на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Парламент и монархия - особенности истории (Великобритания)

Существование специальных комитетов по изучению де­ятельности министерств несомненно усиливает влияние представительного органа на правительство, дает ему сред­ства для проведения в действие механизма подотчетности министерств, возможность влиять на правительственные решения еще до момента их принятия.

Объединенные комитеты (Joint Committees) являются разновидностью специальных комитетов. Объединенные комитеты состоят из равного числа членов каждой палаты. Вопросы, подлежащие обсуждению в объединенных комитетах, не должны затрагивать спорных политических дел.

Правовой статус члена парламента

В Англии отсутствуют законодательные нормы, устанав­ливающие обязанности депутата по отношению к избирате­лям и его ответственность перед ними. Здесь провозглаша­ется доктрина независимости депутата от избирателей. Счи­тается, что депутат представляет всю нацию, а не отдельные группы избирателей. На выборах избиратели не дают депу­татам наказа. На депутате не лежит юридическая обязан­ность отчитываться перед избирателями. Нет и института отзыва депутатов.

И все-таки депутат связан не только со своей партией, но и с избирательным округом, проводя в нем довольно много времени. Регулярно, раз в неделю или раз в две недели, как правило, в субботу или в воскресенье, депутат посещает ок­руг, встречается и беседует с избирателями, принимает их, выслушивает их жалобы.

Член парламента получает жалованье. Помимо этого, он получает дополнительные выпла­ты на содержание офиса, секретаря, помощника-исследовате­ля (как правило, это высококвалифицированные специали­сты, выпускники университетов). В 1985 году общее число сек­ретарей и помощников-исследователей составляло 1210 че­ловек. Депутату возмещаются транспортные расходы, связанные с поездками между Лондоном, местом жительства и избирательным округом при исполнении парламентских обязанностей (сюда включаются также поездки супруги и несовершеннолетних детей). До определенной суммы депутату предоставлено право бесплатной телеграфной, телефонной и почтовой связи в от­ношении тех округов, которые находятся за пределами Боль­шого Лондона. Ему оплачивается также проживание в гостинице.

Некото­рые члены Парламента оставляют свою основную работу или профессиональную деятельность, а многие сохраняют работу по совместительству. Парламентарии поддерживают тесные отношения с группами давления и лоббистскими организа­циями. Правила парламента не исключают таких связей, но предусматривают необходимость сообщать палате о работе депутата для этих организаций и об оплате за нее.

В 1975 году Палата общин установила обязательную реги­страцию «интересов» депутатов. В соответствии с этой сис­темой депутат обязан информировать палату о любом де­нежном интересе или иных материальных выгодах, кото­рые он имеет.

Парламентские привилегии со­ставляют так называемое «общее право Парламента». Парламентские привилегии включают свободу депутатов от ареста, свободу слова в парламенте, а также право доступа к королеве, которое принадлежит Палате об­щин в целом. Право устанавливать привилегии принадлежит исключительно самим палатам.

Привилегия свободы слова получила законодательное за­крепление в Билле о правах 1689 года. Она защищает выступ­ления депутата, произнесенные в ходе парламентского дело­производства. Против члена парламента не может быть воз­буждено судебного преследования за любое слово, произнесенное в парламенте.

Привилегия свободы от ареста означает, что арест члена Палаты общин не может быть произведен без разрешения са­мой палаты. Древняя привилегия свободы от ареста охраняет депутата в течение парламентской сессии и 40 дней до ее начала и после ее окончания в связи с производством по гражданскому делу. Однако член парламента не имеет привилегии от ареста в связи с уголовным производством.

Законодательная деятельность Парламента

В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента была установлена Биллем о правах 1689 года. Он отменил право короля приостанавливать действие законов и делать из них изъятия, то есть, сделал незаконным измене­ние законов монархом без согласия парламента.

Пар­ламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон. Издание законов - самая значительная, если не самая главная функция парламента. Около половины всего его вре­мени уходит на законодательную работу. Число ежегодно принимаемых законов довольно стабильно: 60-70 в год. Большая часть времени занята рассмотрением публичных биллей, вносимых по инициативе правительства.

