Реферат: Психологические основы производства отдельных следственных действий
И СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
1. Общая характеристика
предварительного следствия и судебного разбирательства
В решающей степени эффективность предварительного расследования и судебного
разбирательства зависит от профессионализма, психологической подготовленности и
специальной тактики поведения следователя, судьи. Предварительное следствие и
судебное слушание уголовного дела можно рассматривать как познавательный,
коммуникативный и удостоверительный процессы, предъявляющие серьезное
требование к познавательной сфере, мышлению, социально-психологическим
качествам, юридической грамотности следователей и судей. Можно отметить
следующие особенности их мышления:
а) необходимость выделения и решения проблемных
ситуаций, связанных с конкретным преступлением;
б) сочетание в деятельности дискурсивного
(логического) и эвристического (творческого) типа мышления;
в) важную роль интуиции - антиципации
(предвосхищения) в мыслительной работе;
г) рефлексивный способ мышления
("размышления о размышлениях другого человека, о своих собственных");
д) составление сложных информационно-логических моделей,
называемых в праве следственными версиями;
е) критичность мышления, избавление от ненужной,
"шумовой" информации;
ж) избирательность и направленность мышления на
решение задач расследования преступления, сбора доказательств вины
правонарушителя.
Применительно к следственной деятельности можно говорить о решении следующих
функций: познавательной или информационной (сбор информации о событиях
преступления); удостоверительной (фиксация полученной информации и вещественных
следов в предусмотренной законом документальной форме); поисковую;
конспиративную; конструктивную (выдвижение следственных версий и гипотез о
поведении преступников); коммуникативную; правоприменительную; социальную
(действия следователя как представителя власти); воспитательную (проведение
воспитательных и профилактических действий в отношении лиц, проходящих по
уголовному делу).
Следует обратить особое внимание на психологическую устойчивость следователя
и судьи. Не секрет, что расследование и судебное рассмотрение уголовного дела
сопровождается противодействием со стороны обвиняемых и других заинтересованных
лиц (родственники, друзья, сослуживцы по работе и т.д.). Применяются различные
способы такого противодействия от элементарного роспуска слухов о личности
следователя или судьи до шантажа, провокаций и угроз. В этом случае следует
позаботиться о применении предусмотренных законом мер против противодействующих
законным действиям лиц, а также продумать мероприятия по обеспечению личной
профессиональной безопасности.
2. Психология осмотра места
происшествия
В ходе осмотра места происшествия основное внимание необходимо уделять
организации познавательной психической деятельности: восприятию, мышлению,
воображению, памяти. Основным методом изучения обстановки на месте преступления
является наблюдение, то есть преднамеренное и целенаправленное восприятие.
Наблюдение тесно связано с характеристиками внимания человека. Доказано, что в
ходе осмотра места происшествия наблюдение бывает более успешным, если
следователь придерживается следующих правил:
·
до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом
предмете, событии или явлении;
- определить цель наблюдения,
сформулировать задачу, мысленно или на бумаге составить план наблюдения;
- искать в наблюдаемом
предмете или явлении не только то, что предполагалось найти, но и обратное
этому;
- расчленить предмет
наблюдения и в каждый момент наблюдать одну из частей, не забывая о
наблюдении целого;
- следить за каждой деталью,
стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество
свойств предмета или особенностей наблюдаемого явления;
- не доверять однократному
наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в
разные моменты времени и в различных ситуациях, изменяя условия
наблюдения;
- подвергать сомнению
наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией,
маскировкой или инсценировкой;
- ставить вопросы
"почему" и "что это значит" относительно каждого
элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке
в дальнейшем наблюдении свои мысли и выводы;
- сравнивать объекты
наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи;
- сопоставлять результаты
наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете или явлении, с
данными науки и практики;
- ясно формулировать
результаты наблюдения и четко их фиксировать в соответствующей
документальной форме - это помогает их пониманию и запоминанию;
- привлекать к наблюдению
различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения с
коллегами. (Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей - М.: ВШ
МООП СССР,1967,с.90).
