Аспект совершенствования
уголовно-исполнительной политики должен проявляться, с одной стороны, в
ликвидации правовых пробелов и устранении коллизий и конкуренции норм
уголовно-исполнительной права, регламентации всех сторон деятельности по
исполнению наказаний, созданию реальных правовых гарантий для персонала
исправительных учреждений и их семей. С другой стороны, направленность
уголовно-исполнительной политики должна определяться не только условиями
материально-ресурсных факторов, но и с учетом также правовых и политических
тенденций деятельности мирового сообщества в сфере исполнения уголовных
наказаний.
Признавая себя частью
мирового сообщества и имея определенные обязательства перед международными
организациями, перед Россией стоит нелегкая задача реформирования
уголовно-исполнительной системы и приведения функции исполнения уголовных
наказаний к международно-правовым стандартам в условиях недостаточного
финансирования, взаимозадолжностей и финансово-организационной дестабилизации.
Основа постоянной
результативной работы - надлежащий уровень развития материальной базы. В связи
с этим представляется важным отметить, что 70% случаев недостижимости поставленных
законодателем задач и целей происходит из-за отсутствия необходимых
материальных средств.
Сегодняшние материальные
условия в которых содержатся осужденные и подследственные, нуждаются в
обновлении и реконструкции. Проблемы основных и дополнительных бюджетных
ассигнований, отсутствие средств в амортизационных фондах и иные многочисленные
затруднения не позволяют работать УИС на требуемом уровне. Проблема
материального обеспечения касается всего государства, при этом особенно
непосредственно она проявляется при исследовании качества тех
материально-технических условий, в которых сегодня работает персонал
исправительных учреждений.
Организационно-кадровые
проблемы затрагивают функционирование всех звеньев системы исполнения
наказаний. Недостаток квалифицированных кадров, их «текучесть» и
непрофессионализм влияет на повышение случаев нарушения законности,
противоправного поведения. Представляется необходимым введение обязательной
государственной программы по подготовке и переквалификации сотрудников ИУ, рациональному
кадровому построению и обеспечению.
В качестве одного из
средств выполнения этой задачи следует рассматривать совершенствование
деятельности специализированных учебных заведений и научно-методических
центров.
С учетом того, что
внутренние войска теперь не осуществляют функцию охраны исправительных
учреждений, необходимо положительно решить вопрос с кадровым обеспечением в
этой области.
Проблема социального
обеспечения персонала ИТУ также характерна для государственных служащих вообще.
Нуждается в реформировании правовой институт социального обеспечения (трудового
и пенсионного) и социальных гарантий работников УИС. Безусловно, проблемы
трудовых отношений влияют и на качество выполняемой работы, и на состояние
законности в деятельности персонала. Так, например, можно ввести систему
медицинского и социального страхования специально для сотрудников ИТУ, ввести
систему соответствующих компенсаций и дотаций на трудовых коэффициентах и т.д.
Проблемы отбывания
наказаний
К числу этих проблем
следует отнести материально-технические, экономические проблемы, проблемы
правового и морального стимулирования, проблемы пенитенциарной этики и
педагогики.
Вопрос о
материально-техническом обеспечении особенно актуален в связи с ратификацией
международных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы минимальных
правил обращения с осужденными и предоставления им элементарных
общечеловеческих благ.
Перед Россией стоит
непростая задача - реконструировать помещения и сооружения, предназначенные для
отбывания наказания в виде лишения свободы. Материальная база УИС давно требует
выполнения капитальных работ. Срок эксплуатации ряда сооружений давно истек, а
ремонтных и капитальных мероприятий не проводилось, по различным причинам. Это
сводит на нет все усилия государственных органов и должностных лиц в сфере
уголовно-исполнительной политики, кадрового и информационного обеспечения.
Вопрос материального
снабжения особо остро проявляется при исследований условий содержания под
стражей подследственных (подозреваемых и обвиняемых). Не гарантируется и не
исполняется элементарные минимальные требования к санитарно-бытовому
обслуживанию и условиям содержания лиц указанных высшей категорией. Из всех
проблем отбывания наказания в виде лишения свободы проблема материального обеспечения
наиболее насущна, она касается не только отбывания, но и исполнения наказаний,
то есть реализации всей уголовно-исполнительной функции в целом.
