на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития

Наряду с конвергенцией компьютерных и телекоммуникационных технологий вторая половина 90-х годов ознаменовалась массовым слиянием компаний, которое проходило, главным образом, в двух направлениях. Во-первых, начался процесс объединения фирм, занятых производством содержания (контента) и телекоммуникационных операторов, обладающих средствами его доставки населению. Яркий пример – операторы мобильной связи, зарабатывающие на продаже развлекательного и делового контента суммы, сопоставимые с оплатой непосредственно самих услуг связи. Во-вторых, происходит слияние компаний, владеющих различными частями информационной индустрии: производителей компьютерной техники, программного обеспечения, систем кабельного вещания, спутниковой и мобильной связи. Главной целью подобных объединений является увеличение капитала и повышение за счет этого конкурентоспособности. Как пример можно рассматривать такие компании, как «Microsoft» и «IBM», интегрирующие в себе множество подразделений, занимающихся разработкой аппаратных и программных средств, различного контента и т.д.

Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Это создает основу развития дистанционных трудовых отношений, иначе называемых удаленной работой. Согласно некоторым оценкам, численность удаленно работающих сотрудников в США составляет порядка 20-25 процентов от общего числа. Удаленная работа имеет массу преимуществ, прежде всего, социально-экономических – отсутствие транспортных издержек, возможность получить работу в любом районе мира, расширение возможностей трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями. Все более популярным становится дистанционное обучение.

Новые технологии общения посредством Интернета играют большую роль в современном мире. Различные сервисы и программное обеспечение предлагают возможности текстового и голосового общения, видеоконференций и т.д. Электронная почта повсеместно используется для личной и деловой переписки. В последние 5 лет наблюдается бурный рост социальных сетей, предоставляющих возможности поиска людей, общения, обмена информацией, создания различных виртуальных сообществ и т.д.

Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту.

Важную роль играет развитие современных наукоемких технологий, которые тесно связаны с информационной индустрией. Возрастающие объемы информации требуют более производительных вычислительных устройств, что в свою очередь тянет за собой развитие технологий производства микропроцессоров и других электронных компонентов. Для обеспечения более совершенного технологического процесса производства создаются новые системы автоматического управления, искусственного интеллекта и т.д. Автоматизируются также процессы разработки и проектирования новых изделий, которые уже сейчас во многом выполняются с минимальным участием человека. При этом коренным отличием информационного общества от индустриального является то, что автоматы самостоятельно начинают добывать и использовать знания (информацию) без участия человека. При индустриализации идет автоматизация ручного труда и, как следствие повышается уровень жизни людей. Информационное общество предполагает автоматизацию умственного труда, который ранее мог выполнять только человек.

Можно долго перечислять современные достижения в области информационных технологий, используемые в различных областях, однако, более важной задачей является оценка влияния этих достижений на современной общество и личность, а также анализ проблем, связанных с этими процессами.

5. Проблемы информационного общества

Далее рассмотрены некоторые проблемы и противоречия, связанные с процессом информатизации и формирования информационного общества.

5.1 Проблема «цифрового неравенства»

Существенным явлением в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет возможность активно пользоваться компьютером, Интернетом и другими ресурсами и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. При этом разделение стран по этому признаку довольно точно коррелирует с общими экономическими показателями. В развитых странах Европы, Азии, США доля активных пользователей компьютеров и Интернета значительно выше, чем в остальных. В странах Африки (за исключением ЮАР), доля активных пользователей не превышает нескольких процентов. Таким образом, доступ к информации и знаниям в настоящее время определяется общим экономическим развитием стран, что не стыкуется с идеями теоретиков информационного общества.

5.2. Правовое регулирование

Еще одной значимой проблемой является правовое регулирование в информационном пространстве и, прежде всего, в Интернете. Современные технологии предоставляют людям различные услуги в режиме «он-лайн», такие как поиск информации, электронная торговля, дистанционное образование, взаимодействие с государственными структурами и т.д. Однако при этом неизбежно возникают проблемы правового характера, связанные, например, распространением непристойных или запрещенных материалов, авторскими правами, мошенничеством, несанкционированным доступом к конфиденциальной информации. Решение таки проблем требует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества. Существуют различные мнения относительно государственного регулирования Интернета, и в некоторых странах (мусульманские страны, Китай) вмешательство со стороны спецслужб и государства весьма существенно. Вместе с тем необходимо отметить, что активное вмешательство государства может приводить к ограничению различных свобод и не всегда использоваться оправданно. Так, например, государство часто вмешивается в деятельность СМИ и других органов, ограничивая доступ людей к информации или распространяя информацию, которую хочет навязать. В то же время государственные служащие вместо реальной деятельности на благо общества, зачастую занимаются деятельностью по формированию собственных имиджей и благоприятного общественного мнения.

