на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Духовные аспекты заразности в патологии человека: анализ с позиций теоретической эпидемиологии и Священного Писания Восточной Кафолической Церкви

Духовная заболеваемость человека может быть представлена в виде двух основных групп, каждая из которых формирует множество отдельных нозологических (клинических) форм, хорошо известных педагогам и криминологам на эмпирическом уровне:

1) докриминальная форма – это различные виды незначительных нравственных извращений поведения человека, обусловленные негрубыми нарушениями (преступлениями) духовного Закона, данного Богом человеку, зависящие от дурного направления воли, формируемого действием живущих в сердце пороков и страстей «устойчивого ядра преступности», не имеющие уголовной окраски и общественно опасного характера;

2) криминальная форма – это различные виды грубейших нарушений духовного Закона, данного Богом человеку, а также уголовного закона, формирующие «устойчивое ядро преступности: убийства, кражи, насилия, преступления протии нравственности, против государства, против правосудия и ряд других»,[19] которые также зависят от дурного направления воли, формируемого действием живущих в сердце пороков и страстей «устойчивого ядра преступности», но имеют выраженный общественно опасный (уголовный) характер.

Первая группа духовной патологии по существу является объектом педагогики. Вторая группа духовной патологии по существу является объектом криминологии. Но как духовная заболеваемость все они - предмет и объект эпидемиологии, в частности, духовной.

Таким образом, преступность в широком смысле слова включает в себя докриминальную и криминальную формы. Преступность в таком понимании – одна из форм патологии духовного состава человека, имеющая характер духовной заболеваемости, возникающей и распространяющейся в обществе по эпидемиологическим законам. Это дает основание применению эпидемиологического метода к изучению проблем духовно заразной патологии человека, в частности, ее докриминальной (педагогически значимой) и криминальной (уголовно значимой) форм. К этому выводу подводят также и нижеследующие соображения.

За последние годы сформулированы общие принципы и методические основы популяционного изучения всех болезней человека (инфекционных и неинфекционных), для обозначения которого используется термин «эпидемиология»[20]. Поэтому сейчас правомерно выделять два вида эпидемиологии: 1) эпидемиологию, как общемедицинскую науку и 2) эпидемиологию как науку об эпидемическом процессе. В том и другом случае эпидемиология, как и любая другая наука, рассматривается как процесс получения новых знаний и как система наличных знаний.

Эпидемиология как общемедицинская наука изучает причины, условия и механизмы формирования заболеваемости населения путем анализа ее возникновения, распространения (распределения), течения и угасания по территории, среди различных групп населения и во времени.

Эпидемиология инфекционных болезней – это фундаментальная наука медико-биологического цикла, представляющая собой систему знаний о закономерностях эпидемического процесса и методах его изучения, совокупности профилактических и противоэпидемических мероприятий и организации их проведения с целью предупреждения заболеваемости инфекционными болезнями отдельных групп населения, снижения показателей заболеваемости совокупного населения и ликвидации отдельных инфекций. На общемедицинском уровне знаний эта система пока не сложилась.

Важным средством формирования такой системы знаний о человеке на современном этапе является включение всех видов духовной заболеваемости, в том числе всех видов преступности как форм патологии духовного состава человека, имеющих склонность к эпидемическому распространению, в число объектов и предметов изучения эпидемиологии инфекционных (заразных) болезней человека. Необходимость формирования самостоятельной системы знаний о духовно заразных болезнях человека (духовной эпидемиологии) осознают даже клиницисты.[21]

Юридическим основанием, дающим право применять общую теорию и методологию эпидемиологии к изучению всех видов массовой патологии человека, в том числе духовного происхождения,[22] является новая «Примерная программа по дисциплине «Общая эпидемиология», утвержденная Министерством образования и науки РФ 14.07.2008 г.

В соответствии с программой основным предметом эпидемиологии является заболеваемость населения любыми болезнями независимо от их происхождения.[23] При этом заболеваемость рассматривается как объективное проявление влияния причин, обусловливающих процесс возникновения и распространения болезней на надорганизменном (популяционном) уровне организации жизни.

Заболеваемость рассматривается как одно из объективных проявлений процесса возникновения и распространения болезней, отражающая влияние на население биологических, социальных и природно-климатических факторов (объективных причин), определяющих риск его заражения соответствующими возбудителями заразных (инфекционных) болезней и риск возникновения и распространения в обществе любых других (незаразных, неинфекционных) болезней.

