на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Россия в мировом производстве и торговле продовольствием

С.Линден делает вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие потребности, т.е. прежде всего потребности внутреннего рынка. Только после очередного расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится завоевать внешний.

Однако теория С.Линдена была незаконченной, она охватывала только один, притом ограниченный, аспект поставки технологически сложных товаров на внешний рынок. Дальнейшая ее разработка привела к созданию теории «цикла жизни продукта» Ч.Киндельберга, Р.Вернона, Л.Уэлса, которая объясняла закономерности развития внешней торговли большой группы товаров. Хронологические показатели «цикла жизни продукта» могут быть различными и длиться от нескольких лет до десятилетий. Разбивка производства на этапы условна, поскольку бывает так, что товар сразу же с первого переходит на четвертый этап. Например, длительность  «цикла жизни», начиная от производства хлопчатобумажных изделий в Англии и кончая их изготовлением в Индии, составляет десятки, а иногда и сотни лет.

Недостатком этой теории являлось некоторое ограничение ее приложения. Во-первых, производство ряда товаров сохранялось в узкоспециализированных районах и не распространялось на другие страны. Во-вторых, теория закрепляла за США лидирующее положение. Однако в последнее время некоторые страны (Япония и Германия) смогли догнать и даже перегнать США, специализируясь на определенных видах производств.

Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский исследователь М.Портер. По мнению М.Портера, четырьмя главными параметрами, определяющими развитие современной внешней торговли, являются: факторные условия; условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция. М. Портер признает значимость первого параметра – факторных условий, численность которых увеличивается путем введения новых. Второй параметр – условия спроса – представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – характеризуют наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех (2).

2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ

2.1. УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ РОССИИ

Внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики России (1).

Как известно, на протяжении четырех послевоенных десятилетий положение Советского Союза в мировом хозяйстве давало основания рассматривать его как развитую в экономическом и научно-техническом плане державу, к тому же обладающую разнообразными и значительными сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами. В этот период по совокупному экономическому потенциалу и абсолютным размерам ВВП (валовой внутренний продукт)  СССР, в котором Российской Федерации принадлежало весьма видное место, находился на второй позиции в мировой «табели о рангах» после США, фактически опережая прочие страны «Большой семерки» и Китай. Его положение в качестве одной из «сверхдержав» поддерживалось в немалой степени и военно-стратегическим паритетом с США (9).

Начиная с середины 80-х годов и особенно в период радикальных экономических преобразований в России наметилась тенденция к ухудшению показателя условий торговли (отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен). В бывшем Советском Союзе доля внешней торговли в ВВП составляла в 1990 г. 6,5%, что свидетельствовало не столько о малых размерах экспорта и импорта, сколько о значительных размерах ВВП.

В период с 1984 г. по 1992 г. соотношение индекса экспортных цен России к индексу импортных цен в среднем составляло 88,3%, что соответствовало 34-му месту в мире. В 1993 г. показатель условий торговли сократился до максимально низкого уровня – 69%. Низкий показатель условий торговли свидетельствует о неэффективной внешней торговли, когда цены на экспортируемую продукцию занижаются, а на импортную завышаются.

Однако в последние годы наметилась положительная динамика в изменении показателя условий торговли России.

Начиная с 1993 г. наметилась устойчивая тенденция к росту внешней торговли России. В 1994 г. объем внешней торговли России увеличился до 88,5 млрд. долл., в 1995 г. – до 105,9 млрд. долл. С учетом торговли России со странами ближнего зарубежья общий стоимостной объем экспортно-импортных операций страны составлял в 1994 г. 104,2 млрд. долл. в 1995 г (табл. 1).

Таблица 1

Динамика развития внешней торговли России (млрд. долл.)

Годы Оборот Экспорт Импорт Сальдо

1991

1992

1993

1994

1995

1996

95,4

79,4

77,3

88,5

105,9

71,6

50,9

42,4

44,3

51,4

64,3

41,4

44,5

37,0

32,9

37,0

41,6

30,1

6,4

5,4

12,4

14,4

22,7

11,3

Примечание: в 1996 г. данные приведены за 1-ю половину года.

Положительным моментом в развитии внешней торговли России в последние годы  является стабильный рост положительного сальдо экспортно-импортных операций. В 1994 г. превышение экспорта над импортом в России составляло 14,4 млрд. долл., и по этому показателю страна занимала 4-е место в мире, уступая лишь Японии (120 млрд. долл.), Германии (35 млрд. долл.) и Италии (21 млрд. долл.). В 1995 г. положительное сальдо торгового баланса России достигло 22,7 млрд. долл., в 1996 г. – 27,9 млрд. долл.

