За нарушение
трудового законодательства стороны социального партнерства могут быть
привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Согласно статье
195, которую удалось отстоять профсоюзам, работодатель обязан рассмотреть
заявление представительного органа работников о нарушении руководителем
организации, его заместителями законов и иных нормативных актов, содержащих
нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о
результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае если
факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить дисциплинарное
взыскание вплоть до увольнения.
Нормы, установленные
главой 9 Трудового кодекса, отсылают к новому Кодексу РФ об административных
правонарушениях. При этом в ст. 5.28 последнего предусмотрена, в частности,
ответственность за нарушение установленного срока проведения переговоров и
необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения.
В Трудовом кодексе таких норм нет. Кроме того если в Трудовом кодексе
предусмотрена ответственность для лиц, представляющих работодателя либо
работников, то в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность
предусмотрена только для работодателя или лица, его представляющего. Привлекать
к административной ответственности имеют право государственные инспекторы
труда.
В прежнем Кодексе
законов о труде коллективному договору посвящена была лишь одна статья
(седьмая). Все организационно-процессуальные аспекты разработки, заключения и
выполнения коллективных договоров и соглашений определялись в Законе «О
коллективных договорах и соглашениях». Поэтому сам факт введения специального
раздела «Социальное партнерство в сфере труда» в новый Трудовой кодекс России
является важным для развития трудового права и российского законодательства в
целом.[6]
Наличие законодательно
обеспеченных прав и свобод партнеров создаст благоприятные условия для
успешного социального сотрудничества. Социальное партнерство в России прошло за
последние годы трудный путь возрождения и становления. Сегодня начинается новый
этап его развития. Многие социальные проблемы уже сейчас решаются на договорной
основе. В дальнейшем подобная практика начнет обширно развиваться, а круг
рассматриваемых вопросов будет становиться шире.
II. Краткий обзор
Федеральных Законов, касающихся социального партнерства в России
Принят
Государственной Думой 11 апреля 1997 года
Одобрен
Советом Федерации 14 мая 1997 года
Согласно
данному федеральному конституционному закону на Правительство Российской
Федерации в области социальной сферы возлагаются следующие полномочия:
1. обеспечение
проведения единой государственной социальной политики, реализации
конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствование
развитию социального обеспечения и благотворительности;
2. принятие мер
по реализации трудовых прав граждан;
3. разработка
программ сокращения и ликвидации безработицы и обеспечение реализации этих
программ;
4. обеспечение
проведения единой государственной миграционной политики;
5. принятие мер
по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия;
6. содействие
решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принятие мер по
реализации молодежной политики;
7. взаимодействие
с общественными объединениями и религиозными организациями;
8. разработка и
осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также
санаторно-курортной сферы.
Принят Государственной Думой 30 октября 2002 года Одобрен Советом Федерации 13 ноября 2002 года Статьей 2 настоящего закона определяется право работодателей на создание объединений на добровольной основе без предварительного разрешения органов государственной власти, местного самоуправления и иных органов в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами, органами государственной власти и местного самоуправления. При этом, государство содействует реализации права работодателей на объединение (объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей) в целях развития социального партнерства и проведении согласованной политики в сфере социально–трудовых отношений. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Общероссийское объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Деятельность объединений основывается на следующих принципах: - самостоятельного определения целей, видов и направлений своей деятельности; - взаимодействия с профессиональными союзами и органами государственной власти в сфере социально - трудовых отношений на основе социального партнерства. Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и других общественных организаций. Члены объединения работодателей имеют равные права на: o участие в формировании органов управления объединения работодателей; o внесение на рассмотрение предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участие в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений; o участие в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально - трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения; o помощь от объединения в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения, разработки локальных нормативных актов, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; Количество учредителей объединения работодателей определяется Законом как «не менее двух». Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Учредительными документами объединений работодателей являются уставы, определяющие наименование, цели и задачи объединения работодателей, место нахождения, порядок управления, права и обязанности членов и другие не противоречащие Конституции и законодательству Российской Федерации положения. Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей устанавливаются так же уставом объединения работодателей. Объединение работодателей имеет право (по Статье 13): - формировать согласованную позицию членов объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления; - отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления; - выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров; - вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения; - иные предусмотренные уставом объединения работодателей права. Помимо этого, объединения работодателей имеют равные с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти права на паритетное представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рассматривавемым нами Законом предусмотрены нижеследующие обязанности объединений работодателей: o вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профессиональными союзами и их объединениями; o выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей; o предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений; o предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти и местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально - трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; o содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения работодателей; o отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей; o оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Объединения
работодателей несут ответственность за нарушение или невыполнение заключенных
им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, однако не несут ответственность по обязательствам своих
членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями,
заключенными этим объединением работодателей.
Принят Государственной Думой 8
декабря 1995 года
Предметом
регулирования рассматриваемого Федерального закона являются общественные
отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права
на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией, ликвидацией
профессиональных союзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций. Им
же устанавливаются правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии
деятельности, регулируются отношения профсоюзов с органами государственной
власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями
(союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими
лицами и гражданами.
Правом
создавать профсоюзы для защиты своих интересов без предварительного разрешения
по своему выбору наделяется каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий
трудовую (профессиональную) деятельность.
Понятие «профсоюз» определяется как
добровольное общественное объединение граждан, связанных общими
производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности,
создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и
интересов (Статья 2).
Профсоюзы
имеют право:
o создавать свои
объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному
учитывающему профессиональную специфику признаку;
o сотрудничать с
профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие
объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.
Статьей
5 данного Закона профсоюзы признаются независимыми в своей деятельности от
органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей, их
объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных
объединений, им не подотчетными и не подконтрольными.
Разработка
и утверждение уставов, положений о первичных профсоюзных организациях,
организация деятельности, проведение собраний и конференций, а также другие
мероприятия осуществляются профсоюзными органами самостоятельно.
Правоспособность
профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов как юридического лица возникает
с момента их государственной (уведомительной) регистрации. При этом
Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы в
субъектах Российской Федерации не вправе контролировать деятельность профсоюзов
или отказывать им в регистрации.
Принадлежность
или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения
социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации.
Реорганизация
или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации
осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза,
а ликвидация профсоюза как юридического лица - в соответствии с федеральным
законом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|