Процедура рассмотрения законопроектов различается в зависимости от того,  к какой категории относится законопроект: к категории частных или публичных биллей. Билли подразделяются на публичные и частные по кругу регулируемых вопросов.

К частным биллям относятся те, которые затрагивают индиви­дуальные интересы или имеют лишь местное значение (зако­ны, регулирующие деятельность компаний и кор­пораций; законы, действующие в пределах определенных админист­ративно-территориальных единиц). Частные билли вносятся лица­ми, заинтересованными в их принятии (это могут быть мест­ные органы, государственные учреждения, корпорации).

Предложение о частном билле может внести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя бы одного (своего) депутата.

Ранее частный билль был самым многочисленным типом законопроекта. Сейчас ситуация изменилась. Почти все время Палаты общин (90%) занято рассмотрением законопроектов, вносимых правительством.

Публичный билль – законопроект, который вносит Правительство.

К публичным относятся те билли, которые затрагивают общие интере­сы. Их действие, как правило, распространяется на террито­рию всей страны. Они регулируют наиболее важные вопросы.

Публичные законопроекты, в зависимости от того, по чьей инициативе они внесены, подразделяются на прави­тельственные законопроекты, то есть, внесенные депутатами-членами правительства, и законопроекты частных членов, то есть, внесенные рядовыми членами парламента, не являющими­ся членами правительства.

Порядок рассмотрения публичных биллей сохраняется на протяжении всей истории парламента. Всякий публичный законопроект должен пройти в Палате общин пять стадий: первое чтение, второе чтение, стадия ко­митета, стадия доклада и третье чтение.

В дополнение к это­му, если текст законопроекта был изменен в Палате лордов, то в Палате общин должны быть рассмотрены поправки Палаты лордов.

Внесению за­конопроекта в парламент (первое чтение) предшествует длительная предпарламентская стадия его разработки. Все консультации носят конфиденциальный харак­тер. Проект закона не обнародуется. Члены Парламента не видят текста законопроекта вплоть до момента его представления.

Законодательная инициатива в Великобритании принад­лежит только членам парламента. Министр, когда вносит законопроект, формально делает это не в своем качестве члена правительства, а как член парламента.

Порядок внесения билля в палату носит наименование первого чтения. Это чисто формальная стадия. Процедура первого чтения состоит в следующем. Член палаты, жела­ющий внести законопроект, делает уведомление спикеру о своем намерении. Когда спикер обращается к этому депутату, тот вручает клерку палаты так называемый «фиктив­ный билль», то есть лист бумаги, в котором указывается короткое и длинное название билля, фамилия депутата, внесшего законопроект, и тех депутатов, которые выступают в качестве поручителей по законопроекту (не менее 12 членов палаты). Клерк зачитывает краткое название законопроекта, называет день для второго чтения.

Второе чтение - чрезвычайно существенная стадия. По существу, это первое публичное обсуждение законопро­екта. Только на этой стадии начинается его обсуждение. В этой стадии палата не может рассматривать отдельные статьи законопроекта или какие-либо поправки к нему. Она решает вопрос, в принципе, насколько целесообразен внесенный проект. Парламентские прения на этой стадии не оказывают влия­ния на содержание статей законопроекта. Второе чтение может быть окончено либо одоб­рением законопроекта и направлением его в комитет для внесе­ния поправок, либо отклонением законопроекта в целом.

В начале второго чтения спикер ставит вопрос о том, при­ступить ли к нему. В этот момент любой член Палаты общин может возразить против предложения спикера: внести поправку о том, чтобы отложить второе чтение, или поправку с указанием оснований, по которым законопроекту вообще должно быть отказано во втором чтении. Эти предложения ставятся на голосование.

Таким образом, в отличие от законодательного процесса некоторых других западных стран, где законопроект сначала рассматривается комитетами, а потом - на пленарном засе­дании (США, Франция, Италия), в Великобритании законо­проект сначала обсуждается палатой в полном составе и лишь потом направляется в комитет.

Комитетская стадия. Билли, одобренные во втором чтении, направляются в постоянные комитеты (либо рас­сматриваются палатой, преобразованной в Комитет всей палаты).

Правила процедуры в комитетах не столь жесткие, как в палате. Здесь, например, не действует правило, запрещающее члену Палаты общин выступать более одного раза.

