Причины нарушения законности сотрудниками ОФСБ:
-
не все сотрудники имеют
достаточную юридическую подготовку;
- недостаточное понимание, разночтения;
-
корыстные мотивы, желание
создать видимость хорошей работы;
-
неудовлетворяющее современным
требованиям стиль и методы работы;
-
некачественный подбор
сотрудников;
-
низкий уровень психологической
подготовки;
-
отсутствие элементарной культуры
II. Юридические гарантии соблюдения законности
Исключительное место в реализации законности принадлежит определённым правовым
институтам и мерам, которые являются гарантом. Административное право
выделяет гарантии:
-
материальные
-
политические
-
нравственные
-
специальные
Специальные гарантии обеспечения законности подразделяются на две
группы:
Первая
группа гарантий, обусловленная непосредственно организацией и функционированием
ОФСБ:
-
прямое подчинение Президенту;
-
законодательное закрепление всех
видов деятельности;
-
чёткое нормативное закрепление
задач, функций, компетенции;
-
наличие правовых актов,
предусматривающих административный и судебный порядок восстановления прав;
-
ограничение круга должностных
лиц, имеющих право санкционировать проведение оперативно-розыскных и
контрразведывательных мер.
Вторая группа:
-
гласность в работе;
-
право на жалобы в вышестоящие
органы;
-
право граждан обратиться в суд;
Гласность
означает открытое законодательство.
Закон
Российской Федерации 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан».
Гражданин вправе обращаться в суд, если он считает, что неправомерными
действиями нарушены его права. Он может обратиться в суд в течении 3 месяцев,
когда ему стало известно о нарушении его прав, или в течении 1-го месяца с
момента получения отказа в удовлетворении устранения нарушения прав.
Предложение
–привлечение внимания на недостатки и
пути их устранения.
Срок
рассмотрения заявлений и предложений 1 месяц.
III.
Способы обеспечения
законности
Способами обеспечения
законности являются различные виды контроля:
-
парламентский
-
президентский
-
правительственный
-
судебный
-
внутриведомственный
-
прокурорский надзор
Принципы контроля :
-
систематичность
-
всесторонность
-
своевременность
-
объективность
Парламентский контроль осуществляют :
-
парламентские комитеты и
комиссии
Виды парламентского контроля :
-
депутатский запрос
-
депутатский вопрос
-
депутатское расследование
Особая роль в контроле принадлежит Конституционному суду.
Отличия контроля от надзора :
-
наличие подчинённости;
-
право отменять решение
контролируемого органа;
-
возможность применения мер
воздействия
Внутриведомственный контроль осуществляет :
-
начальник подразделения
-
организационно-инспекторское
управление
Формы внутриведомственного контроля :
-
целевые проверки
-
комплексные проверки
-
инспектирование
-
личная проверка руководителем
-
заслушивание руководителей и
исполнителей вышестоящим руководством
-
изучение и обобщение
практических материалов.
Административно - правовое регулирование военной
службы в ОФСБ.
План.
1.
Понятие, характерные черты,
признаки, правовая основа.
Исполнение
обязанностей военной службы.
2.
Поступление на военную
службу в ОФСБ.
3.
Прохождение военной службы
по контракту в ОФСБ.
4.
Основа социально-правовой
защиты военнослужащих в ОФСБ.
Источники:
Ф.З
“О воинской обязанности и военной службе” 1998г.
Ф.З
“О статусе военнослужащих” 1998г.
Ф.З
“О материальной ответственности военнослужащих” 99г
I.
По
КРФ военная служба – это обязанность каждого гражданина РФ (ст.59)
Военная
служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемый
гражданами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
Способы поступления на воинскую службу:
● По призыву.
● По контракту.
Военной службе присущи все черты гос.Службы:
-
Общие основы и принципы организации.
-
Общие основы функционирования, её развития и прекращения.
-
Деятельность осуществляется от имени государства.
-
Ограничена рамками полномочий.
-
Преобладание отношений власти и подчинения.
-
обладает специфическим правовым статусом.
-финансируется
из федерального бюджета.
Особенности военной службы:
1.
Исполняется в специфической сфере жизни общества – обороне и безопасности.
2.
Характер выполняемых задач связан с риском для жизни.
3.
Возможно применение оружия и специальных средств.
4.
Обязательность военной службы для определённой категории граждан.
5.
Принятие присяги.
