Наряду с административно-территориальными единицами в
унитарном государстве могут быть одно или несколько автономных образований. В
зависимости от этого различаются простые и сложные унитарные государства. В
простом унитарном государстве существуют только административно-территориальные
единицы, в сложном есть автономия. В отдельных унитарных государствах Африки
являющихся республиками (Уганда, Гана, Намибия и др.), есть своеобразные
единицы – традиционные королевства, восстановленные в 90-х годах.
По степени
централизации принято различать централизованные и относительно децентрализованные
унитарные государства (всякое унитарное государство в определённой степени централизованно).
В централизованном унитарном государстве на места (в региональные, а иногда,
в частности, в некоторых развивающихся странах и в общинные звенья)
назначаются из центра чиновники, которые либо управляют этими территориями
(нередко это бывает в районном звене, в Болгарии и Польше – в областном), либо
руководят определёнными сферами (полицией, охраной общественного порядка) и
осуществляет контроль за законностью деятельности органов местного
самоуправления (например, в режьонах и департаментах Франции), либо заниматься
и тем и другим. Полностью централизованных унитарных государств нет, в общинном
(низовом) звене существуют те или иные выборные органы местного самоуправления,
которые нередко сохраняются даже в условиях военных режимов (в современной Нигерии).
В децентрализованном унитарном
государстве нет назначаемых на места чиновников, во всех звеньях
административно-территориального деления (областного, районного, общинного
характера) существуют только выборные органы (советы) или выборные должностные
лица. Это органы (советы) общей или отраслевой компетенции (например, шерифы
графств - начальники полиции в штатах США). Советы нанимают или утверждают
государственных служащих для управления отдельными отраслями местной жизни
(Великобритания и др.). У выборных советов
Существует своя, определённая советом, компетенция, в
которую центральные органы не вправе вмешиваться (кроме чрезвычайных событий
или нарушения законов, и то в последнем случае такое вмешательство
осуществляется через суд). В России в соответствии с законом об обших принципах
местного самоуправления 1995 г. назначенных на места чиновников обшей компетенции
быть не должно, органы самоуправления и главы местных администраций избираются.
Сказанное
выше о централизованном и децентрализованном унитарном государстве относится к
субъектам федерации – государственным образованиям (штатам, провинциям, землям
и т.д.). Они подразделяются на административно-территориальные единицы. Их
устройство может быть централизованным (субъекты федераций в Венесуэле, Индии и
др.) и децентрализованными (штаты в США, кантоны в Швейцарии, различные
субъекты Федерации в России).
Федеративное государство – это
государственное устройство, при котором несколько суверенных государств или
государственных образований образуют одно союзное (федеративное) государство.
Термин “федерация” происходит от латинского глагола “federate”-
объединять, укреплять союзом. Федерация – сложное государство. В отличие от
унитарного, которое состоит только или в основном из
административно-территориальных единиц, составными частями федерации являются
государства-члены или государственные образования. Они занимают всю или
подавляющую часть территории (в некоторых государствах, например в США, наряду
с субъектами существуют и другие единицы – федеральные территории, федеральные
владения, федеральный округ, которые управляются особым образом).
Большинство федераций – это крупные или средние государства.
В совокупности в федерациях проживает около трети населения земли. Одни из них
созданы на основе союза, объединения независимых государств (например,
Танзания в 1964 г. на основе объединения Танганьики и Занзибара), другие
образованны «сверху», при принятии конституции на основе автономии составных
частей (Пакистан в существующих границах на основе конституции 1973 г.). Отдельные
федерации строятся с учётом национального, этнического,
национально-лингвистического фактора (Индия, Бельгия с 1993 г., Эфиопия с 1994
г.), в иных этот признак не учитывался (США) и не мог быть учтён (ОАЭ). Ещё
одна группа федераций сочетает учёт этнических и территориальных моментов. В
России, где существуют национальные республики, большинство субъектов федерации
образованно по территориальному признаку. В Канаде лишь одна из 10 провинций
имеет большинство франко-канадского населения, остальные девять созданы по территориальному
признаку (население – англо-канадцы). Наконец, Нигерия специально реорганизована
таким образом, чтобы ни в одном штате не доминировала какая-либо этническая общность
(племя). Большинство федераций характеризуются одинаковым статусом её
субъектов, но, например, в Индии штаты неравноправны, существует их градация, в
России Конституция1993 г. провозглашает равноправие субъектов, но на деле
республики имеют свои конституции и гражданство, тогда как области и края
принимают лишь уставы и собственного гражданства не имеют.
