Ускорение:
1). Середина 80-х - всеобъемлющая общества.
2). Март 1985 - новое руководство страны: генсек ЦККПСС
- Горбачев, председатель президиума верховного совета Громыко (с июля),
председатель совмина - Рыжков.
3). Апрельский пленум ЦК КПСС (1985). Принят новый курс
ускорения социально-экономического развития (автор академик Агамбегян).
Конкретизирован на 27 съезде 1986 (12 пятилетка)
4). Необходимость нового курса: острые социальные
проблемы, угроза военно-политическому паритету, обеспечение полной экономической
независимости страны, сползание экономики к кризису.
5). Сущность ускорения: высокие темпы роста (не ниже 4%
в год), новое качество роста (на базе НТП), активная социальная политика
(продовольственная, жилищная и т.д.)
6). Ход ускорения: ключевое звено - машиностроение,
нехватка капитальных вложений, попытка опереться на энтузиазм, попытка укрепить
трудовую и производственную дисциплину (госприемка), две неудачные комиссии:
борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами.
7). Провал курса: ставка на энтузиазм, не подкрепленная
НТП, капитальными вложениями и социально-экономическими преобразованиями не
оправдала себя. Рост аварий и катастроф - Чернобыль (27 апр 1986).
Перестройка: 1987 - 1991, автор концепции академик Абалкин.
1). Определение: радикальные преобразования во всех
сферах общественной жизни Советского союза, охватывавшие экономику,
государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и
духовную жизнь.
2). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее
осуществления. В начале (87-88) - радикальная экономическая реформа, затем к
ней подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление
идеологии.
3). Состояние экономики: развернутый кризис -
уменьшение объемов производства, инфляция, бюджетный дефицит, падение производственной
дисциплины, дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса:
сахарный, табачный, водочный, чайный) Þ о 12 пятилетке
забыли.
4). Начало перестройки в области экономики (87-89).
Закон о государственном предприятии (объединении):
расширение прав предприятий и трудовых коллективов (1987). Предприятия получили
право свободной продажи своей продукции на рынке, в том числе и внешнем (это
право ограничивалось госзаказом). Начали создаваться СП (первое - май 1987 -
советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата
управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право
выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Закон о
кооперации, закон об индивидуальной трудовой деятельности (1988).
Преобразования в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от
сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным
хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм
хозяйствования).
5). Курс на регулируемую рыночную экономику (89-91)
Экономический кризис продолжает разрастаться Þ вырабатывается новая цель - переход к рыночной
экономике. Две модели перехода: 1. сочетание плана и рынка (Абалкин-Рыжков) -
постановление ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике,
июнь 1990), 2. альтернативная программа - 500 днейÞ поэтапная приватизация экономики (Явлинский, Шаталин),
3. Горбачев - попытка объединить программы. Новые законы: более 100 - об
основных экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в
СССР. Но законы не работали. Угрожающее положение экономики: 1988 - рост
национального дохода 4.4%; 1989 - сокращение дохода - 1990 сокращение составило
10%. Волна забастовок и протестов: в авангарде шахтеры (1989) Þ требование отставки правительства СССР. Декабрь 1990 -
Рыжков подает в отставку. Новый председатель Совмина - Павлов: попытка оживить
финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией
убытков. 1991 - новая волна забастовок. В авангарде опять шахтеры Þ требование отставки президента СССР. Союзное
руководство теряет поддержку народа. Республиканские руководители, особенно
Ельцин, обещают провести реформы не за счет народа, а во благо народа.
6). Политическое развитие. Поворот в политике: в 1988
руководство страны(Горбачев) пришло к выводу, что экономическое развитие страны
удерживает политическая система и переключило главное внимание на политические
преобразования. Предпосылки широкомасштабных политических преобразований: 85-86
- обсуждение Новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде (1986).
