на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Порядок разрешения коллективных трудовых споров

·     наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

·     предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве в период проведения забастовки.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

Информация о начале предстоящей забастовки должна быть предоставлена представителями работников работодателю в письменном виде и не  позднее, чем за десять календарных дней. О проведении предупредительной забастовки работодатель предупреждается за три рабочих дня.

Информацию о забастовке Службе предоставляет работодатель.

На избираемый общим собранием (конференцией) орган, возглавляющий забастовку (это может быть соответствующий профсоюзный орган), возлагается ответственность за соблюдение всех необходимых требований законодательства, регулирующего проведение забастовки. Такому органу предоставляются следующие полномочия:

·     созыв собрания (конференции) работников;

·     получение от работодателя информации по вопросам, затрагивающим интересы работников;

·     привлечение специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам;

·     право приостановить забастовку (для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией, посредником или в трудовом арбитраже — достаточно предупреждения работодателя и Службы по урегулирования коллективных трудовых споров не позднее чем за три рабочих дня).

Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

Проведение забастовки не прекращает примирительных процедур по урегулированию коллективного трудового спора. Более того, стороны обязаны продолжать разрешение спора путем проведения примирительных процедур.

Обязанности по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации, филиала, представительства и физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, возлагается на работодателя, органы исполнительной власти[10], органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку.

Минимум необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен при проведении любой забастовки.

Этот минимум определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

Обеспечение выполнения минимума необходимых работ возлагается в конечном итоге на организаторов забастовки, в силу того, что в случае его необеспечения забастовка может быть признана незаконной со всеми вытекающими последствиями. В том числе и указанными в ст.22 Закона, предусматривающей ответственность в виде дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины работников, приступивших к проведению забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной, либо об отсрочке или о приостановке забастовки.

Ответственность профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее незаконной, состоит в возмещении убытков, причиненных незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ЗАБАСТОВКИ НЕЗАКОННОЙ

Как отмечено, для наступления ответственности за проведение незаконной забастовки необходимо, чтобы забастовка была признана таковой. Это происходит если:

·     она была объявлена без учета указанных в Законе сроков, процедур и требований;

·     создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц[11]. (Как и в случаях коллективных споров служащих в Вооруженных Силах, органах внутренних дел и т.п., решение по спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.)

Кроме того, право на забастовку может быть ограничено Законом "О чрезвычайном положении"[12].

Запланированная забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена в случаях создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей. В этом случае суд вправе отложить не начавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. Также в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Действующее законодательство ограничивает круг лиц, имеющих право на участие в забастовках. Так, например, государственный служащий, в том числе и сотрудник налоговых органов, не вправе принимать участие в забастовках[13].

Являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Решение по коллективному трудовому спору этих работников в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.

Решение о признании забастовки незаконной принимается Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать о нем участников забастовки.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" предусматривает гарантии работникам в связи с проведением забастовки.

Так, участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания расторжения трудового договора, за исключением случаев участия в забастовке, признанной незаконной.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке[14].

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе переводить этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде (простой не по вине работника).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный, чем предусмотренный законодательством о труде, порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства (локаут)[15].

В любом случае при проведении забастовки следует учитывать, что эта мера предусмотрена как средство воздействия при разрешении трудовых споров[16]. Если же требования, выдвигаемые организаторами забастовки, носят исключительно политический характер, то прекращение работы является нарушением трудовой дисциплины.

ЗАБАСТОВКИ, СВЯЗАННЫЕ С ТРЕБОВАНИЕМ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ

И в заключение хотелось бы рассмотреть вопрос о законности забастовок, проводимых с требованием о выплате заработной платы, - забастовок, которых сейчас абсолютное большинство.

В соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров” для того, чтобы объявить забастовку, трудовому коллективу необходимо пройти целый ряд предварительных процедур, и описанные выше. Иногда это затягивается на многие месяцы. Еще недавно работодатели расценивать все стихийные забастовки, в том числе и те, что возникают на почве задержек зарплаты, как нарушающие  законодательство.

Хозяева "заводов, газет, пароходов" часто пользовались вопиющей юридической и правовой безграмотностью людей наемного труда, подавая на рабочих в суд и пытаясь привлечь их к ответственности за "неправомерные и незаконные" действия забастовщиков. Для наглядности можно привести несколько примеров того, как администрации предприятий пытались "засудить" рабочих.

Так, 16 октября 1996 года Верховный Суд РФ вынес определение по иску администрации АО “Бакальское рудоуправление” (Челябинская область) к трудовому коллективу.

