Реферат: Лизинг: сущность, перспективы развития
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский государственный университет
Кафедра финансов, кредита
и биржевого дела
Лизинг: сущность, перспективы развития
Курсовая работа студентки
II курса дневного отделения
экономического факультета
специальности «ФК-2»
М. В. Килиной __________
Научный руководитель:
кандидат
экономических наук
доцент М. Ю. Молчанова_________
Пермь 2002
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.
Сущность лизинга………………………………………………
……………...5
1.1.
История и причины
развития лизинга……………………………………..5
1.2.
Понятие и
значение лизинга………………………………………………..8
1.3.
Формы и виды лизинга…………………………………………………….11
1.4.
Объекты и
субъекты лизинга……………………………………………...14
1.5.
Правовые нормы
лизинговых отношений………………………………..17
2.
Рынок лизинга в
России……………………………………………………….23
2.1.
Состояние и
проблемы на современном этапе……………….……….….23
2.2.
Меры
государственной поддержки……………………………………….27
2.3.
Перспективы развития……………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Глубокие
преобразования, происходящие в мировой экономике, требования, предъявляемые научно-техническим
прогрессом к замене основных фондов, а так же необходимость более эффективного
использования финансовых ресурсов потребовали новых методов обновления материально-технической
базы. Одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных в последние
десятилетия инвестиционных инструментов стал лизинг.
В
течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо
того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора или
спутника компания может взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожные компании
берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании и мотели берут
в лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и склады. Даже
предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для них все труднее
становится брать деньги в кредит.
Актуальность
развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена,
прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный
удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования,
необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих
проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых,
кредитных и инвестиционных операций.
Выбор
данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг в России
весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг, по мнению автора, является
весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования
лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира
позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего
положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его
проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового
механизма. И, наконец, в-третьих, автор уверен, что с помощью лизинга реально
могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев
российской экономики.
Понимание
термина "лизинг" предлагается в работах известных авторов. Считается,
что термин "лизинг" следует трактовать шире, чем понятия
"финансирование аренды", "кредит - аренда" или
"операции по финансированию аренды". Такой подход обусловлен точным
переводом английского слова leasе как аренда. Получается, что под термином
"лизинг" может пониматься не только финансовая аренда, но и другие
арендные отношения.
Использование
лизинга предпочтительно по ряду причин. Он даёт возможность использовать в
производстве наиболее передовую технику, не оплачивая её полной цены; повышать
уровень квалификации работников, работающих на этой технике. В условиях
перехода к рыночной экономике в нашей стране резко возрастает необходимость
использования лизинга, об этом свидетельствует интенсивное развитие арендных
коллективов.
Целью
данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ
по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей
лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения
лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения
лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе
предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций
через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению
формирующегося рынка лизинговых услуг.
Для
того чтобы изложение данной работы было наиболее связанным и последовательным
движение в ней осуществляется как бы от общего к частному, что позволяет
привести работу в систему, трансформируя данный процесс на более простые. Работа
состоит из двух основных разделов: рассмотрение сущности лизинга, а также рынка
лизинга в Российской Федерации. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается
на отдельные части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды
лизинга, история его развития, правовые нормы, состояние лизинга в России на
современном этапе и перспективы его развития.
В
ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов, статьи
экономических журналов, а также законы и нормативные акты, регламентирующие
деятельность лизинга.
1. сущность лизинга
1.1.ИСТОРИЯ
И ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА
Идея лизинга не нова. По мнению историков и
экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер
в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и
датируются примерно 2000 годом до н. э. Однако древние документы не
ограничивают сферу арендной практики государством Шумер, и не исключено, что
аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до нас не дошло
никаких сведений об этом.
Историки
утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит
в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э.
Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того,
как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах
Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в
стороне от проблем лизинга — они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от
англ. to
lease – брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании
«Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои
телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого
лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952
г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing
Corporation”, и таким образом, США стали
родиной нового бизнеса, и в частности банковского.
В начале 60-х годов
американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где
первая лизинговая компания – “Deutsche lising GMbH” появилась в
1962 году в Дюссельдорфе.
В настоящий период в странах с рыночной экономикой
лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными
при техническом перевооружении производства.
В
80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники.
Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговых
обществ»; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем
сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.
В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества
появились в конце 50 - начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного
лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, утрежденная
в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций
сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского,
торгового и налогового законодательства.
С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое
развитие на Азиатском континенте.
В настоящее время основная часть мирового рынка
лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония».
В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные
лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или
считаются их дочерними обществами.
Для Японии характерным является расширение лизинговой
операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего
комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного
лизинга.
По
мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся
до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле.
Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего , как
одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как
крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии,
дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также
ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с
использованием специальной (формы) кредита. Разновидностью лизинговой операции,
активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без
экипажа.
Начало
активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно
определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы
хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения
лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23
ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане
счетов бухгалтерского учета ", в котором был представлен порядок отражения
лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало
внедрению лизинговых операций в банковскую практику.
В 1994
г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний -
"Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций
лизинговых компаний “LEASEUROPE”. Одними из первых лизинговых компаний в России
были зарегистрированы "Росагроснаб" – лизинг отечественной
сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " – лизинг самолетов.
Много лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк),
"Лизингбизнес” (Мосбизнеcбанк).
Изменения,
которые ускорили развитие лизинга в России, прежде всего, связаны с улучшением
макроэкономической и политической ситуации. Инфляция, по официальным оценкам,
составила 11-12% за 1997 год, что вполне приемлемо для развития таких инвестиционных
механизмов, как финансовый лизинг.
С 1994 г. по
январь 2001г. число лизинговых компаний выросло с 20 до 1400; и даже до 1500 –
к осени 2001г. А объёмы лизинговых услуг – с 9,18 млн руб. в 1994г. до 10557,37
млн руб. в 1999г., 13320,6 млн в 2000г. и (ожидалось) 17,5 млрд в 2001г.[1] Всё
это свидетельствует о том, что в Российской Федерации отмечается огромная
потребность в развитии лизинга, имеется широкая сеть лизинговых компаний (в том
числе около 90 иностранных), однако до сих пор лизинг у нас занимает весьма
скромное место в инвестициях.
В качестве
вывода, можно сказать, что лизинг (в простых формах) в мире зародился ещё в далёком
прошлом и просуществовал до наших дней. И раз он появился значит был необходим,
в настоящее же время эта необходимость особенно прослеживается из-за
усложнившихся экономических систем: денежно-кредитных, налогово-бюджетных и др.
Понять необходимость лизинга можно рассмотрев его понятие и значение.
1.2.ПОНЯТИЕ
И ЗНАЧЕНИЕ ЛИЗИНГА
Единого
международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это
вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так
и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных
странах.
В тех странах,
где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать
от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия относятся
к разновидности лизинга.
Лизинг
представляет собой аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной,
сельскохозяйственной техники, средств теле- и радиосвязи, вычислительной
техники, различных сооружений производственного назначения, а также прав
интеллектуальной собственности – лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|