Идеи коммунизма в партии и обществе вытесняются идеями перестройки; 87 - начало
политики гласности, т.е. открытого и свободного обсуждения всех вопросов
общественной жизни, развертывается критика недостатков; наступление на
сталинизм и борьба за чистоту ленинских идеалов; март 1988 статья Андреева -
манифест антиперестроечных сил, дискуссии в печате и обществе. Июнь 1988 - 19
всесоюзная партконференция: курс на перестройку политической системы. 1 декабря
1988 - Конституция СССР действует в редакции закона от 1 дек 1988. Два этапа
политической реформы: демократизация политсистемы (89), переход к правовому
гос-ву (90-91). Первый этап: в мае-июне 1989 состоялся 1 съезд Народных
депутатов СССР (высшего органа власти в стране). Всего было 5 съездов. В
декабре 1989 2 съезд нар депутатов СССР. Сформирован верховный совет СССР
(председатель Горбачев). На съезде шла борьба между демократами, союзниками и
старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую
партийную гвардию возглавил глава политбюро, секретарь ЦК Лигачев.
Коммунистов-реформаторов представлял Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Итог:
инициатива реформирования перешла к народным депутатам.
7). Второй этап (90-91). Март 1990 - 3 съезд избрал
Горбачева президентом СССР. Стала оформляться структура президентской власти
(президентский совет и др), что означало постепенное свертывание советской
власти. 3 съезд изменил статью №6 в Конституции СССР, изъяв из нее: тезис о
КПСС как о руководящей силе обществаÞ возраждение
многопартийности. Процесс распада КПСС (по идейному и
национально-организационному направлению): 89-90 из КПСС вышли компартии
прибалтийских республик, в 1990 созданы КП РСФСР как часть КПСС. Идейная борьба
в КПСС: коммунисты-ортодоксы, центристы, социал-демократы (множество платформ).
Июль 1990 - 28 съезд КПСС (последний)Þ одобрение
платформы демократического социализма. Август 1991 - Горбачев сложил полномочия
генсека. В августе 1991 указами Ельцина деятельность КП на территории РСФСР
приостановлена, в ноябре - запрещена. В январе 1992 компартия (КПСС и КП РСФСР)
свое существование в прежнем виде прекратили.
8). Итог политических реформ: распад политической
системы СССР после августа 1991 Þ к концу года единое союзное
гос-во прекратило свое существование. Динамика распада: советы оттеснили партию
на обочину политической жизни, президент не допустил монополии советов на
власть, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз
рухнул.
Культура и духовная жизнь. Перелом в общественном сознании как отражение
социально-экономических изменений. Поток новой информации Þ кризис веры, догматизм и нигилизм. Дискуссия о белых
пятнах истории. Поляризация общественного мнения. Новая (рыночная) утопия Þ рост недовольства. Политический иллюзионизм и
нравственный плюрализм. Возвращенная культура. Итог: перестройка не дала
ожидаемых результатов, требовались более глубокие изменения, между тем кризис
общества принял системный характер и зашел так далеко, что привел к распаду
СССР.
Б-23
В1
Реформы 1860-1870-х годов
в России их влияние на социально-экономическое развитие страны
Земская ,Городская, Судебная,
Военная Университетская Цензурная Финансовая Школьная Отмена крепостного права.
Цель реформ: привести гос-во и административное управление в
соответствие с новой социальной структурой в кот крестьяне получили бы свободу
и провести модернизацию страны.
Земская 1864.
С освобождением крестьян
потребовалось создать всесословный органов местного самоуправления , но высокий
имущественный ценз привело к преобладанию помещиков. Земства были лишены
каких-либо политических фун-кций .Сфера их деятельности касалась лишь хоз
забот ( назначению денежных сборов на местные нужды, под-держка путей
сообщения, здравохранение )Земства находились под контролем центральных и мест
властей , кот могли приостановить любое постановление.
Городская.
«Городское положение» 1870 г
создало в городах всесословные органы – городскую думу. Она занималась
вопро-сами благосостояния гор, попечение о торговле и т.д. Главенствующая роль
принадлежала крупной буржуазии. Как и земства они находились под строгим
контролем правительства.
Судебная 1864-1866
1864 вышел «Новый судебный устав»(Замятин) кот вводил
новую систему судопроизводства Характеристика : независимость от администрации
, не сменяемость судей, гласность, наличие присяжных заседателей (12 чел )
разграничение компетенций судебных инстанций (мелкие гражданские дела
рассматривались в мировом суде, уголовные тяжкие – в окружном , политические
– в судебной палате) ; высший судебный институт-Сенат; адво-катура независима.
Созданная система отражала современные тенденции мировой судебной практики .
