Так,
масло ТЭп-15, полученное на базе ароматизированных остатков и дистиллятных
масел, применяют как всесезонное для тракторов и других сельхозмашин в районах
с умеренным климатом и работают они в диапазоне рабочих температур от минус 20
до +100 °С.
Масло
ТСп-15К предназначено для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый
редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми парами)
экскаваторной техники.
Масло
ТАД-17и применяется для коробок передач и карданных передач автомашин
"Жигули".
Рабочая
температура масла в агрегатах трансмиссии транспортных машин и промышленных
редукторах меняется в широких пределах: от температуры окружающего воздуха в
момент начала работы до 120... 130 °С и даже 150°С.
Минимальная
температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в холодной зоне может
достигать — 60 °С, в умеренной зоне до —40 °С, а в жаркой до —10 °С.
Скорость
скольжения (для различного типа передач от 1,5 до 25 м/с) и удельные нагрузки на
поверхности зубьев шестерен (от 0,5 до
2
ГПа в полюсе зацепления, а в гипоидных передачах до 4 ГПа) во многом определяют
тип применяемого масла в шестеренчатой передаче.
По
уровню напряженности работы зубчатых передач трансмиссионные масла можно
разделить на следующие виды:
·
универсальные, обеспечивающие работу
всех типов зубчатых передач и других трущихся деталей агрегатов трансмиссии;
·
общего назначения, применяющиеся
в цилиндрических, конических и червячных передачах автомобилей;
·
масла для гипоидных передач
грузовых и легковых автомобилей.
Для
обеспечения надежной работы современной техники трансмиссионные и редукторные
масла должны отвечать следующим основным требованиям:
-
обладать
достаточным уровнем противоизносных и противозадирных свойств;
-
иметь
хорошие вязкостно-температурные свойства;
-
не
оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии;
-
иметь
хорошую термоокислительную стабильность;
-
обладать
хорошими защитными свойствами;
-
быть
нетоксичными и иметь хорошую совместимость с материалами сальниковых
уплотнений.
3.1
Основные эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
Смазывающие
свойства трансмиссионных масел зависят от их компонентного
состава и количества используемых антифрикционных, противоизносных и
противозадирных присадок. Состав масла зависит от метода его получения, т. е.
от того с чем смешивается маловязкое масло: с остаточными маслами или с
экстрактом (смолкой), получаемым после селективной очистки масел.
Смазочные
свойства трансмиссионных масел должны обеспечивать долговечную и надежную
работу агрегатов трансмиссии при больших нагрузках и скоростях перемещения
трущихся поверхностей, снижая интенсивность их износа и предотвращая заедание
(посредством образования на них тонких пленок, изолирующих детали и предотвращающих
сваривание и заедание зубьев шестерен).
Для
улучшения смазочных свойств масел в качестве присадок используются органические
вещества (сера, фосфор, азотосодержащие соединения) и металлоорганические
соединения (свинец, цинк, алюминий и др.), которые образуют защитные пленки на
поверхности металлов.
Вязкостно-температурные
свойства трансмиссионных масел оказывают большое влияние на
КПД агрегатов трансмиссии, обеспечивают непрерывность поступления масла в зону
зацепления зубьев шестерен и к телам качения подшипников и способность трогания
с места автомобиля при низких температурах окружающего воздуха.
Соответствие
отечественных и иностранных групп трансмиссионных масел по эксплуатационным
свойствам и назначению показано в табл. 6.
Таблица
6. Соответствие отечественных и иностранных классификационных групп
трансмиссионных масел
Группа масла |
Область применения |
по ГОСТ
17479.2-85
|
пo API |
ТМ-1 |
GL-1 |
Механизмы, для
которых необходимы масла с депрессорными и антипенными присадками |
ТМ-2 |
GL-2 |
Механизмы, для которых
необходимы масла с антифрикционными присадками |
ТМ-3 |
GL-3 |
Ведущие мосты со
спирально-коническими передачами, требующие использования масел со слабыми
противозадирными присадками |
ТМ-4 |
GL-4 |
Гипоидные передачи,
требующие использования масел с противозадирными присадками средней
активности |
ТМ-5 |
GL-5 |
Гипоидные передачи
грузовых и легковых автомобилей, требующие использования масел с активными
противозадирными и противоизносными присадками |
|
GL-6 |
Гипоидные передачи,
работающие в очень тяжелых условиях и требующие использования масел с
высокоэффективными противозадирными и противоизносными присадками |
Группа
ТМ-1 включает в себя нигролы — масла для промышленного
оборудования, выпускаемые по ТУ 38.101.529—75. Эти масла применяют также в
агрегатах трансмиссий некоторых тракторов, сельскохозяйственных и
дорожно-строительных машин, планетарных передачах подъемных кранов и
экскаваторов. Нигролы представляют собой неочищенные остатки прямой перегонки
нефти и характеризуются большим содержанием смол, асфальтенов, механических
примесей.
