на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Предупреждение преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды

Нормы, направленные на охрану окружающей среды, содержатся также в Водном, Градостроительном, Земельном, Лесном кодексах РФ. Экологические права граждан защищены в гл. 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ, в гл. 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, также предусматривающего ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Отражением и детализацией глобальных экозадач и экофункций государства следует считать правовую регламентацию общественных отношений, прямо или косвенно связанных сохранением и улучшением качества окружающей среды, иными словами - формирование системы экологического законодательства[12].

Базовым актом экологического законодательства Российской Федерации является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В соответствии с требованиями Конституции РФ он определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, которая должна обеспечить ее благоприятное состояние для нынешнего и будущих поколений, а также установил более детальное регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в процессе осуществления людьми хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

Важной характеристикой указанного Закона является то, что он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Развитие научно-технического прогресса и связанное с ним необратимое ухудшение состояния окружающей среды обусловили необходимость дифференцированного подхода к правовой охране окружающей среды. В качестве примеров реализации данного подхода можно указать на принятие следующих Федеральных законов: № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , № 3-ФЗ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» , № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» , № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» , № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» и др[13].

Среди нормативных актов особое значение занимают указы Президента РФ, устраняющие возникающие проблемы, дополняющие существующее законодательство в сфере экологии для четкого функционирования единой системы обеспечения экологического правопорядка и экологической безопасности. Так, Указом Президента РФ № 236 от 4 февраля 1994 г. утверждены основные положения «Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития». Данный указ предусматривает реализацию закрепленных в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития государства, а также решения текущих социально-экономических проблем в неразрывной связи с адекватными мерами по охране окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов[14].

Указом Президента РФ также утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Одной из основных идей данной Концепции является повышение роли государства в сохранности окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, действенность управления и контроля в области охраны окружающей среды.

Кроме Указов Президента РФ важное место среди нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере занимают постановления Правительства РФ, которые детализируют существующее законодательство в области охраны окружающей среды. К их числу относятся, например, Постановление Правительства РФ № 515 от 25 мая 1994 г. «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей объектов водных биологических ресурсов», Постановление Правительства РФ № 1594 от 30 декабря 1998 г. «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды», Постановление Правительства РФ № 414 от 29 июня 2007 г. «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» и др[15].

Рассматривая вопрос о правовом регулировании деятельности по охране окружающей среды, следует назвать нормативные акты специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды, как правило, они имеют межведомственный характер и разъясняют правила охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В качестве примера таких актов можно привести Приказ Госкомэкологии РФ № 448 от 23 июля 1998 г. «Об утверждении «Перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений», Приказ Госкомэкологии РФ № 372 от 16 мая 2000 г. «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», Приказ Минприроды РФ № 29 от 23 января 1996 г. «Об обеспечении оперативной передаче информации об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды», Приказ МВД России № 330 от 12 июля 1993 г. «О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ», Приказ МВД России № 354 от 15 апреля 2002 г. «О нормативном правовом регулировании деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД России. № 178 от 20 марта 2003 г. «О продлении эксперимента в МВД Республики Татарстан, ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской области» и др[16].

Следует иметь в виду, что законотворческий процесс по вопросам воздействия общества на природу весьма динамичен. По мере необходимости в принимаемые законы вносятся поправки и дополнения. Такая необходимость может возникнуть в ответ на острую экологическую проблему в проекции к территориально-географическому разрезу. И здесь особое значение приобретают нормативно-правовые акты субъектов Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 72 Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом исторических, природно-климатических, социально-экономических, экологических и иных особенностей регионов[17].

Региональные источники часто содержат нормы, дополняющие, развивающие федеральное законодательство, а иногда и опережающие его. Существуют даже законы, не имеющие аналогов на уровне Федерации: одним из таких регионов является Москва, где для целей сохранения экологического потенциала были разработаны и утверждены законодательные акты, позволяющие местным органам власти решать конкретные вопросы, связанные с оценкой и компенсацией ущерба, причиняемого мегаполису изъятием ценных лесных земель под дорожное и жилищное строительство, уничтожением зеленых насаждений, повреждением среды обитания объектов животного мира, захламлением, деградацией и загрязнением земель. К таким документам относятся Законы города Москвы № 17 от 5 мая 1999 г. «О защите зеленых насаждений» и № 26 от 21 октября 1998 г. «О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города Москвы», № 45 от 21 ноября 2007 г. «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», Закон Московской области № 24/2006-03 от 22.12.2006 «Об охране окружающей среды в Московской области», а также Постановление Правительства Москвы № 849-ПП от 18.09.2001 «Об Управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы»[18]. Акты, регулирующие на региональном уровне отношения в области охраны окружающей среды принимаются и иными субъектами федерации[19].