Вопросы экономического
значения привлечения к труду осужденных, использования результатов этого труда
и обеспечения реализации продукции, произведенной заключенными, тесно связаны с
проблемой материального обеспечения. Более 25% осужденных не задействовано, в
настоящее время, в процессе труда, при этом более 40% всей производимой
продукции не имеет рынка сбыта. Неконкурентноспособность этой продукции
свидетельствует о нерентабельности пенитенциарного производства в целом. А
это, в свою очередь, говорит о недостаточном уровне развитости
уголовно-исполнительной системы.
Проблемы
материально-технического обеспечения и проблемы экономического развития могут
решаться за счет взаимозачетов. Этому примеру сейчас и следует большинство
субъектов экономических отношений. Производя определенную продукцию, органы и
учреждения, исполняющие уголовные наказания, решают проблемы материального
снабжения, и, наоборот, материальное обеспечение процесса труда расширяет базу
средств производства. На наш взгляд, решение этих блоков вопросов должно быть
единым и основываться на интеграции двух систем самообеспечения (подсобного хозяйства).
Проблемы правового и
морального стимулирования поведения осужденных вытекают из целей
уголовно-исполнительного законодательства и целей уголовного наказания.
Определенное в главе 1 настоящей работы понимание исправления осужденных, его
критериев, методов и средств, должно происходить с активизацией позитивного
поведения осужденных. Необходимо учитывать и применять теории бихевиористской
направленности.
Важной задачей
представляется решение проблемы формирования позитивной юридической
ответственности у лиц, осужденных к лишению свободы. Пенитенциарные система
всего мира уже показали неэффективность достижения целей исправления
посредством применения мер принуждения. Необходимость расширения комплекса мер
убеждения, морально-правового стимулирования, в свое время осознавалось и
решалось в нашем идеологическом прошлом. С утратой идеологических позиций, эта
система утеряла свою прежнюю политическую значимость.
Морально-правовое
стимулирование и сочетание его с принуждением - важнейший психолого-педагогический
фактор, влияющий на личностную динамику. Представляется, что достижение цели
исправления невозможно посредством других способов и мер, предполагающих
осознанное следование моральным и правовым предписаниям.
С предыдущим блоком проблем
стимулирования поведения осужденных тесно связаны вопросы пенитенциарной этики
и педагогики. На наш взгляд принципиально важно строить деятельность по
исполнению (отбыванию) наказания на принципах нравственного воспитания и
перевоспитания. К сожалению, эта проблема сегодня касается не только системы
учреждений и органов исполняющих уголовные наказания; масштабы ее тождественны
масштабам всего общества.
Любая система,
специализирующаяся на реализации определенной функции решает стратегические и
текущие проблемы, связанные с эффективностью своего функционирования. В связи с
отмеченными переменами социального уклада и государственного строя, перед УИС
особенно остро стоят трудности в указанных направлениях. Открытость системы
исполнения наказаний предполагает ее взаимодействие с другими государственными
органами, службами, общественными объединениями и международными организациями.
Решение этих проблем, безусловно, может и должно носить интегративный характер.
Заключение
Функция исполнения
уголовных наказаний и исправления осужденных всегда относилось к числу
государственных. Общество делегировало полномочия по применению наказания к
осужденным органам, учреждениям и лицам, специально организованным и
осуществляющим свои обязанности на профессиональной основе.
Как и всякая другая
деятельность, деятельность по исполнению уголовных наказаний должна опираться
на теоретические основы концепции понятия и сущности наказания, его целей и
средств достижения последних. В этой связи уместно говорить о создании
пенитенциарной доктрины.
Представляется важным
правильное понимание процесса исправления, форм, средств и методов
перевоспитания осужденных, основанная на принципах пенитенциарной этики и
педагогики. Постпенитенциарное воздействие должно строиться также на основе
указанных приоритетных начал. Интеграция России в мировое сообщество создает
объективные предпосылки таких изменений и политических реформ.
На протяжении развития
Российского государства уголовно-исполнительная система претерпевала различные,
в том числе коренные преобразования. Исторический экскурс помог выявить
совокупность тех изменений, которые отразились на исполнении (отбывании)
наказаний, формах и методов этой деятельности.
Как любая открытая
искусственно детерминированная система, уголовно-исполнительная система имеет
множество проблем, от решения которых зависит успех и эффективность ее
функционирования.
