой - большими островами в
Атлантике того периода.
В
ту эпоху очень ощущалась разница между теплым югом и студеным севером - ведь
Гольфстрим еще не существовал. Вообще, карта морских течений была тоже
другой, не такой, как в наши дни. Вместо Гольфстрима у Америки начиналось
теплое течение, довольно скромное по своей мощности, и сил у него хватало лишь
на то, чтобы пересечь Атлантику по широте, достичь Гибралтара и уткнуться своей
стрелой в побережье. Это означает, что теплое течение омывало с юга
гипотетическую Атлантиду Платона, которая занимала обширный архипелаг,
существовавший на месте нынешних Азорских островов. Современный же
Гольфстрим несет теплые воды севернее Азор, направляясь к берегам Скандинавии.
Проследим, что
происходило тогда в Атлантиде и Европе.
2.2. История
Атлантиды.
Вот
что пишет Платон, опирающийся на авторитет египетских жрецов, о ранней
Атлантиде:
“Боги
по жребию разделили всю землю на владения - одни побольше, другие поменьше - и
учреждали для себя святилища и жертвоприношения.
Так
и Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми
от смертной женщины, примерно вот в каком месте этой земли: на равном
расстоянии от берегов и в середине всего острова была равнина, если верить
преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в
середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от ее краев, стояла гора,
со всех невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных
там на свет землею, по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа, их единственная
дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и
отец ее скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней; тот
холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от
острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами (земляных было
два, а водных - три) большей или меньшей величины, проведенными на равном
расстоянии от центра острова словно циркулем. Это заграждение было для людей
непреодолимым, ибо судов и судоходства тогда еще не существовало. А островок в
середине Посейдон без труда, как и подобает богу, привел в благоустроенный вид,
источил из земли два родника - один теплый, а другой холодный - и заставил
землю давать разнообразную и достаточную для жизни снедь.
Произведя
на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон взрастил их и
поделил весь остров Атлантиду на десять частей, причем тому из старшей четы кто
родился первым, он отдал дом матери и окрестные владения, как наибольшую и
наилучшую долю, и поставил его царем над остальными, а этих остальных сделал
архонтами, каждому из которых он дал власть над многолюдным народом и обширной
страной. Имена же всем дал вот такие: старшему и царю - то имя, по которому
назван? ? остров, и море, что именуется Атлантическим, ибо имя того, кто первым
получил тогда царство, было Атлант. Близнецу, родившемуся вслед за ним и
получившему в удел окраинные земли острова со стороны Геракловых столпов вплоть
до нынешней страны гадиритов, называемой по этому уделу, было дано имя, которое
можно было бы передать по-эллински как Евмел, а на туземном наречии - как
Гадир. Из второй четы близнецов он одного назвал Амфереем, а другого -
Евемоном, из третей - старшего Месеем, а младшего - Автохтоном, из четвертой -
Еласиппом старшего и Мнестором младшего и, наконец, из пятой четы старшего он
нарек Азаэс, а младшего - Диапреп. Все они и их потомки жили там, властвуя над
многими другими островами этого моря, и, как уже было сказано ранее, власть их
простиралась по ??? сторону Геракловых столпов, вплоть до Египта и Тиррении”.
Далее
Платон говорит, что от Атланта произошел многочисленный род, царское звание
передавалось старейшему из сыновей. Этот род скопил богатства, каких “не было
ни у одной царской династии в прошлом и едва ли будет когда-нибудь еще, ибо в
их распоряжении было все, что приготовлялось как в городе, так и по всей
стране”.Многое ввозилось из других земель, но большую часть необходимого давала
все же Атлантида: любые виды твердых и плавких металлов, прежде всего
легендарный металл орихалк, добывающийся из недр.
Столица
и страна атлантов.
“Лес
в изобилии давал все, что нужно для работы строителям, а ровно и для
прокормления домашних и диких животных. Даже слонов на острове водилось великое
множество, ибо корма хватало не только для всех прочих живых существ,
населяющих болота, озера, реки, горы и равнины, но и для этого зверя, из всех
зверей самого большого и прожорливого. Далее все благовония, которые ныне
питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в
цветах или плодах, - все это рождала там и отлично взращивала... Всякий
пестуемый человеком плод и злак, который мы употребляем в пищу или из которого
готовим хлеб, и разного рода овощи, а равно и всякое дерево, приносящее яства,
напитки или умащения, всякий непригодный для хранения и служащий для забавы и
лакомства древесный плод, который мы предлагаем на закуску пресытившемуся
обедом, - все это тогдашний священный остров под действием солнца порождал
прекрасным, изумительным и изобильным. Пользуясь этими дарами земли, цари
устроили святилища, дворцы, гавани и верфи и привели в порядок всю страну,
придав ей следующий вид.
