ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя научный и практический материал по данной
теме, проанализировав Российское законодательство, регулирующее такой институт
как нотариат можно сделать следующие выводы:
1)
Российский
нотариат представляет собой, прежде всего, систему органов, на которую
возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельств с документов,
выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных
действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и
юридических лиц. Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой
регулируются нотариальная деятельность.
2) История российского нотариата начинается с
шестнадцатого века. У него были и времена взлета, и времена, когда он как
институт переставал существовать в нашей стране (после Революции 1917 года) или
его роль заметно уменьшалась в системе государственных органов. После принятия
Положения о государственном нотариате в 1922 году в России на долгие годы
утвердился государственный нотариат. Так было вплоть до 1993 года, когда были
приняты Основы законодательства РФ о нотариате и в нашу страну вернулся частный
нотариат, и он стал существовать наравне с государственным. Кроме того, мы
вступили в Международный союз латинского нотариата, и российские нотариусы
получили возможность обмениваться опытом со своими зарубежными коллегами.
3) Задачи института нотариата следующие:
- наиболее
полное и всеобъемлющее обеспечение реализации гражданами и государством своих
имущественных и иных законных прав и интересов;
- придание гражданско-правовым
отношениям стабильного, бесконфликтного предсказуемого и законного характера;
- обеспечение доступности в получении
государственной правовой помощи по охране и защите имущественных и связанных с
ними прав граждан и иных участников гражданского оборота;
- повышение правового уровня и
культуры граждан и создание реальных предпосылок для придания России статуса
правового государства;
- создание условий для реализации
правовой, экономической и иных реформ, проводимых в настоящее время в России;
- создание условий для придания
России статуса экономической зоны, выгодной для отечественных и иностранных
инвесторов;
-
повышение международного
статуса России и содействие вступлению России в качестве равноправного
участника в Европейский Экономический Союз в рамках международных обязательств
России.[20]
4) Нотариат является одной из
составляющих правового механизма рыночной экономики. Существовавшая на
территории Российской Федерации система только государственных нотариальных
контор не в полной мере соответствовала новым экономическим отношениям. Как уже
было сказано, законом РФ от 11 февраля 1993 г. «Основы законодательства
Российской Федерации о нотариате» была ликвидирована монополия государственных
органов на совершение нотариальных действий. Параллельно с существующей
системой государственных нотариальных контор создан институт частного
нотариата, который имеет некоторые особенности, обусловленные его положением в
системе нотариальных органов и деятельностью, а именно:
1)
частный
нотариат дополняет существующую систему государственного нотариального
обслуживания физических и юридических лиц;
2)
деятельность
частного нотариуса базируется не на бюджетном финансировании. Частный нотариус
как представитель свободной профессии организует свою работу, нанимает и
увольняет работников, обеспечивает материально свою профессиональную
деятельность.
В то же время государство сохраняет за собой решение
некоторых вопросов по урегулированию деятельности частных нотариусов:
а) установление особого порядка учреждения и
ликвидации должности частного нотариуса;
б) наделение частного нотариуса полномочиями на
конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии;
в) контроль за исполнением правил нотариального
делопроизводства частными нотариусами и тарифами на их услуги и др.
5) Последние годы двадцатого столетия характеризуются бурным развитием
российского законодательства. Были приняты новые кодексы и многочисленные
подзаконные акты, регулирующие разные общественные отношения. Применение нового
законодательства сопровождается рядом проблем в нотариальной практике.
Например, возникают вопросы, касающиеся ответственности нотариуса, как
частного, так и государственного. Актуальны вопросы, связанные с изменением
перечня сделок, для совершения которых в силу закона обязательно соблюдение
нотариальной формы, а также вопросы, связанные с появлением учреждений органов
юстиции, которые теперь регистрируют сделки с недвижимостью. Не повлекут ли эти
факты уменьшение роли института нотариата? Может государство предпринимает
атаку на позиции нотариата, в особенности частного нотариата? Ведь в это же
время оно отстранило частный нотариат от наследственных дел (частные нотариусы
не вправе выдавать свидетельства о праве на наследство). Все это может
привести к тому, что частный нотариат прекратит свое существование, и в России
вновь будет существовать только государственный нотариат. Только принятие
федерального закона о нотариате может решить этот вопрос, а также вопрос:
необходимо ли сохранять государственный нотариат или лучше создать единую
систему нотариата, состоящую только из частных нотариусов. Я думаю, что пока
рано избавляться от государственного нотариата, так как частный нотариат еще не
имеет нужной законодательной базы и в недостаточной степени наработана частная
практика. И, кроме того, по ряду объективных причин в стадии становления
частного и резкого сокращения государственного нотариата отмечалось снижение
качества и объема нотариальных услуг. По этим причинам все еще остаются
возможными случаи нарушения законодательства о нотариате. Как известно, на
прием к государственному нотариусу всегда стояла огромная очередь. Я об этом
очень хорошо знаю потому, что мне самой приходилось заверять у государственного
нотариуса некоторые документы. Частный нотариат, например, мало доступен для
основной массы граждан, да и для юридических лиц тоже по различным причинам.
