Президент Российской
Федерации издает указы и распоряжения, которые не противоречат Конституции и
обязательны на всей территории Российской Федерации. Правительство Российской
Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они
обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации и основываются
на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах
Президента.
Конституция Российской
Федерации - юридическая база всего законодательства, в которой закреплены
основы экономической, социальной и политической организации общества,
устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и
обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона
государства. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция
занимала реальное место в правовой системе, имела практическую ценность.
Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и
общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило,
необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные
установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь.
Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной
степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия,
обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таких норм,
относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан.
В современном
демократическом государстве эффективность правового закона сопряжена с наличием
единого правового пространства, в котором приоритетное значение имеет принцип
верховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную
волю, над всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты,
включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному
контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы
по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной
процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам.
Отрицательным примером в
строительстве правового государства в РФ явилось принятие конституций
республиками, не соответствующих Конституции Российской Федерации по многим
фундаментальным вопросам (Степное Уложение Республики Калмыкия; конституции
Республики Коми, Республики Башкортостана, Республики Карелия). А именно: по
вопросам нарушения прав и свобод человека (ущемляются права граждан
русскоязычного населения на территориях республик); декларируется приоритет
верховенства законодательства республик; устанавливаются собственные судебные
системы (предмет исключительного ведения Российской Федерации); провозглашается
право назначения высших должностных лиц в республике высшими органами власти
республик (приоритет Российской Федерации).
Права и свободы
человека в системе ценностей.
Верховенство закона
подразумевает не только приоритет закона, но и широкий аспект прав и свобод,
закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом
государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано
последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их.
В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в
различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание
государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
Перечень прав и свобод
человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в
международных актах. Это, прежде всего Всеобщая декларация прав человека,
принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских
и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16
декабря 1966г.
Всеобщая декларация прав
и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В ней
провозглашается, что "все люди рождаются свободными и равными по своему
достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении
друг друга в духе братства". Декларация также провозглашает, что никто не
может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый
человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и
беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость
произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства
на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и
другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми
государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в
пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на
равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от
безработицы, право на создание профсоюзов и т. д.).
В числе международных
документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских
и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.
В закреплении основ
правового положения человека и гражданина большое значение имеет Декларация
прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября
1991г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные
международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед
законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности
граждан Российской Федерации. Перечень прав и свобод, провозглашенных в
указанных актах, закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств.
Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая
немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что
подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с
виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления,
следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении
уголовных дел, по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин
вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это
право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.
Значительное внимание в
Конституции РФ уделено личным, гражданским и политическим правам, а также
гарантиям этих прав. Право частной собственности охраняется законом (ст.35).
Закрепляется право частной собственности на землю (ст.36), а также право на
свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской
деятельности и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34),
что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения
экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики.
К сожалению, в реальной
жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан, и не только в нашей
стране, но и во всем мире. Это выражается в преступлениях геноцида, различных
способах расовой дискриминации, преступлениях апартеида, военных преступлениях.
Политический и
идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно
просто немыслимо. Функционируя в условиях плюрализма, различные социальные силы
в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве
цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими
противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно
излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и
агитацию в пользу своих идеологических концепций.
Политический и
идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма
общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности
к той или иной политической организации. Отсюда становится понятным, почему
государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать
преимущество для той или иной политической организации.
Взаимная
ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В
недемократическом государстве признается только ответственность гражданина
перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его
статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности
государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство
на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только
при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру
привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и
предусматривающих жесткие санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).
Важным гарантом
незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии
с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его
права и свободы. В правовом государстве признается право каждого гражданина
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. ст.
33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое делает
государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет
ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его
органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).
Следует отметить, что концепция Прав человека
продолжает развиваться. Существенной проблемой остается приведение
национальных законодательств и политической практики в соответствие с
международными стандартами Прав человека.
IV.
Проблемы и перспективы формирования
правового государства в России.
Для того чтобы осветить
данный вопрос, прежде всего надо уяснить на каком этапе строительства правового
государства мы находимся. Формирование правового государства в нашей стране
закреплено в Конституции. Однако, при практической реализации
продекламированного факта возникает масса объективных и субъективных причин,
которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового
государства.
Объективные причины – это
наследство исторического пути развития российского государства и населения.
Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде
всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей,
сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие
экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У
значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический
дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится
гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное
неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий,
которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание
российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни
большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших
ценностей - конкуренции, демократии, рынка.
Другой причиной
является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным
от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в
своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая
специфика страны является фактором, прямо влияющим на государственное и
общественное устройство.
Считаю, что
наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового
государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в
котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и
других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные
детерминанты политического поведения людей. Поэтому на этой причине становлюсь
чуть подробнее.
В многочисленной
научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в
основе отечественной политической культуры черты русского менталитета,
национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного
устройства и политическую жизнь в целом. Прежде всего, к ним относится антирационалистичность,
проявляющаяся в нелюбви, пренебрежении к планированию, расчетливости и
рациональной организации собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть
события, думать о будущем, в надежде на "авось". Это также низкая
самодисциплина, робость и подавленность перед чем-то возвышенным, грандиозным,
будь то бескрайние пространства или государственная машина, социальная апатия,
неверие в возможность что-либо изменить, недостаток инициативы и т.д.
Затяжная весна и
короткое лето, за которое нужно все успеть, порождали склонность к длительной
летаргии, пассивности, неожиданно сменяемым бурной активностью,
сверхэнтузиазмом, повышенной эмоциональностью. С этим связана традиционная ориентация
отдельных людей и всего государства на неритмичность, аврал, штурмовщину,
сверхнапряжение сил, массовый героизм, склонность к крайностям.
Неумеренность,
неритмичность, склонность к крайностям обычно выражаются в политике в форме
радикализма, резкого перехода от смиренности к бунтам и революциям. Российскому
государству, имеющему весьма радикалистское прошлое, необходимо обратить
особое внимание на создание надежных механизмов, предохраняющих от новых
революционных бурь и потрясений.
Одним из
проявлений повышенного радикализма русского характера являются такие его
черты, как забвение прошлого, нигилизм, пренебрежительное отношение к истории,
неразвитость чувства ее самоценности. Своего рода оборотной стороной
антирационалистичности русского менталитета являются мечтательность, романтизм,
стремление к высоким идеалам, чему-то абсолютному, склонность к самокопанию,
максимализм в желаниях и требованиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|