Реферат: Конституционо-правовые основы государственной службы
Министерство
образования Российской Федерации
Тюменский государственный университет
Институт государства и права
Специальность: Государственное и
муниципальное управление
Р Е Ф Е Р А Т
на тему:
Конституционно-правовые
основы
государственной службы
Выполнил студент IV курса
дневного отделения гр. 1597
Лесовой Сергей Юрьевич
2002г.
Законодательство о государственной службе
Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие ее
организацию и правовое положение государственных служащих
— условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и
ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.
Основные источники этого законодательства
перечислены в Федеральном законе "Об основах государственной
службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. (ст. 4 п.1). Разумеется, и сам
этот закон является одним из главных ее
источников. Любое законодательство представляет собой систему, а система законодательства о гос. службе является
двухуровневой. Первый из уровней — федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", других федеральных законах и иных нормативных
правовых актах РФ. Второй уровень — законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы и
т. п. Все это законодательство имеет
конституционное происхождение.
В Конституции РФ нет конкретного регламента
государственной службы, но есть целый ряд положений, закладывающих ее основы:
Верховенство Конституции РФ и федеральных
законов на всей
территории Российской Федерации (ст. 4 ч. 2). Это положение связано с федеративной
природой государства и означает, что федеральная Конституция и федеральные
законы в силу их верховенства на всей территории Российской Федерации не
нуждаются в подтверждении в какой-либо форме субъектами Федерации; на всей
территории государства они действуют прямо и непосредственно.
Единство системы государственной власти,
разграничение предметов
ведения между РФ и ее субъектами (ст. 5 ч. 3). Это означает, что власть Федерации
распространяется на всю ее территорию, обеспечивает тесное функционирование
всего государственного механизма разных уровней.
Приоритет прав и свобод человека и
гражданина, их непосредственное действие (ст. 18). Права и
свободы человека и гражданина, неотчуждаемые от человека и общепризнанные
мировым сообществом, являются непосредственно действующими, т. е. их
осуществление не зависит от того, признает их государство или нет. Права и
свободы человека – явление объективной социальной реальности. Государство не
дарует человеку права и свободы, оно лишь познает и закрепляет их в своем
законодательстве. Именно права и свободы человека и гражданина определяют
смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом следует иметь ввиду, что в деятельности всех ветвей государственной
власти – законодательной, исполнительной и судебной, органов и должностных лиц
местного самоуправления признание, обеспечение и защита прав и свобод человека
и гражданина имеют приоритетное значение. Из этого вытекает требование, согласно
которому все органы государственной власти и местного самоуправления должны
сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами
граждан.
Обязанность государства признавать,
соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2).
Разделение законодательной, исполнительной и
судебной власти (ст. 10). Здесь речь идет не о параллельно
существующих и абсолютно независимо друг от друга развивающихся властях, а об
их сотрудничестве и даже единстве, в рамках которых сохраняется и
конституционно обеспечивается различие и самостоятельность органов,
осуществляющих законодательство, управление и правосудие.
Иными словами, в отечественной
конституционной практике понятие разделения властей равнозначно понятию
организационного обособления властей. Законодательную власть в Российской
Федерации осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации,
исполнительную – Правительство Российской Федерации, судебную – суды Российской
Федерации. При этом согласно 10 статье государственная власть едина, но функции
ее – законодательство, управление и правосудие – осуществляются различными органами,
каждый из которых может выполнять, и в практике российского конституционализма
и конституционной практике иных государств действительно выполняет отдельные
полномочия, с точки зрения классических представлений о разделении властей
входящие в компетенцию этих органов.
Равный доступ граждан к государственной службе (ст. 32 ч. 4). Это положение соответствует ст. 25
Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой
граждане без каких-либо необоснованных ограничений и дискриминаций имеют право
и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к
государственной службе.
Некоторые обязанности всех должностных лиц
(ст. 24 ч. 2, ст. 41 ч. 3, ст. 46 ч. 2 и др.).
Нормативным основанием для определения
системы исполнительной власти в структурном плане является
Конституция РФ. Статья 5 ее говорит о «единстве системы
государственной власти»; гл. 12 — о «системе органов государственной
власти»; в п. «г» ст. 71 Конституции РФ в числе других ветвей власти
сказано о «системе федеральных органов исполнительной власти».
В итоге получается, что достаточно полного
системно-структурного определения исполнительной власти в
Конституции нет. В ст. 77 говорится о единой системе
исполнительной власти, образуемой федеральными органами исполнительной власти
и органами исполнительной власти субъектов Федерации в рамках
предметов исключительного ведения федерации и совместного ведения.
В таком же контексте эти подсистемы органов упомянуты и в ст.
78, а в ст. 112 косвенно сказано о структуре органов исполнительной власти».
Кроме того, Конституция использует термин «государственный
орган». Это ставит проблему соотнесения этих понятий и терминов между
собой в целях выработки единого представления об органе
исполнительной власти, а также о системе исполнительной власти в
целом, об отличии правового статуса органа исполнительной власти от
правового статуса органа управления государственного и
негосударственного.
Из конкретных органов исполнительной власти
Основной Закон выделяет Правительство РФ (ст. 110). Другие
органы упомянуты в общей форме — как федеральные органы исполнительной власти,
как органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77,112).
Список
литературы:
1.
Конституция
Российской Федерации. – М.: 2001. – 48с.
2.
Научно-практический
комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е
изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2001. – 670с.
3.
Пикулькин А.В.
Система государственного управления: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399с.
4.
Чиркин В.Е.
Государственное управление. Элементарный курс. – М.: Юристъ, 2002. – 320с.
|