6.
Присвоение воинских званий.
7.
Детальное правовое регулирование военно-служебных отношений.
8.
Беспрекословность военного подчинения.
9.
Законодательное установление ограничения отдельных прав и свобод.
10.
Повышенная правовая защищённость.
11.
Наличие специальных правовых норм, устанавливающих ответственность
военнослужащих.
12.
Установление военной формы одежды и знаков отличия.
Особенности военной службы в ОФСБ:
(характер и специфика выполняемых задач)
1.
Наличие специального
административно-правового статуса – сотрудника ОФСБ.
2.
Основу кадрового состава
составляют военнослужащие, проходящие службу по контракту.
3.
Выполнение задач связанно с допуском
к государственной тайне.
4.
Специфика форм и методов работы.
5.
Некоторые особенности
социально-правовой защиты, предоставление ряда дополнительных благ.
Военная
служба по контракту в ОФСБ – это разновидность профессиональной деятельности,
которая осуществляется военнослужащими, заключившими контракт о прохождении
военной службы в ОФСБ России.
Эта
деятельность заключается реализации и исполнении предоставленных ОФСБ
полномочий в сфере безопасности.
Правовая основа:
1.
КРФ.
2.
Ф.З “О воинской обязанности
и военной службе”
3.
Ф.З “О статусе
военнослужащих”
4.
Ф.З “Об
обороне”
5.
ПП “Об утверждении
положения о военно-врачебной экспертизе”
6.
ПП “Порядок выезда
военнослужащих за границу”
7.
Правовые акты ОФСБ.
Исполнение обязанностей военной службы:
Закон закрепляет те ситуации, когда военнослужащий
считается выполняющим служебные обязанности.
1.
Участие в боевых действиях.
2.
Выполнение задач в условиях
ЧП, ВП, вооружённого конфликта
3.
исполнение должностных
обязанностей.
4.
Несение боевой службы, боевого
дежурства, суточного наряда
5.
Участие в учениях, походах
кораблей
6.
Выполнение приказа,
распоряжения начальника.
7.
Нахождение на территории В/Ч
во вне служебное время, если это вызвано служебной необходимостью.
8.
Служебная командировка.
9.
Лечение, следование к месту
лечения и обратно.
10.
Следование к месту несения
службы.
11.
Военные сборы.
12.
В плену (кроме самовольной
сдачи), и в заложниках.
13.
Безвестно-отсутствующим.
14.
Обеспечение защиты личности,
ее достоинства.
15.
Оказание помощи ОВД.
16.
Участие в предотвращении ЧС.
17.
Совершение иных действий,
признанных судом обеспечивающих безопасность личности, общества, государства.
Не является:
1.
Самовольное нахождение вне
воинской части.
2.
Добровольное приведения себя в
алкогольное или наркотическое опьянение.
3.
Совершение преступления.
II .
Ст.16 Ф.З “Об Органах ФСБ в
РФ ” предусматривает конкурсную основу.
Отбор кандидатов – вид
оперативно-служебной деятельности.
-
Поиск кандидата.
-
Изучение деловых и личных качеств кандидата.
-
Оформление документов.
Кандидат подаёт заявление.
Основания возвращения заявления:
1.
Отсутствие гражданства РФ.
2.
Не соответствие возраста.
3.
Вынесение в отношении него
судебного приговора.
4.
Ведение относительно него
дознания, предварительного следствия.
5.
Наличие не снятой или непогашенной
судимости.
6.
Если лицо отбывает наказание в
виде лишения свободы.
7.
Медицинские противопоказания в
течение месяца.
Проверка кандидата:
1.
Проведение медицинского
освидетельствования.
2.
ПФЛ.
3.
Проверка уровня образования,
профессиональных способностей.
4.
Рассмотрение его кандидатуры
комиссией.
После этого заключается контракт.
III
Элементы военной службы:
1.
Назначение на воинскую должность.
2.
Присвоение воинского звания.
3.
Аттестация.
4.
Увольнение.
Контракт – разновидность
соглашения, которая заключается между гражданами и ФСБ РФ в письменном виде по
типовой форме.
Контракт:
1.
Добровольность.
2.
Определённый срок.
3.
Условия контракта
-
Обязательность, срок.
-
Закрепление права граждан на соблюдение его прав и свобод.
Контракт бывает – 1.Первый.
2.Последующий.
