Нормы, направленные на
охрану окружающей среды, содержатся также в Водном, Градостроительном,
Земельном, Лесном кодексах РФ. Экологические права граждан защищены в гл. 26
«Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ, в гл. 8 Кодекса РФ об
административных правонарушениях, также предусматривающего ответственность за
административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и
природопользования.
Отражением и детализацией
глобальных экозадач и экофункций государства следует считать правовую
регламентацию общественных отношений, прямо или косвенно связанных сохранением
и улучшением качества окружающей среды, иными словами - формирование системы
экологического законодательства[12].
Базовым актом
экологического законодательства Российской Федерации является Федеральный закон
«Об охране окружающей среды». В соответствии с требованиями Конституции РФ он
определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей
среды, которая должна обеспечить ее благоприятное состояние для нынешнего и
будущих поколений, а также установил более детальное регулирование отношений в
сфере взаимодействия общества и природы в процессе осуществления людьми
хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Важной характеристикой
указанного Закона является то, что он определяет правовые основы
государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие
сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение
благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных
ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений,
укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности.
Развитие
научно-технического прогресса и связанное с ним необратимое ухудшение состояния
окружающей среды обусловили необходимость дифференцированного подхода к
правовой охране окружающей среды. В качестве примеров реализации данного
подхода можно указать на принятие следующих Федеральных законов: № 52-ФЗ от 30
марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , № 3-ФЗ
от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» , № 33-ФЗ от 14
марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» , № 174-ФЗ от 23
ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» , № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» и др[13].
Среди нормативных актов
особое значение занимают указы Президента РФ, устраняющие возникающие проблемы,
дополняющие существующее законодательство в сфере экологии для четкого
функционирования единой системы обеспечения экологического правопорядка и
экологической безопасности. Так, Указом Президента РФ № 236 от 4 февраля 1994 г. утверждены основные положения «Государственной стратегии Российской Федерации по охране
окружающей среды и обеспечения устойчивого развития». Данный указ
предусматривает реализацию закрепленных в Конституции РФ права граждан на
благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование
природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития
государства, а также решения текущих социально-экономических проблем в
неразрывной связи с адекватными мерами по охране окружающей среды, сбережению и
восстановлению природных ресурсов[14].
Указом Президента РФ
также утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
Одной из основных идей данной Концепции является повышение роли государства в
сохранности окружающей среды и обеспечения экологической безопасности,
действенность управления и контроля в области охраны окружающей среды.
Кроме Указов Президента
РФ важное место среди нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере
занимают постановления Правительства РФ, которые детализируют существующее
законодательство в области охраны окружающей среды. К их числу относятся,
например, Постановление Правительства РФ № 515 от 25 мая 1994 г. «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением,
незаконным выловом или добычей объектов водных биологических ресурсов»,
Постановление Правительства РФ № 1594 от 30 декабря 1998 г. «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды», Постановление Правительства РФ № 414 от 29 июня 2007 г. «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» и др[15].
Рассматривая вопрос о
правовом регулировании деятельности по охране окружающей среды, следует назвать
нормативные акты специально уполномоченных федеральных органов исполнительной
власти в области природопользования и охраны окружающей среды, как правило, они
имеют межведомственный характер и разъясняют правила охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности. В качестве примера таких актов можно
привести Приказ Госкомэкологии РФ № 448 от 23 июля 1998 г. «Об утверждении «Перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при
оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате
экологических правонарушений», Приказ Госкомэкологии РФ № 372 от 16 мая 2000 г. «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду в Российской Федерации», Приказ Минприроды РФ № 29 от 23
января 1996 г. «Об обеспечении оперативной передаче информации об аварийных
выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении
окружающей природной среды», Приказ МВД России № 330 от 12 июля 1993 г. «О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ», Приказ МВД России № 354 от 15
апреля 2002 г. «О нормативном правовом регулировании деятельности
государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства внутренних дел
Российской Федерации», Приказ МВД России. № 178 от 20 марта 2003 г. «О продлении эксперимента в МВД Республики Татарстан, ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской
области» и др[16].
Следует иметь в виду, что
законотворческий процесс по вопросам воздействия общества на природу весьма
динамичен. По мере необходимости в принимаемые законы вносятся поправки и
дополнения. Такая необходимость может возникнуть в ответ на острую
экологическую проблему в проекции к территориально-географическому разрезу. И
здесь особое значение приобретают нормативно-правовые акты субъектов Федерации
в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 72
Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Федерации и
ее субъектов. Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование
природопользования и охраны окружающей среды с учетом исторических,
природно-климатических, социально-экономических, экологических и иных
особенностей регионов[17].
