Анализ
таких изъятий позволяет объединить их в пять относи-тельно самостоятельных
групп, которые включают близкие по целямслучаи свободного использования
произведений. Первую из них обра-зуют те виды свободного использования
результатов творческой дея-тельности, объединяющим признаком которых является
необходимостьдоступа к произведениям в целях свободного распространения
инфор-мации. Прежде всего допускается цитирование в объеме, оправданномцелью
цитирования. В авторском праве цитирование означает включе-ние одного или
нескольких отрывков из произведения одного авторав произведение другого.
Условия допустимого цитирования следую-щие: без согласия автора - только в
научны, критических и инфор-мационных целях, а также в обзорах печати и,
во-вторых, цитиро-ваться могут только отрывки из произведений, обнародованных
любымдопускаемым законом способом.
Законом
разрешено использование правомерно обнародованныхпроизведений и отрывков из
них в качестве иллюстраций в изданиях,в радио- и телепередачах, звуко- и
видеозаписях _учебного характе- _ра в объеме оправданном
поставленной целью . (п.2 ст.19 Закона).Кроме того, разрешается
воспроизведение в газетах, передача вэфир или сообщение по кабелю для
всеобщего сведения правомерноопубликованных в газетах или журналах статей
по _ текущим экономи- _ческим, политическим, социальным и
религиозным вопросам . в случа-ях, когда это не было специально запрещены
автором. В Законе обавторском праве и смежных правах (ст.19) перечислены
другие ана-логичные случаи свободного использования произведений,
охраняемыхавторским правом.
Вторую
группу изъятий из сферы авторского права
составляют - 10 -случаи свободного репродуцирования
правомерно опубликованных про-изведений в единичном экземпляре без извлечения
прибыли (ст.20Закона), при этом понятием репродуцирования охватывается
фотоко-пирование, ксерокопирование и другие способы факсимильного
восп-роизведения произведений, при которых внешняя форма их выраженияостается
неизменной. На современном этапе развития копировальнойтехники это составляет
определенную проблему, которой Закон РФ"Об авторском праве и смежных
правах" посвятил специальную статьюо масштабах допустимого
репродуцирования. Во-первых, репродуциро-вать разрешается лишь правомерно
опубликованные произведения;во-вторых, при репродуцировании обязательно
указывается имя авто-ра, произведение которого используется, и источник
заимствования;в-третьих, репродуцирование возможно лишь в единичном
экземпляре;в-четвертых, при осуществлении репродуцирования не могут
пресле-доваться коммерческие цели; в-пятых, в Законе определенно указы-ваются
случаи и субъекты репродуцирования.
Третья
группа случаев свободного использования произведенийвключает публичное
исполнение музыкальных произведений во времяофициальных и религиозных
церемоний, а также похорон в объеме оп-равданном характером таких церемоний
(ст.29), и воспроизведениепроизведений для судебного производства в
объеме, оправданномэтой целью.Объединяющим их признаком являются, во-первых,
офици-альный характер использования произведений и, во-вторых, возмож-ность
использования в указанных выше целях не только обнародован-ных, но и не
обнародованных произведений.
Четвертая
группа изъятий из сферы авторского права касаетсянекоторых случаев
использования программ для ЭВМ и баз данных, атакже производства записей
краткосрочного пользования, осущест- - 11
-вляемых организациями эфирного вещания.
По
общему правилу, зак-репленному ст.25 Закона РФ "Об авторском праве и
смежных правах",лицо, правомерно владеющее экземпляром программы или базы
данных,вправе осуществлять любые действия, связанные с их функционирова-нием по
прямому назначению. Наконец, пятую группу случаев свободного использования
про-изведений образует их использование исключительно в личных целях.Строго
говоря, в данном случае вообще нет использования произве-дения в том смысле,
какой в него вкладывается законодательством,т.е. использования в виде промысла.
Это случаи чтения книги, слу-шания магнитофонной записи и т.д. Закон исходит
из того, что та-кое "использование" вообще не затрагивает авторских
прав создате-ля произведения. К тому же его невозможно ни
проконтролировать,ни регламентировать. В этой группе выделяются два случая
свобод-ного использования для удовлетворения личных потребностей.