При переда­че законопроекта в комитет палата дает комитету специальные инструкции, которыми определяются полномочия комитета в отношении данного законопроекта.

В комитете законопроект рассматривается детально, сло­во за словом, статья за статьей. Комитет имеет право отклонить (изменить/дополнить) любую статью законопроекта. Однако, комитет не вправе вносить такие по­правки, которые искажают принцип законопроекта.

Комитетская стадия заканчивается составлением докла­да по законопроекту, который представляется Палате об­щин.

Стадия доклада. В стадии доклада палата обсуждает сделанные комитетом поправки и решает, дол­жны ли отдельные статьи законопроекта быть принятыми в прежнем виде, с поправками комитета или новыми поправ­ками, предложенными членами палаты. Билль не рассматривается статья за статьей. Практически обсуждение ограничивается предложением отдельных по­правок и голосованием по ним. Спикер вправе отбирать поправки, подлежащие обсуждению.

Как правило, третье чтение законопроекта имеет место сразу же после окончания стадии доклада. Это формальный этап обсуждения, ибо па­лата связана уже принятыми положениями законопроекта. После голо­сования законопроект считается принятым Палатой общин. Если законопроект был внесен первоначально в Палату общин, издается приказ, чтобы клерк «отнес билль к лордам и просил их со­действия». Законопроект передается в Палату лордов с над­писью «да будет передано господам».

После прохождения законопроекта через обе палаты он должен получить одобрение королевы и вслед за тем стано­вится законом. Формально монарху принадлежит право абсолютного вето (также как и право быть командующим вооруженными силами страны, право заключать международные договоры и т.д.), но он этими правами не пользуется. Последний случай применения права вето монархом имел место в 1707 году.  Наиболее полно сложившуюся обстановку отражает фраза - «Спящий лев». Королевское согласие на билль - формальная стадия законодательного процесса.

Финансовое законо­дательство — исключительная прерогатива Палаты общин. Финансовые билли могут быть внесены только в Палату общин.

За Палатой общин признано исключительное право осуществлять контроль над фи­нансами. Правительство не имеет права расходовать государственные средства и вво­дить налоги без согласия парламента. Однако, право определять финансовую политику и распоряжаться государственными финансами в пределах средств, вотированных парламентом, принадле­жит правительству. Ему же принадлежит инициатива в финансовых вопросах. Право внесения в Палату общин за­конодательного предложения о расходовании денежных средств и налогообложении принадлежит исключительно правительству.

Делегированное законодательство. Парламент — вер­ховное законодательное учреждение, и ни один орган не мо­жет законодательствовать без его уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, в том числе, и законодательные, оставляя за собой лишь общий контроль за их осуществлением. Издаваемые правительст­вом на основании законов постановления называются поэто­му актами делегированного законодательства. Комитет по делегированному законодательству представляет палатам доклады о тех актах, которые считаются заслуживающими внимания.

Контроль над правительствомвторая главная функция Палаты общин.

Формы парламентского контроля – это вопросы депутатов министрам, предложения, специальные комитеты. Особое место в механизме парламентского контроля занимает финансовый контроль.

Вопросы — наиболее часто практикуемая форма парламентского контроля. Существуют устные и письменные вопросы. Для ответов министров на устные вопросы депутатов отводятся строго определенные часы и дни: ответами на вопросы открывается заседание; они заслушиваются ежедневно (кроме пятницы). На ответы отводится 1 час (он может быть продлен на 15 минут). Два раза в неделю (вторник и четверг) на вопросы в течение 15 минут отвечает премьер-министр, в остальные дни - дру­гие министры. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских де­батах («Ханзарде»).

Порядок представления вопросов также строго регла­ментирован. Депутат, желающий задать вопрос, должен дать палате предварительное письменное уведомление. Ес­ли депутат желает получить письменный ответ, уведомление предо­ставляется за семь дней; устный - за два дня. Депутат не вправе требовать ответа на свой вопрос до истечения этих сроков. Без предварительного уведомления вопросы не допускаются.