Воинская должность – определяет статус
военнослужащего. Военнослужащий может быть назначен:
1.
На первую должность
2.
На высшую должность
3.
На равную должность
4.
На низшую должность
Высшая должность – если
штатом предусмотрено более высокое воинское звание, а при равенстве более
высокий должностной оклад.
Равная должность – равное
звание или оклад.
Низшая должность – более
низкое звание, а при равенстве меньший оклад.
В.служащий может быть
зачислен в распоряжение прямого командира или начальника.
Воинское звание:
1.
Первое
2.
Очередное
Присваивается В.служащему в
день истечения срока его военной службы в предыдущем звании, если он занимает
должность, предусматривающую более высокое звание.
3.
Досрочное присвоение
4.
За особые личные заслуги.
В.служащему может быть
присвоено звание выше, чем предусматривает его должность.
Аттестация:
1.
Всесторонняя оценка В.служащего.
2.
Определение соотношения должности.
3.
Перспектива дальнейшего
исполнения.
Задачи аттестации:
1.
Определение соответствия
В.служащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности
заключения новых контрактов с В.служащими, достигших определённого возраста
приёма на военную службу, а также отбор кандидатов для направления на учёбу.
2.
Создание резерва кандидатов для
направления на учёбу.
3.
Определение служебного
предназначения выпускников военно-учебных заведений.
4.
Представление В.служащих к
награждению государственными наградами РФ и присвоению очередных воинских
званий досрочно и на одну ступень выше, предусмотренного штатом.
5.
Оценка причин, которые могут
служить основанием для досрочного увольнения В.служащего с воинской службы.
В.служащий аттестуется не
менее чем за 4 месяца до истечения срока военной службы, но не реже, чем 1 раз
в год. Эта обязанность остаётся после окончания ВУЗа, адъюнктуры, докторантуры.
Увольнение с военной службы:
1.
Запас (достижение определённого возраста).
2.
Отставка (после запаса).
3.
С военной службы.
Подлежат увольнению по:
1.
Достижению предельного возраста.
2.
Истечению срока призыва.
3.
Истечению срока контракта.
4.
Состоянию здоровья.
5.
Лишению воинского звания.
6.
Наказанию в виде лишения свободы.
7.
Отчислению из ВУЗа.
8.
Организационно-штатные
мероприятия.
9.
В связи с переходом на службу с
ОВД, ФСНП, ГТК, и др.
10.
Невыполнение В.служащим условий
контракта.
11.
Отказ или лишения допуска к гос.
тайне.
12.
Наказан в виде лишения свободы
условно.
13.
По собственному желанию при
наличии уважительных причин.
14.
По состоянию здоровья.
15.
По семейным обстоятельствам.
16.
В связи с осуществлением
порочащей деятельности.
Виды отпусков:
1.
Основной.
2.
Каникулярный.
3.
Дополнительный.
4.
По беременности и родам.
5.
По уходу за ребёнком (по
контракту).
МИД, МО, ГТК, ФСНП, МЮ.
План:
1.
Правовые основы организации
обороны и организации руководства ВС.
2.
Организационно-правовые основы
управления в области иностранных дел.
3.
Правовой статус ГТК РФ.
4.
Основы правового положения ФОНП.
5.
Основа правового положения МЮ РФ.
I.
Основы правового
регулирования в области управления обороны – КРФ.
1.
Оборона и безопасность в ведении
РФ.
2.
Полномочия президента в области
ОиБ (ст. 80 п.2 КРФ).
- Формирует СБ.
- Назначает на
высшие должности.
- Является верховным
главнокомандующим.
- Введение военного
положения.
3.
Полномочия правительства.
4.
Полномочия федерального собрания.
Положения
КРФ конкретизируются в различных НПА (“О безопасности”, “Об Обороне”).
Непосредственно в ВС исполнительную власть осуществляется специально
учреждёнными военными органами (органами военного управления).
Система
органов военного управления создаётся на основе организационной структуры ВС и
состоит:
1.
Центральные органы (МО).
2.
Органы управления объединений,
воинских соединений, и частей (штаба).
3.
Военные комиссариаты
(территориальные органы военного управления).
4.
Начальники гарнизонов (старшие
морские начальники).
5.
Военные коменданты.
МО
– центральный орган. Основной орган оперативного управления является ГШ ВС
(также относится к числу центральных органов). Полномочия МО:
1.