Общественность и
государственные институты должны принимать самое непосредственное участие в
процессе исправления, реабилитации и ресоциализации тех лиц, которые в силу
различных обстоятельств нарушили требования закона.
Список использованной
литературы (библиография):
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
5. Ведомости Верховного Суда (ВВС) РСФСР. 1961. № 37.
6. ВВС РСФСР. 1963. № 26.
7. ВВС СССР. 1968. № 23.
8. ВВС СССР. 1969. № 29.
9. ВВС РСФСР. 1970. № 51.
10. Байдаков Г.П. Цель уголовного наказания // Проблемы
совершенствования функционирования органов и учреждений, исполняющих наказания.
М., 1993.
11. Дуюнов В.К. Наказание в уголовном праве России -
принуждение или кара? // Государство и право. 1997. № 11.
12. Жижиленко А.А. Очерки об общем учении о наказании.
13. Крахмальник Л.Г. Кодификация исправительно-трудового
законодательства. М., 1978.
14. Кузьмин С.И., Исаков В. Карательная политика должна
быть стабильной // Преступление и наказание. 1998. № 8.
15. Михлин А.С., Шмаров И.В. Актуальность разработки
нового уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе //
Проблема уголовно-исполнительного законодательства в свете правовой реформы.
М., 1991.
16. Морозова Л.А. Функции российского государства на
современном этапе // Государство и право. 1993. № 6.
17. Никонов В.А. Эффективность общепредупредительного
воздействия уголовного наказания (теоретико-методологическое исследование). -
М. - Тюмень: Академия МВД РФ. Высшая школа МВД РФ, 1994.
18. Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в
советском государстве.
19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.
20. Петрухин И. Новый уголовный кодекс: проблемы наказания
// Уголовное право. 1999. № 3.
21. Рябинин А.А. Исправительно-трудовое
(уголовно-исполнительное) право Российской Федерации. - М., Юристъ, 1995.
22. Самбуров Э.А. Взаимосвязь категории диалектики. М.,
1987.
23. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права.
Проблема общей части. - М.: юрид. лит., 1984.
24. Теория государства и права. Курс лекций / Под. ред.
М.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997.
25. Уганов С.И. К вопросу о целях наказания // Реализация
положений нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний / Под
ред. В.И. Селиверстова: Сб. науч. трудов - М.: ВНИИ МВД России, 1995.
26. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для
юридических вузов и факультетов. Под ред. А.И. Зубкова: М.: ИНФРА .М. НОРМА,
1997.
27. Усс А.Л. Социально-интегративная роль уголовного
права. Красноярск, 1993.
28. Фетисов В.З. Соотношение кары и воспитания в
исправлении и перевоспитании несовершеннолетних осужденных молодежного
возраста.
29. Фефелов В.А. Социально-правовые основы цивилизации
исправительных учреждений Российской Федерации. - Рязань. 1992.
30. Шамис А.В. Место и роль воспитательной функции
наказания в уголовно-исполнительном законодательстве // Правовое и методическое
обеспечение исполнения уголовных наказаний / Под ред. В.И. Селиверстова: Сб.
науч. трудов. - М.: ВНИИ МВД России.
31. Шамис А.В. Исправительное воздействие на осужденных -
социальная функция ИТУ // Преступление и наказание. 1994. № 12.
32. Юридический энциклопедический словарь.
[1]
Конституция РФ от 12 декабря 1993г. ст. 71 п. «О».
[2]
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.
- М.: Юристъ, 1997, с.61
[3]
См. подробнее: Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном
этапе // Государство и право. 1993, № 6 с.103-104.
[4]
В общей теории права эта функция может носить различные названия, но в принципе,
имеет одно содержание.
[5]
Не следует забывать об условленности такого деления. - Прим. автора.
[6]
В данной работе мы не будем касаться терминологических вопросов и проблем этого
понятия, и его методологической состоятельности. Автор использует его, как
наиболее устоявшееся. - Прим. автора.
[7]
Морозова Л.А. Указ. соч. С.103.
[8]
Теория права и государства ... с.64
[9]
От «prinсipus» - лат. -
«первооснова».
[10]
См.: Самбуров Э.А. Взаимосвязь категории диалектики. М., 1987. С 71.
[11]
См. подробнее: Фефелов В.А. Социально-правовые основы цивилизации
исправительных учреждений Российской Федерации. - Рязань. 92. - 166с.