Следует отметить, что во многих странах по ряду причин вообще нет специальных законов о регулировании содержания Интернета, и в частности законов об электронной торговле. При возникновении конфликтных ситуаций, как правило, используются традиционные законодательства тех стран, закон которых в данном случае нарушается. Однако в этом случае могут возникать конфликты законодательств – действия законные в одной стране, могут быть запрещены в другой. Решением этих проблем, по-видимому, должна стать разработка единого законодательства, регулирующего деятельность в Интернете вне зависимости от географии. В любом случае, решение проблем правового регулирования новых видов деятельности в условиях развития информационных технологий является крайне важным для поддержания порядка и устойчивого развития общества.

5.3 Личность в условиях информатизации

Влияние информатизации на формирование личности становится все более актуально темой различных исследований. Проблемы, связанные с этим, можно подразделить на психологические, социальные, этические, ценностные и другие.

Происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди «потребляют» одни и те же информационные продукты глобального характера (новости, реклама, художественные произведения и т.д.), идет массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации. Особенно сильно этот механизм «глобализации массового сознания» воздействует на молодежь. Теряется национальная идентичность, происходит деградация языка, нивелируются морально-этические принципы. За счет информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание, происходит политическая, экономическая и культурная экспансия развитых стран.

Все большее распространение массовой культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. Создавая свой образ в виртуальном пространстве, человек может потерять адекватное восприятие реального мира.

По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно. Воздействие информации открывает большие возможности манипулирования сознанием и общественным мнением. Таким образом, можно говорить о таком неприятном аспекте, как утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех остальных. Попытки контроля со стороны государственных служб ставят под угрозу личностные свободы граждан.

В условиях существования открытых, легкодоступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Изменяется система образования. Мультимедийные и дистанционные технологии обучения с одной стороны способствуют раскрытию индивидуальных склонностей ребенка, а с другой приводят к уменьшению важной с точки зрения морально-этического воспитания роли учителя-наставника в образовательном процессе.

Наконец, говоря о воздействии на личность, можно упомянуть и физический аспект. Малоподвижный образ жизни, не способствует физическому и духовному здоровью, а, в конечном счете, сказывается и на производительности умственного труда.

5.4 Информация как оружие. Информационные войны.

Последнее время все большую популярность получает термин «информационная война». В общем смысле информационная война – это любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.).

Следует отметить, что сама по себе идея информационного противоборства существовала всегда. Информация использовалась как оружие в войнах и инструмент политической борьбы (сбор секретных сведений, агитация, дезинформация, пропаганда т.д.). Однако в конце XX века в условиях формирования глобального информационного пространства идея информационного противоборства выходит на новый уровень.

Появляется новый тип войны – информационная война. Эта война ведется не обычным оружием, и в ней даже может не быть человеческих жертв. Однако в противостоянии государств эта война может быть куда более эффективна.

Бывший директор ФАПСИ Александр Старовойтов определял информационное оружие как совокупность средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Информационная атака грозит выведением из строя всех электронных систем управления страной, ее вооруженными силами, государственной инфраструктурой и т.д. Разрушатся транспортная и энергетическая (в том числе атомная) системы. Армия и флот будут беспомощны в отражении агрессии. Руководители страны окажутся не в состоянии получать необходимую информацию, принимать и реализовывать какие-либо решения. Использование такого оружия по своим катастрофическим последствиям вполне сопоставимо с применением средств массового поражения [19].

Однако, информационное оружие, прежде всего, может быть направлено не только на разрушение государственной инфраструктуры, экономики и прочего. Оно может быть направлено непосредственно на людей. Посредством различных рекламных акций, пропаганды, дезинформации и т.п. формируется общественное мнение, меняются ценностные ориентиры. Воздействие различной информации через телевидение, Интернет и другие средства на подсознание может быть столько велико, что его можно сравнить с «зомбированием» людей. А это приводит к тому, что война в классическом понимании вообще не будет иметь смысла.

В качестве одного из первых ярких примеров информационной войны обычно приводят противостояние СССР и США в период холодной войны, в частности программу Стратегической Оборонной Инициативы (известной как «Звездные войны»), о которой президент США Р. Рейган объявил 23 марта 1983 года. Значительно позже стало ясно, что программа представляла собой не более, чем мистификацию – на тот момент США не имели ни технических, ни финансовых возможностей ее реализации. Однако, военным руководством СССР идея СОИ была воспринята всерьез, и в определенных кругах возникло представление о существенном технологическом отставании СССР, что, по мнению ряда экспертов, в дальнейшем негативно сказалось на развитии страны и, в конечном счете, способствовало краху государственно системы на рубеже 90-х годов [1].

За последние 20 лет информационные войны (часто связанные с «правильным» освещением в СМИ каких-либо событий, яркий пример – война в Южной Осетии летом 2008 года) стали обычным явлением. Однако, важным моментом является то, что информационные войны – не всегда могут быть только инструментом политической борьбы. Часто к подобным методам прибегают и в сфере бизнеса, чтобы заполучить лидерство на рынке, устранить конкурентов и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.