В значительной мере эффективность наблюдения при осмотре места происшествия
зависит от знания следователем ряда закономерностей функционирования познавательных
явлений. Известно, что с помощью зрения человек получает 60-65% информации об
окружающем мире; с помощью слуха - 10-15%; осязания - 7-10%; обоняния - 2-4%.
Таким образом, ведущим чувственным каналом при осмотре места происшествия
является зрение.
Известно, что поле зрения (зона обзора без перевода взгляда) равна 70
градусов вертикальной плоскости (30 градусов вверх и 40 градусов вниз от
горизонтальной линии обзора) и 120 градусов - в горизонтальной плоскости. Зона
мгновенной четкой видимости составляет 18 градусов, а эффективной видимости при
напряженном, концентрированном внимании - 30 градусов в вертикальной и 60
градусов в горизонтальной плоскости. Время темновой адаптации повышения
чувствительности зрения при нахождении в темноте (равняется 30-40 мин., в время
световой адаптации) снижение чувствительности зрения при ярком свете) - 10 сек.
Экспериментами установлено, что в обстановке сильного шума световая
чувствительность сумеречного зрения снижается до 20%. Наоборот, в дневное время
такой же раздражитель усиливает чувствительность глаза. Острота зрения
повышается при холодной погоде и снижается при теплой. Опыты показывают, что
при осмотре места происшествия, каждый предмет, в целях получения достоверной
информации о нем, следует рассматривать не менее 2-3 минут. Наконец, при
зрительном восприятии следует учитывать объем внимания, заключающийся в том,
что человек способен воспринимать одновременно от 4-х до 6-ти предметов. Более
благоприятные условия складываются для восприятия разнородных предметов, если
их число не превышает 2-х - 3-х.
При осмотре места происшествия следует учитывать закономерности адаптации
органов обоняния. Органы обоняния очень быстро адаптируются к запахам: полная
адаптация к гари и табачному дыму наступает через 3-5 минут, запаху йода -
50-60 сек.; камфары - 90 сек. и т.д. По истечении этого времени обоняние уже не
отражает запахов. Чтобы восстановить чувствительность органов обоняния
следователю рекомендуется выйти из помещения и минут 10 подышать "чистым
воздухом".
Учитывая закономерности процесса переключения внимания, следователю при
осмотре места происшествия не следует переходить после окончания осмотра одного
предмета (или участка события преступления) к другому быстрее, нежели через
5-10 сек. Необходимо дать время для "угасания" следов предыдущего
возбуждения и подготовить органы чувств к новой работе.
Полнота и точность восприятия зависят от физического состояния
осматривающего место происшествия. Так, чувствительность зрения в темное время
суток снижается в результате недоедания, утомления, переполнения желудка.
Чувствительность к запахам резко снижается при насморке и частом курении.
Учитывая данные исследований о том, что произвольное интенсивное внимание может
сохраниться без заметного ослабления в течение 40 мин., целесообразно через
каждые 35-40 мин. осмотра устраивать 3-5 минутные перерывы. (См. Водолазский
Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие- Омск: Омская ВШ
МВД СССР,1979,с.16).
Работа мышления при осмотре происшествия, в основном, направлена на
реконструкцию события преступления, установление следственно-причинных связей
между отдельными фактами и выдвижение следственных версий.
Раскрытие и расследование преступления, во многом, определяется организацией
взаимодействия всех лиц, участвующих в осмотре места происшествия. Как правило,
выезды на место происшествия и работы "по горячим следам" на практике
осуществляют следственно-оперативные группы, в которые обычно входят
следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист, судебно-медицинский
эксперт и др. Руководит группой следователь, а другие участники осмотра
действуют под его руководством и по его поручениям. Большое значение имеет
четкое распределение обязанностей лиц, участвующих в осмотре места
происшествия, а также своевременный обмен информацией о полученных при осмотре
результатах.