Сог-ласно
первому случаю (ст.18), по общему правилу, любое заинтере-сованное лицо может
изготовить для себя экземпляр произведения ииспользовать его для
удовлетворения своих личных потребностей.Вместе с тем по прямому указанию
закона только с согласия авторамогут воспроизводиться даже для использования
только в личных це-лях: произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных
соору-жений; базы данных или существенные части из них; программы дляЭВМ;
книги (в полном объеме) и нотные тексты путем репродуцирова-ния. Второй из
случаев использования произведения в личных целяхкасается воспроизведения
аудиовизуальных произведений и звукоза-писей, которое может делаться без согласия
автора, но с выплатойему вознаграждения (ст.26). -
12 -
Как
отмечается в литературе, по ранее действовавшему авторс-кому законодательству,
изъятия из авторских прав превышали вседопустимые в цивилизованном обществе
пределы(1,176). Авторское право действует в течение определенного срока
пос-ле чего прекращается и произведение переходит в общественное дос-тояние и
может быть использовано любым лицом свободно. Авторскоеправо действует в
течение жизни автора и 50 лет после его смерти,исчисляемых с 1 января года,
следующим за годом смерти. Вместе стем личные неимущественные права охраняются
бессрочно.
Эта
охранаосуществляется либо специально уполномоченными органами РФ, либолицом,
указанным автором в завещании(ч.2 ст.27 Закона).Закономустановлены и изъятия
из правила о сроках действия авторскогоправа. Авторское право на
произведение, обнародованное анонимноили под псевдонимом, действует в течение
50 лет после даты егоправомерного обнародования. Авторское право на
произведение ,впервые выпущенное свет после смерти автора, действует в
тече-ние 50 лет после его выпуска. Авторское право на произведение,созданное
в соавторстве , действует в течение всей жизни и 50 летпосле смерти последнего
автора, пережившего других соавторов.
О
защите авторских прав говорят в тех случаях, когда они на-рушены или могут быть
нарушены, т.е. имеется угроза неправомерно-го вторжения в сферу авторского
права, принадлежащего определен-ному лицу. По общему правилу физическое
или юридическое лицо, котороене выполняет требований Закона об авторском и
смежных правах, яв-ляется нарушителем авторских прав. Наиболее характерный
случай нарушения авторских прав - ис-пользование произведения без договора с
автором. Как уже отмеча- - 13 -лось, договор с
автором должен быть заключен во всех случаях ис-пользования произведения,
кроме специально установленных в законе(ст.ст.17-26). Ст. 49 Закона
предусматриваются следующие формы защиты ав-торских прав: признание прав;
восстановление положения, существо-вавшего до нарушения права, и прекращение
действий, нарушающихправо или создающих угрозу его нарушения; возмещение
убытков,включая упущенную выгоду; взыскание дохода, полученного нарушите-лем
вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убыт-ков; выплата
компенсации в сумме от 10 до 5000 минимальных разме-ров оплаты труда,
устанавливаемых законодательством РФ, определя-емой по усмотрению суда или
арбитражного суда, вместо возмещенияубытков или взыскания доходов; принятие
иных предусмотренных за-конодательными актами мер. За защитой своего права
обладателиисключительных авторских прав вправе обратиться в
установленномзаконом порядке в суд, арбитражный или третейский суд.
Не
следует думать, что нарушителем авторских прав всегдавыступает
издательство, а потерпевшей стороной - автор. Довольночасто автор нарушает
права, которые он передал издательству: непредоставляет своего произведения
или передает его издательству сопозданием, не в том объеме, который указан в
договоре, с отступ-лением от согласованного плана или жанра; передает
произведениедругому издательству в нарушение договора. Во всех этих
случаяхоказываются нарушенными права, принадлежащие издательству по до-говору,
и они защищаются по правилам, относящимся к авторскимправам.