На предприятии зарплата не выплачивалась с ноября 1995 года. Администрация в счет долга по “накопительным ведомостям” выдавала работникам на пропитание хлеб. Однако с 1 августа 1996 года была прекращена и выдача хлеба. В связи с чем 5 августа 1996 года возмущенный коллектив прекратил работу. Предусмотренный законом многодневный порядок разрешения коллективного трудового спора, вполне естественно, соблюден не был. Областной суд расценил действия рабочих как “незаконную забастовку”. В ноябре 1996 года кассационная жалоба коллектива была рассмотрена в Верховном суде. Процитируем его определение: “В соответствии с п.б ст.2 Федерального Закона “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Спор, возникший между работниками и администрацией предприятия по поводу невыплаты заработной платы, к числу коллективных трудовых споров, регулируемых Федеральным Законом “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” не относится”. В итоге решение Челябинского областного суда было отменено постановлением суда Верховного, а действия трудового коллектива были признаны соответствующими действующему законодательству и, соответственно, полностью правомочными.

Здесь хотелось бы отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 37 Конституции РФ “Принудительный труд запрещен”. Поэтому любые попытки заставить рабочих работать бесплатно, а задержка зарплаты и является фактически такой попыткой, есть не что иное, как принуждение к рабскому неоплачиваемому труду.

В марте 1998 года трое работников автотранспортного цеха Тейского рудоуправления (Хакасия), возмущенные длительной задержкой выдачи заработанных денег, отказались от выполнения своих трудовых обязанностей. При этом они регулярно являлись на свои рабочие места. Администрация вместо принятия мер по немедленной выплате зарплаты обвинила работников в нарушении трудовой дисциплины, подвергнув их дисциплинарным взысканиям. А в довершение ко всему после серии выговоров уволила всех троих по ст. 33 КЗоТ РФ (систематическое неисполнение обязанностей).

В трудовой конфликт вмешался Хакасский республиканский совет Горнометаллургического профсоюза России. Его представители сумели доказать в суде, что применять 33-ю статью Кодекса законов о труде можно только по отношению к тем, кто не исполняет обязанности по своей вине. А в данном случае вина работников отсутствует, так как их действия вынужденные: невыплата заработной платы - грубое нарушение трудового законодательства со стороны работодателя. “Отказ работников от работы в связи с невыплатой в течении двух лет заработной платы суд не может оценить как систематическое нарушение трудовой дисциплины... Довод ответчика о том, что действия работников противоправны и нигде не регламентированы, несостоятелен, причину отказа от работы суд признает в данном случае уважительной”.

В результате все трое были восстановлены на работе, получив зарплату за вынужденный прогул, а так же по 10 тысяч рублей в виде компенсации морального вреда.

Решение районного суда по делу трех работников является неплохим судебным прецедентом.

Российская Федерация ратифицировала Декларацию прав и свобод человека и гражданина[17], а также Декларацию МОТ об основополагающих правах и принципах в сфере труда[18]. В соответствии с ними в России не может допускаться любое принуждение к труду без оплаты.

Так же можно сослаться на ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, где говорится о том, что: “В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательств, либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства, либо от него вовсе отказаться и потребовать возмещения убытка”. Допустим, если администрация предприятия как одна сторона договора не выполняет свои обязательства по отношению к рабочему, то есть другой стороне договора, то в этом случае рабочий вправе приостановить свои обязательства (прекратить работу) и потребовать от администрации возмещения ущерба, нанесенного ему невыполнением обязательств, то есть своевременной выплаты заработной платы.

Когда дело доходит до судов, то, как правило, при достаточной настойчивости и грамотном, в юридическом смысле, подходе, трудовые коллективы эти дела выигрывают. Подчас приходится доходить аж до Верховного суда, который вынес уже немало положительных для рабочих решений. Так, определение высшего органа судебной власти - Верховного суда РФ по делу № 48Г96-7 гласит: “Никто не может заставить работника работать бесплатно”.

В настоящий момент можно сказать, что ситуация с правовым статусом различных видов забастовок так или иначе сейчас является урегулированной. Однако, все еще существует необходимость принятия законодательства, предусматривающего подробный порядок их проведения, основания признания их незаконными, основания и случаи привлечения к ответственности за участие в забастовке.

