сбор, обработка, обмен и предоставление
информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий
в условиях чрезвычайных ситуаций;
участие в осуществлении государственной
экспертизы, надзора и контроля я области защиты населения и территорий в
условиях чрезвычайных ситуаций;
создание и рациональное использование
резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для
обеспечения работы Службы;
участие в разработке я осуществлении мер
по социальной защите населения, проведении гуманитарных акции, обеспечении
условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области зашиты от
чрезвычайных ситуаций;
разработка и постоянное
совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование и оценка
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций:
участие в подготовке населения и
спасателей к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
научно-исследовательская работа по
развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;
международное сотрудничество в области
медицины катастроф.
4.
Служба функционально объединяет службу медицины катастроф Министерства
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и, службу
медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также
предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций силы и средства Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства
внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта РФ, других
федеральных органов исполнительной власти.
Задачи, организация и порядок
деятельности служб, органов, формирований и учреждений, входящих в состав
Службы, определяются положениями о них, утверждаемым федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
5.
Служба имеет следующие уровни: федеральный, региональный, территориальный,
местный и объектовый.
Служба представлена:
На федеральном уровне -
Всероссийским
центром медицины катастроф «Защита» (с входящими в него формированиями и
учреждениями), который одновременно выполняет функции регионального центра,
медицинскими формированиями и учреждениями регионального подчинения
Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, других
федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с
возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций, клиническими и научными базами;
На
региональном уровне -
Региональными
центрами медицины катастроф, (с входящими в них формированиями и учреждениями)
В гг. Хабаровске. Новосибирске, а также создаваемыми региональными центрами
медицины катастроф в гг. Чите, Красноярске, Екатеринбурге, Самаре,
Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, которые одновременно выполняют функции
территориальных центров по месту дислокации, медицинскими формированиями военных
округов, флотов и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в
соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидация чрезвычайных
ситуаций на региональном уровне.
Региональный центр медицины катастроф
непосредственно подчиняется Всероссийскому центру медицины катастроф «Защита»,
а применительно к территории, где расположен,— руководителю соответствующего
территориального звена здравоохранения;
На территориальном и
местном уровнях -
Территориальными
центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями
и
учреждениями), формированиями постоянной готовности военно-медицинских
учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Министерства Путей сообщения Российской Федераций, Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации,
учреждениями Федерального управления медико-биологических экстремальных проблем
при Министерстве
здравоохранения
и медицинской промышленности Российской Федерации, других федеральных органов
исполнительной власти, участвующих в соответствия с возложенными на них
обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на у, территориальном уровне.
Территориальный
центр медицины катастроф непосредственно подчинен руководителю территориального
звена здравоохранении, а функционально — региональному центру медицины
катастроф.
Структурно
центры медицины катастроф включают в свой состав администрацию, оперативное,
научное (научно-методическое) и дежурно-диспетчерское подразделение оперативную
группу управления и клиническую базу (госпиталь, больницу) с подвижным
формированием бригады специализированной медицинской помощи постоянной
готовности, предназначенные для выдвижения в зону чрезвычайной ситуации для
оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
6.На
всех уровнях Службы на базе медицинских образовательных,
научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических
учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы).
Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих
учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное
подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.
7.
В зависимости от обстановки различают 3 режима функционирования Службы:
повседневная
деятельность, повышенная готовность и ЧС. Решение о введении режимов повышенной
готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, руководители объектов.
8.
При ликвидации медико-санитарных последствий, чрезвычайных ситуаций
используются все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации
лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и
аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.
Координация
подготовки и взаимодействия органов
управления,
а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Службы,
возлагается на службу медицины катастроф Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации, которая должна обеспечить:
разработку научно-методических принципов
деятельности Службы;
подготовку, повышение квалификации и
аттестацию специалистов Службы;
разработку методических основ подготовки
населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
руководство силами и средствами,
участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
9.Руководящими органами Службы на
федеральном, региональном территориальном и местном уровнях являются
соответствующие межведомственные координационные комиссии, которые одновременно
выполняют функции штабов службы. На местном и объектном уровнях функции штабов
Службы возлагаются на штабы медицинской службы Гражданской обороны. Штабы
Службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.
По оперативно-тактическим вопросам в
пределах выполняемых задач при ликвидации чрезвычайных ситуаций Служба
руководствуется решениями соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Основным
документом, регулирующим деятельность Службы, является план медико-санитарного
обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается
соответствующими штабами Службы, согласовывается с членами межведомственной
координационной комиссии Службы, подписывается ее председателем, начальником
штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным
ситуациям.
Организационно-методическое
руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в
чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации.
