Например, наличие в
муниципальной собственности учреждений здравоохранения и образования связано с
выполнением функций организации, содержания и развития муниципальных учреждений
здравоохранения, учреждений дошкольного, основного общего и профессионального
образования. Создание и обеспечение функционирования муниципальных предприятий,
обслуживающих жилищное и коммунальное хозяйство, вызвано возложенными на местное самоуправление
обязанностями по содержанию и использованию муниципальных жилищного фонда и
нежилых помещений, муниципальному дорожному строительству и озеленению
территории муниципального образования, организации, содержанию и развитию
муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и т.д.
Сказанное не означает,
однако, что все без исключения функции местного самоуправления должны быть
обеспечены объектами муниципальной собственности.
Все законы субъектов Российской Федерации о местном
самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из
них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок
формирования и управления.
В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен
примерно такой же объектный состав муниципальной собственности, что и в ст. 29
вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав
муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как:
ü унитарные предприятия, в том числе: транспорта,
торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные,
жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест
захоронения, по утилизации и переработке мусора;
ü ценные бумаги (Московская область);
ü пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская,
Пермская области);
ü объекты инженерной инфраструктуры (Республика
Дагестан, Псковская, Костромская области);
ü имущество, приобретенное в результате
предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в
состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская
области).
Более детально состав муниципальной собственности
определяется в уставах муниципальных образований.
4. Основания возникновения
права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов их государственной
собственности в муниципальную и наоборот.
Порядок
приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования и
распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом Российской
Федерации.
Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной
собственности в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению
Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.[27]
Порядок передачи объектов, подлежащих передаче из государственной собственности
в муниципальную, закреплен постановлением
Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. и распоряжением Президента РФ от
18 марта 1992 г.[28].
Для передачи объектов в
муниципальную собственность комитет по управлению имуществом города, района
разрабатывает перечень объектов. Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря
1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы
местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества),
составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением 3 к
Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
Муниципальное имущество
подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности,
которые ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.
При этом передача объектов
(имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную
собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность
осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению
суда.
Федеральный закон “Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
устанавливает условия формирования муниципальной собственности, что
является обязанностью органа государственной власти субъекта Федерации.
Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации передают в собственность
муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного
значения. Если объект по своему функциональному назначению необходим для
решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе
поднять вопрос о его передаче в собственность муниципального образования[29].
Субъекты Российской Федерации самостоятельно
регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов
своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен
осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами
Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Законом ЕАО «О порядке передачи объектов госсобственности
Еврейской автономной области в муниципальную собственность» от 3 июля 1997 г. N
37-ОЗ устанавливается следующий порядок передачи объектов
государственной собственности, подлежащих обязательной передаче в муниципальную собственность
в Еврейской автономной области:
1. Комитет по управлению имуществом области не
позднее двух месяцев с момента образования представительных органов
местного самоуправления составляет и утверждает перечни объектов
(имущества), передаваемых в муниципальную собственность, в
соответствии со статьей 2 настоящего закона.
2. Комитет по управлению имуществом передает в
собственность органов местного самоуправления объекты (имущество) по акту
приема - передачи, исключает их из реестра государственной собственности
области.
3. В перечне по каждому объекту указываются
следующие данные:
- идентификационный код в общероссийском
классификаторе предприятий и организаций;
- полное наименование и местонахождение;
- год постройки (год выпуска), балансовая и
остаточная стоимость на начало отчетного года;
- хозяйствующий субъект в хозяйственном ведении,
оперативном управлении или в уставном капитале которого находятся его
полное наименование и юридический адрес.
4. Объекты (имущество) считаются переданными в
муниципальную собственность с момента подписания сторонами акта
приема-передачи объекта (имущества)[30].
При этом:
-Передача объектов государственной собственности области в
муниципальную собственность происходит без каких-либо
предварительных условий или требований.
-Объекты передаются в таком эксплуатационно-техническом состоянии, в
котором они находятся на момент составления акта приема-передачи объекта.