Однако правительство все-таки оставило много лазеек для вмешательства в судопроизводство.
Мировой суд => съезд мировых судей =>
окружной суд => судебная палата => Сенат
Военная.
Встала необходимость создать армию, обладающую запасом
личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими
кадрами . В 1874 вышел закон о всесословной воинской повинности мужчин ,
достигших 20 лет . Срок дейстствительной службы в сухопутных войсках –6 лет ,
на флоте 7. Срок службы зна-чительно сокращался в зависимости от
образовательного ценза. Лица имевшие высшее образование служили пол года. В
60-ых началось перевооружение армии: замена гладкострельных орудий на
нарезные, введена си-стема стальных артиллерийских орудий, улучшен конный парк.
Особое значение имело развитие парового фло-та. Для подготовки офицерских
кадров создавались военные гимназии , специалзированные юнкерские училища и
академии . Реформа позволила сократить численность армии в мирное время и
вместе с тем поднять её оборо-носпособность.
Школьная
Потребовались изменения в системе образования . в 1864
г были изданы «Устав гимназий» и «Положение о на-родных училищах»
регламентировавшие начальное и среднее образование. Фактически было введено
всесосло-вное образование. Наряду с гос. возникли земские , церковно-приходские
, воскресные , частные школы Гимна-зии были разделены на классические и
реальные. В них принимались дети всех сословий , способных внести плату за
обучение.
Университетская.
В 1863 г новый Устав вернул университетам автономию,
ликвидированную Николаем 1 в 1835. В них восстано-вилось самостоятельность
решений административно-финансовых и научно-преподавательских вопросов.
Цензурная
В 1865 были введены « Временные правила» о печати. Они
отменили предварительную цензуру для ряда изданий , но оно не распространялось
на провинциальнцую печать и массовую литературу для народа. С конца 60
правительство стало издавать указы сводившие на нет все положения реформы
образования и цензуры.
Отмена крепостного права 19 февраля 1861 проект реформы подписал Александр 2 .
об отмене крепостного права возвестил Манифест « о Всемилостивейшем даровании
крепостным людям прав состояния свободных сельских обитателей…»кот
основывался на 3-х моментов: личное освобождение, наделение землей и выкупная
сделка.
Основные положения реформы:была предоставлена личная свобода;земля признавалась
собств-тью помещика;кр-нин получал в пользование свои хоз постройки и опред
кол-во земель;кр-не должны были выкупить получ землю.Механизм выплаты: 20 %
стоимости земли кр-н непосредственно платил помещику (либо 40 дней в году
барщина). 80% стоимости земель за кр-на помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н
должен был в теч 49 лет этот долг вернуть г-ву.В том случае, если кр-н мог
сразу выкупиться, но помещик этого не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право
на условиях временно обязанного. вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в
сельские общины. Позитивные последствия: В Рос было отменено
рабство, кр-во получило личную свободу; реф способствовала развитию кап отн-й в
России Негативные последствия: существовала кабала с выкупом
земель для кр-н. За этот период выкупные платежи были отменены в 1906 году,
кр-не выплатили г-ву в 3 раза больше стоимости земель; реф-ма породила проблему
малоземелья кр-н; замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап
отношений, а именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс
дифференциации, с/о придерживалась уравнит принципа, не было возможности
использовать новую технику .В России сохранялось помещичье землевлад-е.
Развитие кап-ма в России пошло по Прусскому пути.
Итоги: Реформы
носили прогрессивный характер , они начали закладывать основу для
эволюционного пути развития страны . Рос приблизилась к современной
европейской соц-поллит модели. Был сделан шаг по расширению роли
общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
Специ-фических хар. Реформ был вызван традиционной слабостью рос буржуазии и
полит инертностью народа.
Б-24 В1
В конце XIX
в Россия переживает бурный подьем пром
производства. За счет быстрого роста новых пром районов- Донбасса, Баку- в
стране создается топливная база: за 1890-е годы добыча угля увел в 3 раза,
нефти в 2,5 .Столь же быстрыми темпами развивалась тяжел пром в 3 раза
возрастает выпуск продукции черной металургии и машиностроения, Почти в 2 раза
удлиняется сеть ж/д. к концу XIX в оканчивается оформляться
система российского капитализма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|