на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Формы политико-территориального устройства государств

Крайне  редко  можно в  конституциях встретить  норму, определяющую  минимальное  число  жителей,  необходимое  для  образования территориальной единицы. Так, часть  вторая ст.  5 Конституции  Исламской   Федеративной  Республики   Коморских  островов 1978 года в редакции 1982 года  устанавливает, что община  может  быть  образована  при наличии  не менее  100 жителей (в  первоначальной  редакции  этот  минимум составлял  пять жителей).                                                       

Следует  также  иметь в  виду, что  названия территориальных единиц  редко  свидетельствуют  о  правовом их  статусе. Например,  в  Швейцарии кантон  - это  субъект федерации,  в Люксембурге  -  основная  политико-административная  единица,   а  во Франции  -  судебный  округ  и  избирательный округ  по выборам генерального  совета  департамента.  В Германии  община   - это низовая  единица  в сельской  местности, а  в Болгарии  и Польше  -  также  и  в городской.  Провинции в  Италии и  Испании - единицы  среднего  уровня,  в  Китае  -  высшего,  а  в Канаде, Пакистане,  Аргентине  -  и  вовсе  субъекты  федерации.  Имеющие у  нас хождение  переводы таких  названий часто  не основываются  на  едином  принципе: применительно  к Италии  мы говорим об областях,  а применительно  к Франции  - о регионах, хотя очевидно, что  это -  одно и  то же. Точно  так  же  применительно  к  Великобритании мы  говорим об общине,  а к  Франции -  о регионах. Несомненно, однако, что община (коммуна) -  всегда самоуправляющаяся  единица,  равно  как и  город (за  исключением не которых столичных городов),  тогда как  другие единицы  могут и не  иметь  самоуправления  (например, болгарские  области, германские правительственные и административные округа).        

                                                              

А) Унитаризм.

Унитарное  государство – это единое государство, состоящее не из государственных образований  (штатов и т.д.),хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны. В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои  хартии самоуправления. Такие города могут  иметь статус общин с более широкими полномочиями, а могут  быть городами центрального подчинения.

Унитарные  государства состоят  из политико-административных   и/или    административных   территориальных  единиц,  статус   которых  регулируется   главным  образом актами  текущего законодательства  центральной власти.  В унитарных  государствах  действует,  как  правило,  единая система законодательства,  единая  система  государственной администрации,  единая судебная  система. Если  же какой-то  части страны предоставлена  национально-территориальная автономия,  то здесь могут  быть  особенности:  например,  общегосударственные законы,   затрагивающие   сферу  законодательной   автономии  такой государствоподобной  единицы,  на  ее территории  не действуют, по крайней мере без ее согласия.  В   подавляющем   большинстве   современных   унитарных   государств  основное   территориальное  деление   является  политико-административным.  Наряду  с  ним   во  многих   странах  имеются административно-территориальные    единицы   как    общего   типа (например,  округа  в  Германии,  области  в Болгарии),  где действуют  органы  общей  администрации,  так  и  специального,  где действуют   специализированные  государственные   органы  (судебные округа, военные округа и т.п.).                            

Число   ступеней   политико-административного   деления   зависит  от  численности  населения  и  размеров  территории  страны, однако,  зависимость  эта  не  жесткая:  иногда  в   менее  крупных странах  число ступеней  большее, чем  в более  крупных. Скажем, если  Великобритания  имеет  три  уровня  территориального  деления, то Франция - четыре.                                        

Современные   тенденции   в   развитии  политико-административного   деления   заключаются  в   укрупнении  низовых   единиц  и регионализации  -  создании  крупных   регионов  как   путем  укрупнения  высших  единиц,  так  и  путем  учреждения  нового высшего  их  уровня,  что  было сделано,  например, во  Франции, Испании,  Италии.  Малые  единицы,  унаследованные   от  истории, не  в  состоянии  должным  образом  удовлетворять  местные  социальные  потребности,  а современные  средства транспорта  и связи облегчают  возможность  быстро  преодолевать  расстояния  и  оперативно   решать   вопросы  административного   обслуживания  жителей.   В  данном  случае речь  идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.       