заключение

В наши дни проблема разрешения трудовых споров между работниками и работодателями представляет особую важность. Этому способствуют происходящие в нашей стране процессы: продолжающийся сложный период перехода к рыночной экономике,  изменение социально-экономической структуры общества и т.д. В условиях, когда новый Кодекс законов о труде все еще не принят, а старый давно исчерпал себя, работники практически не защищены от произвола администрации предприятий, чем последние часто пользуются. Очевидно, что такая ситуация является благодатной почвой для возникновения различного рода трудовых конфликтов. Именно для их урегулирования и существует законодательство о порядке разрешения коллективных трудовых споров, целью которого является недопущение социальной напряженности, достижение согласия между работниками и работодателями, социальное партнерство между ними.

Сейчас можно сказать, что вопросы урегулирования коллективных трудовых споров относительно четко регламентированы, однако и здесь все еще остается немало белых пятен. И несомненно, что в новых социально-экономических условиях будет существовать необходимость дальнейшего его совершенствования.

литература

1.    Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2.    Кодекс законов о труде РФ с изменениями и дополнениями на 1 января 2000 г.

3.    Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" № 175-ФЗ от 23 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 5 декабря.

4.    Закон РФ "О чрезвычайном положении" № 1253-1 от 17 мая 1991 г. // "Ведомости СНД и ВС РСФСР" 30 мая 1991 г., № 22, Ст. 773.

5.    Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. // Российская газета. 1995. 3 августа.

6.    Постановление Верховного Совета РФ "О декларации прав и свобод человека и гражданина" № 1920-1 от 22 ноября 1991 г. // "Ведомости СНД и ВС РСФСР". 26 декабря 1991 г. № 52. Ст.1865.

7.    Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятая в Женеве 18.07.98 г. // Российская газета. 1998. 16 декабря.

8.    "Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника", утвержденные Постановлением Министерства труда РФ от 27 марта 1997 г. № 17. // "Бюллетень Минтруда РФ", № 5, 1997.

9.    "Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже", утвержденные Постановлением Министерства труда РФ от 27 марта 1997 г. № 16. // "Бюллетень Минтруда РФ", № 5, 1997.

10.  Семионкина И.И. Бастовать и спорить нужно грамотно // Деньги и благотворительность. № 6(24), 1998.

11.  Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник. М.: Высшая школа, 1995.

12.  Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебное пособие. М., 1995.

13.  Трудовое право: Учебник / Под ред. Смирнова О.В. М., 1999.

14.  Юрьев В.А. Незаконная "законная" забастовка // Менеджмент в России и за рубежом. № 3. 2000.

15.  Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. М., Вердикт, 1995.

16.  Шаблинский И.Г. Комментарий к Федеральному закону "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" // Интернет-сервер Института свободных профсоюзов. 2001.


[1] Подробнее о коллективных трудовых спорах, связанных с невыплатой заработной платы см. "Забастовки, связанные с требованием выплаты зарплаты".

[2] Споры, связанные с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав, разрешаются в порядке, предусмотренным для индивидуальных трудовых споров.

[3] Чуча С.Ю. "Коллективные трудовые споры в Российской Федерации. Комментарий к новому законодательству", Омск; Информационно-Консультационный Центр рабочего движения, Омская Конфедерация Труда, 1996.

[4] Ст. 11 Федерального закона (далее – Закон) "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 5 декабря.

[5] "Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров", утвержденное Постановлением Правительства РФ № 468 от 15 апреля 1996 г. // Российская газета. 1996. 22 мая.

[6] Ст. 21 Закона

[7] Ст. 23 Закона

[8] "Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника", утвержденные Постановлением Министерства труда РФ от 27 марта 1997 г. № 17. // "Бюллетень Минтруда РФ", № 5, 1997.

[9] "Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже", утвержденные Постановлением Министерства труда РФ от 27 марта 1997 г. № 16. // "Бюллетень Минтруда РФ", № 5, 1997.

[10] "Перечень подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, которым предоставлены полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров и осуществлению мер по их предупреждению", утвержденный Постановлением Министерства труда РФ  № 17 от 17 декабря 1996 г.

[11] Ст. 17 Закона.

[12] Ст. 22 Закона РФ "О чрезвычайном положении" № 1253-1 от 17 мая 1991 г. // "Ведомости СНД и ВС РСФСР" 30 мая 1991 г., № 22, Ст. 773.

[13] П. 11 ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. и письмо Госналогслужбы РФ № ВК-6-18/106 от 5 февраля 1997 г.

[14] П. 4 ст. 18 Закона и Письмо Министерства труда РФ  № 149-КВ от 23 января 1996 г.

[15] Ст. 19 Закона.

[16] Ст. 37 Конституции РФ.

[17] Постановление Верховного Совета РФ "О декларации прав и свобод человека и гражданина" № 1920-1 от 22 ноября 1991 г.

[18] Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятая в Женеве 18.07.98 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.