3. Психология допроса
Эффективность допроса зависит от коммуникативных качеств следователя, его
развитых умений психологического воздействия на допрашиваемого и правильного
планирования тактики действий в зависимости от личностных качеств
допрашиваемого. В психологической литературе выделяются коммуникативные
качества допрашивающего: выдержка, эмоциональная устойчивость, общительность,
умение слушать, вежливость, чуткость, умение познавать внутренний мир человека,
наблюдательность, интерес к людям, способность быстро и верно оценивать
психическое состояние человека, чувство ответственности и нестандартность
мышления. (Тыщенко П.П. Тактика и психологические основы допроса (опроса) -
Учебное пособие - Домодедово: ВИПК МВД РФ,1998,с.10).
Без понимания личности допрашиваемого невозможно построение продуктивной
тактики допроса. При этом следует помнить о значительных трудностях в процессе
допроса. Одной из таких трудностей является отрицание вины обвиняемым.
Следователю необходимо разобраться в мотивах отрицания вины. Среди таковых
могут быть:
а) страх обвиняемого перед наказанием;
б) желание избежать неблагоприятных последствий
для себя, родственников и близких;
в) боязнь огласки и общественного осуждения;
г) стыд от сознания противоправности своего
поведения;
д) нежелание обнародовать интимные стороны своей
жизни;
е) стремление скрыть соучастников преступления;
ж) боязнь мести;
з) уверенность в отсутствии доказательств и
невозможности раскрытия преступления;
и) недоверие к следователю;
к) личное неприязненное отношение следователя к
допрашиваемому.
Другой трудностью допроса является самооговор допрашиваемого
(подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и др.). Важно не только
установить факт самооговора, но и выявить его причины. К числу мотивов
самооговора можно отнести:
а) стремление избавить от наказания
действительного виновника;
б) боязнь огласки каких-либо компрометирующих
фактов;
в) желание получить от заинтересованного в
самооговоре лица определенную материальную выгоду;
г) стремление уклониться от ответственности за
более тяжкое преступление;
д) желание ускорить расследование;
е) стремление получить какие-либо выгоды от
следователя (например, свидание с родственниками и др.);
ж) добросовестное заблуждение о своей виновности.
Эффективность допроса зависит от целесообразного и своевременного применения
различных приемов психологического воздействия на допрашиваемого. Среди таких
приемов отмечают: "последовательность", "внезапность",
"выжидание", "снятие напряженности", "форсированный
темп допроса", "замедленный темп допроса", "создание
впечатления о хорошей осведомленности допрашивающего", "вызов",
"создание психической напряженности у допрашиваемого",
"настройка", "пресечение лжи", "опора на положительные
качества личности допрашиваемого", "использование "слабых
мест" у допрашиваемого", "повторность допросов", и т.д.
Выбор конкретных приемов психологического воздействия зависит от целей
допрашивающего и особенностей личности допрашиваемого. Например, если целью
является воздействие на психическое состояние допрашиваемого, то целесообразно
выбрать приемы: "внезапность", "форсированный темп
допроса", "выжидание" и др. В случае постановки следователем
цели создания у допрашиваемого определенного представления о состоянии
расследования и осведомленности допрашивающего возможно применение приемов:
"последовательности", "пресечения лжи", "вызова",
"создания впечатления о хорошей осведомленности" и др.
Если перед следователем возникает задача, например, допроса человека со
слабой нервной системой, то на каждой части допроса /этапе/ можно применять
специфические приемы психологического воздействия. В вводной части и
установления психологического контакта показаны приемы: "настройка на одну
волну", "терпеливое слушание", "втягивание в общение",
"похвала и позитивная оценка" /эти приемы рекомендуется использовать
и на остальных этапах допроса/, "нейтрализация настороженности",
"гибкое реагирование", "сближающее "МЫ"". В
главной части допроса можно использовать дополнительные приемы: "вызов
борьбы мотивов", "перефразирование", " использование
фактов", "построение моста". На этапе устранения противоречий
можно применить прием "контрвопросы". (Описание около 100 приемов
психологического воздействия дано в приложении к книге: Папкин А.И. Личная
безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология
безопасной деятельности - М.:1996)
Страницы: 1, 2
|