Разработка положений о военной
доктрине РФ.
2.
Разработка плана по строительству
ВС и координация этого вопроса.
3.
Широкие функции в области
планирования и мобилизации.
4.
Под руководством ГШ осуществляется
разведка.
5.
Проведение мероприятий по
поддержанию боевой готовности.
6.
Стратегия развития ВС.
7.
Участие в образовании гражданской
обороны.
Центральные органы МО:
1.
Управление главнокомандующего вида
ВС. Во главе главнокомандующий, который назначается президентом и подчиняется
МО, является зам. министра МО.
2.
Главный штаб вида ВС. Основной
орган оперативного управления. Начальником является 1-ый заместитель
главнокомандующего вида ВС.
3.
Территориальные органы образуются
на основе административно – территориального деления РФ. Военные комиссариаты
подчинены командующему военным округом.
Задачи:
1.
Учёт людских народно –
хозяйственных ресурсов.
2.
Подготовка и осуществление
мобилизации.
3.
Подготовка граждан к военной
службе.
4.
Призыв граждан на военную службу и
военные сборы.
Взаимодействие
органов военного управления с ОФСБ. ФЗ “ОБ ОФСВ В РФ”.
ОФСБ
осуществляет безопасность в ВС
Формы взаимодействия:
1.
Взаимное информирование.
-
Посещение объектов иностранными гражданами.
- Утрата
секретных документов.
- О
чрезвычайных происшествиях.
2.
Участие военного руководства в
совещаниях с ОФСБ.
3.
Проведение совместных мероприятий.
4.
Взаимодействие с армейской и
флотской общественностью.
II.
ФОИВ,
осуществляющий гос. Управление в сфере отношений РФ с иностранными
государствами и международными организациями – МИД.
В
систему МИД входят также: дип. Представительства и консульские учреждения РФ,
представительства МИД при международных организациях, региональные
представительства МИД на территории РФ.
Задачи МИД:
1.
Реализация внешнеполитического
курса страны.
2.
Координация международных связей
субъектов РФ.
3.
Обеспечение Дип. Средствами защиты
суверенитета, безопасности, территориальной целостности, и иных государственных
интересов РФ на международной арене.
4.
Защита ПиС ЧиГ и юридических лиц
за рубежом.
5.
Координация деятельности других
ОИВ в отношения с иностранными государствами и международными организациями.
Взаимодействие МИД с ФСБ:
1.
Вопросы борьбы с международной
преступностью.
2.
Спорные вопросы со С/С СНГ.
3.
проблема налаживания связей с
бывшими Восточноевропейскими союзами.
4.
ФСБ обеспечивает безопасность МИД
РФ от посягательств иностранных С/С, преступных организаций.
III.
ГТК
– ФОИВ возглавляющая системе органов:
1.
Региональное таможенное
управлении.
2.
Таможни.
3.
Таможенные посты.
ГТК
подчиняется правительству РФ. Деятельность ГТК основывается на:
1.
КРФ.
2.
ФЗ.
3.
Другие НПА.
4.
Международные договора.
ЗАДАЧИ:
1.
Разработка таможенной политики.
2.
Организация и осуществление
таможенного дела.
3.
Организация и охрана таможенных
границ.
4.
Осуществление международного
сотрудничества.
5.
Руководство и контроль за
деятельностью таможенных органов.
Система
таможенных органов является частью обеспечения экономической безопасности РФ.
ГТК – военизированная организация, для выполнения задач, стоящих перед
таможенными органами.
IV.
ФОИВ,
подчинённый напрямую правительству РФ, возглавляет систему ФОНП, куда входят:
1.
Департамент НП в определённых
регионах и субъектах РФ.
2.
Органы НП городов и районов.
Руководитель
ФСНП – директор. НПА:
1.
КРФ.
2.
ЗРФ “О ФОНП”.
3.
Положение о ФСНП.
4.
ЗРФ “ОБ ОРД”.
5.
УК
6.
УПК
7.
НК
8.
НПА субъектов РФ, регулирующих
отношения в области налогов.
V.
МЮ
– ФОИВ проводящий гос политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а
также координирующий деятельность других органов в этой сфере.
МЮ
подчинён напрямую президенту. Правительство только координирует его
деятельность.
Система:
1.
Территориальные органы МЮ.
2.
Иные органы и учреждения.
3.
Органы, обеспечивающие их
деятельность.
|