-Отказ органов местного самоуправления от принятия в
собственность и содержания объектов, подлежащих обязательной передаче в
муниципальную собственность, не допускается[31].
Передача объектов (имущества) госсобственности
области в муниципальную собственность может быть произведена также по
решению Законодательного Собрания ЕАО. Статья 5 вышеназванного закона
устанавливает порядок такой передачи:
1. Органами местного самоуправления в Комитет по
управлению имуществом области направляется ходатайство о передаче в
муниципальную собственность объектов (имущества), не подлежащих
обязательной передаче. В ходатайстве указывается какие именно объекты
(имущество) органы местного самоуправления хотели бы получить в свою
собственность.
2. Комитетом по управлению имуществом составляется
перечень объектов (имущества), указанных в ходатайстве.
3. При составлении перечней объектов (имущества)
Комитет по управлению имуществом исходит из необходимости сохранения
технологического единства инженерных, учебных, лечебно -
профилактических комплексов (систем) централизованного управления ими,
обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а
также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными
по характеру их функционирования.
4. Оформленные соответствующим образом перечни
объектов (имущества) вместе с заключением Комитета по управлению
госимуществом области направляются Губернатору области, который вносит
представление в Законодательное Собрание области о передаче перечней
объектов в собственность соответствующего муниципального образования либо
отклонение в ходатайстве.
5. Законодательное Собрание области принимает
решение о передаче объектов областной собственности, включенных в перечни
после чего направляет их в Комитет по управлению имуществом области для
переоформления прав собственности и передаче объектов в муниципальную
собственность. Законодательное Собрание правомочно исключить из перечня объекты,
не подлежащие передаче в муниципальную собственность.
6. Комитет по управлению госимуществом области
передает по акту утвержденные в перечне соответствующие объекты в
муниципальную собственность, исключает их из реестра государственной собственности
области.
Объекты считаются переданными в муниципальную
собственность с момента подписания сторонами акта приема-передачи объекта.
В случае если в границах территории муниципального
образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования,
субъекты Российской Федерации соответствующим законом разграничивают между
данными муниципальными образованиями объекты муниципальной собственности.
Разграничение объектов
муниципальной собственности в отношении внутригородских муниципальных
образований осуществляется уставом города.
Указом
Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года “О гарантиях местного
самоуправления в Российской Федерации”[32]
было установлено, что обратная передача объектов из муниципальной
собственности в государственную собственность или ее субъектов
осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.
В
практике правового регулирования взаимоотношений субъекта Федерации и местного
самоуправления существуют и другие формы. Например, в Свердловской области
принят закон “О порядке безвозмездной передачи объектов государственной
собственности Свердловской области в муниципальную собственность и приема
объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в
государственную собственность Свердловской области”. Этот закон регулирует
взаимоотношения органов государственной власти и органов местного
самоуправления по поводу безвозмездной передачи объектов государственной
собственности в муниципальную и, наоборот, устанавливает порядок оформления
перехода прав собственности и передачи имущества.
В соответствии Федеральным законом РФ “Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”[33]
споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности
в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо
в судебном порядке.
Требования комитета по управлению имуществом города о
признании недействительными актов органов государственного управления,
нарушающих право собственника муниципального имущества, подведомственны
арбитражным судам[34]
На практике весьма важен
вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых
помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к
муниципальной собственности. В соответствии с Приложением № 3 к постановлению
Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности
относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов
местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее
переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также
встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных
отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового
назначения.
Согласно разъяснению ВАС РФ
принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в
муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были
переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных
Советов[35]
Собственники
приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные
лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
после 1 июля 1994 г.[36],
вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении
здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке,
установленном п. 4.9 Основных положений.
5. Особенности прекращения права муниципальной собственности в результате
приватизации муниципального имущества в частную собственность.
Право муниципальной собственности прекращается:
ü в случае гибели или уничтожения
имущества;
ü при отчуждении имущества другим
лицам, в том числе при приватизации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|