Региональные источники
часто содержат нормы, дополняющие, развивающие федеральное законодательство, а
иногда и опережающие его. Существуют даже законы, не имеющие аналогов на уровне
Федерации: одним из таких регионов является Москва, где для целей сохранения
экологического потенциала были разработаны и утверждены законодательные акты,
позволяющие местным органам власти решать конкретные вопросы, связанные с
оценкой и компенсацией ущерба, причиняемого мегаполису изъятием ценных лесных земель
под дорожное и жилищное строительство, уничтожением зеленых насаждений,
повреждением среды обитания объектов животного мира, захламлением, деградацией
и загрязнением земель. К таким документам относятся Законы города Москвы № 17
от 5 мая 1999 г. «О защите зеленых насаждений» и № 26 от 21 октября 1998 г. «О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города
Москвы», № 45 от 21 ноября 2007 г. «Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях», Закон Московской области № 24/2006-03 от 22.12.2006 «Об
охране окружающей среды в Московской области», а также Постановление
Правительства Москвы № 849-ПП от 18.09.2001 «Об Управлении по борьбе с
правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы»[18].
Акты, регулирующие на региональном уровне отношения в области охраны окружающей
среды принимаются и иными субъектами федерации[19].
Таким образом, на
основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что научно – технический
прогресс, происходящий в нашем обществе, несёт нам новые блага и возможности, а
вместе с ними и новые проблемы, связанные с экологической безопасностью нашей
страны.
Развитие
научно-технического прогресса и связанное с ним необратимое ухудшение состояния
окружающей среды обусловили необходимость дифференцированного подхода к
правовой охране окружающей среды. В качестве примеров реализации данного
подхода можно указать на принятие следующих Федеральных законов: № 52-ФЗ от 30
марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , № 3-ФЗ
от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» , № 33-ФЗ от 14
марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» , № 174-ФЗ от 23
ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» , № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» и др. Кроме того, нельзя забывать и самовольном захвате
земель, браконьерстве и других преступлениях, которые могут «самовольно»
развиваться без достижений научно – технического прогресса.
Что касается правовой
базы предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных
правонарушений в области охраны окружающей среды, то, хочется заметить, что она
довольно обширна и дифференцирована, однако, неурегулированные отношения,
связанные с экологической безопасностью, не заставляют себя долго ждать.
Своеобразным российским
«новатором» в разработке правовых основ предупреждения органами внутренних дел
преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей
среды является, в частности, Москва, как уже отмечалось выше. Ярким примером
могут служит такие нормативно – правовые акты как: законы города Москвы № 17 от
5 мая 1999 г. «О защите зеленых насаждений» и № 26 от 21 октября 1998 г. «О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города
Москвы», № 45 от 21 ноября 2007 г. «Кодекс города Москвы об административных
правонарушениях», Закон Московской области № 24/2006-03 от 22.12.2006 «Об
охране окружающей среды в Московской области», а также Постановление
Правительства Москвы № 849-ПП от 18.09.2001 «Об Управлении по борьбе с
правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы».
Разработка настолько
дифференцированной правовой базы в данной области явление, несомненно,
позитивное, но оно совсем не имеет смысла без организационно – тактической
составляющей, о которой и пойдёт речь далее в данной работе.
2.
Организационные и тактические основы предупреждения органами внутренних дел
преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей
среды
правовой
преступление экологический правонарушение
Нормативно-правовая
регламентация экологических отношений, несомненно, выполняет превентивную
задачу по предупреждению преступлений и административных правонарушений в
области охраны окружающей среды. Сложный, комплексный характер охраны
экологического правопорядка и экологической безопасности обусловливает
разработку и развитие различных направлений их охраны органами внутренних дел.
Одним из
таких направлений является предупреждение преступлений и правонарушений
экологической направленности. При этом эффективность эколого - правовой деятельности
органов внутренних дел проявляется в определенном снижении преступлений и
административных правонарушений в данной области, в связи с этим важнейшей
задачей становится определение причин и условий совершения преступлений и
правонарушений экологической направленности и совершенствование мер по их
предупреждению[20].
В состав
органов внутренних дел входит значительное количество подразделений, которые
отличаются друг от друга специальными задачами, формами и методами работы. В
связи с этим их деятельность по выявлению и устранению причин и условий
преступлений и правонарушений экологической направленности и разработке мер по
их предупреждению имеет единую цель, но методы ее осуществления в зависимости от
компетенции различны. Соответствующие подразделения органов внутренних дел
обязаны выявлять и устранять лишь те причины и условия, способствующие
совершению нарушений экологического законодательства, которые должны и могут
быть им известны с учетом их компетенции, но при этом необходимо иметь в виду,
что причины преступлений и правонарушений экологической направленности иной раз
совпадают с причинами других преступлений и правонарушений, в том числе
экономических, должностных, хулиганства и др.
Предупреждение
преступлений и административных правонарушений в области охраны окружающей
среды органами внутренних дел представляет собой совокупность осуществляемых
органами внутренних дел в пределах своей компетенции мероприятий, направленных
на выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению
природоохранительного и природно-ресурсного законодательства, а также на
пресечение конкретных противоправных посягательств на объекты природы.
Разнообразие
специальных предупредительных мер в области охраны окружающей среды,
осуществляемых органами внутренних дел как специализированным субъектом,
вызывает необходимость их классифицировать. Специальные меры предупреждения
преступлений и правонарушений экологической направленности, проводимые органами
внутренних дел, представляют собой конкретные действия по охране окружающей
среды и классифицируются по содержанию. По этому основанию рассматриваемые меры
можно разделить на правовые и организационные меры[21].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|