Реферат: Конституционное развитие республики Тыва
Конституция - многогранный политико-правовой
документ, определяющий пути развития государства и общества и методы решения
назревших в обществе проблем. Она все более весомо влияет на
социально-экономические и политические процессы, на механизм принятия решений
на различных уровнях социальной системы. Практика применения ее норм не всегда
идет гладко, в том числе и из-за сложной социально-экономической обстановки.
Об истории конституционного развития
После Октябрьской революции 1917 года в Туве были
проведены совещания по вопросам дальнейшей судьбы и национального
самоопределения тувинского народа, образования тувинской государственности, в
результате чего 14 августа 1921 г. на Всетувинском учредительном Хурале
представителей всех кожуунов Тувы была провозглашена независимая Тувинская
Народная Республика (далее - ТНР). Учредительный Хурал принял первую
Конституцию ТНР, которая закрепила завоевания национально-освободительного
движения народа Тувы и образование республики, заложила основы тувинского
национального государства, а также определила систему его высших и местных
органов государственной власти.
В октябре 1924 г. на II Великом Хурале
принимается вторая Конституция ТНР, которая определила постоянный высший
законодательный орган республики - Малый Хурал и его Президиум, чего не было в
предыдущей Конституции.
Третья Конституция ТНР была принята в ноябре 1926
г. IV Великим Хуралом. В ней развивались и уточнялись отдельные положения,
сформулированные во второй Конституции.
VIII Великий Хурал, состоявшийся в октябре 1930
г., принял четвертую Конституцию ТНР, в которой более подробно были определены
природа республики и ее полномочия.
По мере развития экономики и государственного
строительства ТНР, изменений в социально-экономических отношениях требовалось
совершенствование и ее правовой системы. В связи с этим был разработан и
опубликован для всенародного обсуждения проект пятой Конституции ТНР, утвержденный
в качестве основного Закона X Великим Хуралом 25 июня 1941 г.1 Эта
Конституция была более совершенной по сравнению со всеми предыдущими прежде
всего потому, что на первом месте в ней стояли вопросы
общественно-экономического устройства государства. Тува определялась как
независимое государство трудящихся (аратов, рабочих и интеллигенции) с
некапиталистическим путем развития, основу государственного механизма которого
составляли представительные органы государственной власти - Хуралы. Местные
органы власти строились в соответствии с административно-территориальным
делением республики на кожууны и город Кызыл. Кожууны включали в себя поселки и
сумоны, а сумоны - арбаны.
17 августа 1944 г. VII сессия Малого Хурала ТНР
приняла Декларацию "О вхождении Тувинской Народной Республики в состав
Союза Советских Социалистических Республик" и обратилась в Верховный Совет
СССР с ходатайством принять ТНР в состав СССР на правах автономной области
РСФСР. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 11 октября 1944 г.
удовлетворил ходатайство и предложил Верховному Совету РСФСР принять ТНР в
состав РСФСР на правах автономной области. Указом Президиума Верховного Совета
РСФСР от 14 октября 1944 г. "О принятии Тувинской Народной Республики в
состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" ТНР
была принята в состав РСФСР на правах автономной области.
В 60-х годах на основе развития экономики и
культуры завершился процесс формирования республиканских органов, что
окончательно было закреплено на внеочередной XIII сессии Малого Хурала
тувинской нации. Одним из проявлений национального самосознания было стремление
населения области к созданию в Туве автономного государства, а важной
предпосылкой к этому было дальнейшее развитие тувинской государственности.
Вопрос о совершенствовании формы
государственности был решен путем преобразования Тувинской автономной области в
автономную республику Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 октября
1961 г. "О преобразовании Тувинской автономной области в Тувинскую
Автономную Советскую Социалистическую Республику". Этот акт был
санкционирован одноименным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10
октября 1961 г. и окончательно утвержден 8 декабря 1961 г. Законом СССР.