[12]
Теория права и государства... С.63.
[13]
Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических ВУЗов и
факультетов. Под. ред. А.И. Зубкова. - М.: ИНФРА .М. НОРМА, 1997. С.317.
[14]
Там же. С.318.
[15]
См. подробнее: Никонов В.А. Эффективность обще-предупредительного воздействия
уголовного наказания (теоретика методологическое исследование). - М. - Тюмень:
Академия МВД РФ. Высшая школа МВД РФ, 1994. С.3.
[16]
УК РФ ч.1 ст.43.
[17]
См. например: Жижиленко А.А. Очерки по общему учении о наказании. С25.
[18]
Никонов В.А. Указ соч. С.19.
[19]
Кузьмин С.И., Исаков В. Карательная политика должна быть стабильной //
Преступление и наказание. 1998. №8 С.52.
[20]
Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве. С37.
[21]
См.: Юридический энциклопедический словарь. С171.
[22]
См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С.229.
[23]
Никонов В.А. Указ. соч. С.13.
[24]
Дуюнов В.К. Наказание в уголовном праве России - принуждение или кара? //
Государство и право. 1997 № 11. С.62.
[25]
Там же С.63.
[26]
Никонов В.А. Указ. соч. С.14.
[27]
Петрухин И. Новый уголовный кодекс: проблема наказания // Уголовное право.
1999. №3. С.42.
[28]
Куганов С.И. К вопросу о целях наказания // Реализация положений нового
законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний / Под. ред. В.И.
Селиверстова: Сб. науч. трудов. - М.: ВНИИ МВД РФ. 1995. С.13.
[29]
Фетисов В.З. Соотношение кары и воспитания в исправлении и перевоспитании
несовершеннолетних осужденных молодежного возраста.
[30]
См. подробнее: Куганов С.И. Указ. соч. С.18.
[31]
Шамис А.В. Исправительное воздействие на осужденных - социальная функция ИТУ //
Преступление и наказание 1994 №12. С.37.
[32]
Никонов В.А. Указ. соч. С.22.
[33]
Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. - М.:
юрид. лит.; 1984. С.159.
[34]
Там же С.163.
[35]
Указ. соч. С.165.
[36]
Там же С.166.
[37]
Шамис А.В. Место и роль воспитательной функции наказания в
уголовно-исполнительном законодательстве // Правовое и методическое обеспечение
исполнения уголовных наказаний / Под. ред. В.И. Селиверстова: Сб. науч. трудов.
- М.: ВНИИ МВД России. С.28.
[38]
Байдаков Г.П. Цели уголовного наказания // Проблемы совершенствования
функционирования органов и учреждений, исполняющих наказание. М., 1993. С.54.
[39]
Шамис А.В. Исправительное воздействие... С.37.
[40]
Ведомости Верховного Совета (далее ВВС) РСФСР. 1961. №37.ст.556.
[41]
ВВС СССР 1968 №23. Ст.89.
[42]
ВВС РСФСР 1963 №26 ст.591.
[43]
ВВС СССР 1969 № 29 ст. 246.
[44]
Там же. Ст.247.
[45]
ВВС РСФСР 1970 № 51. Ст.1220.
[46]
См.: Крахмальник Л.Г. Кодификация исправительно-трудового законодательства. М.,
1978. С.33-34.
[47]
Подробнее см.: Михлин А.С.; Шмаров И.В. Актуальность разработки нового
уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе // Проблемы
уголовно-исполнительного законодательства в свете правовой реформы. М., 1991.
С.3-8.
[48]
Уголовно-исполнительное право России... С.245.
[49]
Указ. соч. С.241.
[50]
Там же С.244.
[51]
См. там же: Рябинин А.А. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное право)
Российской Федерации. - М., Юристъ, 1995.С.11.
[52]
Там же С.13.
[53]
Указ. соч. С.244.
[54]
Там же С.362.
[55]
Указ. соч. С.351.
[56]
Следует признать, что в истории становления нормативной основы данных органов
это был первый закон, предусматривающий подробную регламентацию пенитенциарной
системы нашего государства. - Прим. автора.
[57]
Уголовно-исполнительное право России... С.373.
[58]
Там же С.354.
[59]
См.: Усс А.Л. Социально-интегративная роль уголовного права. Красноярск, 1993.
С.227
[60]
Рябинин А.А. Указ. соч. С.35.
|