Целям
обеспечения федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления служит
Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления», который «устанавливает правовые нормы,
обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения
указанных прав»[9]. Данный закон применяется в
случаях, если:
представительным органом
субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок
проведения муниципальных выборов; представительным органом местного
самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального
образования; в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный
орган местного самоуправления и т.п., но только в части, не урегулированной
законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.
Для установления и обеспечения
федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления был
принят Федеральный закон от 25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации», который «определяет основные принципы
организации местных финансов, устанавливает источники формирования и
направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы
бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов
местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых
прав органов местного самоуправления»[10].
«Общие принципы организации
муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в
Российской Федерации»[11] установлены Федеральным
законом от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации». Данный закон определяет понятия муниципальной должности,
муниципальной службы, разряды, ограничения, поощрения,
ответственность, гарантии муниципальных служащих и другие вопросы
муниципальной службы.
Крайне
важную роль на этапе формирования правовой основы местного самоуправления
сыграли Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства
Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, т.к. «для того, чтобы
закон заработал необходим пусковой механизм его реализации»[12].
Некоторые из этих актов продолжают составлять правовую основу местного
самоуправления: Указ Президента РФ от 11.06.97 №568 «Об основных направлениях
реформы местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от
22.10.98 №1281 «О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ
от 19.01.98 №65 «О федеральном реестре муниципальных образований в Российской
Федерации» и др.
.
4.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская Федерация состоит из
равноправных субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а другие субъекты
Российской Федерации - устав. Конституции и уставы субъектов Российской
Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным
законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации
положения о местном самоуправлении (например, ст.108-116 Устава Красноярского
края от 29.02.96 №8-252) не должны противоречить основополагающим началам и
принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией Российской
Федерации и ранее указанными федеральными законами. Как уже упоминалось
установление общих принципов организации местного самоуправления относится к
предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым
издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный
закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил перечень полномочий
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области
местного самоуправления. Согласно ст.5 данного закона органы государственной
власти субъектов Российской Федерации осуществляют правовое регулирование местного
самоуправления. Они принимают и изменяют законы субъектов Российской Федерации
о местном самоуправлении (например, Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209
(ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае»), о
муниципальных выборах (например, Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в
ред. от 24.04.97) «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском
крае»), о местном референдуме (например, Закон Красноярского края от 28.06.96
№10-298 «О местном референдуме»), о муниципальной службе (например, Закон
Красноярского края от 21.10.97 №15-580 «О муниципальной службе в Красноярском
крае»). Закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации решение вопросов о передаче собственности субъектов Российской
Федерации в муниципальную собственность, регулировании отношений между
бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами (например,
ст.30-41 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О
местном самоуправлении в Красноярском крае»). В ведении субъектов Российской
Федерации находятся установление и изменение порядка образования, объединения,
преобразования или упразднения муниципальных образований, их границ и
наименований, а также установление порядка регистрации уставов муниципальных
образований (например, ст.13-14 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209
(ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае»). Кроме того,
субъекты Российской Федерации вправе регулировать законами особенности организации
местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Субъекты
Российской Федерации могут принимать законы об административных
правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления
(например. Закон Красноярского края от 24.06.97 №14-506 «Об установлении
административной ответственности по вопросам, связанным с осуществлением
местного самоуправления»). Важная роль принадлежит органам государственной
власти субъектов Российской Федерации в создании и функционировании системы
гарантий местного самоуправления. Они призваны обеспечить: гарантии финансовой
самостоятельности местного самоуправления; сбалансированность минимальных
местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
государственные минимальные
социальные стандарты; компенсацию местному самоуправлению дополнительных
расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной
власти субъектов Российской Федерации; защиту прав граждан на осуществление местного
самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
принимают региональные программы развития местного самоуправления. Они также
осуществляют контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении,
обеспечивают соответствие законов субъектов Российской Федерации о местном
самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Кроме
того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе
наделять органы местного самоуправления законом, отдельными полномочиями
субъектов Российской Федерации с одновременной передачей материальных и
финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий и
осуществлять контроль за их реализацией[13].
Однако процесс формирования
законодательства субъектов Российской Федерации проходит очень неравномерно:
лишь в незначительной части регионов правовую базу «можно считать
удовлетворительной, в большинстве же законы либо не принимаются, либо
принимаются с грубейшими нарушениями федерального законодательства»[14].
Так, законом Архангельской области устанавливается соподчиненность
муниципальных образований, законом Чувашской республики полностью
регламентируется деятельность органов местного самоуправления по решению
вопросов местного значения, законом ряда областей устанавливается структура
органов местного самоуправления. В ст.4 Закона Красноярского края от 20.06.95
№6-126 (в ред. от 24.04.97) «О выборах в органы местного самоуправления в
Красноярском крае» установлено, что «дата проведения выборов определяется
Законодательным Собранием края по согласованию с Губернатором края»[15],
что «является вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления»[16].
Таким образом, при наличии большого разнообразия в подходах к регулированию
конкретных вопросов местного самоуправления, находящихся в ведении субъектов
Российской Федерации, недопустимо нарушение основ организации и деятельности
местного самоуправления, установленных Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами.
5.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Необходимый элемент
правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в
которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов
Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы
осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их
территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие
положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке
деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость
появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов
муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые
Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов
местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность
населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных
организационных форм осуществления местного самоуправления, определение
структуры органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 28.08.95
№154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» исходит из того, что каждое
муниципальное образование имеет свой устав. Ст.8 данного закона определяет «руг
основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы
его разработки, принятия и порядок государственной регистрации. В соответствии
с законом устав муниципального образования разрабатывается муниципальным
образованием самостоятельно. Порядок его разработки, принятия и изменения
находится в ведении муниципального образования. Закон предусматривает два пути
принятия устава муниципального образования: представительным органом местного
самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на
сходе граждан. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
устанавливают порядок государственной регистрации уставов муниципальных
образований. Так, согласно ст. 9 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209
(ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае»
«государственная регистрация устава муниципального образования осуществляется
управлением юстиции администрации края в месячный срок со дня его
представления»[17]. По результатам
рассмотрения заявления и устава орган юстиции обязан принять одно из следующих
решений: а) о регистрации устава; б) об отказе в регистрации устава. Отказ в
регистрации устава, равно как и регистрация устава, содержащего противоречия
федеральному или областному законодательству, могут быть обжалованы в суд. Ст.8
Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что «основанием
для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования
может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам
Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации»[18].
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального
опубликования (обнародования), «которое осуществляется при наличии его
государственной регистрации»[19].
Устав муниципального
образования должен содержать, во-первых, наименование муниципального
образования с указанием его границ и состава территории.
Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного
значения, относящиеся к ведению муниципального образования. Их перечень
содержится в ст. 6 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(ст.8 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О
местном самоуправлении в Красноярском крае»). Муниципальные образования вправе
расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного
значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросов, не
исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных
образований и органов государственной власти (Закон Красноярского края от
22.06.98 №3-110 «О предметах ведения муниципальных образований»).
Страницы: 1, 2, 3
|