Вновь избранный Верховный Совет Тувинской АССР 10
января 1962 г. на первой сессии сформировал органы государственной власти и
государственного управления, принял временные конституционные законы о
государственном устройстве, об органах государственной власти и органах
государственного управления, об образовании судебных и прокурорских органов, о
гербе, флаге и столице Тувинской АССР, которые были утверждены Верховным
Советом РСФСР и предназначены действовать впредь до принятия Конституции
Тувинской АССР. Временные конституционные законы Тувинской АССР сыграли важную
роль в создании тувинского государства в составе Российской Федерации.
С точки зрения общей теории ставится вопрос о
том, имеются ли у республик в составе Российской Федерации признаки, которые
необходимы для государства и позволяют квалифицировать их как суверенные
государства.
К таким признакам можно отнести наличие:
а)
самостоятельного законодательного органа;
б)
собственной законодательной компетенции;
в)
исполнительной власти, ответственной перед законодательным органом;
г)
судебной власти;
д)
собственной компетенции в управлении;
е)
собственных финансовых средств.
О работе Конституционной комиссии
Расхождения в Конституции Тувы с Конституцией
Российской Федерации объясняются сложной общественно-политической обстановкой в
Российской Федерации и республике, расхождениями между Федеративным Договором и
Конституцией Российской Федерации, слабостью усилий Федерального центра по
координации конституционного процесса в регионах, неэффективностью национальной
и региональной государственной политики в части поддержания депрессивных
регионов, отсутствием законодательных актов, четко разграничивающих права и
полномочия между федеральными и региональными органами власти.
В связи с необходимостью приведения действующей
Конституции Республики Тыва в соответствие с Конституцией Российской Федерации
и федеральным законодательством Указом Президента Республики Тыва 8 сентября
2000 г. № 752 "О Конституционной комиссии Республики Тыва" была
создана Комиссия.2 Были проанализированы все этапы конституционного
строительства Тувы, разногласия между Конституцией Российской Федерации и
Конституцией Республики Тыва. В результате совместной работы Верховного Хурала,
Президента и Конституционной комиссии было принято совместное решение о
разработке новой редакции проекта Конституции Тувы, исключая все коллизии в
Конституции Республики Тыва (1993 г.).
При разработке проекта Конституции Республики
Тыва Комиссия исходила, прежде всего, из необходимости приведения действующей
Конституции Республики Тыва в соответствие с Конституцией Российской Федерации
и федеральным законодательством. Действующая Конституция Республики Тыва, по
мнению полномочного представителя Президента Российской Федерации в
Конституционном Суде России М. Митюкова, содержит более 40 статей,
противоречащих федеральному законодательству. Существующие противоречия
проектом устраняются.
В своей деятельности Конституционная комиссия
руководствовалась положениями Конституции Российской Федерации, Федерального
закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской
Федерации", Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации,
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и др. При работе над законопроектом
были приняты во внимание положения Конституций республик Алтай, Дагестан,
Северная Осетия, Бурятия, Коми, Карелия, уставов Ханты-Мансийского автономного
округа, Саратовской области. Учтены были также постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. и его определение от 27 июня 2000
г.
О проекте Конституции республики Тыва
Проект Конституции Республики Тыва состоит из
двух разделов, состоящих из 17 глав, разбитых на 145 статей. Главы проекта
отражают основные сферы жизнедеятельности общества, государства и включают
положения об основах конституционного устройства (глава 1), социальной (глава
5), экономической (глава 6), финансовой (глава 7) и экологической (глава 8)
политики. Ключевое значение придается правам, свободам и обязанностям человека
и гражданина (глава 2), а также вопросам выборов и референдума (глава 3) -
необходимым условиям функционирования гражданского общества. Структуру органов
государственной власти республики предлагается установить с учетом
исторических, социально-экономических и политических факторов развития Тувы и
России (главы 9 и 10). В положениях о судебной власти (глава 11), местном
самоуправлении (глава 12), обеспечении правопорядка и безопасности (глава 13),
основах государственной и муниципальной службы (глава 14) учтены требования
федерального законодателя. Глава 15 (админи-стративно-территориальное
устройство) отражает особенности исторически сложившегося расселения жителей
республики, территориального устройства Тувы.