К
группе ТМ-2 относится масло ТСп-10-ЭФО (ТУ 38.101701-77), являющееся
смесью деасфальтизата и низкозастывающего дистиллятного масла, к которой добавлены
противоизносная и депрессорная присадки. В эту же группу входят масло ТЭп-15 и масло
для коробок передач и рулевого управления ТС (ТУ 38.1011332—90).
В
группу ТМ-3 входит масло ТСп-10 (ТУ 38.401809—90), а также масла ТАП-15В
и ТСп-15К, выпускаемые по ГОСТ 23652—79.
К
группе ТМ-4 относится масло ТСп-15 (ГОСТ 23652—79), и масла ТС3-9гип (ТУ
38.1011238-89) и ТСгип (ТУ 38.1011332-90) для гипоидных передач.
В
группу ТМ-5 входят масла ТМ5-12(рк) (ТУ 38.101844-80) и ТАД-17 (ГОСТ
23652-79).
Для
гидромеханических коробок передач применяются масла марок А и Р (ТУ
38.1011282-89) и масло МГТ (ТУ 38.1011103-87).
Масло
марки А применяется всесезонно в гидротрансформаторах и
гидромеханических передачах автомобилей и автобусов. Оно производится на основе
глубокоочищенного масла с введением противоизносной, антиокислительной,
депрессорной и антипенной присадок.
Масло
марки Р применяется в гидроусилителях рулевого управления
автомобилей. Его основой служит масло веретенное АУ, в которое введен тот же
комплекс присадок, что и в масло марки А.
Масло
марки МГТ (ТУ 38.1011103—87) представляет собой высокоочищенную
основу, в которую введен комплекс высокоэффективных функциональных присадок,
обеспечивающих высокий индекс вязкости и хорошие низкотемпературные свойства.
Применяется
оно в гидромеханических коробках передач автомобильной и гусеничной техники.
IV.
Товарные нефтепродукты – пластичные смазки и нефтепродукты специального
назначения
4.
Пластификаторы и мягчители
Пластификаторы
служат добавками к каучукам и другим полимерным материалам, вводимым при
производстве шин и РТИ для улучшения свойств резин и пластмасс
(обрабатываемости, дисперсности сажи, низкотемпературных свойств и др.).
Добавка
0,3-0,8 частей пластификатора на 1 часть каучука понижает его температуру
стеклования (Тс) и температуру текучести (Тт).
Действие
пластификаторов зависит от их химического состава, в частности:
•
парафиновые и парафинонафтеновые углеводороды в наибольшей степени улучшают
морозостойкость резин, но замедляют вулканизацию и выпотевают из резины;
•
АрУ хорошо совмещаются с каучуками, повышают их клейкость и прочность, но
снижают эластичность.
Лучшие
пластификаторы - АрУ с длинными боковыми линейными алкильными цепями,
способствующими понижению Тс.
Мягчители
— принятое в резиновой промышленности название пластификаторов, которые
облегчают переработку каучуков,
снижая температуру текучести резиновых смесей, но не улучшают морозостойкость вулканизаторов.
К
мягчителям относятся, например, парафино-нафтеновые
и ароматические нефтяные масла, канифоль,
кумароно-инденовые и нефтеполимерные смолы, продукты взаимодействия растительных
масел с серой (фактисы),
нефтяные битумы (рубраксы). Мягчители должны соответствовать
ряду требований: хорошая совместимость с полимерами, химическая и термическая
стойкость при переработке или при эксплуатации изделий, низкая летучесть,
отсутствие неприятного запаха и низкая токсичность, малое изменение вязкости в
широком интервале температур, незначительное влияние на кинетику
структурирования, низкая стоимость.