Большую часть территории федеративного государства
занимают субъекты федерации. Наряду с субъектами в состав многих федераций
входят и другие территории: федеральный округ – столица с прилегающими
окрестностями, федеральные территории, федеральные владения. Федеральные
территории могут находиться под управлением федеральных властей, а могут иметь
и ту или иную степень самоуправления. Федеральные владения обычно
самоуправления не имеют (за исключением племенных советов в некоторых странах).
Субъекты федераций часто имеют
свои конституции, которые они, в отличие от автономий, принимают сами. Субъекты
федерации могут иметь своё гражданство, создают своё правительство,
возглавляемое избранным губернатором или формируемое партией, победившей на
выборах в местный парламент, во главе с главным министром штата (Индия). В
штатах США, как и в федерации, коллегии правительства по существу нет,
поскольку многие должностные лица штата, как и губернатор, избираются
населением и губернатору не подчинены (атторней штата, государственный
секретарь штата и др.). В кантонах Швейцарии весь состав правительства избирается
непосредственно гражданами.
Своя судебная система у субъектов федерации имеется в
редких случаях, обычно существует единая федеральная система судов (Россия,
Индия и др.). Субъекты федераций в монархиях, как правило, имеют
республиканскую форму правления (Австралия, Бельгия, Канада), в Малайзии –
часть субъектов управляется по республиканской системе, но большинство
субъектов - монархии во главе с султанами. В ОАЭ все семь субъектов имеют
монархическую форму правления (их главы - эмиры). Штаты (субъекты) иногда имеют
свои символы – герб, флаг, столицу, могут заключать соглашения между собой, но
не политического характера (Австралия, Германия, Швейцария). Они могут
заключать неполитические соглашения так же и с субъектами федераций других
государств, с самими государствами. Есть у них и координирующие органы – совещания
премьер-министров, ассоциация легислатур и др.
Составные части государства, не являющиеся субъектами
федерации, своих конституций не имеют. Иногда они создают местные парламенты,
которые обычно носят совещательный характер и действуют при назначаемом из
центра губернаторе. Владения управляются федеральными органами,
«ассоциированные государства» - это единицы, ответственность за оборону которых
и их внешние сношения несёт правительство США. Несубъекты федерации, за редкими
исключениями, не представлены в верхней палате и иногда посылают одного
представителя в нижнюю палату с правом совещательного голоса. Некоторые из них
бывают представлены в сенате (Бразилия, Нигерия), но с меньшим числом по
сравнению со штатами. В последнее время появилась особая форма
ассоциированного государственного объединения. Примером тому является
Европейское Сообщество.
Различают симметричные и асимметричные федерации. В
состав симметричной федерации входят только субъекты (Германия, Россия), кроме
того, симметричная федерация предлагает полное равенство субъектов. Полностью
симметричных федерация фактически не существует – во всех из них есть какие-то
элементы асимметрии.
Различают также и федерации на основе союза и на
основе автономии. Федерациями первого
рода были СССР и прежняя Югославия. Их субъекты считались
суверенными, и в конституциях признавалось их право на выход из союза. Правда,
в конституции Югославии это положение было сформулировано очень нечётко. В
настоящее время ни одна конституция федеративных государств не признаёт
государственный суверенитет за штатами.