Заболеваемость какой-либо болезнью в целом рассматривается как явление, включающее все существующие, т.е. выявленные и не выявленные (латентные) случаи этой болезни среди населения в данное время и на данной территории, а не как статистическая величина, отражающая только выявленных больных.

Выявленная часть заболеваемости какой-либо болезнью, выраженная в абсолютных и относительных величинах, рассматривается как отражение влияния объективных и субъективных факторов, действующих на данной территории в данное историческое время. В роли субъективных факторов усматривается качество выявления, диагностики и учета больных. Соотношение регистрируемой и истинной заболеваемости традиционно рассматривается как «феномен айсберга». В ходе изучения заболеваемости предлагается обязательная оценка эпидемиологической значимости субъективных факторов в плане их влиянии на заболеваемость населения.

В названной программе рассматриваются такие базовые понятия эпидемиологии как «риск заболеть», «общее (совокупное) население», «часть населения», «группы риска», «популяция», «способы группировки эпидемиологических данных». Очевидно, что приведенные понятия имеют универсальный характер для любых видов патологии человека, как телесной, так и духовной. С их помощью можно исследовать особенности возникновения и распространения любых массовых патологических состояний в обществе, имеющих заразную природу не только в узком (биологическом), но и в самом широком (информационном) смысле слова как процессов возникновения, распространения, течения и угасания любых видов духовной заболеваемости в человеческих сообществах. А такие процессы по определению также являются эпидемическими.

Целями эпидемиологии, согласно программе, являются:

- описание изучаемых явлений;

- выявление их причин, механизма возникновения и распространения;

- прогнозирование развития изучаемых явлений;

- разработка концепций снижения и профилактики заболеваемости, смертности и т.п.;

- оценка потенциальной эффективности предлагаемых средств профилактики болезней;

- оценка качества и эффективности проводимых мероприятий по снижению заболеваемости и профилактике болезней.

Таким образом, цели эпидемиологии достаточно универсальны для того, чтобы предметом и объектом этой науки могла стать любая патология человека, имеющая массовый инфекционный характер не только в узком (биологическом), но и в самом широком (духовном, информационном) смысле слова.

Специфическая заразность преступности носит выраженный духовный характер, ибо существует закон, согласно которому «дух творит себе формы».[24] Важнейшим носителем духа человека, времени, цивилизации является информация, которая играет роль специфического возбудителя, в том числе патогенного, различных состояний человеческого духа, определяющего его сознание, мировоззрение, поведение.[25] Криминогенная информация служит возбудителем адекватных себе криминогенных состояний души и духа восприимчивого к ней человека и общества. Изучением закономерностей возникновения и распространения таких специфических состояний в обществе должна заниматься духовная эпидемиология, которая, как и классическая эпидемиология, имеет свою систему категорий и законов, о которых будет сказано в отдельных сообщениях.

Отражением законов духовной эпидемиологии являются поговорки: «яблоко от яблони недалеко падает»; «с кем поведешься, от того и наберешься»; «с волками жить, по волчьи выть» и т.п. Книга Псалмов царя Давида также говорит об этих законах в самом начале: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь».[26] «С преподобным преподобен будеши, с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым – развратишися».[27] Что значит «подобен будеши» как не то, что заразишься, напитаешься и пропитаешься духом того человека, с кем имеешь близкое общение, особенно на сердечном, доверительном уровне. Этот закон означает также следующую мысль, - какой дух живет в человеке и обществе, в такие внешние формы бытия и образа жизни облекается и этот человек, и это общество. Достаточно вспомнить внешний облик Плюшкина, чтобы понять, что таким его самого, образ его жизни и модели поведения, подвластную ему внешнюю обстановку среды его обитания «сотворил» живший в душе Плюшкине дух сребролюбия. Внешний облик, образ жизни, модели поведения Дон-Жуана всецело определял дух блуда и сладострастного влечения к женской плоти. Дух же общества в целом определяет духовно-нравственное качество питающей его информации, у которой есть свои источники и резервуары, как совокупности этих источников, есть механизм передачи такой информации от ее источников восприимчивому к ней населению. Источники криминогенной информации, находящиеся на высшем уровне общественной иерархии, задают тон характеру сознания, мышления, мировоззрения общества и вытекающих из них образа жизни, моды, моделей поведения его членов. Наличие источников духовно грязной, пошлой, патогенной информации-инфекции в обществе обусловливает возникновение и распространение в нем соответствующей духовной патологии докриминального и криминального характера, которая возникает и распространяется в нем в результате активности механизма передачи информации-инфекции, действующего в составе соответствующего (духовного) эпидемического процесса. Это закон духовной эпидемиологии, который имеет отношение к любой духовной патологии: докриминального (общественно неопасные формы поведения) и криминального характера (общественно опасные формы поведения – преступность).