В
таблице 7. приведены для примера две марки высокоплавких мягчителей
(пластификаторов) - А-30 и А-10.
моторное топливо очистка масло
Таблица
7. Характеристики высокоплавких мягчителей
Показатели |
А-30 |
А-10 |
высший
сорт |
первый
сорт |
высший
сорт |
первый
сорт |
Температура
размягчения, °С |
125-135 |
125-135 |
125-135 |
125-135 |
Пенетрация
при 25 °С, 0,1 мм |
30-40 |
26-40 |
8-13 |
5-19 |
Содержание,
% (мас.), не более:
Золы
серы
парафинов
воды
|
0,5
1
2
Отсутствие
|
0,5
-
3
Следы
|
0,3
2
3
Отсутствие
|
0,5
-
5
Отсутствие
|
Примечание.
Для марок А-30 и А-10: растворимость в сероуглероде, хлороформе, бензоле или
трихлорэтилене - не менее 99 %; изменение массы при нагревании - не более 0,1
%.
|
Кроме
того, применяются наиболее массовые масляные пластификаторы:
ПН-6
- ароматизированное масло, содержащее до 14 % парафинонафтеновых углеводородов
(ПНУ), 6-8 % смол и примерно 80 % АрУ;
ПН-6к
- пластификатор для производства маслонаполненных каучуков и шин;
ПН-6ш
- пластификатор, получаемый смешением остаточных и дистиллят-ных экстрактов;
МП-5
- светлый низкозастывающий пластификатор для резин; получают из дистиллятов
анастасиевской нефти кислотно-щелочной очисткой;
МР-6
- высокоароматизированное масло для РТИ автомобилей ВАЗ, содержащее до 80 %
АрУ; получают из экстракта депарафинированных масел после кислотно-контактной
очистки.
Заключение
Требования
по повышению надежности и эффективности работы техники привели к значительному
ужесточению эксплуатационных характеристик топлив и смазочных материалов.
Законодательные акты по защите окружающей среды поставили задачу создания
нефтепродуктов с улучшенными экологическими свойствами. В связи с этим в
последние годы значительно повышено качество автомобильных бензинов, дизельных
топлив, моторных, трансмиссионных, гидравлических и других масел. Этому
способствовало широкое использование гидрокаталитических процессов и
современных присадок, повышающих эксплуатационные и экологические свойства
нефтепродуктов.
Следует
подчеркнуть, что конкретным конструктивным особенностям и условиям эксплуатации
техники должны соответствовать определенные по составу и свойствам топлива и
смазочные материалы. Неправильный их выбор может привести к сокращению срока
службы и надежности работы машин и оборудования. Таким образом, нефтепродукты,
являясь эксплуатационными материалами, по влиянию на эффективность работы
техники равнозначны конструкционным материалам. Поэтому знание их состава,
свойств, областей применения, эксплуатационных характеристик, токсикологических
и экологических особенностей необходимо как специалистам, эксплуатирующим
технику, так и тем, кто занимается производством, транспортированием и
хранением нефтепродуктов.
Список
используемой литературы
1. Кириченко
Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы :Учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования / Нина Борисовна Кириченко. — 2-е изд.,
стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
2. Школьников В.М.
Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение:
Справочник. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Техинформ»,
1999. – 596с.: ил.
3. Мановян
А. К. Технология переработки природных энергоносителей.– М.: Химия, КолосС,
2004. – 456 с.
4. Рудин
М.Г., Сомов В.Е., Фомин А.С. Карманный справочник нефтепереработчика. – М.:
ЦНИИТЭнефтехим, 2004.- 336с.
5. Суханов
В.П. Переработка нефти: Учебник для средних проф.- техн. учеб. заведений.−
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1979. – 335с., ил. –
(Профтехобразование. Нефт. и газовая пром-сть).
6. Проскуряков
В.А., Драбкина А.Е. Химия нефти и газа: Учебное пособие для вузов – 2-е изд.,
перераб. – Л.: Химия, 1989. – 424с
7. Николаева
М. А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов /М. А. Николаева. –
М. : Норма, 2007. – 448 с.
|