Статус республики в статье 1 проекта Конституции
устанавливается как демократическое правовое государство в составе Российской
Федерации, имеющее свою Конституцию и законодательство. Таким образом, сохранен
статус Республики Тыва как государства, добровольно вошедшего в состав Союза
СССР, на протяжении длительного времени имевшего свою государственность и
Конституцию. В целях формирования единого правового поля в Российской
Федерации, в отличие от действующей Конституции, статья не содержит норм,
устанавливающих суверенитет и право на самоопределение. Вместе с тем, в
соответствии со статьей 8 проекта на территории Республики Тыва действует
Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации, проектом не отвергается право народов на самоопределение, свободно
устанавливать свой политический статус и обеспечивать свое экономическое,
социальное и культурное развитие, предусмотренные Уставом ООН (Сан-Франциско,
26 июня 1945 года) и Международным пактом от 16 декабря 1966 года "О
гражданских и политических правах", Декларацией ООН "О принципах
международного права" и иными международными актами.
В законопроекте сформулированы статьи,
регулирующие вопросы собственности и свободы экономической деятельности в
Республике Тыва, гарантирующие единство экономического пространства, свободное
перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. В
документе признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности.
В силу значимости вопросов земли и природных
ресурсов соответствующие положения выделены в отдельную статью. Являясь основой
жизни и деятельности народа Республики Тыва, они регулируются Российской
Федерацией и Республикой Тыва с учетом необходимости сохранения и поддержания
исторически сложившихся форм хозяйствования и использования природных ресурсов
в интересах народа Республики Тыва. Право частной собственности на землю
определяется законодательством Российской Федерации и референдумом Республики
Тыва. При разработке данной формы учтены итоги референдума о земле,
проведенного в республике в 1993 году.3
Отдельно предусмотрены проектом Конституции нормы,
регулирующие предметы ведения и полномочия, в том числе совместные, Российской
Федерации и Республики Тыва. В отличие от действующей Конституции Республики
Тыва в проекте отражены предметы ведения Российской Федерации, предметы
совместного ведения Российской Федерации и Республики Тыва, а также полномочия
Республики Тыва по предметам совместного ведения Российской Федерации и
Республики Тыва, предметы исключительного ведения Республики Тыва, механизм
защиты предметов исключительного ведения и полномочий Республики Тыва по
предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Тыва.
Отдельной статьей выделены предметы
исключительного ведения Республики Тыва, направленные на защиту экономических
прав республики. Принципиально новые положения предполагают приоритет
социально-экономи-ческого развития республики.
В проекте намечается изменить структуру органов
государственной власти Республики Тыва, исходя из интересов граждан и общества.
Так, единственным законодательным и представительным органом государственной
власти предполагается Великий Хурал Республики Тыва - двухпалатный парламент.
Необходимо отметить, что в проекте нет Конституционного Собрания - Великого
Хурала (съезда) народа Республики Тыва, его полномочия по одобрению Конституции
Республики Тыва, принятию поправок в Основной Закон Республики Тыва переходят к
Верхней палате парламента - Палате представителей. Кроме того, Палата
представителей решает кадровые вопросы, вопросы
административно-террито-риального устройства, назначает республиканский
референдум и т.д. В ведении Законодательной палаты - принятие Конституции и
законов Республики Тыва, программ социально-экономического развития, выражение
недоверия (доверия) Председателю Правительства Республики Тыва, дача согласия
на назначение заместителей Председателя Правительства, министров финансов и
экономики, а также вопросы государственной собственности, бюджета, налогов и
сборов, другие вопросы непосредственного жизнеобеспечения республики. К ведению
Палат Великого Хурала относится формирование состава Счетной палаты Республики
Тыва - государственного органа финансового контроля.
Страницы: 1, 2, 3
|