Основной причиной возникновения и роста положительного сальдо во внешней торговле России является резкое увеличение экспорта сырьевых товаров, черных и цветных металлов, химических товаров, а также значительное сокращение централизованного импорта товаров, в том числе уменьшение массовых закупок зерна и некоторых других продовольственных товаров.

Россия не относится к странам с экстравертивной моделью экономики, где приоритетным направлением развития является экспортная ориентация и, соответственно, достаточно велик удельный вес внешней торговли в валовом внутреннем продукте (Гонконг – 188%, Сингапур – 179, Малайзия – 77, Бельгия – 69, Ирландия – 61, Тайвань – 45%). Вместе с тем внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики России, а в последние годы ее роль как основного источника валютных поступлений несколько возросла. Удельный вес экспорта в ВВП России в 1996 г. составлял 19,9%, в импорте – 13,5%.

Тем не менее внешняя торговля России имеет экспортную направленность, о чем свидетельствует коэффициент экспортно-импортной специализации (отношение стоимостного объема экспорта к импорту), в 1995 г. составивший 1,3.

2.2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

Долгое время бывший Советский Союз был одним из крупнейших экспортеров оружия и военной техники, которые продавались практически во все страны региона мира. На долю России в 80-х годах приходилось 42% мировой торговли оружием. По стоимости экспорта вооружений Россия уступала лишь США.

В вывозе сырьевых товаров в 90-е годы отмечалась тенденция к снижению эффективности экспорта, особенно топлива. При увеличении физических объемов зарубежных поставок валютные поступления от экспорта сокращались.

Однако современная структура внешней торговли России носит ярко выраженный сырьевой характер (1). В последние годы на мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 30% природного газа, около 30% нефтепродуктов, более 35% минеральных удобрений, не менее 25% круглого леса, свыше 60% фанеры (6). Рост экспорта сырьевых товаров из России стимулировался завышенным курсом доллара и низким уровнем рентной платы за природные ресурсы (1).

 В 1997 г. резко упали мировые цены на нефть и металлы, что сразу усугубило внутриэкономическое положение страны (6).

     В экспорте России, который в 1995 г. составил 64,3 млрд. долл., на долю сырьевых товаров приходилось более половины всего вывоза. При этом всего лишь два товара – сырая нефть и природный газ – давали 35% всей валютной выручки страны.

В середине 90-х годов на экспорт поставлялось 90% общего объема производства алюминия, 85 – минеральных удобрений, 80 – меди, 70 – продукции – продукции черной металлургии, 41 – сырой нефти, 40 – никеля, 35 – алмазов, 33 – природного газа, 31,2 – целлюлозы, 25 – нефтепродуктов, 11,6 – каменного угля, 6,7% - чугуна.

Россия по-прежнему остается ведущим мировым экспортером ряда сырьевых товаров, черных и цветных металлов. В частности, ее доля в мировой торговле алюминием в середине 90-х годов составляла 25%, никелем – 20, медью – 11, цинком – 8,4% (1).

Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ века характеризовалось следующими данными:

удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% до менее чем 2% - примерно 10-е место в мире;

доля в мировом промышленном производстве не превышала 4% - 5-я позиция в мире;

по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве – 77-ю ступень в мировой классификации (9).

Основной причиной уменьшения импорта с началом экономических реформ является прежде всего политика правительства России, направленная на сокращение государственных расходов, включая расходы на централизованный импорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотирования импорта (1).

2.3. СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ

Вплоть до 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.

Система государственной монополии внешней торговли жестко определяла внешний рынок от внутреннего. Главной целью распределения ресурсов было направлено на обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Все союзные объединения специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров.

Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям 95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже – Министерства внешних экономических связей).

На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельность этих объединений.

Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговых посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, - все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, национальной структуре экспорта и импорта.

Таможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режимов, применяемых в отношении стран происхождения товара.

Основой являются ставки, применяемые по отношению к странам, пользующимся в России режимом наибольшего благоприятствования; по отношению к этим 125 странам используются базовые ставки. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое.

Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в 2 раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся безпошлинно, точно также, как импорт товаров из стран СНГ.

В среднем базовая ставка таможенного тарифа составляет 20% стоимости изделия. Более высокие пошлины установлены на ряд изделий, которые в российских условиях можно считать предметом роскоши.

Новый тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисления ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: в экю за физическую единицу ввозимого товара (за 1 кг, за 1 л или 1 шт.), т.е. специфические пошлины, и комбинированный порядок начисления. На некоторые виды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения (овощи, фрукты) введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия.

Вводится также налог на добавленную стоимость, исчисляемый с величины, включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза.

Итак, наблюдается тенденция к фискальному обложению импорта, а также разработка четко выраженных протекционистических правительственных программ. По сравнению с национальным производством импортные товары ставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что облагаются дополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной базой для взимания налога на добавленную стоимость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.