Эмпирически специфическая заразность криминала воспринимается криминологами, не знакомыми с законами духовной эпидемиологии, как «эффект воспроизводства преступности».[28] Но воспроизводиться может только живое специфически заразное[29] начало «… плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]».[30]

Поэтому, например, без должного теоретического обоснования, но фактически верно Ю.И. Калинин отмечает, что эффект воспроизводства преступности «…присутствует в самом факте ее существования в обществе, так как уже одним этим она заражает,[31] разлагает, вовлекает в преступления неустойчивых лиц. Это происходит за счет сохранения, распространения, адаптации … криминальной психологии, … криминального заражения части населения, использования преступниками механизмов прямого инструктирования, внушения, подражания.[32] … преступники … стремятся к расширению круга преступных связей, вовлечению в него новых лиц, передаче преступного опыта, чем обеспечивают сохранение и поддержание преступных традиций и обычаев, которые в первую очередь направлены на сплочение уголовной среды…».[33] Здесь указаны одновременно свойства преступности как особого вида духовной болезни человека и эпидемического процесса духовной заболеваемости общества информационно заразного характера.

В целях дифференциации телесного и духовного здоровья человека следует отметить, что представители дикого и высокопоставленного криминала,[34] как правило, тщательно заботятся о своем телесном здоровье, занимаются спортом, отлично питаются, проживают в лучших природных условиях, лечатся в лучших клиниках, отдыхают в лучших здравницах и курортах, располагают лучшими формами социальной защиты. Поэтому с клинической точки зрения имеют прекрасное телесное здоровье. Главной мишенью патологического поражения криминогенной информацией-инфекцией у них является дух и душа. И это бесспорный факт. Никто не дерзнет назвать преступность цветущим благом и социальным здоровьем человеческого рода. Именно поэтому преступность и следует рассматривать как специфическую нозологическую форму духовной заболеваемости криминального характера. А заболеваемость, как уже отмечалось выше, искони является предметом и объектом эпидемиологии, располагающей для ее изучения эффективными методами, выработанными за столетия борьбы с эпидемиями биологически заразных болезней телесного состава человека. Следовательно, вопросы криминогенной (педагогически значимой) и криминальной (уголовно значимой) социальной патологии следует изучать и с позиций теоретической, в том числе, духовной эпидемиологии.

Кроме того, образовательный уровень медицинского врача позволяет ему лучше юриста-криминолога понимать антропологию и психологию человека преступника при наличии соответствующей дополнительной подготовки. В основе юридического образования лежат политизированные гуманитарные, философские, правовые, исторические дисциплины, постоянно меняющиеся под влиянием духа времени. Право всегда было на службе власти, приспосабливая к ее запросам свои переменчивые конституции и законы. Поэтому юридические дисциплины не могут дать той полноты представлений о человеке, которую дают неизменные в своей естественнонаучной основе медико-биологические науки в сочетании с разумно подобранными гуманитарными дисциплинами криминологического профиля. Ученые эпидемиологи необходимы криминологам и педагогам в деле научно-обоснованной кодификации, классификации и изучения возникновения, распространения духовной заболеваемости населения докриминального и криминального характера. Назрела необходимость создания самостоятельного комплексного научного направления на стыке эпидемиологии, педагогики, криминологии под названием «Эпидемиология и профилактика информационно обусловленной заболеваемости как специфической формы духовно заразной патологии человека и общества». Важное место в этом направлении должны занимать педагогически значимые нравственные нарушения докриминального характера, зависящие от дурного направления воли (объект педагогики) и собственно преступность как объект криминологии. При этом каждая из них как специфическая форма духовно (информационно) заразной социальной патологии человека и общества – есть объект и предмет духовной эпидемиологии.

Важнейшим связующим звеном между эпидемиологией, педагогикой и криминологией, без которого невозможно понимание природы человека и различных форм ее патологии является богословские науки, излагаемые в лоне Восточной Православной Церкви. Речь идет о раздельном и комплексном изучении заразной патологии духа, души и тела человека и общества человека с позиций теоретической эпидемиологии и богословских наук.