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что научно – технический прогресс, происходящий в нашем обществе, несёт нам новые блага и возможности, а вместе с ними и новые проблемы, связанные с экологической безопасностью нашей страны.

Развитие научно-технического прогресса и связанное с ним необратимое ухудшение состояния окружающей среды обусловили необходимость дифференцированного подхода к правовой охране окружающей среды. В качестве примеров реализации данного подхода можно указать на принятие следующих Федеральных законов: № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , № 3-ФЗ от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» , № 33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» , № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» , № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» и др. Кроме того, нельзя забывать и самовольном захвате земель, браконьерстве и других преступлениях, которые могут «самовольно» развиваться без достижений научно – технического прогресса.

Что касается правовой базы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды, то, хочется заметить, что она довольно обширна и дифференцирована, однако, неурегулированные отношения, связанные с экологической безопасностью, не заставляют себя долго ждать.

Своеобразным российским «новатором» в разработке правовых основ предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды является, в частности, Москва, как уже отмечалось выше. Ярким примером могут служит такие нормативно – правовые акты как: законы города Москвы № 17 от 5 мая 1999 г. «О защите зеленых насаждений» и № 26 от 21 октября 1998 г. «О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города Москвы», № 45 от 21 ноября 2007 г. «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», Закон Московской области № 24/2006-03 от 22.12.2006 «Об охране окружающей среды в Московской области», а также Постановление Правительства Москвы № 849-ПП от 18.09.2001 «Об Управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы».

Разработка настолько дифференцированной правовой базы в данной области явление, несомненно, позитивное, но оно совсем не имеет смысла без организационно – тактической составляющей, о которой и пойдёт речь далее в данной работе.

2. Организационные и тактические основы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды

правовой преступление экологический правонарушение

Нормативно-правовая регламентация экологических отношений, несомненно, выполняет превентивную задачу по предупреждению преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды. Сложный, комплексный характер охраны экологического правопорядка и экологической безопасности обусловливает разработку и развитие различных направлений их охраны органами внутренних дел.

Одним из таких направлений является предупреждение преступлений и правонарушений экологической направленности. При этом эффективность эколого - правовой деятельности органов внутренних дел проявляется в определенном снижении преступлений и административных правонарушений в данной области, в связи с этим важнейшей задачей становится определение причин и условий совершения преступлений и правонарушений экологической направленности и совершенствование мер по их предупреждению[20].

В состав органов внутренних дел входит значительное количество подразделений, которые отличаются друг от друга специальными задачами, формами и методами работы. В связи с этим их деятельность по выявлению и устранению причин и условий преступлений и правонарушений экологической направленности и разработке мер по их предупреждению имеет единую цель, но методы ее осуществления в зависимости от компетенции различны. Соответствующие подразделения органов внутренних дел обязаны выявлять и устранять лишь те причины и условия, способствующие совершению нарушений экологического законодательства, которые должны и могут быть им известны с учетом их компетенции, но при этом необходимо иметь в виду, что причины преступлений и правонарушений экологической направленности иной раз совпадают с причинами других преступлений и правонарушений, в том числе экономических, должностных, хулиганства и др.

Предупреждение преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей среды органами внутренних дел представляет собой совокупность осуществляемых органами внутренних дел в пределах своей компетенции мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению природоохранительного и природно-ресурсного законодательства, а также на пресечение конкретных противоправных посягательств на объекты природы.

Разнообразие специальных предупредительных мер в области охраны окружающей среды, осуществляемых органами внутренних дел как специализированным субъектом, вызывает необходимость их классифицировать. Специальные меры предупреждения преступлений и правонарушений экологической направленности, проводимые органами внутренних дел, представляют собой конкретные действия по охране окружающей среды и классифицируются по содержанию. По этому основанию рассматриваемые меры можно разделить на правовые и организационные меры[21].

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.