Число вопросов, которые депутат может задать минист­ру в течение одного заседания, ограничено двумя. При этом ему дается право задать дополнительный вопрос, име­ющий отношение к основному. Ни один вопрос не может быть задан министру после истечения «часа вопросов», за исключением случаев, когда спикер признает, что вопрос имеет «неотложный характер общественного значения».

Министр может отказаться отвечать на вопрос. В этом случае вопрос может быть задан вторично лишь на новой сессии парламента.

Предложения (motions) своеобразная форма парламен­тского контроля. По существу, это проект резолюции, в котором формулируется позиция по определенному вопросу. Обычно предложения вносятся оппозицией (с этой целью выделено 20 дней в сессию). Например, это может быть предложение о недоверии правительству, либо предложение, в котором выражается сожаление по поводу правительственной политики и предлагается при­нять иной курс действий.

Возможность проведения дебатов по политике правитель­ства возникает также при обсуждении тронной речи короле­вы. По существу, это подготовленный правительством до­клад, в котором оно представляет на рассмотрение палаты программу своей деятельности на текущий год. За представ­лением доклада следуют шестидневные дебаты. Любой депу­тат имеет право предложить поправку к тронной речи, в ко­торой выражается пожелание Палаты общин к правительст­ву. Обычно поправки к тронной речи вносятся депутатами оппозиции.

Парламентский уполномоченный по делам админист­рации (Parliamentary Commissioner for Administration) – омбудсмен - часть парламентского механизма контроля над министерст­вами. Должность была введена законом о парламентском уполномоченном в 1967 году. Омбудсмен - должностное лицо, обязанностью которого является рассмотрение жалоб граждан на действия министерств и проведение соответствующих расследований.

В отличие от скандинавских стран, где омбудсмен изби­рается парламентом, в Англии он назначается прави­тельством. Парламентский уполномо­ченный не может быть членом парламента (обычно на эту должность назначаются гражданские служащие или юристы), вследствие чего жалоба должна быть передана депутату, и уже последний решает, направить ли ее парламентскому уполномоченному. Результатом расследований омбудсмена явля­ется доклад, который он посылает соответствующему депутату.

Палата лордов

Палата лордов формируется на не­выборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты — 1195 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, имена которых вписаны в так на­зываемую «золотую книгу» английского дворянства. Это пэ­ры парламента. Они подразделяются на духовных и свет­ских, потомственных и пожизненных.

К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.

Все остальные члены палаты относятся к категории свет­ских. Основную группу составляют те светские пэры, право которых быть членами палаты переходит по наследству. В палате — 789 потомственных пэров и пэресс.

В палате имеется 359 пожизненных пэров и пэресс. Большинство из них — это политические и партийные де­ятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышед­шие в отставку, либо руководители крупных государственных или частных предприятий, выдающиеся ученые, проф­союзные деятели,  известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности.

Одиннадцать членов палаты — лорды-юристы. Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должно­сти, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

В Палате лордов, как и в Палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь зна­чительно, как в Палате общин.

Председатель Пала­ты лордов - лорд-канцлер. Его статус и роль в палате значитель­но отличаются от того положения, какое занимает спикер в Палате общин. Лорд-канцлер - член кабинета и назна­чается лично премьер-министром. Он является также гла­вой судебной системы страны. В Палате лордов он прини­мает участие в дебатах и голосовании.

Лорд-председатель комитетов (его заместитель) председательствуют вместо лорда-канцлера, когда палата преобразуется в заседание Комитета всей палаты.  Они назначаются палатой ежегодно в начале сес­сии.

Постоянным должностным лицом Палаты лордов являет­ся клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям клерка Палаты общин.

Каждая партия в Палате лордов имеет своего лидера. В их обязанности входит пла­нирование дебатов в палате. В Палате лордов также имеются главные «кнуты» и их помощники, выполняющие те же фун­кции, что и «кнуты» в Палате общин. Но в Палате лордов не существует никаких соглашений между «кнутами», касаю­щихся отсутствия на заседаниях равного числа членов пала­ты от правящей и оппозиционной партий.

Во время заседаний члены па­латы (за исключением духовных лордов) располагаются не по старшинству титулов, как было прежде, а соответственно на скамьях правительства и оппозиции.