В случае успешного развития данного научного направления может возникнуть комплексная дисциплина, предназначенная для получения возможной полноты знаний о человеке, природе и истоках его докриминального (объект педагогики), а также криминогенного и криминального поведения (объект криминологии) – эпидемиология преступности (в самом широком смысле слова).


[1] Громашевский Л.В. Общая эпидемиология. Руководство для врачей. М., «Медицина». 1965. с. 29.

[2] Безденежных И.С. Эпидемиология. М.: «Медицина», 1977. С.5.

[3] Бауэр Э.С. Теоретическая биология. Издательство ВИЭМ. М-Л., 1935. с.5.

[4] Сэхляну В. Химия, физика и математика жизни. Научное издательство. Бухарест. 1959. С.56-58.

[5] Ин.1,1-5.

[6] Симметрия и структура кристаллов. Основные работы. Сер. "Классики науки". М., 1949; "Начала учения о фигурах". Сер. "Классики науки". М.—Л., 1953; Единство человечества и единство науки // Архив АН СССР. Ф.2. ОК 9. № 13.

[7] Или, другими словами, способных к определенному виду организации и способу движения в пространстве, времени, объектах, организмах, включая человека и общество (примечание автора).

[8] Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х книгах. М.: Экономика, 1989. Кн.1. С.9.

[9] В том числе и такого явления как эпидемический процесс (примечание автора).

[10] И процессов, в рамках которых они функционируют (примечание автора)

[11] Указ. соч. там же.

[12] Указ. соч.

[13] Мф.9,4.

[14] Мф.12,34-35.

[15] Мф.15,18-20.

[16] Кудрявцев В.Н. Криминология. М.: «НОРМА», 2000. С.11.

[17]В.И.Власов. Христианская антропология и психология человека-преступника и толерантность. Формирование климата доверия и толерантного сознания как основы предупреждения экстремизма. Материалы второй международной научно-практической конференции. Россия, Рязань, 29-30 сентября 2004 года. Под ред. докт. юрид. наук, проф. С. Баранбекова. Рязань, 2005.С.120-133.

[18] Святитель Лука (Войно-Яснецкий) Дух, душа и тело. Общество любителей православной литературы, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2002. 148 с.

[19]Кудрявцев В.Н. Криминология. М.: «НОРМА», 2000. С.11.

[20] Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.  Эпидемиология. М., «Медицина», 1989. С.7.

[21]Гундаров И.А. Причины и механизмы сверхсмертности в России (анализ с позиций доказательной медицины). Церковь и медицина. №3, январь 2009. С.25-36.

[22] Например, нарушения норм поведения докриминального и криминального характера (примечание автора).

[23] Здесь и далее выделено нами (примечание автора).

[24] Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Издательство Сретенского монастыря. М.2003. С. 156.

[25] Свядощ А.М. Неврозы. М., «Медицина»,1982. С.9-22.

[26] Пс.1,1-2.

[27] Пс.17,26-27.

[28]Калинин Ю.И. К вопросу о понятии, сущности и основных чертах пенитенциарного преступления. Человек: преступление и наказание. 2004. №4. С.3-4.

[29] Под специфической заразностью автор понимает широкое значение слова «инфекция». Например, мужчина биологически «заразен» для женщины как источник семени, дающего начало специфическому физиологическому «инфекционному» процессу беременности. Беременность в широком смысле слова как чреватость новой жизнью – основа воспроизводства всех видов живого на земле, включая человека. Она есть результат специфического «инфицирования», «заражения» телесного состава женского организма мужским семенем новой жизни. Но у человека, кроме тела, есть душа и дух, которые также могут специфически инфицироваться, заражаться соответствующим семенем-духом, носителем которого является информация в форме мысли и слова, как проявление силы души. Источником мыслей и слов человека является дух, живущий в нем. Внешним носителем и выразителем мыслей и слов является информация во всех ее видах и формах (примечание автора).

[30] Быт.1,12.

[31] Выделено мною (примечание автора).

[32] Использование криминалом «механизмов прямого инструктирования, внушения, подражания» являются элементами еще одной разновидности эпидемического процесса, ранее упомянутого нами, – криминогенного педагогического процесса (примечание автора).

[33] Указ. соч.

[34] Например, так называемы «воры в законе» (примечание автора).


Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.