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ПАТЕНТНОГО ПРАВА
В
Российской Федерации создание изобретений и других призна-ваемых законов
результатов технического творчества, а также свя-занные сним отношения
регулируются актами гражданского законода-тельства, и в первую очередь речь
идет о Патентном законе РФ от23 сентября 1992 г. С помощью
гражданско-правового метода патент-ное право регулирует личные неимущественные
и имущественные отно-шения, возникающие в связи с созданием и использованием
изобрете-ний, полезных моделей и промышленных образцов. Сам термин
"патентное право" лишь совсем недавно был возвра-щен в российское
законодательство - в течении длительного временив Советском Союзе изобретения
и другие технические новшества ох-ранялись в основном не патентами, а
авторскими свидетельствами,которые лишь гарантировали обладателям личные
права и право навознаграждение от пользователей, но не предоставляли им исключи-тельного
права на использование созданных разработок. В настоящеевремя в России идет
процесс восстановления общепринятой системыохраны технических новшеств, в
связи с чем можно говорить о рос-сийском патентном праве.
Как
и авторское право, патентное право имеет дело с охранойи использованием
нематериальных благ, являющихся продуктами ин-теллектуального творчества.
Изобретения, полезные модели, промыш-ленные образцы (объекты промышленной
собственности), как и произ-ведения науки, литературы и искусства, охраняемые
авторским пра-вом также являются результатами мыслительной деятельности,
иде-альные решения тех или иных технических или
художественно-конс-трукторских задач. К изобретениям могут относится:
устройство,способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток
растений - 15 -и животных, а также применение
известного ранее устройства, спо-соба, вещества, штамма по новому назначению.
К полезным моделямотносится конструктивное выполнение средств производства и
пред-метов потребления , а также их составных частей. К промышленнымобразцам
относится художественное конструкторское решение, опре-деляющее его внешний
вид.
Различия
между объектами авторских прав и объектов промыш-ленной собственности заключается
в том, что в произведениях нау-ки, литературы и искусства основная ценность
и предмет правовойохраны - их художественная форма и язык, которые отражают их
ори-гинальность, то в объектах патентного права ценность представляетсамо
содержание тех решений, которые придуманы изобретателями. Вотличии от формы
авторского произведения, которая фактически не-повторима и может быть лишь
заимствована, решение в виде устройс-тва , способа, вещества, штамма или
внешнего вида изделия можетбыть разработано другими лицами совершенно
независимо от первогоего создателя. Поэтому патентное право строится на иных
началах ипринципах, нежели те, которые применяются в сфере авторского пра-ва.
Важность принципов патентного права состоит также и в том,что они служат
базой для разрешения прямо не урегулированных за-коном ситуаций. Важнейшим
отправным началом патентного права является приз-нание за патентообладателем
исключительного права на использова-ние запатентованного объекта. Это, в
соответствии с ч.2 ст.3 Па-тентного закона, означает, что только
патентообладатель может ис-пользовать, т.е. изготавливать, применять,
ввозить, продавать,ввозить, продавать и иным образом вводить в хозяйственный
оборотзапатентованную разработку.
Отсюда
следует, что все другие лица - 16 -должны
воздерживаться от ее использования, не санкционированногопатентообладателем.
То есть налицо явное вещное правоотношение,когда управомоченному субъекту
противостоит неопределенный кругпассивно обязанных субъектов. Любое не
санкционированное догово-ром или законом вторжение в исключительную сферу
патентообладате-ля должно пресекаться, а нарушитель подвергаться
предусмотреннымзаконом санкциям. Любое лицо, не являющееся
патентообладателем,вправе использовать объект промышленной собственности,
защищенныйпатентом, лишь с разрешения патентообладателя на основе
лицензи-онного договора, который подлежит регистрации в Патентном
ведомс-тве. В то же время, в чем на мой взгляд и состоит объективноепротиворечие
общественных отношений , регулируемых авторским ипатентным правом, признание
и всемерная охрана патентной монопо-лии должна сочетаться с защитой
общественных интересов патентногоправа. Следовательно основной задачей
патентного права, на мойвзгляд, является соблюдение разумного баланса
интересов патенто-обладателя, с одной стороны, и интересов общества, с другой
сто-роны. Это можно рассматривать как второе исходное начало, причеминтересы
личности остаются как видно на первом месте.
Такое
по-ложение в принципе соответствует современному пониманию отношениячеловека и
общества. Впрочем, следует отметить, что данное проти-воречие свойственно и
множеству других отраслей права , в первуюочередь сфере публичного права -
уголовному праву, процессу ит.п. Вернемся к патентному праву. Одним из
конкретных проявленийвторого принципа служит ограничение действия патента
определеннымсроком , после истечения которого разработка поступает во
всеоб- - 17 -щее пользование.