10. Финансирование Службы осуществляется
за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов, средств заинтересованных организаций с учетом соответствующих
федеральных целевых программ.
Резерв финансовых и
материально-технических ресурсов (медицинского, санитарно-хозяйственного,
специального имущества и оборудования) создается:
в составе государственного резерва,
предназначенного для обеспечения первоочередных работ при ликвидации
чрезвычайных ситуаций,— за счет средств федерального бюджета;
на федеральном и региональном уровнях -
за счет средств федеральных органов исполнительной власти, силы и средства
которых входят в состав Службы;
резерв субъекта Российской Федерации за
счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;
резерв местного уровня — за счет средств
местного бюджета;
объектовый резерв — за счет собственных
средств организации.
Порядок создания, расходования,
номенклатура и объемы резервов финансовых и материально-технических ресурсов
определяются органом (организацией), их создающим.
За последние годы в России появилось
несколько новых служб, занимающихся оказанием медицинской и другой помощи
гражданам. В данной работе как примеры подобных служб были рассмотрены единые
дежурно-диспетчерские системы и Всероссийская служба медицины катастроф,
занимающаяся оказанием скорой медицинской помощи гражданам в рамках ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций. Можно с уверенностью казать, что для России
эти организации являются абсолютно новыми, коренным образом отличающимися от
всех остальных.
Основное отличие состоит в том, что и
единые дежурно-диспетчерские системы и Всероссийская служба медицины катастроф
стремятся объединить и скоординировать действия всех существующих служб (скорой
помощи, милиции, пожарной службы, «службы спасения» и т.д.) для оказания
наиболее быстрой и эффективной помощи людям.
Нужно сказать, что эта задача уже
реализуется и приносит свои плоды.
Опыт нашей страны и других стран
подтверждает, что подобный принцип организации эффективен и является наиболее
перспективным.
Авиамедсестры в ранние годы авиации
Повозка скорой помощи, Харбин
Русская
скорая помощь, Харбин
Кареты
скорой помощи везут раненых в больницу. Франция, 7 июня 1918
Библиография
1.
Большая Советская
энциклопедия
2. Энциклопедия
Брокгауза и Эфрона
3. Материалы
из личного архива Николаева К.А.
4. Российская
газета от 14 марта1996 года
5. Популярная
медицинская энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1980
6. Даринский
А.В. Санкт-Петербург 1703-1917. Книга для чтения. СПб, 1997
7. Щерих
Д.Ю. Книга рекордов Петербурга. Все самое-самое в истории и жизни города. СПб,
изд. Иванов и Лещинский, 1995
8. А.А.
Керсновский. История русской армии в 4 томах. Том второй. От взятия Парижа до
покорения Средней Азии 1814-1881 гг., М., Голос, 1999
9. Советская
военная энциклопедия в 8 томах. Том четвертый. М., Воениздат1977. Том шестой.
М., Воениздат, 1978
10. Геселович
А.М. Летопись жизни Н.И. Пирогова (1810-1881). М., 1976
11. Первая
помощь. Учебник Российского общества Красного Креста, пер. с англ., Mosby
Lifeline, Toronto,
1997
[1]
См. «Единые дежурно-диспетчерские службы»
[2]
См. «Крестовоздвиженская община сестер милосердия»
[3] Пирогов (Николай Иванович, 1810 - 1881) - один из величайших врачей и по cиe время самый выдающийся авторитет с области военно-полевой хирургии.
В 1854 г., с началом
военных действий, Пирогов уехал в Севастополь, во главе отряда Крестовоздвиженской
общины сестер милосердия. Отдавшись делу помощи больным и раненым, посвящая им
целые дни и ночи в течение 10 месяцев, он в тоже время не мог не видеть всей
общественной и научной отсталости русского общества, широкого господства
хищничества, самых возмутительных злоупотреблений. В 1870 г. П. был приглашен
главным управлением Красного Креста осмотреть военно-санитарные учреждения на
театре франко-прусской войны. Результатом наблюдений стал труд "Начала
военно-полевой хирургии", получивший всеобщее распространение. Так,
например, его гипсовая повязка была в большом употреблении; производство
резекций, в целях сохранения наивозможно большей массы неповрежденных частей,
вытеснило ампутации; его план рассеяния больных применялся немцами в самых широких
размерах; его взгляды о размещении больных и раненых не в больших госпиталях, а
в палатках, бараках и пр. был осуществлен. Точно также введена была
рекомендованная им еще в Севастополе сортировка раненых на перевязочном пункте.
Благодаря его экспериментальным исследованиям, эфирный наркоз при операциях
быстро получил широкое распространение в России.
|