Регионалистское государство. После второй мировой
войны сначала в Италии с принятием конституции 1947 г., затем в Испании, и
после изменения конституции Шри-Ланки (1987 г.) возникла новая форма
территориально-политического устройства государства, которая отличается от
сложного унитарного государства (с автономией) и от федерации: региональстское государство.
Территория такого
государства состоит из автономных образований. Они могут быть созданы на
принципах областной автономии с учётом национальных моментов (в Испании), а
могут совмещать те и другие черты. В Шри-Ланке, например, это автономия для
тамилов, но и другие провинции, населённые сингалами, обладают такими же
правами. Автономные образования имеют статуты об автономии, которые
утверждаются парламентом (некоторые статуты крупных областей утверждаются парламентом
в форме конституционного закона), создают местные представительные органы с
правом издания местных законов, но сфера местного законодательства устанавливается
конституцией государства или федеральным законом. Имеется свой местный
исполнительный орган – комитет, правление и т.д. (его члены не называются
министрами), но в каждую автономию назначается представитель центра (комиссар,
губернатор). Он контролирует законность действий органов автономии, а иногда
наделяется и более широкими правами, включая право вето и роспуска органов
автономии (Шри-Ланка).
Особыми
территориальными единицами публичного характера являются упоминавшиеся резервации,
которые в своих внутренних делах управляются племенными советами на основе
обычаев и традиций (США, Канада, Австралия, Колумбия и др.), зависимые
территории, являются остатками колониализма заморские департаменты и заморские
территории Франции, небольшие, преимущественно островные, владения
Великобритании. Формой зависимости являются упомянутые выше ассоциированные
государства США.
Конфедерация – это
союз суверенных государств, образуемый для достижения определённых целей
(экономических, военных и т.д.). Конфедерация не обладает суверенитетом, так
как создаваемые союзные органы лишь координируют деятельность входящих в
конфедерацию государств и только по тем вопросам, для решения которых они
объединились.
4.Конституционное закрепление политического режима.
Виды политических режимов.
4.Конституционное
закрепление политического режима.
Конституция государства определяет название государства, его
сущность, содержание, форму правления, форму государственного устройства и политический
(государственный) режим.
Для примера привожу несколько статей из конституций
некоторых государств.
Конституция
Французской Республики.
Статья 1.
Франция является
неделимой, светской, социальной, демократической Республикой…
Конституция
Португальской Республики.
Статья 2.
Португальская
Республика – демократическое правовое государство, основывающееся на народном
суверенитете, на многообразии демократических мнений и демократическом политическом
плюрализме…
Конституция
Итальянской Республики.
Статья 1.
Италия –
демократическая республика, основывающаяся на труде.
Конституция
Испании.
Статья 1.
1. Испания
конституируется как правовое демократическое государство,…
Конституция
Ирландии.
Статья 5.
Ирландия является
суверенным, независимым и демократическим государством.
Основной закон
Федеративной Республики Германии.
Статья 20.
2.
Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным
федеративным государством.
Конституция
Великого Герцогства Люксембург.
Статья 11.
3.
Люксембуржци равны перед законом…
Статья 51.
В Великом Герцогстве
действует режим парламентской демократии.
Конституция Австрийской Республики.
Статья 1.
Австрия
является демократической республикой. Её право исходит от народа.
Из
приведённых выше статей конституций видно, что политический режим государства закрепляется
в конституции прямо в определённой статье или её части, т.е имеет нормативный
характер. Но есть государства, конституции которых не закрепляют политический
режим прямо в конкретной норме, а содержат в своём тексте принципы тех или иных
политических режимов (разделение властей, верховенство закона, равенство всех
граждан перед законом и т.д.). Например:
Конституция
Бельгии.
Статья 10.
В государстве не
существует никаких сословных различий.
Бельгийцы равны
перед законом…
Статья 36.
Федеральная
законодательная власть осуществляется совместно Королём, Палатой представителей
и Сенатом.
Статья 37.
Королю принадлежит
исполнительная власть в пределах, определённых Конституцией.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|