Так,
согласно ч.3 ст.3 Патентного закона патентна изобретение действует в течении
двадцати лет, свидетельство наполезную модель и патент на промышленный образец
соответственно -пяти и десяти лет. Сроки действия последних двух документов,
подт-верждающих права на объекты промышленной собственности, могут
походатайству патентообладателя продлеваться решением Патентноговедомства
соответственно на срок не более трех и пяти лет. Нача-лом течения срока
действия всех трех патентов является дата пос-тупления заявки в Патентное
ведомство.
Кроме
того, условием предоставления патентно-правовой охранытой или иной разработке
является внесение действительного вкладав уровень техники и тем самым
обогащение общественных знаний. Непризнаются патентоспособными , т.е. не
охраняются изобретения,полезные модели и промышленные образцы, которые
противоречат об-щественным интересам, принципам гуманности и морали.
В
тех же целях на основании ст. 21 Патентного закона Патент-ное ведомство в
течении двух месяцев с даты поступления заявкипроводит по ней формальную
экспертизу, в ходе которой кроме про-верки необходимых документов,
рассматривается вопрос о том, отно-сится ли заявленное предложение к объектам,
которым предоставля-ется правовая охрана.
При
неиспользовании или недостаточном использовании патенто-обладателем объекта
промышленной собственности в течении четырехлет (полезной модели - трех)
любое лицо, желающее и готовое ис-пользовать охраняемый объект промышленной
собственности, в случаеотказа патентообладателя от заключения лицензионного
договора мо-жет обратиться в Высшую патентную палату РФ с ходатайством о
пре-доставлении ему принудительной неисключительной лицензии(
ч.4 - 18 -ст.10 ПЗ РФ).
Наконец
ст. 11 Патентного закона в общественных интересахустанавливает случаи так
называемого свободного использования за-патентованных разработок . Не
признается нарушением исключитель-ного права патентообладателя проведение
научного исследования илиэксперимента над средством, содержащим, объект
промышленной собс-твенности; применение этих средств в чрезвычайных
обстоятельствахс последующей выплатой патентообладателю соразмерной
компенсации,а также в личных целях без получения дохода; разовое
изготовлениелекарств в аптеках по рецептам врача и т.д.
Следующим
принципом патентного права является предоставле-ние охраны лишь тем
разработкам, которые в официальном порядкепризнаны патентоспособными
изобретениями, полезными моделями ипромышленными образцами. Данное признание
может осуществлятьсяразными путями, быть относительно сложным или, напротив,
сведен-ным к предельно упрощенной формальной процедуре, которая,
однако,обязательно. В этом состоит еще одно различие между авторским
ипатентным правом. Авторское право охраняет любые творческие про-изведения,
находящиеся в объективной форме. По патентному правуформальности , связанные
с официальным признанием патентоспособ-ности разработки, являются
обязательным условием охраны . Этопродиктовано целым рядом причин. К ним
относятся и то, что реше-ния, которые охраняются патентным правом объективно
могут повто-ряться, и то, что охрана должна предоставляется только тем
разра-боткам которые обладают новизной и промышленной
применимостью,(промышленные образцы также оригинальностью, а изобретения
соот-ветствовать изобретательским уровнем) (ч.1 статей 4,5,6).
В
соответствии со ст.2 Патентного закона
Государственное - 19 -патентное ведомство РФ
осуществляет единую политику в области ох-раны объектов промышленной
собственности в РФ. Для получения ох-раны заинтересованное управомоченное лицо
должно оформить и по-дать в Патентное ведомство особую заявку, которая
рассматриваетсяпоследним с соблюдением определенной процедуры и в случае
соот-ветствия заявленного требованиям закона удовлетворяется. Если за-явка на
выдачу патента в Патентное ведомство не подавалась, раз-работка, которая
объективно отвечает всем критериям патентоспо-собности, объектом охраны со
стороны патентного права не стано-вится.
В
функции Патентного ведомства входит принятие к рассмот-рению заявки на
изобретения, полезные модели, промышленные образ-цы, проведение по ним
экспертизы, государственная регистрация,выдача патентов, опубликование официальных
сведений и др. Проце-дура получения патента регламентирована разделом V
Патентного за-кона РФ.
