на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Билеты за 11 класс по истории Отечества

Ускорение:

1). Середина 80-х - всеобъемлющая общества.

2). Март 1985 - новое руководство страны: генсек ЦККПСС - Горбачев, председатель президиума верховного совета Громыко (с июля), председатель совмина - Рыжков.

3). Апрельский пленум ЦК КПСС (1985). Принят новый курс ускорения социально-экономического развития (автор академик Агамбегян). Конкретизирован на 27 съезде 1986 (12 пятилетка)

4). Необходимость нового курса: острые социальные проблемы, угроза военно-политическому паритету, обеспечение полной экономической независимости страны, сползание экономики к кризису.

5). Сущность ускорения: высокие темпы роста (не ниже 4% в год), новое качество роста (на базе НТП), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т.д.)

6). Ход ускорения: ключевое звено - машиностроение, нехватка капитальных вложений, попытка опереться на энтузиазм, попытка укрепить трудовую и производственную дисциплину (госприемка), две неудачные комиссии: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами.

7). Провал курса: ставка на энтузиазм, не подкрепленная НТП, капитальными вложениями и социально-экономическими преобразованиями не оправдала себя. Рост аварий и катастроф - Чернобыль (27 апр 1986).

Перестройка: 1987 - 1991, автор концепции академик Абалкин.

1). Определение: радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни Советского союза, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь.

2). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале (87-88) - радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление идеологии.

3). Состояние экономики: развернутый кризис - уменьшение объемов производства, инфляция, бюджетный дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный) Þ о 12 пятилетке забыли.

4). Начало перестройки в области экономики (87-89).

Закон о государственном предприятии (объединении): расширение прав предприятий и трудовых коллективов (1987). Предприятия получили право свободной продажи своей продукции на рынке, в том числе и внешнем (это право ограничивалось госзаказом). Начали создаваться СП (первое - май 1987 - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Закон о кооперации, закон об индивидуальной трудовой деятельности (1988). Преобразования в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования).

5). Курс на регулируемую рыночную экономику (89-91)

Экономический кризис продолжает разрастаться Þ вырабатывается новая цель - переход к рыночной экономике. Две модели перехода: 1. сочетание плана и рынка (Абалкин-Рыжков) - постановление ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике, июнь 1990), 2. альтернативная программа - 500 днейÞ поэтапная приватизация экономики (Явлинский, Шаталин), 3. Горбачев - попытка объединить программы. Новые законы: более 100 - об основных экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в СССР. Но законы не работали. Угрожающее положение экономики: 1988 - рост национального дохода 4.4%; 1989 - сокращение дохода - 1990 сокращение составило 10%. Волна забастовок и протестов: в авангарде шахтеры (1989) Þ требование отставки правительства СССР. Декабрь 1990 - Рыжков подает в отставку. Новый председатель Совмина - Павлов: попытка оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. 1991 - новая волна забастовок. В авангарде опять шахтеры Þ требование отставки президента СССР. Союзное руководство теряет поддержку народа. Республиканские руководители, особенно Ельцин, обещают провести реформы не за счет народа, а во благо народа.

6). Политическое развитие. Поворот в политике: в 1988 руководство страны(Горбачев) пришло к выводу, что экономическое развитие страны удерживает политическая система и переключило главное внимание на политические преобразования. Предпосылки широкомасштабных политических преобразований: 85-86 - обсуждение Новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде (1986). Идеи коммунизма в партии и обществе вытесняются идеями перестройки; 87 - начало политики гласности, т.е. открытого и свободного обсуждения всех вопросов общественной жизни, развертывается критика недостатков; наступление на сталинизм и борьба за чистоту ленинских идеалов; март 1988 статья Андреева - манифест антиперестроечных сил, дискуссии в печате и обществе. Июнь 1988 - 19 всесоюзная партконференция: курс на перестройку политической системы. 1 декабря 1988 - Конституция СССР действует в редакции закона от 1 дек 1988. Два этапа политической реформы: демократизация политсистемы (89), переход к правовому гос-ву (90-91). Первый этап: в мае-июне 1989 состоялся 1 съезд Народных депутатов СССР (высшего органа власти в стране). Всего было 5 съездов. В декабре 1989 2 съезд нар депутатов СССР. Сформирован верховный совет СССР (председатель Горбачев). На съезде шла борьба между демократами, союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил глава политбюро, секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-реформаторов представлял Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Итог: инициатива реформирования перешла к народным депутатам.

7). Второй этап (90-91). Март 1990 - 3 съезд избрал Горбачева президентом СССР. Стала оформляться структура президентской власти (президентский совет и др), что означало постепенное свертывание советской власти. 3 съезд изменил статью №6 в Конституции СССР, изъяв из нее: тезис о КПСС как о руководящей силе обществаÞ возраждение многопартийности. Процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 89-90 из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 созданы КП РСФСР как часть КПСС. Идейная борьба в КПСС: коммунисты-ортодоксы, центристы, социал-демократы (множество платформ). Июль 1990 - 28 съезд КПСС (последний)Þ одобрение платформы демократического социализма. Август 1991 - Горбачев сложил полномочия генсека. В августе 1991 указами Ельцина деятельность КП на территории РСФСР приостановлена, в ноябре - запрещена. В январе 1992 компартия (КПСС и КП РСФСР) свое существование в прежнем виде прекратили.

8). Итог политических реформ: распад политической системы СССР после августа 1991 Þ к концу года единое союзное гос-во прекратило свое существование. Динамика распада: советы оттеснили партию на обочину политической жизни, президент не допустил монополии советов на власть, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз рухнул.