Вот некоторые из них: во-первых, избирательный подход к клиентам
"выгодный" "невыгодный". Во-вторых, отсутствие информации
об образовании частных контор.
И несмотря ни на что, я думаю -
за частным нотариатом в нашей стране будущее. Будем надеяться, что частный
нотариат выживет и займет достойное место в системе государственных органов
России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 г.;
2. Гражданский
кодекс РСФСР от 11.06.1964 г.;
3. Гражданский
кодекс Российской Федерации ч.1 от 21.10.1994 г.;
4. Гражданский
процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.1964 г. с изменениями и дополнениями;
5. Кодекс о
браке и семье РСФСР от 30.07.1969 г. с изменениями и дополнениями от 31.12.1989
г.;
6. Семейный
кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г.;
7. Уголовный
кодекс Российской Федерации от 25.05.1995 г.;
8. Закон
Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»
от 11.02. 1993 г.;
9. Закон
Российской Федерации «О государственной пошлине» от 09.12.1991 г.;
10.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17.06.1997 г.;
11.
Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от
09.01.1999 г.;
12.
Закон СССР «О государственном нотариате» от19.07.1973 г.;
13.
Положение о Министерстве Юстиции СССР от 21.03.1972 г.
14.
Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными
лицами органов исполнительной власти от 19.05.1996 г.;
15.
Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными
нотариальными конторами от 06.01.1987 г.;
16.
Инструкция №32 Государственной налоговой службы Российской Федерации о
порядке исчисления и уплаты налога с имущества в порядке наследования или
дарения от 30.05.1995 г.
17.
Положение о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности
18.
Сборник нормативных актов «Государственный нотариат», М.П. Вышинский,
М., «Юридическая литература», 1989 г.;
19.
Сборник законодательных актов Российской Федерации, 1993 г., №3, ст. 62;
20.
Сборник нормативных актов, применяемых при совершении нотариальных
действий «О нотариате», В.А. Аболенцева, М., 1994 г.;
21.
Основы нотариальной деятельности, П.П. Глущенко, А.М. Седов, учебное
пособие, СПб, 1999 г.;
22.
Правовые основы нотариальной деятельности, В.Н. Аргунов, М., 1994 г.;
23.
Настольная книга нотариуса, В.С. Репин, М., «Юридическая литература»,
1994 г.;
24.
Правоохранительные органы, В.П. Божьев, М, 1996 г.;
25.
Гражданский процесс. Учебник, ред. К.И. Комиссарова и Ю.К.Осипова, М.,
«БЕК», 1996 г.
26.
Административное право. Учебник, М., «Юридическая литература», 1995 г.
27.
Нотариат, Н. Полтавская, В. Кузнецов, курс лекций, М., 1999 г.;
28.
Вы пришли к нотариусу. М., 1997 г., №21, «Российская газета»,
библиотека;
29.
Нотариат в вопросах и ответах. М., «Юридическая литература», 1994 г.;
30.
Нотариальный вестник, журнал, М., 1997 г., №2;
31.
Проблемы российского нотариата // Экономика и
жизнь, Н.И.Пантелеев 1996г., №43;
32.
Российская юстиция, журнал, М., 1998 г. № 3;
33.
Нотариус. Федеральное издание, журнал, М., 1999 г., № 2;
Гражданский
процесс. Учебник. М., 1996, ст. 490
[2]
Нотариат. Курс лекций. М.,1999., с 4
[3]
Гл. 1 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате.
[4]
Административное право. Учебник, 1995, ст. 489
[5]
ГПК РСФСР 1964 г., с изменениями и дополнениями.
[6]
Основы нотариальной деятельности. Учебное пособие, 1999 г., ст. 9
[7]
Нотариат. Курс лекций, 1999 г., ст. 5
[8]
Проблемы российского нотариата.// Экономика и жизнь, 1996 г.
[9]
Основы нотариальной деятельности.// П.П. Глущенко, А.М. Седов, учебное
пособие, СПб, 1999 г.
[10]
Нотариальный вестник, 1997 г.
[11]
Нотариат. Курс лекций, 1999г., ст. 8.
2 Раздел 1 ст. 1 Закона СССР о
государственном нотариате от 19 июля 1973 г.
[12]
Основы законодательства РФ о нотариате.
[13]
Настольная книга нотариуса. В.С. Репин, 1994 г., ст. 32
[14]
Правоохранительные органы. Учебник // В.П. Божьев, М., 1996 г. ст. 83
[15]
Нотариат в вопросах и ответах. М., «Юридическая литература», 1994 г.
[17]
Вы пришли к нотариусу. Российская газета, 1997 г., ст. 54
[18]
Положение о порядке выдачи лицензии.
[19]
Нотариат, журнал, М., 1999 г., № 2
[20]
Нотариус, журнал, М., 1999 г., № 2
|