Во  многих  странах  процессы  урбанизации  привели  к  возникновению  обширных  городских  агломераций,  однако,  как правило, они  не  преобразовались  в  единые  территориальные  структуры и не  имеют  общих  органов  публичной  власти; создаются  координационные  органы. Все  чаще  городские  и  сельские  общины  создают  союзы  (синдикаты)   с  общими органами,  которым  передаются   некоторые  полномочия   общин  и средства, необходимые для их реализации.                        

Некоторые  конституции  стали   отражать  и   регулировать  эти процессы.  Например,  в  Конституции  штата  Минас  Жераис  (Бразилия)  1989  года  регионализации  специально   посвящен  раздел VII части III (ст. 41 - 51). Согласно этим положениям, штат будет принимать  административные   меры,  чтобы   объединять  планирование,  организацию  и  осуществление  публичных  функций,  представляющих  общий  интерес,   в  районах   интенсивной  урбанизации.   Он   должен   содействовать   сокращению   межрегиональных различий  посредством  формирования  региональных   и  секторальных  планов,  программ  и  проектов,  направленных   на  развитие территориальных   коллективов   в   единый   геоэкономический   и социальный   комплекс,  включению   муниципий  со   скудными  ресурсами   в   интенсивное   региональное  социально-экономическое развитие.                                                     

Штат  должен  учредить  столичный  регион    и  городские  агломерации  путем   объединения  сопредельных муниципий   с  целью   выравнивания  развития   населенных  местностей,  охватываемых  региональной  единицей.   Городская  агломерация  должна  охватывать  не  менее  300  тыс.  жителей  и  не менее  трех  муниципий.  Кроме  того,  по   инициативе  муниципий должны  учреждаться  микрорегионы   для  решения   проблем  местного  населения   (административное  и   коммунальное  обслуживание,  дорожное  строительство и  пр.) при  техническом содействии штата.   Наконец,   предусмотрено   учреждение   штатом  регионов развития  -  автаркических  (т.е.   самообеспечивающихся)  территорий  для   планирования  и   ориентации  публичных   функций  и услуг  в интересах  общего развития  на благо  населения соответствующего геоэкономического и социального комплекса.           

В положении  ст.  289 колумбийской  Конституции,  согласно  которому  департаменты   и  муниципии,   расположенные  в   пограничных  зонах,   должны  непосредственно  взаимодействовать  с  пограничными   единицами  соответствующего  уровня  сопредельной  страны  в   реализации  программ кооперации  и  интеграции,  направленных  на  обеспечение общего, совместного      развития,   общественного  обслуживания и сохранения окружающей среды.                             

Что  же  касается  упомянутых  в  той же  колумбийской Конституции  аборигенных  территориальных  единиц,  в   которых  проживают индейские племена, то в соответствии с ее ст. 329 -  330 эти единицы  определяются   Национальным  правительством   с  участием  аборигенных   сообществ.  Резервации    являются коллективной  собственностью  и  неотчуждаемы.  В  случае,  когда аборигенная   территория   включает   территории,   принадлежащие двум  или  более  департаментам  (единицам   областного  уровня), административное   управление   ею   осуществляется  аборигенными советами  в  координации  с  губернаторами   соответствующих  департаментов.  В   рамках   Конституции  и   законов  аборигенные территории   управляются   советами,  которые   сформированы  и действуют  на  основе  обычаев   и  традиций   проживающих  там сообществ.  Эксплуатация  природных  ресурсов  аборигенных территорий  не  должна  наносить  ущерб  культурной,  социальной и экономической  целостности  аборигенных  сообществ.  При принятии  решений  о  такой  эксплуатации  Правительство  должно поощрять  участие  в  этом  представителей  соответствующих сообществ.                                                        

С  точки  зрения   организации  публичной   власти  унитарные государства  можно  разделить  на  децентрализованныеотносительно децентрализованные и централизованные.                 