Культура и духовная жизнь. Перелом в общественном сознании как отражение социально-экономических изменений. Поток новой информации Þ кризис веры, догматизм и нигилизм. Дискуссия о белых пятнах истории. Поляризация общественного мнения. Новая (рыночная) утопия Þ рост недовольства. Политический иллюзионизм и нравственный плюрализм. Возвращенная культура. Итог: перестройка не дала ожидаемых результатов, требовались более глубокие изменения, между тем кризис общества принял системный характер и зашел так далеко, что привел к распаду СССР.

Б-23 В1

Реформы 1860-1870-х годов  в России их влияние на социально-экономическое развитие страны

Земская ,Городская, Судебная, Военная Университетская Цензурная Финансовая Школьная Отмена крепостного права.

Цель реформ: привести гос-во  и административное управление  в соответствие с новой  социальной структурой в кот крестьяне получили бы свободу и провести модернизацию страны.

Земская  1864.

 С освобождением крестьян потребовалось создать всесословный органов местного самоуправления , но высокий имущественный ценз привело к преобладанию помещиков. Земства были лишены каких-либо политических фун-кций .Сфера их деятельности касалась  лишь хоз забот ( назначению денежных сборов на местные нужды, под-держка путей сообщения, здравохранение )Земства находились под контролем центральных и мест властей , кот могли приостановить любое постановление.

Городская.

«Городское положение» 1870 г создало в городах всесословные органы – городскую думу. Она занималась вопро-сами благосостояния гор, попечение о торговле и т.д. Главенствующая роль  принадлежала крупной буржуазии. Как и земства они находились под строгим контролем правительства.

Судебная  1864-1866

1864 вышел «Новый судебный устав»(Замятин) кот вводил новую систему судопроизводства Характеристика : независимость от администрации  , не сменяемость судей, гласность, наличие присяжных заседателей (12 чел ) разграничение компетенций судебных инстанций (мелкие гражданские дела рассматривались в  мировом суде, уголовные  тяжкие – в окружном , политические – в судебной палате) ; высший судебный институт-Сенат; адво-катура независима. Созданная система отражала  современные тенденции мировой судебной практики . Однако правительство все-таки оставило много лазеек  для вмешательства в судопроизводство.

Мировой суд => съезд мировых судей => окружной суд => судебная палата => Сенат

Военная.

Встала необходимость  создать армию, обладающую запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами . В 1874  вышел закон о всесословной воинской повинности мужчин , достигших 20 лет . Срок дейстствительной службы в сухопутных войсках –6 лет , на флоте 7. Срок службы зна-чительно сокращался  в зависимости от  образовательного ценза. Лица имевшие высшее образование служили пол года. В  60-ых началось перевооружение  армии: замена гладкострельных орудий на  нарезные, введена си-стема стальных артиллерийских орудий, улучшен конный парк. Особое значение имело развитие парового фло-та. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии , специалзированные юнкерские училища и академии . Реформа позволила сократить численность армии в мирное время  и вместе с тем поднять её оборо-носпособность.

Школьная

Потребовались изменения в системе образования . в 1864 г  были изданы «Устав гимназий» и «Положение о на-родных училищах»  регламентировавшие начальное и среднее образование. Фактически было введено всесосло-вное образование. Наряду с гос. возникли земские , церковно-приходские , воскресные , частные школы Гимна-зии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий , способных внести плату за обучение.

Университетская.

В 1863 г новый Устав вернул университетам автономию, ликвидированную Николаем 1 в 1835. В них восстано-вилось самостоятельность решений административно-финансовых и научно-преподавательских вопросов.

Цензурная

В 1865 были  введены « Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда изданий , но оно не распространялось на провинциальнцую печать и  массовую литературу для народа. С конца 60 правительство стало издавать указы  сводившие на нет  все положения реформы образования и цензуры.

Отмена крепостного права 19 февраля 1861 проект реформы подписал Александр 2 . об отмене крепостного права  возвестил Манифест « о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния  свободных сельских обитателей…»кот основывался  на 3-х моментов: личное освобождение, наделение землей  и выкупная сделка.

Основные положения реформы:была предоставлена личная свобода;земля признавалась собств-тью помещика;кр-нин получал в пользование свои хоз постройки и опред кол-во земель;кр-не должны были выкупить получ землю.Механизм выплаты: 20 % стоимости земли кр-н непосредственно платил помещику (либо 40 дней в году барщина). 80% стоимости земель за кр-на помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н должен был в теч 49 лет этот долг вернуть г-ву.В том случае, если кр-н мог сразу выкупиться, но помещик этого не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право на условиях временно обязанного. вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в сельские общины. Позитивные последствия: В Рос было отменено рабство, кр-во получило личную свободу; реф способствовала развитию кап отн-й в России Негативные последствия: существовала кабала с выкупом земель для кр-н. За этот период выкупные платежи были  отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза больше стоимости земель; реф-ма породила проблему малоземелья кр-н; замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую технику .В России сохранялось помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в России пошло по Прусскому пути.

Итоги: Реформы носили прогрессивный характер , они начали закладывать основу  для эволюционного  пути  развития страны . Рос приблизилась  к современной европейской соц-поллит модели.  Был сделан шаг  по расширению роли общественности в жизни  страны  и превращении России в буржуазную  монархию. Специ-фических хар. Реформ был вызван  традиционной слабостью рос буржуазии  и полит инертностью народа.

Б-24 В1

В конце XIX в Россия переживает бурный  подьем пром производства. За счет быстрого роста новых пром районов- Донбасса, Баку- в стране создается топливная база: за 1890-е годы добыча угля увел в 3 раза, нефти в 2,5 .Столь же быстрыми темпами  развивалась тяжел пром  в 3 раза возрастает выпуск продукции черной металургии и машиностроения, Почти в 2 раза  удлиняется сеть ж/д. к концу XIX  в оканчивается  оформляться система российского  капитализма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.