В
этой связи большое значение приобретает понятие приорите-та, которое
неизвестно авторскому праву. На государственное приз-нание и охрану своих прав
могут претендовать только те заявители,которые первыми подали правильно
оформленную заявку на выдачупатента (ст.19 ПЗ РФ).
Наконец,
в качестве принципа патентного права может рассмат-риваться положение,
согласно которому законом признаются и охра-няются права и интересы не только
патентообладателей, но и дейс-твительных создателей изобретений, полезных
моделей и промышлен-ных образцов, право авторства, согласно ч.3 ст.7 ПЗ РФ,
являетсянеотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Автором
изоб-ретения, полезной модели, промышленного образца признается физи-ческое
лицо, творческим трудом которого они созданы.Если в
созда- - 20 -нии объекта промышленной собственности
участвовало несколько фи-зических лиц, все они считаются его авторами и
порядок пользова-ния правами, принадлежащими авторам определяется соглашением
меж-ду ними. Согласно ч. 2 ст. 7 ПЗ РФ не признаются авторами лица,не внесшие
творческого вклада в создание объекта промышленнойсобственности, а
оказавшие автору только техническую, организаци-онную или материальную помощь
либо только способствовавшие оформ-лению прав на него и его использованию.
Данный принцип находит свое отражение прежде всего в том,что именно
действительным разработчикам предоставляется возмож-ность получить патент и
стать патентообладателем.
Данное
правоосновано на самом факте создания патентоспособного решения и яв-ляется
одним из основополагающих прав автора. Однако фигуры авто-ра и
патентообладателя совпадают далеко не всегда, даже наоборот.Патент выдается
автору объекта промышленной собственности; физи-ческим и (или) юридическим
лицам при условии их согласия, которыеуказаны автором или его правоприемником в
заявке на выдачу патен-та; работодателю, в определенных законом случаях
(ч.1 ст.8 ПЗРФ). Согласно ч.2 ст.8 ПЗ РФ право на получение патента на
объектпромышленной собственности, созданный работником в связи с выпол-нением
служебных обязанностей или полученного от работодателяконкретного задания,
принадлежит работодателю.
Причем
в в догово-ре можно предусмотреть иное. Что касается интересов авторов, тоони
гарантируются обязательной выплатой авторам особого вознаг-раждения, размер и
порядок которого определяются на основе согла-шения работника и работодателя,
а в случае спора устанавливаютсясудом. При этом выплачиваемое автору
вознаграждение должно бытьсоразмерно той выгоде , которая получена
работодателем или могла - 21 -быть им получена при
надлежащем использовании объекта промышлен-ной собственности. Обязанность по
выплате вознаграждения авторуработодатель несет не только тогда когда он
реально получает па-тент, но и в случаях передачи работодателем права на
получениепатента другому лицу, принятия им решения о сохранении объекта втайне
или неполучения патента по поданной им заявке по причинам,зависящим от
работодателя.
В
случае смерти автора разработки или владельца патентасубъектами патентного
права становятся их наследники. Наследова-ние изобретательских и патентных прав
осуществляется в общем по-рядке и и происходит как по закону, так и по
завещанию.
Однако
при наследовании авторских прав к наследникам не переходят
личныенеимущественные права авторов, в частности право авторства и пра-во на
авторское имя, а только лишь те права, которые обеспечиваютимущественные
интересы наследников. Например, право на подачу за-явки, на выдачу патента, на
получение вознаграждения или компен-сации, если патент вправе получить
работодатель умершего автора.Авторство же и другие личные неимущественные права
умершего авто-ра в качестве общественно значимого интереса охраняются
бессроч-но..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сергеев А.П. Авторское право России. - СПб.,1994.
2. Сергеев А.П. Патентное право. -М.,1995.
3. Гаврилов В.А. Авторское право. - М.,1989.
4. Закон Рф " Об авторском праве и смежных правах" от
9.07.93
г. // Ведомости РФ. 1993, №32, ст.1242.
5. Патентный Закон РФ от 23.09.92 г.// Ведомости РФ от 1992
№42,
ст. 23 19.
|