В   децентрализованных   унитарных   государствах  существует конституционное  распределение  полномочий   между  центральной властью  и  территориальными  единицами  высшего   уровня.  Это сближает их с федеративными государствами.                    

Например,  согласно  ст.  117  Конституции  Итальянской  Республики 1947 года, в  пределах основных  принципов, установленных законами  государства, и  при условии  непротиворечия национальным  интересам  и  интересам  других областей  область может  издавать  законодательные  нормы  по 18  позициям (организация  ведомств  и  административных  единиц  областного подчинения,  границы  общин,  местная  полиция,  градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным  конституционными   законами.  Области   также  могут наделяться  правом  издавать  нормы  для  проведения   в  жизнь общегосударственных  законов.  Учитывая  содержащиеся  в статье оговорки,  следует признать,  что перечисленные  предметы ведения  образуют  совместную   сферу  компетенции   государства  и областей,  а исключительной  сферы ведения  в отличие  от субъектов федераций области не имеют.  Напротив, все,  что находится  за  пределами  ст.  117,  составляет  исключительную  сферу ведения государства.                                          

По вопросам,  кроме  тех,  которые  общегосударственными  законами  передаются  в  ведение  провинций,  общин  или  иных  местных  единиц,  области   могут  осуществлять административные  функции,  причем  государство  может  передавать  областям  и  другие  административные   функции.  Область осуществляет  все  эти функции,  как правило,  через провинции, общины или иные местные единицы.                    

Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц    и вещей, профессиональным  и иным  занятиям граждан.

Согласно ст. 123,  каждая область  имеет устав  (статут), который   в   соответствии   с   Конституцией  и   законами  республики устанавливает   нормы,   относящиеся   к   внутренней   организации области,   осуществлению   права   инициативы   и   референдума  по законам   и   административным   мероприятиям   области,  опубликованию  областных  законов  и   регламентарных  актов.   Устав  принимается   областным  советом   абсолютным  большинством   его  состава  и  утверждается  законом  республики.  Пять  областей, наделенных   особыми   формами  и   условиями  автономии,   имеют  особые уставы,  принятые конституционными  законами (ст.  116). Здесь, таким   образом,   наблюдается  определенная   асимметрия  территориального устройства, которую мы отмечали выше.                  

Области,  в  свою  очередь,  имеют   децентрализованную  структуру.  Согласно  ст.  128  и 129  Конституции, провинции  и общины, будучи   автономными   единицами   в  рамках   установленных  законами   республики   принципов,   обеспечивают   государственную   и областную    децентрализацию.   Для    дальнейшей   децентрализации территория  провинций  может  разделяться  на  округа   с  исключительно   административными   функциями   (т.е.   там   нет  органов самоуправления    и    действуют     назначенные    провинциальными властями администраторы).                                         

Децентрализованную   структуру   имеют  и   субъекты  децентрализованных   федераций.   Так,   Конституция   бразильского   штата Минас  Жераис  установила  в  ст.  169,  что  муниципия   на  своей территории   осуществляет   компетенцию   исключительную    и   совместную   или   дополнительную   согласно   Конституциям   республики  и  штата.  Мы  видим   здесь  определенный   элемент  федерализма  внутри   штата.  Согласно   ст.  170,   автономия  муниципии заключается в следующих исключительных полномочиях:             

-     вырабатывать и промульгировать свой органический закон;                                                             

-     избирать своего Префекта, Вице-префекта и муниципальных депутатов;

-      устанавливать   и  взимать   налоги,  создавать   и  упразднять округа,   поощрять  территориальное   обустройство,  организовывать и  предоставлять  публичные  услуги  местного  значения (все  это в рамках общих норм Союза и штата).                                

Относительно   децентрализованными   унитарными   государствами   являются  такие,   в  которых   высшие  территориальные единицы  носят  исключительно   или  главным   образом  административный  характер,  а  самоуправляются  лишь   низовые  единицы.                                                               

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.