Прежде
всего, они перебросили мосты через водные кольца, окружавшие древнюю
метрополию, построив путь из столицы и обратно в нее. Дворец они с самого
начала выстроили там, где стояло обиталище бога и их предков, и затем, принимая
его в наследство, один за другим все более его украшали, всякий раз силясь
превзойти предшественника, пока в конце концов не создали поразительное по
величине и красоте сооружение. От моря они провели канал в три плетра
шириной... в длину на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из водных колец -
так они создали доступ с моря в это кольцо, словно в гавань, приготовив
достаточный проход даже для самых больших судов. Что касается земляных колец,
разделявших водные кольца, то они прорыли каналы, смыкавшиеся с мостами, такой
ширины, чтобы от одного водного кольца к другому могла пройти одна триера, сверху
же они настлали перекрытия, под которыми должно было совершаться плавание:
высота земляных колец над поверхностью моря была для этого достаточной. Самое
большое по окружности водное кольцо, с которым непосредственно соединялось
море, имело в ширину три стадия, и следовавшее за ним земляное кольцо было
равно ему по ширине; из двух следующих колец водное было в два стадия шириной и
земляное опять-таки было равно водному; наконец, водное кольцо, опоясывавшее
остров в самой середине, было в стадий шириной.
Камень
белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного и в недрах
внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где оставались двойные
углублениям, перекрытые сверху тем же камнем, устраивались стоянки для
кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они
забавно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть. Стены
вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь,
нанося металл в расплавленном виде, стену внутри вала покрыли литьем из олова,
а стену самого акрополя - орихалком, испускавшим огнистое блистание.
Обиталище
царей внутри акрополя было устроено следующим образом. В самом средоточии стоял
недоступный святой храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой стеной, и это
было то самое место, где они некогда зачали и породили поколение десяти царей;
в честь этого ежегодно каждому из них изо всех десяти уделов доставляли сюда
дары. Был и храм, посвященный одному Посейдону, который имел стадий в длину,
три плерта в ширину и соответственную этому высоту; в облике же постройки было
нечто варварское. Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили
серебром, акротерии же - золотом; внутри взгляду является потолок из слоновой
кости, весь испещренный золотом, серебром и орихалком, а стены, столпы и полы
сплошь были выложены орихалком. Поставили там и золотые изваяния: сам бог на
колеснице, правящий шестью крылатыми конями, вокруг него - сто нерид на
дельфинах... а также много статуй, пожертвованных частными лицами. Снаружи
вокруг храма стояли золотые изображения жен и всех тех, кто произошел от десяти
царей, а также множество дорогих приношений от царей и от частных лиц этого
города и других городов, которые были ему подвластны. Алтарь по величине и
отделке был соразмерен этому богатству; равным образом и царский дворец
находился в надлежащей соразмерности как с величием державы, так и с убранством
святилищ”.
На
острове били два источника - холодный и горячий, сообщает Платон. Вода их
обладала целительной силой. Источники обвели стенами, насадили подле деревья.
Были купальни с теплой водой - зимние, отдельно для простых людей, отдельно для
женщин и отдельно для коней. Водовод поил священную рощу Посейдона, где росли
высокие деревья небывалой красоты. На внешних кольцах атланты соорудили
святилища, разбили сады и парки, построили гимнасии для упражнений, ипподром,
помещения для царских копьеносцев: верные копьеносцы были размещены на меньшем
кольце, ближе к акрополю, а самым верным из них были отданы помещения акрополя.
От моря начиналась стена, которая отстояла от большого водного кольца (и от
гавани) на пятьдесят стадиев. Она смыкалась около канала, входившего в море.
Пространство возле нее было застроено, а канал гавани и сама гавань были
заполнены кораблями.
“...Весь
этот край, - пишет Платон, - лежал очень высоко и круто обрывалась к морю. Но
вся равнина, окружавшая город и сама окруженная горами, которые тянулись до
самого моря, являла собой ровную гладь; в длину она имела три тысячи стадиев, а
в направлении от моря к середине - две тысячи. Вся эта часть острова была
обращена к южному ветру, а с севера закрыта горами. Эти горы восхваляются
преданием за то, что они по множеству, величине и красоте превосходили все
нынешние: там было большое количество многолюдных селений, были реки, озера и
луга, доставляющие пропитание родам ручных и диких животных, а равно и леса,
огромные и разнообразные, доставлявшие дерево для любого дела. Такова была
упомянутая равнина от природы, а над устроением ее потрудилось много царей на
протяжении многих поколений. Она являла собой продолговатый четырехугольник, по
большей части прямолинейный, а там, где его форма нарушалась, ее выправили,
окопав со всех сторон каналом. Если сказать, каковы были глубина, ширина и
длина канала, никто не поверит, что возможно было такое творение рук
человеческих, выполненное в придачу к другим работам, но мы обязаны передать
то, что слышали: он был прорыт в глубину на плерт, ширина на всем протяжении
имела стадий, длина же по периметру вокруг всей равнины была десять тысяч
стадиев. Принимая в себя потоки, стекавшие с гор, и огибая равнину, через
которую он в различных местах пересекался с городом, канал изливался в море.
Выше по течению от него были прорыты прямые каналы, которые шли по равнине и
затем снова стекали в канал, шедший к морю, причем они отстояли друг от друга
на сто стадиев. Они соединялись между собой и с городом протоками, по ним
переправляли к городу лес с гор и разнообразные плоды. Урожай снимали по два
раза в год, зимой получая орошение от Зевса, а летом отводя из каналов воды,
источаемые землей”.
Страницы: 1, 2
|