Заседания проводятся с понедельника до четверга и в конце сессии — по пятницам (всего — около 160 дней в сес­сию). Заседания начинаются с краткого «часа вопросов» (эта процедура занимает около 20 мин), но вопросы разрешается задавать только после обсуждения основной повестки дня. Более половины всего времени палаты занято рассмотрени­ем правительственных биллей.

Палата лордов имеет собственные постоянные правила. Однако регламент в ней не столь строг и жесток, как в Па­лате общин. Ответственность за поддержание порядка в палате лежит на всех ее членах. В Палате лордов не существует каких-либо правил для сворачивания дебатов по законопроектам. Не имеется здесь также правил, обусловливающих преимущество правитель­ственных дел над другими делами.

Регулярно на заседаниях палаты присутствует и прини­мает участие в голосовании около трети ее состава. Часть членов палаты вообще никогда не принимает участия в ее заседаниях.

Законодательная деятельность Палаты лордов. Члены Палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законо­проекты могут вноситься в Палату лордов. В качестве части верховного зако­нодательного органа Палата лордов рассматривает и прини­мает с поправками или без поправок законопроекты, приня­тые Палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.

Порядок прохождения законопроекта в Палате лордов в основном тот же, что и в Палате общин. Рядом особенностей отличается рассмотрение в Палате лордов финансовых законопроектов, в частности бюджета. Он становится предметом правительственного заявления в палате лордов, затем сразу же обсуждается во втором чте­нии. Непосредственно после этого происходит голосование законопроекта о бюджете в третьем чтении.

Вместе с поправками, сделанными лордами, финансовый законопроект передается в Палату общин. Послед­няя рассматривает эти поправки и, в случае несогласия с ними, вместе с обоснованием, объясняющим причины несогласия, и вновь сде­ланными поправками законопроект передается на новое рассмотрение Палаты лордов. Этот процесс обычно разрешается путем компро­мисса.

Финансо­вый законопроект, принятый Палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в Палату лор­дов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.

Контроль Палаты лордов над правительством. Прави­тельство не несет политической ответственности перед Пала­той лордов, и последняя не может заставить его уйти в от­ставку. Но она осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и Палата общин, но в условиях менее жесткой ре­гламентации. Процедура Палаты лордов не ограничивает продолжи­тельности времени, отводимого для вопросов пэров минист­рам.

Другая функция Палаты лордов - она выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам — суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны и на реше­ния судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии — по уго­ловным делам. Решение, которое она выносит по апелля­ции, является окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год. Рассмотрение апелляций проводится в Комитете по апел­ляциям. В решении дел могут принимать участие только лорд-канцлер, 11 орди­нарных лордов по апелляциям и 10 пожизненных пэров, которые в течение определенного времени занимали высокие судейские должности.


Список литературы

1.    Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. – М.: 1980

2.    Зайцев И. Средневековые сословно-представительные учреждения (Англия и Франция). - История (газета) № 24, 1998

3.    Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания. - Новая новейшая история (журнал) №6, 1993

4.    Остапенко Г.С. Британская монархия от Эдуарда VIII до Елизаветы II. -Новая и новейшая история (журнал) 6, 1999


Периодизация истории буржуазного государства и права.

1-ый период - связан с буржуазной революцией. Закладываются основы конституционной монархии.

2-ой период - 1660(89)-ый – оформление конституционной монархии в Англии завершается. 1701-ый год – «Акт о престолонаследии».

3-ий период - с 1701-го до 1-ой мировой войны 1914-го года. Утверждение парламентской монархии.

4-ый период - с 1914-го до наших дней, изменение взаимоотношений между палатами и между парламентом и правительством.

До АБР в стране была абсолютная монархия.

Английская буржуазая революция решила главные вопросы той формы организации верховной власти, в которой нуждалась крупная буржуазия, финансовая аристократия. В результате установления новой формы организации верховной власти упраздняется монарх и Палата лордов, утверждается республика; приход во власть средних слоев буржуазии. Наряду с этим, окончательно был закреплен второй принцип: “Господство права” (первый: “Верховенство парламента”).

В другое место! Королевская власть могла реально влиять на состав будущей Палаты общин: по протекции короны парламентариями часто становились чиновники различных ведомств.


 


[1] Ханзард - имя первого издате­ля.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.